Теоретические основы исследования эмпатии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы исследования эмпатии



Существует несколько подходов к трактовке термина "эмпатия".

Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».[71, с. 5]

Также начальной точкой может послужить утверждение Мид о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека. [66]

В контексте широкого определения эмпатии, различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения. [22]

Оксфордский словарь английского языка определил слово «настойчивость» как продолжение делать что-то, несмотря на трудности или сопротивление. [81]

Т. П. Гаврилова: эмпатия - это специфическая особенность человека отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или антропоморфизированный предмет. [15, С.4] Следует отметить, что при такой формулировке внимание уделяется роли эмпатии в качестве механизма восприятия человеком. Она считает эмпатию формой эмоционального переживания, связанного с прошлым.

Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс использовал понятие эмпатии в психолого-терапевтической работе консультанта с клиентом. Он писал: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто»[75, с. 395]. В своих дальнейших исследованиях автор стал опираться на понятие Е. Гендлина, и пришел к выводу, что эмпатия – это особый вид взаимоотношений, необходимое условие личностного роста, а не состояние. К. Роджерс выделяет несколько граней эмпатического способа межличностного общения: вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома», постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого, сообщение своих впечатлений о внутреннем мире другого, обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. На таком понимании базируется клиентоцентрированный подход в психотерапии, получивший распространение на другие сферы человеческого общения. Эмпатия в представлении К. Роджерса означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения, улавливание того, что другой сам едва осознает [49].

По мнению В.М. Вартанян, эмпатия – перцептивно-рефлекторная способность, определяющая возможность проникновения субъекта общения в индивидуальное своеобразие личности объекта общения и понимание при этом самого себя. [11] В. М. Вартанян считает, что процесс формирования и формирование способности соперничать не является хаотичным. Существует ряд факторов, которые способствуют или препятствуют верному восприятию профессиональной ориентации и оценки людей. Одним из них является воздействие на индивидуально-типичные свойства: высокий социометрический, эмоциональный и деловой статус личности в группе соответствует высокому уровню эмпатии.

А.В. Козина, изучая эмпатию в процессе педагогического общения, называет ее психическим процессом, который имеет сложную структуру. [25]

Так как эмпатия является одной из фундаментальных способностей человека, она широко исследуется в современной психологической науке. В настоящее время выделяют две крупные исследовательские проблемы в области изучения эмпатии. Первая лежит в зоне изучения человеческой способности понимать чувства, мысли и состояния других, где эмпатию рассматривают как одну из функций модели психического. Вторая проблема касается роли эмпатии в просоциальном (ориентированном на интересы другого) поведении, где эмпатию рассматривают как триггер и предиктор для проявления различных форм просоциального поведения [64]

В рамках философских дисциплин эмпатия обозначалась понятием "симпатия" и была связана с альтруистическим поведением и развитием моральных чувств. Симпатия рассматривается как регулятор взаимоотношений людей в обществе и выступает в качестве свойства человеческой души, основы справедливости, альтруизма и совести. При этом выделяют два вида эмпатийных переживаний: сопереживание и сочувствие. При сопереживании проявляются эгоистические тенденции, а при сочувствии - альтруистические.

Мы часто используем слова эмпатия и сочувствие взаимозаменяемо, но на самом деле это разные процессы. Когда мы чувствуем симпатию к кому-то, это означает, что мы отождествляем себя с ситуацией, в которой находится этот человек. Мы можем испытывать сочувствие к незнакомцам и даже к проблемам, которые никогда не испытывали лично. Однако переживание симпатии не обязательно означает, что мы эмоционально связаны с тем, что чувствует человек. Можно сочувствовать ситуации, в которой находится человек, не имея ни малейшего представления о его чувствах и мыслях. Поэтому симпатия почти никогда не динамизирует наше поведение, не побуждает нас к действию. Симпатия не создает связи. Эмпатия идет еще дальше, потому что она включает в себя отождествление с тем, что кто-то чувствует, и переживание этих чувств от первого лица. Следовательно, симпатия-это чувство чего-то к кому-то; эмпатия подразумевает чувство с этим кем-то.

Эмпатия и сочувствие основаны на сострадании и общности чувств и переживаний. Эмпатия – это чувство заботы о ком-то и искреннее желание видеть, что этот человек чувствует себя лучше или счастливее. Сочувствие выходит за рамки просто жалости к чьему-то тяжелому положению, чтобы показать истинную заботу.

Сочувствие часто приводит к чувству разделения вместо чувства общей человечности. Во многих отношениях сочувствие может оказаться бесполезным тупиком. 

Способность сочувствовать и сопереживать считается жизненно важной для чувства человечности, т. е.  способности понимать своих собеседников и их проблемы. Люди, лишенные этой способности, часто классифицируются как нарциссические, социопатические или, в крайнем случае, психопатические. Однако эти термины применимы только в том случае, если человеку постоянно не хватает способности сочувствовать или сопереживать другим. Есть много случаев, когда люди могут не чувствовать симпатии или сопереживания из-за недостатка знаний или потому, что их опыт отличается; это не означает ненормального поведения. С другой стороны, некоторые люди чрезмерно чутки и могут в конечном итоге быть подавлены негативными чувствами, которые они получают от своих отношений и встреч с другими людьми.

Чувство эмпатии возникает из осознания того, что другой человек страдает, в отличие от сопереживания, когда боль или страдание другого человека ощущаются. Человек выражает сочувствие, но разделяет сочувствие. Эмпатическое чувство может быть кратковременным, и человек, чувствующий его, ставит себя на место другого человека. Из них двоих сочувствие-более глубокое чувство, но сочувствие может быть столь же искренним. Тем не менее, эмпатия может создать более глубокую и значимую связь, таким образом служа мостом для большей коммуникации между отдельными людьми или между лидером и его или ее последователями.

На социально-психологическом уровне эмпатия представляется во всех аспектах психического, то есть как процесс, свойство и состояние. В этом случае в составе эмпатии обнаруживаются компоненты всех психических образований: эмоциональных (чувства), когнитивных (познание), поведенческих (мотивация, воля) [35]

Сторонники когнитивного направления считают, что эмпатия - это процесс понимания, "когнитивная реконструкция внутреннего мира другого человека, способность представить поведение других людей" [13, С.46]. Хоган описал эмпатию как "интеллектуальное или образное восприятие состояния или состояния другого человека". [73] С другой стороны, эмпатия также была определена как эмоциональное возбуждение или симпатия в ответ на чувства или переживания других людей. Например, Меграбян и Эпштейн определили эмпатия как "повышенная отзывчивость на чужой эмоциональный опыт". [74, с. 526]

Наконец, существует интегративный подход, который использует как когнитивный, так и эмоциональный подходы к изучению эмпатии. Совсем недавно эмпатия была задумана как многомерная конструкция. [80] Дэвис включил когнитивный и эмоциональный компоненты в свой взгляд на эмпатию, и он считает, что эту эмпатию "лучше всего рассматривать как набор конструктов, связанных между собой тем, что все они касаются ответственность перед другими". [69, с.113]

Объясняя структуру эмпатии, И. М. Юсупов ввел понятие "комплиментарность". Юсупов объясняет это так: "Включение одного в другое происходит при дефиците информации в эмпатируемом объекте с целью "проникновения" в скрытый мир другого человека или антропоморфизированного объекта. Включение протекает как осознанная или подсознательная децентрация субъекта"[65, С.11].

Существуют различные критерии выделения видов и форм эмпатии:

1. Модальность ведущего компонента в структуре эмпатии. Согласно данному критерию, выделяют такие виды эмпатии, как когнитивная (способность понимать эмоциональное состояние другого), предиктивная (способность предвидеть определенный замысел в определенной ситуации благодаря перенесению в чувства, мысли и действия другого человека), рефлексивная (способность понять мысли и чувства другого человека, даже если они искажены защитными реакциями), эмоциональная (способность разделять переживания другого человека), оценочная (способность человека оценивать действия и высказывания, которые имеют отношение к моральной сфере личности) и поведенческая (помощь другому на основе эмоционального соучастия;

2. Генезис эмпатии, включающий в себя глобальную (эмпатический дистресс при отсутствии способности дифференциировать себя от других, например, реакция криком одного ребенка на крик другого ребенка), эгоцентрическую (применение к другому таких мер по успокоению, которые успокаивают индивида) и просоциальную (сочувствие к общему состоянию другого человека);

3. Критерий диспозиционности эмпатии: личностная и ситуативная эмпатии;

4. Критерий уровня развития эмпатии [7]

По мнению А. П. Сопикова, существует три вида эмпатии:

1. Эмоциональная, если в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии доминирует эмоциональность;

2. Познавательная, если в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии доминирует информативность;

3. Поведенческая, если в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии доминирует волевой аспект, что выражается в принуждении объекта эмпатии к чему-либо, и ожидается ответная эмпатия. [56]

В. В. Бойко различает эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии. Он выделяет:

· Рациональную эмпатию. Осуществляется путем переработки интенсивной аналитической информации о другом человеке;

· Эмоциональная эмпатия реализуется посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого;

· Интуитивная эмпатия, которая включает в себя интуитивность как средство отражения другого. Позволяет обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне. [5]

В социальной психологии, эмпатия может быть классифицирована как эмоциональная или когнитивная реакция. По словам Ходжеса и Майерса, эмоциональная эмпатия состоит из трех отдельных компонентов: «Первый компонент-это переживание той же эмоции, что и другой человек... второй компонент, личное страдание, относится к собственным чувствам страдания в ответ на восприятие бедственного положения другого человека... третий эмоциональный компонент, чувство сострадания к другому человеку, наиболее часто ассоциируется с изучением эмпатии в психологии».[72, с.296]

Важно отметить, что чувство страдания, связанное с эмоциональной эмпатией, не обязательно отражает эмоции другого человека. Ходжес и Майерс отмечают, что, хотя эмпатичные люди испытывают страдания, когда кто-то падает, они не испытывают такой же физической боли. Этот тип эмпатии особенно актуален, когда речь заходит о сострадательном поведении человека. Существует положительная корреляция между чувством эмпатической заботы и желанием помочь другим. «Многие из самых благородных примеров человеческого поведения, включая помощь незнакомцам и стигматизированным людям, как полагают, имеют эмпатические корни»[ 72, с. 298] - утверждают Ходжес и Майерс.

По-прежнему ведутся споры о том, основано ли стремление помочь на альтруизме или на личных интересах. Второй тип эмпатии-когнитивная эмпатия. Это относится к тому, насколько хорошо человек может воспринимать и понимать эмоции другого человека. Когнитивная эмпатия, также известная как эмпатическая точность, включает в себя «более полное и точное знание о содержании сознания другого человека, включая то, что он чувствует».[ 72, с. 298] Когнитивная эмпатия больше похожа на навык: люди учатся распознавать и понимать эмоциональное состояние других людей как способ обработки эмоций и поведения.[ 72, с. 296]

Эмпатия формируется с детства. С возрастом человек приобретает жизненный опыт, благодаря которому он становится способным распознавать и оценивать чувства и эмоции людей. При этом стоит учитывать, что такая чувствительность может проявляться в разной степени.

Выделяют четыре уровня эмпатии:

1. Низкий уровень. Люди с низким уровнем эмпатии не способны понимать чувства других. Они не осознают, что для кого-то проблемы могут быть более значимыми, чем для них, смотрят на все только со своей стороны.

2. Нормальный уровень. Также его принято называть стандартным. Характерен для 80% людей. Такие люди более чутко относятся к тем эмоциям, которые переживают сами, а также их близкие. При этом следует учитывать, что они способны распознавать чувства и эмоции других, однако особого внимания им не уделяют.

3. Высокий уровень. Люди с высоким уровнем эмпатии встречаются нечасто. Они отличаются высокой социальной активностью, легко заводят новые знакомства, а также с легкостью распознают чувства и эмоции других людей. Они хорошие и понимающие слушатели, которые подмечают все детали и способны сопереживать в любых ситуациях.

4. Повышенный уровень. Для людей с повышенным уровнем эмпатии проблематично отличить чужие проблемы от своих. Этот уровень имеет следующие характеристики:

· сильная ранимость;

· излишняя впечатлительность;

· беспокойство и страдания за проблемы окружающих;

· острое переживание чувств и эмоций других людей.

Данное состояние принято также называть гиперэмпатией. Оно требует психологической коррекции, т. к. оказывает негативное влияние на жизнь человека.

Н. В. Буравцова описала уровни и структуру эмпатии:

1. На когнитивном уровне эмпатия представлена как понимание психического состояния другого человека;

2. На эмоциональном уровне - в виде понимания состояния эмоциональной реакции в этом состоянии;

3. Третий, уровень включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. На этом уровне фактические действия, помогающие в поддержке собеседника.

В структуре эмпатии автором называются когнитивный, эмотивный и предикативный компоненты. [8]

А. Ахметзянова определила психологическую структуру эмпатии следующим образом: ориентация на другое лицо, понимание его эмоциональное состояние; сопереживание ему, т. е. переживание эмоционального состояния другого человека; предоставление поддержки ему через вербальную и невербальную коммуникацию.

Рассматривая эмпатийность как качественную характеристику личности, можно говорить о том, что она выступает как готовность и способность человека к реализации им процесса эмпатии в межличностном общении.

Основными психологическими механизмами эмпатийного реагирования в межличностном взаимодействии являются: интерпретация, идентификация, децентрация и эмоциональное заражение. Эти механизмы реализуются на разных уровнях эмпатийного реагирования. [1]

На когнитивном уровне предполагается познавательный механизм, в ходе которого субъект интерпретирует эмоциональное состояние объекта эмпатии без изменений в собственном состоянии.

На эмоциональном уровне эмпатия реализуется механизмами проекции и интроекции, которые помогают идентифицировать субъект с эмпатируемым объектом. Обязательным условием полноценной эмпатии является механизм преодоления эгоцентризма личности как ориентация на объект эмпатии, благодаря которому субъект способен занять другую позицию и сознательно идентифицировать объект, чтобы сопереживать ему.

На уровне когнитивной, эмоциональной и действенной эмпатия работает механизм эмоционального заражения, который выражает межличностную идентификацию («воспринимаемую», «понимаемую», «сопереживаемую» и «действенную»). Субъект оказывает помощь и поддержку объекту эмпатии.

Кроме того, было доказано, что слабовыраженная эмпатия личности связана с ее агрессивным подходом к социальной среде, стремлением к доминированию, выраженным импульсивным поведением; для высокой эмпатии характерны потребность в общении, склонность к социальной активности, склонность к эмоциональному реагированию на потребности и действия другого. [1]

Как отмечает А. П. Василькова, для проявляющих высокую степень эмпатии характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для демонстрирующих низкую степень эмпатии — замкнутость, недоброжелательность. [10]

Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.). [5]

По мнению Дж. Зальцера и Р. Бергласа, лица с высоким уровнем эмпатии не склонны считать виновными в негативных событиях других людей, а также не требуют наказаний за их поступки. То есть, эмпатичные люди менее агрессивны.

 А. В. Козина выделила 3 компонента эмпатии:

1. аффективный (элемент сопереживания);

2. когнитивный (понимание позиции другого и оправдывание ее);

3. поведенческий (выражение реальной действенной помощи партнеру, мимические и вербальные формы сочувствия). [25]

При таком подходе к эмпатии можно заметить функциональное совпадение между структурой коммуникации и структурой эмпатийного процесса. Это приводит к функциональной однородности обоих процессов, которые позволяют сделать вывод, что только через развитие и улучшение эмпатии учителя можно улучшить отношения с учениками; однако характер развития или нарушений эмпатии поможет выявить качество организации межличностного общения учителя.

Эмпатия является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми; проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям; ведёт к развитию гуманистических ценностей личности; сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих её признаков.

Эмпатия играет важную межличностную и социальную роль, позволяя обмениваться опытом, потребностями и желаниями между людьми и обеспечивая эмоциональный мост, который способствует просоциальному поведению. Эта способность требует тонкого взаимодействия нейронных сетей и позволяет нам воспринимать эмоции других, резонировать с ними эмоционально и когнитивно, воспринимать перспективу других и различать наши собственные и чужие эмоции.

Эмпатия позволяет людям устанавливать социальные связи с другими людьми. Понимая, что люди думают и чувствуют, они способны адекватно реагировать в социальных ситуациях. Наличие социальных связей важно как для физического, так и для психологического благополучия. Сопереживание другим помогает научиться управлять своими собственными эмоциями. Эмоциональная регуляция важна тем, что она позволяет вам управлять тем, что мы чувствуем, даже в периоды сильного стресса, не перегружаясь. Эмпатия способствует развитию помогающего поведения. Мало того, что человек с большей вероятностью будет участвовать в полезном поведении, другие люди также с большей вероятностью помогут вам, когда они испытывают сочувствие.

Вид и форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности.

В. М. Вартанян выделяет следующие функции эмпатии: сбалансирование межличностных отношений, способствование моральному росту личности, приобретение навыков коммуникации, а также эффективная психотерапевтическая помощь, благодаря высокоразвитому взаимопониманию. Эмпатия уменьшает искажение восприятия других и формирует более точное впечатление. [11]

Именно эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию, пониманию внутреннего мира человека является для профессионала важным средством сохранения собственной доброжелательности, и при этом она должна быть высокоразвита и устойчива. Развитие и совершенствование ее проявления во взаимоотношениях с другими людьми является важной задачей становления личности в условиях высшего образования.

Анализ литературы, посвященной изучению эмпатии, позволяет выделить некоторые подходы к вопросу функционирования механизмов эмпатии.

Функциональный механизм эмпатии, по определению А. П. Сопикова – это некий способ аналогового моделирования субъектом эмпатируемого объекта. Следует отметить, что многие функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия выделены преимущественно в результате теоретического анализа и на настоящий момент не получили достаточного эмпирического подтверждения. [56]  

Е. Я. Басин специфичными для эмпатии механизмами считает проекцию – интроекцию, а идентификацию рассматривает как результат данных процессов. Проекция определяется Е. Я. Басиным как мысленное перенесение реального либо воображаемого «Я» в ситуацию объекта, в результате чего реальное «Я» идентифицируется с образом объекта и становится тождественным «Я – образу», вставшему на точку зрения воображаемого «Я». Одновременно с проекцией существует и неразрывно связанный с ней процесс интроекции, т.е. перенесение воображаемого «Я» в реальные обстоятельства субъекта. [4]

Профессия сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) все еще не имеет высокой значимости и не получает распространенности в российском обществе, но в то же время является особенно ценной для выстраивания гуманистических отношений, привлекает к себе внимание. В связи с дефицитом "теплоты" общественных отношений, негативных изменений социально-экономической структуры и возникающей впоследтвии проблемы одиночества и безразличия, проблема эмпатии как способности к сочувствию и сопереживанию становится актуальной социально-психологической проблемой нашего времени.

В разных видах своей профессиональной деятельности будущему сотруднику ФСИН нужны соответствующие элементы эмпатии. Если при общении с осужденными достаточно только понимания, то при оказании психологической помощи лицам, приговоренных к лишению свободы на определенный срок, необходимо проявлять сочувствие и сопереживание.

Описывая черты личности с высоким уровнем эмпатии, исследователи отмечают ценностные и мотивационные установки такого человека. Они отметили, что эмпатическая личность отличается позитивным видением других. Он имеет позитивную систему отношений с окружающими, ориентация на партнера является преобладающей. Такой человек способен стать на его точку зрения. Например, известно, что эмпатийные лидеры студенческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуются симпатией, стремятся к демократическому стилю управления. [14]

В качестве способности отвечать на переживания другого человека эмпатия связана со структурой личности индивида, его ценностями. Потенциальными характеристиками человека, способного к эмпатии, являются:

1. терпимость к выражению эмоций со стороны другого человека;

2. способность глубоко вникнуть в субъективный внутренний мир своего подопечного, не раскрывая при этом свой собственный мир;

3. готовность адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека, чтобы достичь еще большего понимания того, что с ним происходит.
Также следует отметить, что эмпатийный человек отличается от других людей позитивным видением других и преобладанием демократических и альтруистических стратегий взаимодействия. [9]

Кроме того, ему присущи эмоциональная стабильность, терпимость в адрес недостатков других, чуткость к нормам поведения, одобряемых обществом и чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам.

В систему отношений эмпатийного человека к другому входят понимание значимости и ценности личности другого, недопущение безразличия и отчужденности по отношению к чужим чувствам и эмоциям.

Выделяют следующие уровни проявления эмпатического отношения:

1. Первый (низший) уровень представлен раздражением и враждебностью, которые возникают при восприятии переживаний объекта эмпатии;

2.  Второй уровень - пассивно-отрицательное отношение к чувствам другого;

3. Третий уровень включает в себя сочувствие или пассивно-положительное отношение к другому.

4. Для описания четвертого уровня эмпатийного отношения Л.П. Выговская использует понятие «ситуативно-положительное отношение к другому», содержащее внутреннее содействие этому человеку в собственных переживаниях.

5. Пятый (высший) уровень эмпатийного отношения означает устойчивое положительное отношение к другому, реальную помощь ему в проблемных ситуациях. Высший уровень эмпатийного отношения характеризует высоконравственного человека.

Развитие эмпатии – неотъемлемая часть в воспитании у человека культуры межличностных отношений и способности управлять своими переживаниями и чувствами.

 Первый фактор, который влияет на развитие врожденного эмпатийного потенциала - социально-демографический. И. М. Юсупов доказал, что социализация учащихся в урбанизированных условиях способствовала развитию эмпатии, а в сельской местности, наоборот, тормозила.

Вторым фактором, влияющим на развитие эмпатии, является характер межличностных отношений. Важно учитывать, что особую роль играет стиль родительского отношения к детям, в котором проявляются воспитательные действия, а также эмоциональное принятие или отторжение ребенка. При неблагополучных взаимоотношениях велик риск того, что развитие эмпатии как личностного образования у ребенка нарушится. В дальнейшем это может привести к тому, что индивид станет равнодушен по отношению к проблемам других людей.

Третий фактор развития эмпатии - индивидуально-психологический. При выявлении различий в эмпатийности у экстерналов и интерналов И. М. Юсупов определил, что у интерналов она выше. Формированию и проявлению эмпатии мешает такое свойство личности, как эгоцентризм. Немалую роль также играет испытываемый человеком психологический дискомфорт (тревожность, депрессия, агрессивность, невротические расстройства). Также следует учитывать установки, которые препятствуют эмпатии: считать неуместным проявлять любопытство к другой личности, избегать лишних контактов, спокойно относиться к переживаниям и проблемам других людей. [65]

Четвертый фактор - это гендерный фактор. Т. П. Гаврилова отмечает, что сопереживание старикам и животным наблюдалось у мальчиков, а сострадание - у девочек. По отношению же к ровесникам, наоборот, сопереживание чаще выражалось девочками, а сострадание – мальчиками.[14] Большую склонность девочек к сопереживанию по сравнению с мальчиками выявила и М. Л. Бутовская. Девочки и женщины проявляют большую склонность к эмпатии, чем мальчики и мужчины. Это объясняется гендерными ролями.[21]

Таким образом, эмпатия - это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Эмпатия бывает трёх видов: эмоциональная, познавательная, поведенческая. Выделяют 4 уровня эмпатии: низкий, нормальный, высокий, повышенный (гиперэмпатия). Кроме того, выделяют 3 компонента эмпатии: аффективный (элемент сопереживания); когнитивный (понимание позиции другого и оправдывание ее); поведенческий (выражение реальной действенной помощи партнеру, мимические и вербальные формы сочувствия).


 

Выводы по 1 главе

Изучив теоретические данные, мы можем дать определение настойчивости.

Настойчивость - волевое качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Выделяют несколько подходов в изучении настойчивости.

Аналитический подход изучает динамические характеристики настойчивости, а также рассматривает отдельно аспекты и явления, вне их связей и отношений между собой. Преимущественно анализируются степень волевого усилия (сила), степень постоянство волевого усилия в однотипных ситуациях (устойчивость), количество видов деятельности, в которых проявляется данное свойство (широта).

Системный подход исследует качества личности как системные образования. В данном подходе настойчивость изучается различными авторами как совокупность различных компонентов: установочно-целевого (Баранова С. В., Будрейка Н. Н. Фомина Н. А.), динамического (Полянская Е. Н.), мотивационный (Кожухова Ю. В., Крупнов А. И., Меньшенина Е. В., Фомина Н. А.), когнитивный (Чуваткина Н. В., Фомина Н. А.), эмоциональный (Дронов В. М., Каргина Н. В.), регуляторный (Сокова Т. О., Фомина Н. А.), продуктивный (Фомина Н. А.) и оценочно-рефлексивный компоненты.

Эмоционально-аналитический подход изучает эмоционально-оценочные характеристики настойчивости.

Регуляторно-аналитический подход исследует характеристики настойчивости в качестве активности-пассивности её саморегуляции.

Активность саморегуляции настойчивости зависит от оценки человеком внутренних (собственные усилия, способности, склонности) и внешних (судьба, особенности складывающейся ситуации, трудность задачи, воля и направленность деятельности других людей) факторов.

Результативно-аналитический подход анализирует отражение настойчивости на результатах деятельности в сферах жизни, исследуется результативная сторона настойчивости.

Изучив научную литературу, мы можем дать определение эмпатии.

Эмпатия - это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Существуют различные критерии выделения видов и форм эмпатии (Бойко В. В.):

1. Модальность ведущего компонента в структуре эмпатии (когнитивная, предикативная, рефлексивная, эмоциональная, оценочная, поведенческая эмпатия);

2. Генезис эмпатии (глобальная, эгоцентрическая и просоциальная эмпатия);

3. Критерий диспозиционности эмпатии: личностная и ситуативная эмпатии;

4. Критерий уровня развития эмпатии.

Выделяют четыре уровня эмпатии: низкий, нормальный, высокий, повышенный (гиперэмпатия).

А. В. Козина выделила 3 компонента эмпатии:

1. аффективный (элемент сопереживания);

2. когнитивный (понимание позиции другого и оправдывание ее);

3. поведенческий (выражение реальной действенной помощи партнеру, мимические и вербальные формы сочувствия).

Существует несколько подходов к вопросу функционирования механизмов эмпатии.

Функциональный механизм эмпатии - способ аналогового моделирования субъектом эмпатируемого объекта. (Сопиков А. П.)

Механизм проекции-интроекции (Басин Е. Я). Проекция - идентификация реального “Я” с образом объекта путем перенесения реального либо воображаемого «Я» в ситуацию объекта. Интроекция - перенесение воображаемого «Я» в реальные обстоятельства субъекта.

Выделяют следующие уровни проявления эмпатического отношения:

1. Первый (низший) уровень представлен раздражением и враждебностью, которые возникают при восприятии переживаний объекта эмпатии;

2.  Второй уровень - пассивно-отрицательное отношение к чувствам другого;

3. Третий уровень включает в себя сочувствие или пассивно-положительное отношение к другому.

4. Для описания четвертого уровня эмпатийного отношения Л.П. Выговская использует понятие «ситуативно-положительное отношение к другому», содержащее внутреннее содействие этому человеку в собственных переживаниях.

5. Пятый (высший) уровень эмпатийного отношения означает устойчивое положительное отношение к другому, реальную помощь ему в проблемных ситуациях. Высший уровень эмпатийного отношения характеризует высоконравственного человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.079 с.)