Особенности настойчивости у курсантов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности настойчивости у курсантов



Рассматривая настойчивость как универсальную характеристику всех типов активности в рамках концепции многомерно-функциональной модели организации свойств личности А. И. Крупнова, мы исследовали гармонические (способствующие развитию и проявлению настойчивости) и агармонические (затрудняющие реализацию и формирование этого свойства) переменные содержательно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных) составляющих этого свойства у курсантов.

С помощью t-критерия Стьюдента были выявлены соотношения гармонических и агармонических переменных внутри различных компонентов настойчивости.

Таблица 2 – Сравнение выраженности переменных внутри различных компонентов настойчивости

Компоненты Переменные настойчивости Средние значения t-критерий Стьюдента Уровень значимости различий
Целевой Общественно значимые цели Личностно значимые цели 34,51   38,67 6,093 0,000
Мотивационный Социоцентричность Эгоцентричность 34,6   39,37 7,302 0,000
Когнитивный Осмысленность Осведомленность 37,12 32,06 4,952 0,000
Продуктивный Предметность Субъектность 34,82 34,42 5,673 0,000
Динамический Энергичность Аэнергичность 36,24 31,56 4,337 0,000
Эмоциональный Стеничность Астеничность 35,2 35,04 0,197 0,844
Регуляторный Интернальность Экстернальность 35,51 31,97 2,877 0,005
Рефлексивно- оценочный   Операциональные трудности Личностные трудности 28,76   29,29 0,654 0,515

Примечание: Все показатели в таблице 1 и далее округлены до сотых; значимые различия на уровне не ниже р ≤0,05 выделены жирным шрифтом

 

Данные средних количественных показателей настойчивости приведены на рисунке 1.

Рисунок 1 Выраженность переменных настойчивости

В содержательно-смысловом блоке настойчивости преобладали личностно-значимые цели, эгоцентричность. При реализации настойчивости курсанты руководствовались личностными целями, желаниями найти хорошую и интересную работу, обрести самостоятельность и независимость, достичь материального благополучия, проявить свои возможности и способности, развить у себя упорство и волю, быть более требовательными к самим себе.

В инструментально-стилевом блоке преобладали энергичность и интернальность. Курсанты проявляли настойчивость различными способами, в разных ситуациях, готовы самостоятельно добиваться поставленной цели и нести ответственность за свои неудачи. Ее проявление сопровождалось положительными эмоциями, удовольствием от удачно достигнутой цели. Все это способствовало развитию настойчивости, поощряло его проявление и создавало положительный образ настойчивого человека.

Далее рассмотрим взаимосвязи между переменными настойчивости.

В структуре настойчивости была обнаружена 31 значимая корреляция. Из них наибольшее количество корреляций с другими переменными имела аэргичность (9 корреляций), среднее количество имели личностные трудности (6 корреляций), социоцентричность (5 корреляций), экстернальность (5 корреляций), операциональные трудности (5 корреляций), астеничность (4 корреляции), низкое количество имели общественно-значимые и личностно-значимые цели (3 корреляции), субъектность (3 корреляции), предметность (2 корреляции), эгоцентризм (2 корреляции), осмысленность (1 корреляция), стеничность (1 корреляция), интернальность (1 корреляция).

В установочно-целевом компоненте наиболее выраженные положительные корреляции обнаружились между общественно и личностно значимыми целями (0,542). Следовательно, чем выше у студентов выражены общественно значимые цели, тем выше и цели личностные. Обнаружена положительная связь между общественно-значимыми целями и характеристикой мотивационного компонента - социоцентричностью (0,465) т. е. чем выше у курсантов была выражена социально-общественная направленность, тем выше их общественные цели.

В мотивационном компоненте настойчивости социоцентричность имеет положительные связи с эгоцентричностью (0,406), т. е. чем выше у курсантов выражены социальные мотивы, тем выше и личные мотивы проявления настойчивости. Кроме того, обнаруживается положительная связь социоцентричности с характеристикой когнитивного компонента - осведомленностью (0,426). Это означает, что курсанты имеют четкое представление о понятии настойчивости и понимают необходимость развития данного качества.

В когнитивном компоненте настойчивости обнаружена положительная связь осмысленности с характеристикой мотивационного блока - эгоцентричностью (0,392). Осведомленность коррелирует с характеристиками мотивационного блока - социоцентричностью (0,426), динамического блока - аэргичностью (0,439), регуляторного компонента - экстернальностью (0,541). Следовательно, можно заключить, что у студентов мотивация настойчивости повышалась при углублении представлений о ней и уменьшалась при появлении негативных эмоций вследствие возникновения трудностей и неудач, при которых курсанты перекладывали ответственность на других.

В продуктивном компоненте были обнаружены положительные корреляции между предметностью и субъектностью (0,569), а также характеристикой мотивационного компонента - социоцентричностью (0,355). Кроме того, субъектность положительно связана с такой характеристикой установочно-целевого компонента как личностно-значимые цели (0,85) и характеристикой динамического компонента - энергичностью (0,391). Эти данные показывают, что уровень продуктивности настойчивости курсантов зависел от целей и мотивов, на которые она была направлена, а также от степени активности.

Данные компоненты образуют мотивационно-смысловой блок. Связи в данном блоке показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 Корреляции компонентов мотивационно-смыслового блока

В динамическом компоненте установлены положительные связи между аэргичностью и регулятивным и рефлексивно-оценочным компонентами (0,607 и 0,624), характеристикой эмоционального компонента - астеничностью (0,595), характеристикой когнитивного компонента - осведомленностью (0,439). Следовательно, настойчивость у курсантов уменьшалась при наличии операциональных и личностных трудностей, а также при негативных эмоциях.

В эмоциональном компоненте стеничность положительно коррелировала с такой характеристикой установочно-целевого компонента как общественно-значимые цели (0,44). Астеничность была связана с характеристикой динамического компонента - аэргичностью (0,595), а также с обеими характеристиками рефлексивно-оценочного компонента (0,39 и 0,465). Курсанты испытывали положительные эмоции при реализации личностных целей, были целеустремлены, настроены на успешный результат и готовы на активное проявление настойчивости. При этом они испытывали негативные эмоции, сталкиваясь с личными и внешними трудностями.

В регуляторном компоненте настойчивости интернальность имела положительную связь с такой характеристикой когнитивного компонента как осмысленность (0,8). Экстернальность положительно коррелировала с рефлексивно-оценочным компонентом (0,568 и 0,604), характеристикой динамического компонента - аэргичностью (0,825) и такой характеристикой эмоционального компонента как астеничность (0,55). У курсантов, убежденных в том, что успешный результат выполняемой деятельности зависит от них самих, и готовых взять на себя ответственность за успехи и неудачи в выполняемой деятельности, было более развито стремление проявлять настойчивость. При повышенной экстернальности, т. е. склонности к передаче ответственности за результат внешним обстоятельствам и везению, настойчивость у курсантов проявлялась меньше. Они испытывали негативные чувства при столкновении с какими-либо трудностями, быстро сдавались и с легкостью откладывали дела, в которых потерпели неудачу.

В рефлексивно-оценочном компоненте наиболее выраженная связь отмечалась между операциональными и личностными трудностями (0,707). Обе характеристики компонента были связаны с аэргичность ю (0,607 и 0,624), а также с экстернальностью (0,568 и 0,604). Кроме того, личностные трудности имеют корреляцию с личностно-значимыми целями (0,7). Таким образом, чем больше у студентов проявляются трудности в операциональной сфере (несформированность волевых привычек, навыков и т.п.), тем больше проявятся и затруднения личностного характера (неуверенность, тревожность и т.п.). Также при появлении как операциональных, так и личностных трудностей есть склонность к снижению целеустремленности, упадку сил и желанию добиться успеха в выполняемой деятельности.

Данные компоненты образуют регуляторно-динамический блок. Связи в данном блоке показаны на рисунке 3.

Рисунок 3 Корреляции компонентов регуляторно-динамического блока

Таким образом, корреляционный анализ отношений между переменными настойчивости выявил тесные положительные связи между переменными различных компонентов.

Опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко для определения самооценки настойчивости позволяет оценить выраженность волевого качества в диапазоне от 0 до 18 баллов. На основании этого выборка была разделена на 3 группы по степени выраженности настойчивости: высокий - 45%, средний - 27% и низкий - 28% уровень настойчивости. Таким образом, мы можем сделать вывод, что большинство курсантов отличаются целеустремленностью, способны доводить начатое дело до конца и легко преодолевают препятствия, мешающие достижению поставленной цели. Курсанты с средним уровнем настойчивости характеризуются работоспособностью и ответственным подходом к начатому делу. Редко отвлекаются на дела, которые кажутся им проще в выполнении. Для курсантов с низким уровнем настойчивости характерны неуверенность, импульсивность, легкая отвлекаемость на посторонние, особенно более простые в выполнении задачи. Они легко отказываются от поставленной цели, особенно при столкновении с какими-либо трудностями.

Рисунок 4 Результаты диагностики настойчивости курсантов по опроснику Е. П. Ильина и Е. К. Фещенко для самооценки настойчивости

Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод о том, что курсантам присуще активное проявление настойчивости с целью добиться личного успеха, стремление проявлять настойчивость в личной деятельности, активное проявление настойчивости при борьбе с решением проблем, идущих из вне. Также данную выборку можно разделить на группы с высоким, средним и низким уровнями настойчивости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.008 с.)