Взаимодействие с родителями по реализации проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие с родителями по реализации проекта



Содержания деятельности Практические материалы
1.Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту 2.Подготовить приглашения на родительское собрание. 3.Провести родительское собрание «Воспитываем будущего читателя» в форме «круглого стола». 4.Анкетирование родителей: - по вопросам игры «Интервью»; - по итогам родительского собрания. 5.Консультации: - по организации домашнего чтения «Воспитывайте будущего читателя»; - «Что и как читать ребенку дома». 7.Готовить информационные стенды, папки-передвижки,ежедневные информационные листки по теме. 8.Привлечь родителей к участию в презентации книжного уголка, созданию рукописных книг. 10.Организовать серию открытых мероприятий по ознакомлению с художественной литературой в рамках проекта. 11.Организовать литературные праздники с участием родителей. 1.План - схема по реализации проекта 2.Примерная форма приглашения на родительское собрание. 3.Родительское собрание «Воспитываем будущего читателя».   4.Итоговая анкета по результатам родительского собрания (Анкету по вопросам игры «Интервью») 6.Консультации: -памятка «Воспитывайте будущего читателя»; -консультация «Что и как читать ребенку дома».   7.Методические разработки: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами».  

3. Работа с родителями по формированию у детей интереса к художественной литературе

Одной из основных причин на наш взгляд является семья, как носитель культурных ценностей. Взрослые – родители и воспитатели являются для ребенка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней. Не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы сами создаем трудности для будущего школьника. Программы начальной школы предполагают серьезную и интересную работу по литературе, но по-настоящему она станет возможной тогда, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены в период до 7 лет. Только при этом условии ребенок придет в школу читателем и не обязательно читающим, то есть на детском уровне понимающим смысл и значение книги как ценности. К сожалению, очень многие родители сами не любят читать литературу или относятся к книге как к средству развлечения. Как следствие, в такой семье дошкольник также не проявляет интерес к книгам.

По данным российских СМИ, приблизительно лишь 15% родителей участвуют в формировании книжной культуры детей, 60% родителей не читают детям вообще.

Не менее важной проблемой приобщения ребенка к чтению детской литературы является неграмотное руководство родителей данным процессом (бессистемность, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, безэмоциональность и т.д). Именно поэтому воспитатель является проводником в решении данных проблем в семье, через просвещение родителей.

 Современный воспитатель должен владеть тем набором методов и форм взаимодействия с родителями, которые бы способствовали осознанию значимости чтения детской литературы для развития дошкольника.

Анализ анкет родителей позволил отметить, что 75% родителей стараются регулярно читать детям, но в основном сказки или комиксы, 5% читают с детьми развивающие книги. 25% родителей обсуждают с детьми прочитанные произведения, остальные ограничиваются чтением.

65 % родителей не знают особенности организации чтения в домашних условиях, а значит им не знакомы приемы организации домашнего чтения. 75%, родителей слабо ориентируются в книжных новинках, их представление о книгах для детей дошкольного возраста довольно узкое, ограничено небольшим количеством авторов, знакомых самим с детства.

Все опрошенные родители (100 %) хотели бы, чтобы их дети любили читать книги, однако не имеют четкого представления как этого достичь.

Таким образом, анкетирование позволило установить, что у взрослых есть понимание необходимости домашнего чтения и его пользы для развития ребенка, но не все родители готовы к этому. В детском саду работа по приобщению дошкольников к чтению детской литературы в семье, проводится эпизодически через традиционные формы работы: консультации, информационный уголок. А этого явно недостаточно для современной семьи, необходимы действенные меры, по разрешению данной проблемы.

Полученные результаты исследования привели нас к идеи создания методических рекомендации организации работы с родителями по приобщению дошкольника к чтению детской литературе в семье. Определяя основные направления работы с родителями, мы опирались на исследования Микляевой Н.В., МишинойТ.С., Гриценко З.А., Арнаутовой Е.П.

 Система работы ДОУ по приобщению детей к чтению литературе в семье должна строиться поэтапно

I этап – организационно-подготовительный, который включает в себя диагностику, выявления уровня читательского интереса у родителей и детей, определения проблемы, с которыми сталкиваются родители в организации чтения. На основе чего, разрабатываются способы взаимодействия детского сада и семьи в процессе развития читающего ребенка

II этап – содержательно-технологический направлен на реализацию разработанной модели приобщения семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста, к миру книг.

Становление и обогащение культуры семейного чтения у родителей на втором этапе должно осуществляться с помощью следующих современных форм работы:

Выпуск газеты, памяток по актуальным вопросам приобщения детей к домашнему чтению.

Дни открытых дверей.

Семинары-практикумы по приобщению детей к домашнему чтению.

Тематические встречи с родителями.

Актуальной остается и традиционные формы работы, такие как родительские собрания с использованием активных методов развития у родителей рефлексии (осознания) собственных воспитательных приемов. Е.П. Арнаутова выделяет следующие методы активизации и обогащение опыта родителей.[ 1]

Обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей на размышление. Например: «Зачем ребенку читать художественную литературу?»

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического такта.

Ролевое проигрывание семейных ситуаций, моделирующих родительское поведение, позволяет обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком по развитию интереса ребенка к чтению литературы.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Например, дать оценку разным способам воздействия на ребенка в процессе организации домашнего чтения и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные, заменить нежелательные формы общения на конструктивные.

Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей.

Обращение к опыту родителей. Например: «Расскажите о традициях чтения художественной литературы в семье, о последующей работе».

Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Необходимо чтобы родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в приобщении дошкольника к детской литературе. Организация «Мастерских по изготовлению книжек самоделок и ремонту книг», арт-выставок (совместные рисунки «Краски прочитанной книги», семейные фотографии «Вместе с книгой я расту», «Экран прочитанных книг»), литературных викторин, театрализованной деятельности и др. повышает интерес к совместному чтению детской литературы в семье. Способствуют эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнерских отношений.

4. Взаимодействие ДОУ с библиотекой

Не менее важным направлением по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы в семье является взаимодействие с библиотекой. Организация экскурсий, совместных досугов и встреч с писателями (если это возможно) и другими интересными людьми, вносит немаловажный вклад в развитие ребенка как будущего читателя. Посещение библиотеки для маленького человечка - это всегда праздник, ведь это встреча с огромным количеством книг, мысленная встреча сразу со многими героями любимых произведений. Мы систематически организуем экскурсии в библиотеку для детей старшего дошкольного возраста.
Сотрудники библиотеки знакомят детей с новинками книжных изданий, инновационными формами, используемыми в работе библиотек (электронная база).
С целью повышения эффективности работы по приобщению старших
дошкольников к книге проведена акция «Твой друг - библиотека». Родители
активно откликнулись и теперь являются частыми гостями библиотеки.
Сотрудники ДОУ также не отстают и с интересом знакомятся с новинками и используют в работе с детьми.

 

 

Заключение

Таким образом, для формирования у дошкольников интереса к художественной литературе необходимо соблюдать следующие условия:

· учет возрастных особенностей развития ребенка;

· организация ежедневных чтений в свободной форме;

· создание книжных уголков (в домашних условиях и в ДОУ);

· тщательный подбор литературных произведений (разные жанры)

· беседы о книгах;

· вечера сказок, загадок;

· кукольные драматизации;

· сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами;

· привлечение в процесс формирования интереса к чтению родителей,

· взаимодействие с библиотекой.

Подводя итоги, можно отметить - художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами "сгущенной информативности", т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченные временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты, при правильном их подборе могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям.

Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон для развертывания других форм совместной деятельности взрослого в детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяя их в целостном образовательном процессе.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обязанность воспитателя привить детям любовь к книге, уметь слышать и чувствовать литературное произведение. Воспитатель может организовать работу с родителями, устраивая литературные гостиные, где родители могут обмениваться друг с другом опытом, как они прививают любовь детей к книге.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.014 с.)