Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Одежда населения горного кавказа ( IX — XVII вв. )↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Некоторые племена, жившие в предгорьях Северо-Западного Кавказа (аланы,1 часть адыгов,2 болгары3), под давлением завоевателей-монголов поднялись в горы и заселили горные ущелья Прикубанья и Центрального Кавказа. Об их одежде рассказывают рельефы дольменообразных склепов и намогильных памятников, каменные статуи воинов, а также фрески христианских храмов. Особый интерес представляют плоскостные рельефы, так как изображенные на них сцены связаны с местной дохристианской мифологией и фигуры людей изображены в туземной, традиционной одежде. На наружных стенах дольменообразного склепа № 1 на р. Кривая в верховьях Прикубанья вырезаны фигуры мужчин, женщин, всадника, зверей, птиц, лягушки, собаки, изображения крестов.4 На передней стене по сторонам от круглого (циркульного) отверстия изображены отходящие от него три равносторонних креста, а также две мужские фигуры крупного размера и более мелкая — женская. Слева от отверстия находится мужская фигура в коротком, едва прикрывающем верхнюю часть бедер кафтане с круглым вырезом ворота и длинными по кисть рукавами; в нешироких штанах, заправленных: в высокие сапоги; справа — мужская и женская фигуры. Мужская — в облегающей тело одежде и головном уборе типа мелкой круглой шапочки, очевидно шлеме, плотно надетом на голову; с опущенной секирой на длинной рукояти в правой руке. На женской фигуре изображено просторное платье длиной до лодыжки, слегка расширяющееся от проймы к краю подола. На левой руке рукав длиной ниже локтя, на правой создается впечатление, что он отсутствует. Вырез ворота удлиненно-овальный, образован полукруглой полосой, спускающейся с правого плеча на грудь и здесь заканчивающейся закруглением (?), ниже которого вплотную к ней показан прямоугольник, возможно грудка передника; на подоле стороны прямоугольника переходят в квадрат, покрывающий (?) спереди подол платья. В квадрат последовательно вписаны еще два небольших квадрата, меньший из которых разделен поперечной полосой (орнамент?). На грудке передника орнамент (?) разобрать невозможно. Головной убор по форме напоминает небольшой платок, сложенный углом и завязанный вокруг головы, но, может быть, перед нами мелкая круглая шапочка, аналогичная женским шапочкам, найденным в Змейском катакомбном могильнике. Обувь не ясна. На боковой длинной стене изображения помещены в три яруса и значительно мельче. Каждый ярус изображений располагается на каменном блоке, входящем в состав стены. В верхнем ярусе вырезаны две женские фигуры с поднятыми вверх руками в широких, длиной по лодыжку рукавных платьях. Далее можно разобрать четыре мужские фигуры в коротких облегающих кафтанах с длинными рукавами. На двух из них видны головные уборы: овально-конический и островерхий. На среднем ярусе читаются только две фигуры в длинных неопоясанных рубахах. На одной из них рубаха расширяется от проймы к подолу, на ногах, возможно, сапоги; на второй рубаха прямая, ниже колен, с рукавами длиннее руки, на голове — овально-конический головной убор. В нижнем ряду — мужская фигура в островерхом головном уборе, кафтане длиной по колени с расширяющимся книзу подолом и с поясом по талии. В правой руке ее показана секира на короткой рукояти. За ней — мужская фигурка с поднятым вверх мечом в правой и щитом в левой руке (враг? слуга?). Далее крупная мужская фигура в островерхом головном уборе и плаще, который окутывает ее целиком; вероятно, это духовное лицо (жрец). Таким образом, на рельефах чаще всего встречается мужская наплечная одежда в виде короткого опоясанного кафтана с круглым воротом с длинными рукавами и расширяющимся книзу подолом; изредка — прямые или слегка расширяющиеся от проймы книзу рубахи (или халаты) с прямыми рукавами, иногда длиннее руки. Эта одежда сочетается с прямыми штанами и сапогами с высоким голенищем, а также с овально-конической или островерхой шапками, возможно, катанными из войлока или сшитыми из шкурки овцы. Женская одежда — платье с длинными рукавами (и без рукавов?) с расширяющимся от проймы вниз станом (несколько напоминающая этим среднеазиатскую женскую распашную одежду минисак); передник (?) из 2 частей: грудки и подола; головной убор в форме мелкой шапочки или повязанного вокруг головы платка (?). Жреческая (?) одежда — плащ, закрывающий всю фигуру (гиматий древних греков), и овально-конический головной убор. Изображения жрецов в такой одежде известны также по мифологическим сценам на памятниках Прикубанья более позднего времени (XVI—XVII вв.).5 Мужская обувь — высокие мягкие сапоги найдены при археологических работах в Хасауте — могильнике VIII—XII вв. Сапоги были сделаны из мягкой сафьяновой кожи черного цвета на подкладке, без подошвы и каблука, с высоким голенищем, «сшитым с нижней частью». В верхней передней части голенище имеет треугольную форму и оторочено тканью. Сапоги с высоким голенищем, край которых спереди поднимался углом, в X—XIII вв. были также распространены на средневековом Востоке.6 Местные типы одежд изображены на найденных в Прикубанье каменных статуях X—XII вв., высеченных из плотного известняка и изображающих воинов с предметами вооружения: к узкому поясу бывает подвешена сабля, иногда Т-образная секира, на некоторых показан крюк, насаженный на длинную рукоять. Одни из воинов держат в руке саблю, другие — сосуд в виде рюмки. На воинах изображены шлемообразные головные уборы с вырезом и без выреза надо лбом, с длинными боковыми сторонами; кафтаны с высокими воротниками, узкими рукавами по кисть руки и застежкой на мелкие пуговицы посередине груди. По краю подола и вдоль пол они отделаны другой тканью, на плечах видны продолговатые нашивки, вокруг талии — узкий ремень. У плеч и на шлемах выбиты изображения крестов.7 В настоящее время насчитывается одиннадцать статуй. Район их распространения на западе ограничен р. Урупом, на востоке -междуречьем Большого и Малого Зеленчука. В других местах Северного Кавказа статуи воинов подобного типа не встречаются. В. А. Кузнецов считает этот тип статуй связанным с какой-то группой переселившихся в предгорья кочевников.8 А. А. Миллер, наоборот, полагал, что они отражают культурную традицию древнего синдо-меотского населения Прикубанья.9 Со своей стороны заметим, что на иконографию этих памятников, по нашему мнению, оказали влияние разные этносы. В состав изображенного на них костюма входят: шлем — головной убор, бытование разных вариантов которого на средневековом Северном Кавказе установлено с VIII в.; кафтан с прямым срединным разрезом ворота, с отделкой вдоль пол и подола и нашивками на плечах, напоминающий этим иранскую плечевую одежду. Аксессуары статуй иногда говорят о старинной местной традиции: в руках воина бывает очень реалистично изображено оружие, подобно тому как это имело место еще на рельефах античного Боспора. В других случаях они свидетельствуют о тюркском влиянии: у некоторых мужских фигур в руках показан рюмкооб-разный сосуд. Изображение таких сосудов встречается на каменных статуях Монголии и Алтая VII—VIII вв. «Подобного рода глиняные кубки, — пишет Л. А. Евтюхова, — хорошо известны в Южной Сибири и особенно в Минусинской котловине еще с татарской и таштыкской эпох... от более позднего времени известны серебряные и золотые сосуды этой же формы, бытовавшие там же вплоть до XIV—XV вв.» |0 Таким образом, как мы полагаем, статуи Верхнего Прикубанья свидетельствуют о том, что среди коренных обитателей Прикубанья здесь в какое-то время появились кочевники-тюрки. Окруженные массой местного населения, тюрки постепенно с ним смешивались, воспринимали его материальную, а отчасти, вероятно, и духовную культуру, продолжая сохранять при этом некоторые традиционные черты своей культуры. В то время как плоскостные рельефы дольменообразных скле-ов и статуй воинов Верхнего Прикубанья рассказывают о туземных типах одежды, фрески христианских церквей, появившихся в Прикубанье в связи с христианизацией, которая активно начала проводиться Византией в X—XIII вв., в основном дают сведения о византийских одеяниях, носившихся местной родовой знатью. Храмы — три на Нижнеархызском городище в ущелье р. Большой Зеленчук, где в то время находился центр аланской епархии,11 и один — вблизи карачаевского аула Нижняя Теберда (бывш. Сенты) на р. Теберда — в прошлом были обильно украшены фресками, немногие из которых сохранились до конца прошлого века. Некоторые представления о них дают рисунки археологов, художников и любителей старины конца прошлого века, сделавших с них копии. Так, фрески нижнеархызских храмов были срисованы художником-археологом Д. М. Струковым,12 фрески Тебердинского (Сентинского) — Н. А. Владимировым и А. Н. Дьячковым-Тарасовым. На воспроизведенных художником-археологом Д. М. Струковым фресках Нижнеархызского храма изображены в основном фигуры, в богатых, покрытых орнаментом платьях. Накидные плащи как к мужчин, так и у женщин скреплены на правом плече фибулой, короткие штаны заправлены в высокие мягкие сапоги. Такая одежда носилась родовой аристократией. К местным формам одежды можно отнести детали костюма: короткие штаны и кожаные чулки, известные на Кавказе по материалам Мощевой Балки с VIII в., мягкие сапоги и серую овально-коническую, вероятно, войлочную шапку. Изображенная на фресках одежда дает возможность более точно датировать время росписи. По мнению Г. Вейса, накидные плащи сагум, короткие до колен штаны, чулки и башмаки вошли в Византии во всеобщее употребление в X—XII вв., а женские накидки, скрепленные фибулами, — в XI в.13 Византийскими были и клавы — широкие орнаментальные полосы обычно пурпурного цвета, спускавшиеся с плеч и окаймлявшие подол. В конце XIX в. Н. А. Владимиров обследовал Тебердинский храм, дал детальное описание, сделал чертежи и рисунки фресок.14 Несколько позже рисунки фресок были выполнены А. Н. Дьячковым-Тарасовым. Интерес для нас представляют только некоторые из них, с изображением одежды византийских и местных типов. Местные типы одежд: прилегающий кафтан с едва прикрывающим бедра широким подолом, круглым, обшитым бляшками воротом и длинными рукавами; рубаха с длинными рукавами; длинные неширокие штаны внизу с отворотами или штаны облегающие, заправленные в в мягкие высокие сапоги, — изображены на мужских фигурах (рис. 25, а). На женской — круглая шапочка с узором, покрытая сверху спадающим вдоль спины покрывалом; платье с очень короткими рукавами и гладкими круглым вырезом ворота (рис. 25, б) (по устному сообщению Е. В. Милованова, в Мощевой Балке встречалась женская одежда с короткими рукавами). Византийские виды одежды показаны на фигуре с нимбом вокруг головы и с книгой в руке. Круглое оплечье ее одеяния украшено крупными пластинами, из-под широкого рукава верхнего платья выступает узкий рукав нижнего. На погрудном изображении воина с копьем (архангела) показан византийский, сколотый у правого плеча плащ. Его поверх-:0сть расшита бляшками, а манжет его рукава покрыт вышив-ой или аппликацией.16 Об одежде алан X—XII вв., до монгольского нашествия обитавших на Центральном Кавказе у выхода в степь, рассказывают находки тканей, головных уборов и обуви, обнаруженные в катакомбных погребениях вблизи ст-цы Змейской,17 где полуистлевшие ткани в несколько слоев покрывали скелеты погребенных. Археологам и реставраторам удалось частично воссоздать внешний облик этой одежды; было установлено тождество форм мужского и женского комплектов одежды, состоявших из нижней рубахи, жилета и двух видов верхнего платья, одно из которых можно назвать кафтаном, другое — халатом.18 Покрой кафтанов установить не удалось. Они были, по-видимому, с прямыми полами и прямым срединным разрезом ворота (15-я катакомба), в одних случаях с высоким стоячим воротником, в других без воротника, с вырезом ворота, обшитым бляшками или бубенчиками или с отворотами ворота (бортов), украшенными бубенчиками. Халаты были длинными, с застежкой посередине груди. Дважды встретился кафтан с высоким стоячим воротником, дополненный шарфом из тонкой ткани, края которого спускались на грудь. Под верхнее платье надевалась рубашка с невысоким стоячим воротником, украшенным бляшками, и короткий кожаный жилет. Иногда платья имели подкладку, но крой их не ясен. Одежда опоясывалась ремнем с металлическим набором. В некоторых катакомбах у талии костяков найдены остатки ткани, собранные по верхнему краю в сборку, представлявшие собой, возможно, остатки поясной одежды, укрепленной на теле шнуром (как это было, например, на кукольной одежде из Мощевой Балки). Обувь в виде ноговиц типа гетр и кожаных чулок снаружи покрывалась тканью и украшениями. Иногда ноговицы (а может быть, мягкие сапоги) спереди застегивались на бубенчики.19
В мужских погребениях найдены те же типы головных уборов, что и в Мощевой Балке: шлемообразные (рис. 26, /, а) и конусообразные (островерхие) (рис. 26, /, б) колпаки, покрой и украшения которых говорят, однако, о местной традиции. Некоторые женские головные уборы также были шлемообразной формы (рис. 26, 2, а), другие представляли собой гладкие, круглые, плотно облегающие голову чепцы, шапочки с шишаками и венчики. Венчик — женский головной убор (из 17-й катакомбы раскопок С. С. Кусаевой) представлял собой расширяющуюся спереди узкую полоску кожи на матерчатой подкладке. На наружной стороне бронзовыми бляшками были выведены узоры, нижний край обшит тесьмой с прикрепленными к ней бубенчиками. На Черноморском побережье Кавказа близ станиц Натухайской и Раевской в погребениях XIV—XV вв. В. И. Сизовым также были найдены венчики в виде узкой полосы, сделанной из низкопробного серебра с выпуклыми украшениями на лицевой стороне (рис. 27).2сГ В 3-й катакомбе в женском погребении была найдена шапочка с шишаком высотой 7 см. Она была сшита из двух симметричных кусков кожи, покрыта сверху тонким шелком и украшена бронзовыми бубенчиками и бляшками с позолотой (рис. 26, 2, б). Аналогичный головной убор был найден П. С. Уваровой в каменных ящиках Махческа XIV в.21
В Змейской круглые шапочки выреза не имели, но на головном уборе женской фигуры конского начальника, найденной там же, вырез изображен (рис. 28, а); остатки шапочки с вырезом найдены А. П. Руничем в Кисловодском катакомбном могильнике (рис. 28, б). Головные уборы изготовлялись из кожи или плотной ткани, сверху обтягивались шелком или шерстью и покрывались украшениями; на макушке часто укрепляли навершие в виде полого металлического шарика или фигурного украшения из бронзы, а у основания навершия прикрепляли бубенчики (рис. 26, 2). В головные уборы втыкались булавки из бронзы, пришивались височные кольца в полтора оборота из позолоченной бронзы, причем височные кольца были найдены как в женских, так и в мужских погребениях.23 Одежда, головной убор и обувь украшались золотым шитьем, аппликациями из золоченой кожи, позолоченными бронзовыми бляшками и бубенчиками, бронзовым и стеклянным бисером. Бубенчики и бляшки окаймляли ворот, борта и края подола одежды, пришивались к нижнему краю головных уборов. На одежде, а иногда и на обуви бронзовые бубенчики использовались в качестве пуговиц или пуговицы напоминали их.
Женскими украшениями являлись стеклянные плоские и витые браслеты голубого и синего цвета, сердоликовые и стеклянные бусы, стеклянный и бронзовый бисер, трапециевидные подвески из янтаря и туалетные принадлежности (флакончики для благовоний, ногтечистки и т. д.).24 Один раз встретилась серьга в форме серебряного кольца, к которому на стерженьке была прикреплена полая серебряная бусина. Одним из видов парадной одежды периода существования Змейского могильника были платья придворного византийского облика. Представлены они длинными разукрашенными халатами с застежкой посередине груди. В родовой усыпальнице одного из местных феодалов был найден длинный до пят халат, сшитый из кожи, с застежками бабочковидной формы посередине груди, с прямой линией треугольных бронзовых бляшек с подвешенными к ним миниатюрными бубенчиками у плеч и суживающимися к кисти рукавами. Одежда эта была покрыта аппликациями из золоченой кожи в форме переплетающихся лент и изображений павлинов. В соответствии с византийской модой поверх длинного халата был надет другой, более короткий, сшитый из светлой шелковой ткани с застежками-бубенчиками. Как считает К. А. Берладина, кожаная аппликация по коже представляет древнейший тип украшения пастушеских народов. Позолоченная кожа, так же как и золотое шитье, могла имитировать не всегда доступную парчу. К несколько более позднему времени (XI—XIV вв.) относятся небольшие христианские церквушки (часовни), частично сохранившиеся, но большей частью лежащие в руинах во многих местах Верхнего Прикубанья и Балкарии. На некоторых из них еще в конце XIX в. оставались фрагменты фресковой живописи. В 1893 г. В. И. Долбежев описал и зарисовал уцелевшие фрагменты трех фресок: церкви, находившейся в Балкарии, к востоку от с. Хулам, в ущелье р. Черек Безенгийский. Фрески были выполнены черной и красной краской по белому фону. «На северной стене изображены две женские фигуры. На восточной — две мужские; на западной — мужская и женская, одежда которых окрашена в черную и красную краску, на южной — часть контурного изображения, по-видимому, ангела».26 Фрески, скопированные Долбежевым, были в 1941 г. опубликованы Иессеном.27 Рисунки контурные, роспись сохранилась плохо. На ней видны фрагменты четырех фигур. На одной мужской фигуре изображена черная камилавка — шапочка в форме усеченного конуса с плоским верхом. Можно также рассмотреть суживающиеся к кисти рукава кафтана, кажется, с манжетами. На другой мужской фигуре изображена овально-коническая шапка, от третьей сохранился прямой край подола одежды длиной ниже колен; четвертая фигура — без головного убора (?) в длинном, до середины голени, слегка расширяющемся книзу платье (?). Женских фигур две: у одной показан странный головной убор или прическа, может быть, покрытая сверху коротким покрывалом. Линия покрывала (?) гладко охватывает верхнюю часть головы, а над ушами образует выступы, от которых опускается на плечи с легким изгибом (рис. 29). По-видимому, перед нами изображение кипчакского женского головного убора — валиков, покрытых сверху тканью (покрывалом), подобных изображенным на кочевнических женских статуях, на которых показаны валики в виде обрамляющих по бокам лицо роговидных дуг с насечкой (в курганах Лучки 1 и Лучки 3 Каневского уезда были найдены матерчатые диадемы с валиками, обтянутыми тканью с нашивками в виде бронзовых полуколец, обернутых серебряной проволокой). Такие валики входили в состав головного убора половецких женщин.28 Платье на этой фигуре изображено длиной по лодыжку и у края подола слегка расширено. Длинные рукава заканчиваются высокими манжетами; рисунок манжета (?) сохранился на левой руке. На ногах — остроносая обувь (сапоги?), в левой руке — платок (?). На второй женской фигуре изображено окружающее голову покрывало (круглый нимб?). Платье с длинными рукавами, поперечной линией на талии (пояс? край верхней одежды?) и расширяющимся книзу подолом до середины голени. Подол украшен узором (вышивка?) в форме восьми одинаковых кустиков из трех удлиненных листьев каждый, расположенных в три ряда (2—3—3). Обувь того же типа, что и у первой фигуры.
В конце прошлого века Д. А. Вырубов зарисовал фрески другого балкарского храма,29 которые вместе с прочими его рисунками опубликовал Л. И. Лавров.30 Местонахождение храма точно не известно. На его стенной росписи, как видно из рисунков Вырубова, были изображены четыре мужские фигуры, две из них, сохранившиеся лучше, показаны в позах с характерным положением рук, как бы несущих модель храма. Фреска, вероятно, также была нанесена черной и красной краской. На трех фигурах изображены округло-конические шапки серого цвета, возможно, катанные из войлока. На двух сохранились изображения приталенных кафтанов с очень высокими стоячими воротниками и расширяющимся подолом; рукава суживаются к кисти, длина кафтанов несколько ниже колен. По мнению А. А. Иессена, балкарские церквушки следует датировать XI—XV вв. Подведем некоторые итоги. В период раннего средневековья на Северном Кавказе продолжала бытовать одежда из звериных шкур и шкур домашнего скота, кожи и домотканины, покрой которых нам неизвестен. Возможно, среди гуннских племен бытовала в то время одежда, напоминающая одежду, изображенную на болгарине из Придунайской Болгарии. Во всяком случае, судя по изображению на пряжке от подколенного ремня из Белореченских курганов XIV—XV вв., еще в то время или несколько раньше в Прикубанье существовала верхняя рубаха с глубоким осевым грудным разрезом, узкими длинными рукавами и довольно широким подолом с.разрезами по бокам, уже из ткани. Постепенно восстанавливается торговля. В качестве материала для одежды племенной знати появляются шелка и дорогие импортные ткани. Покрои одежды, изображенной на рельефах и найденной в Мощевой Балке, свидетельствуют о наличии разных традиций в наплечной одежде, очевидно, принадлежавшей разным этносам, а также о моде, вместе с торговыми караванами пришедшей с Востока и из Византии. Два вида наплечной одежды (кафтан и прямая рубаха с рукавами длиннее руки), изображенные на рельефах, могли принадлежать разным этносам, однако, учитывая мифологическое содержание рельефа и назначение памятника, можно предположить, что рубаха служила обрядовой одеждой и, следовательно, была старинной одеждой данного племени. Это тем более вероятно, что рубаха такого покроя на территории бывшей Алании не встречается в погребениях и изображениях памятников более позднего времени. Высокий воротник, показанный на статуях и на фреске неизвестной балкарской часовни, позволяет датировать эти памятники временем позднего средневековья (т. е. не ранее XIII—XIV вв.). Головной убор с роговидными дугами, изображенный на женской фигуре на фреске хуламской церкви, свидетельствует, по нашему мнению, о появлении кипчаков в горных районах Северо-Западного Кавказа. Отметим также, что в одежде из Мощевой Балки, а также изображенной на плоскостных рельефах дольменообразного склепа, на фресках христианских храмов и неизвестной балкарской часовни четко видна разница в покрое мужского и женского платья, что свидетельствует о дифференциации одежды, а значит, и о сравнительно высоком уровне ее развития. Торговля наложила отпечаток на фасоны одежды, бытовавшей в то время, и на материал, из которого она изготовлялась. Кроме местных типов, бытуют тюркские, согдийские и византийские. Особенно сильным было влияние тюрок. И это не удивительно, так как тюркская мода постепенно все больше усваивалась населением Ближнего Востока и Малой Азии и торговыми путями образцы ее попадали на Кавказ, где и без того влияние местных тюрок было сильным. Тюркское и византийское влияния (последнее — в погребениях знати) выявляются и при рассмотрении материалов Змейского катакомбного могильника X—XII вв. в предгорьях Центрального Кавказа. Отметим разнообразие женских головных уборов, которое могло быть связано с половозрастным и семейным положением женщины, а также с экзогамией. Если в Мощевой Балке А. А. Иерусалимская выявила только один вид головного убора — мелкую шапочку с накосником,31 то в Змейской найдено четыре типа женских головных уборов. Это — венчики (древние диадемы); шапочки с шишаком; шапочки круглой формы, некоторые из них с вырезом надо лбом, и шлемообразные головные уборы. На территории Византии, Персии, Восточной Европы венчики издавна являлись девичьими головными уборами. Возможно, и в нашем случае венчики имели то же назначение.32 Шапочка с шишаком кипчакского происхождения.33 Головные уборы (как правило, конической формы), увенчанные шишаком, широко распространились на Северном Кавказе у народов, подвластных Золотой Орде, и бытовали там до XV в. В Змейской они невысокие и встречаются в единичных экземплярах. Круглые шапочки (по голове) находили в погребениях Змейской чаще других головных уборов. Очевидно, они были типичны для местного населения, так как бытование разных их вариантов известно на Северном Кавказе с XIII в. у различных этносов, и разницу в покрое, таким образом, можно объяснить разными этническими традициями. Так, в Змейском могильнике найдены шапочки без выреза, в Кисловодском могильнике и в Мощевой Балке — с вырезом; скомбинированные из кожи и ткани, с широкой лопастью, которая служила наушниками и назатыльником, покрытые сплошь бронзовыми украшениями и бусинами, с несколькими рядами многочисленных бронзовых подвесок, нанизанных на толстую ленту, шапочки-шлемы бытовали в VIII—X вв. в дидойско-капучинских районах Нагорного Дагестана.34 Шапочки из войлока с налобником и назатыльником, с украшениями из бляшек найдены в женских погребениях Махческа XIV в.35 У ди-дойцев, аваров и лаков, несколько изменившись, они бытовали до конца XIX в.36 Наконец, женщины, подобно мужчинам, носили шлемообраз-ные головные уборы. История рассказывает о том, что у ряда народов в период средневековья и в более позднее время головной убор был одинаковым для мужчин, девушек и молодых, еще не рожавших женщин. Так, например, по словам Плано Кар-пини, одинаковые шапки носили монгольские мужчины, девушки и молодые женщины,37 а в более позднее время (XVIII в.) та же традиция существовала у адыгейцев и осетин.38 Таким образом, в одном могильнике у нас имеется два типа головных уборов, предположительно носившихся девушками и не рожавшими женщинами: венчик и шлем — головной убор, подобный мужскому, и два типа женских: шапочка с шишаком и круглая мелкая шапочка (с вырезом и без выреза). После монгольского нашествия кочевавшие в степях Предкавказья кипчаки ушли в горы. Постепенно они смешались с обитавшим там населением, в одних случаях ассимилировав его (Карачай и Балкария), в других — ассимилировавшись. Однако как переселившиеся, так и уже обитавшие в горах племена смешивались медленно и некоторые из них в XI—XV вв. продолжали сохранять своеобразие своей народной культуры, что нашло отражение в одежде, изображенной на фресках Церквушек и найденной в погребениях Балкарии у с. Верхний Чегем и в Горной Осетии у с. Дзивгис. Женский костюм, обнаруженный при раскопках могильника в Балкарии, в урочище Байрым у с. Верхний Чегем, очевидно, сохранил свое этническое своеобразие.39 Принадлежал он пожилой женщине и состоял из нательной рубашки, шаровар, распашного платья, кожаных чулок, мягких сапог с высоким голенищем и высокого конусообразного головного убора. Сохранилась также прическа из заплетенных и подобранных под шапочку кос. Нижняя рубаха из светло-коричневой ткани с полотняными переплетениями имела туникообразный покрой с боковинами, расширяющими подол книзу (рис. 30). Вырез ворота — круглый; прямой срединный разрез доходил до талии и был снабжен нитяными застежками; длинные рукава к кисти суживались и. заканчивались высокими манжетами. Подол и манжеты были отделаны тесьмой. Шаровары — из четырех полотнищ плотной клетчатой ткани, сшитых вручную и соединенных ромбовидным клином. В загнутый наверху рубец был продернут шнур, удерживавший штаны на теле. Ткань верхнего распашного платья при соприкосновении со светом и воздухом распалась, поэтому судить о нем мы можем только на основании описания, сделанного И. М. Мизиевым. По его словам, платье-кафтан было шерстяным, по внешнему виду очень близким к национальному платью балкарцев. Его передняя часть и полы были расшиты золотыми галунами (вероятно, шитьем), образующими растительный узор, а на груди оно было обшито мехом. Сапог было найдено две пары: нижние — сапоги-чулки (рис. 31) и верхние — собственно сапоги. Обе пары были сшиты вручную и имели одинаковый, довольно сложный покрой. Сапоги-чулки изготовлены из тонкой кожи. Они имели высокое голенище, выкроенное из 2 одинаковых кусков кожи и имеющее передний и задний долевые швы. Отдельно были выкроены головка и задник, а у головки — мысочек. Под мысочек и под задник (пятка) подшита подкладка. Кожаные чулки были без орнамента. Сапоги верхние сделаны из грубой свиной кожи. Спереди они были украшены вдавленным растительным орнаментом, переходящим в стилизованный узор. Обе пары обуви имели острый носок и, по мнению Мизиева, напоминали азиатские махси. Головным убором служила | шапочка из войлока, сверху обтянутая шерстяной тканью коричневого цвета, — тюбетейка с широким околышем и высокой тульей из пяти широких у основания треугольных долек. К одной из сторон околыша пришиты шелковые полосы, из которых завязывался бант. Прическа была подобрана под головной убор. «Прическа, — писал Мизиев, — плетеные косы, умело собранные на голове в виде короны, так что шапочка аккуратно прикрывала всю голову». Кроме того, в погребении была найдена сумочка прямоугольной формы, размером 14X6 см, сделанная из шелковой ткани, обтянутой тесьмой и украшенная вышивкой, на подкладке из шелкового репса. Закрывалась она полотняным шнуром, продернутым сквозь дырочки вдоль верхнего края. Внутри сумочки найдены бронзовые серьги, у головы — серебряные (характерные для XIII—XIV вв., но бытовавшие и позже). Там же — двусторонний самшитовый гребень и железные ножницы. И. М. Мизиев датирует погребение XIII—XV вв. Найденный в одном из погребений Белореченских курганов наконечник от подколенного ремня с тренированными изображениями мужчины и женщины датируется XIV—XV вв. На мужской фигуре показана невысокая тюбетейка с бантом, на женской — высокий конусообразный головной убор с покрывалом. Бант как украшение на мужской или женской одежде у обитателей Северного Кавказа нам неизвестен, поэтому в данном случае можно предположить хронологическую близость погребений в Байрыме ив Белореченской; таким образом, датировка Мизиева подтверждается. Фрески хуламской церкви датируются XI—XV вв. Если мы сравним одежду, найденную в Байрыме, с изображением частично сохранившейся одежды женщин на фресках этой церквушки, то найдем некоторое сходство. Так, например, длинные рукава рубашки заканчиваются высокими манжетами; подол верхней одежды украшен вышивкой, образующей растительный узор; обувь — типа остроносых мягких сапог. Совершенно отличны головные уборы и, по-видимому, покрой верхнего платья, которое на фреске показано глухим, а в погребении — распашным. Последний факт говорит, по нашему мнению, о разной этнической принадлежности погребенной в Байрыме и изображенных на фресках женщин и о своеобразии их одежды. О том же рассказывает женское погребение с хорошо сохранившейся одеждой из каменных ящиков Горной Осетии (Куртатия), найденное вблизи поселения Дзивгис. В. Б. Антонович в 1879 г. в Дзивгисе нашел в погребении женский костяк, одетый в три одеяния одинаковой длины: верхнее — из тонкой темно-коричневой ткани, следующее — из плотной войлочнообразной материи желтого цвета, нижнее — из грубого полотна.41 Одежда эта типа длиннорукавного халата, спускающегося до нижней части голени; верхняя — с небольшим треугольным вырезом на груди, края которого были обшиты ремешком с насаженными на нем металлическими пуговицами. На груди платье было обшито шнуром, а у шеи имело две такие же пуговицы; пояс из грубого полотна с такой же металлической пуговицей посередине. На ногах — кожаные чулки и остроконечные чувяки; на голове — остроконечный, с перегнутой вперед вершиной колпак из ткани в широкие черные и желтые полосы. По нижнему краю «над челом и на затылке» колпак был обшит опушкой в два пальца шириной, над ушами висели толстые «наушники» с нашитыми серьгами в виде бронзового кольца, к которому ремешком была прикреплена серебряная серьга с тремя шипами, с подвешенными на них семью (2—3—2) привесками-цепочками из серебра. Несмотря на то что колпакообразные головные уборы с древних пор были известны на Кавказе, этот головной убор с острым, несколько изогнутым верхом и опушкой по нижнему краю нетипичен для Северного Кавказа периода средневековья. Материалы из Мощевой Балки и Змейского могильника дали возможность реставрировать конусообразный богато орнаментированный головной убор.42 Эта шапка очень широко распространилась у сопредельных народов. Ее различные варианты бытовали в Венгрии, Болгарии и Киевской Руси43 в качестве княжеского головного убора, а также в Грузии. Дзивгисский колпак имеет больше сходства с калансуву Волжской Болгарии, по словам Макдиси (X в.), экспортировавшей на Кавказ и в государства Средней и Малой Азии многочисленные товары, среди которых были и высокие шапки.44 Изображение полосатого изогнутого наперед колпака встречается на женской фигуре одной из пряжек от подколенного шишаком с шариком и кистью), а также на керамических блюдах XIV в. из раскопок Сизова вблизи Сухуми и на одной из миниатюр грузинской псалтыри XVI в. Заметим, что колпакообразные головные уборы с наушниками, к которым привешивались украшения, носились вплоть до XIX в. казанскими татарами, чувашскими и мордовскими женщинами. Кстати, о некавказском происхождении погребенной говорит почти полное отсутствие таких украшений на одежде, как вышивка, бляшки и металлические пластинки, что, по нашему мнению, нельзя объяснить только бедностью захоронения. В конце прошлого века П. С. Уварова раскопала в Махческе45 большое количество каменных ящиков и обнаружила в них женские захоронения с одинаковой по покрою и украшениям одеждой, при взгляде на которую становилась ясна ее генетическая связь с аланами Змейской. Особенно характерны в этом отношении один из головных уборов и украшения, которые состояли из бронзовых бляшек в виде столбиков, кружочков, золотых чеканных и штампованных пластин, лунниц, бубенчиков и золотого шитья. Все это в изобилии покрывало головные уборы, воротники, края платья. Одежда состояла из трех длинных и почти однотипных кафтанов, которые Уварова определила как «одеяния, похожие на поздние горские бешметы».46 Самый нижний, нательный шился из тонкой шелковой ткани (шелка-сырца, по Уваровой) белого цвета с невысоким стоячим воротником, украшенным тесьмой с нашитыми на нее бронзовыми круглыми бляшками — «выпуклинами»; следующий кафтан тоже шелковый, по краям обшитый позументом с высоким стоячим воротником из позумента или кожи. Жесткий воротник, плотно охватывавший шею, сплошь был покрыт медными бляшками и обшит толстым шнуром с подвешенными вдоль всего борта чеканными лунницами и бубенчиками, прикрепленными на рожках (рис. 32, 3}. Верхний кафтан из штофа с шитыми шелком запястьями застегивался на петли из одноцветного мелкого шнура и два типа медных пуговиц: граненые бочкообразные с гнездами для камней, с находящейся посередине петлей для пришивания, и продолговато-овальные с петлей на вершине и удлинением на противоположном крае (рис. 32, 2). Матерчатый кушак—из тонкой шелковой ткани зеленого цвета с поперечно затканными золотыми полосами. «Широкая ткань была сложена в узкий пояс, спереди завязанный узлом со спускающимися концами».47 Обувь в виде ноговиц, кожаных чулок и чувяк. Головные уборы были богато разукрашены жемчугом, золотыми пластинами, бляшками, лунницами, бубенчиками и золотым шитьем. В одном из погребений встретился головной убор с шишаком, сшитый из двух одинаковых половин,48 подобный аланскому головному убору, найденному в Змейской, а также в кургане бе<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.022 с.) |