Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О древнейшем типе одежды коренного населения северо-западного кавказаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основным источником при изучении типов одежды, бытовавшей в период позднего эллинизма среди обитателей Черноморского побережья Северного Кавказа и восточной части Крыма, представлявших в рассматриваемый период единую культурно-историческую общность, является скульптура и живопись того времени. Это прежде всего надгробные памятники: статуи-полуфигуры (IV в. до н. э. — II в. н. э.) и надгробный рельеф с изображениями людей (III в. до н. э.—II в. н. э.).1 Затем произведения малой пластики — многочисленные терракотовые статуэтки местного производства.2 И наконец, фрески боспорских катакомбных погребений I в. до н. э.—II в. н. э., дающие дополнительные сведения не только о покрое, но и о возможной цветовой гамме одеяний древних.3 В данной главе мы остановимся главным образом на надгробных рельефах и статуях-полуфигурах Боспорского царства, привлекая остальные источники только в качестве сравнительного материала. На горельефах Боспора крупным планом изображались фигуры одного, двух или нескольких человек, представителей одной семьи, чаще всего супругов или близких родственников, как о том повествуют в большинстве случаев сохранившиеся греческие надписи, выбитые под изображениями. Это основные персонажи памятников, и размеры их фигур на одном и том же рельефе имели почти одинаковую высоту. Мы говорим почти потому, что при изготовлении фигур учитывался возраст и общественное положение. Так, например, фигуры женщин или юношей были несколько ниже фигур, изображавших мужчин зрелого возраста. Фигурки же детей были и вовсе небольших размеров. Часто на стелах показаны второстепенные персонажи — оруженосцы (свободные), фигуры которых были меньших размеров, чем фигуры их господ, и, наконец, рабы и рабыни, незначительные размеры изображений которых подчеркивали их зависимое положение. Многие писатели древности сообщали о том, что греческие колонисты частично или полностью заменили свою традиционную одежду местной, более приспособленной к климату Северного Причерноморья. Дион Хрисостом, например, посетивший в 100 г. н. э. Ольвию, оставил описание костюма борисфенита (ольвиопо-лита) Каллистрата: «Он был опоясан большим всадническим мечом, одежду его составляли шаровары и прочее скифское убранство, на плечах был небольшой тонкий черный плащ, какой обыкновенно носят борисфениты. И другая одежда у них по большей части черного цвета по примеру одного скифского племени, которое. .. получило у эллинов название меланхленов».4 Овидий Назон, сосланный в I в. н. э. в город Томи за участие в заговоре против Августа, неоднократно упоминает греческих колонистов, защищавшихся от морозов «...звериными шкурами и сшитыми штанами...».5 Графические изображения костюмов на боспорских надгробных памятниках подтверждают известия памятников письменности. Наряду с чисто греческими одеяниями изображается также одежда, нетипичная для греков, носящая следы местного влияния, а иногда прямо говорящая о чуждом для греков племенном происхождении изображенного. Таким образом, появляется возможность получить некоторое представление об одежде племен, окружавших Боспорское царство в течение более полутысячелетия, а частично и проникших в среду его обитателей. Можно выделить несколько типов мужской одежды, начиная от довольно примитивных ее форм и кончая выкроенной и сшитой по определенному образцу. На мужских фигурах надгробных рельефов Пантикапея и отчасти Фанагории, изображающих воинов и гражданских лиц в самых разнообразных костюмах, встречается распашная наплечная одежда (кафтан), изготовленная, судя по внешнему виду, из шкуры парнокопытного животного (оленя, лося, козы и др.) или сохраняющая этот покрой при использовании нового материала. Древние авторы, начиная с Геродота и кончая писателем эпохи позднего эллинизма Гезихием, сообщали о том, что многие «варварские» племена употребляли шкуры диких или домашних животных в качестве материала для одежды. Например, часть скифских племен делала свою наплечную одежду из овечьих шкур, обитатели Каспийского побережья — пактии и каспии — из козьих. На некоторых рельефах Пантикапея показана наплечная одежда из шкуры оленя или лося. Несколько слов о том, почему мы считаем изображенные на этих стелах кафтаны сделанными из шкуры парнокопытного. Дело в том, что несколько вариантов подобной наплечной одежды бытовало до конца XIX—начала XX в. у различных народов Крайнего Севера, Сибири и у некоторых племен Северной Америки, и их покрой (внешний вид) известен: у народов самодийской языковой группы это кафтан из одной шкуры специфического облика; у тунгусоязычных — «тунгусский кафтан» с нагрудником; у эскимосов Гренландии, Канады, Аляски, атапасков Северной Америки — глухая одежда с пришитым нагрудником. Н. Ф. Прыт-кова и Г. М. Василевич по швам и орнаменту этой уже поздней одежды воссоздали ее первоначальный облик, который был неразрывно связан с формой самой шкуры.8 Как оказалось, этот простейший тип одежды по своему внешнему виду почти полностью совпадает с изображением наплечной одежды на фигурах указан ных выше памятников. Ниже мы поговорим об этом более подробно.
Рис. 1. Изображение человека в кафтане самодийского облика на рельефе из Пантикапея.
На боспорских рельефах имеется изображение всех трех вариантов наплечной одежды из шкуры парнокопытного животного. Первый вариант — кафтан, напоминающий нижнюю наплечную одежду народов самодийской группы, встречается чаще остальных и именно в Пантикапее. Появляется его изображение с момента возникновения на Боспоре массового надгробного рельефа с фигурами людей (III—II вв. до н. э.) и бытует вплоть до его исчезновения во II в. н. э.9 Кафтан самодийского облика входил в состав костюма, в котором сочетались древнегреческие и туземные элементы одежды. Насколько можно судить по сохранившимся изображениям, этот костюм состоял из сшитого хитона с прямым или овальным краем ворота, кафтана (куртки) с очень своеобразными полами, которые в виде острых углов неправильной формы сходились посередине груди, где завязывались вязками или скалывались. Книзу полки постепенно суживались и, не доходя до бедер, исчезали за спиной (рис. 1). При такой их форме верхняя часть груди и середина живота оставались незакрытыми. Рукава, очень узкие, в одних случаях доходили почти до кисти рук," в других — только до локтя.12 На фигурах отдельных памятников рукава на таком кафтане отсутствовали вовсе — куртка превращена в безрукавку. 3 Ворот и полы куртки обшивались мехом. В тех случаях, когда мужская фигура изображена стоящей спокойно, на куртке морщин нет, но если фигура показана в движении, ворот и полы показаны перекошенными, а движения рук кажутся связанными слишком узкими рукавами.14 Нижняя половина фигуры до середины голени изображалась окутанной в широкий и длинный плащ — гиматий, один конец которого спускался с левого плеча на грудь, а другой обертывал бедра и, выходя, справа из-за спины, перебрасывался поперек туловища через левую руку или, закрывая ее, свисал вниз. Из-под края плаща видны неширокие штаны и обувь — полусапожки,15 иногда обувь со шнуровкой.16 Конусообразный головной убор показан только на одной фигуре пожилого мужчины, который, возможно, был лысым,17 на других фигурах головы обнажены. Прическа — длинные почти до шеи волосы, иногда уложенные в локоны,18 но чаще прямые; |9 усы и небольшая бородка. И еще одна характерная деталь — мужские фигуры в описанной выше одежде всегда изображались без оружия. Очевидно, перед нами надгробные рельефы с изображением основных обитателей Панти-капея — милетских колонистов, традиционный костюм которых дополнен наплечной одеждой, штанами и сапогами, воспринятыми ими у местного населения. По внешнему виду наплечная одежда пантикапейских греков напоминает меховой кафтан народов самодийской группы — энцев, селькупов и нганасан, сделанный из одной шкуры крупного оленя без ее предварительного раскроя и конструктивных швов. Подобный кафтан бытовал еще в начале XX в. в качестве нижней женской и мужской одежды.20 Изготовляли его из шкуры осеннего оленя, повернув ее вверх хвостовой, самой широкой частью: отрезали лапы, прорезали отверстия — проймы, в которые вшивали длинные узкие рукава из остатков меха. На груди кафтан зашивали наглухо. Для того чтобы утеплить одежду.и закрыть бедра и нижнюю половину живота, спереди от пояса до края подола вшивали клин полукруглой формы.21 Как показала в своем исследовании Прыткова, одежда эта в прошлом была распашной, а шкуры, снятые с задних ног, служили рукавами. Подобные рукава были слишком узкими, «...так как в неразрезанном виде при любом растягивании кожи в мокром состоянии такой „рукав" после высыхания садился, а потому и был неудобен для движения». Н. Ф. Прыткова считала, что одежда, представляющая собою одну целую некроеную шкуру, «обернутую» вокруг тела, являет собой очень древнюю форму, характерную для южной территории, и относила ее к старосамодийскому слою одежды. В условиях Крайнего Севера эта одежда была трансформирована в глухую. Аналогии своеобразному расположению шкуры хвостовой частью вверх Прытковой найти не удалось.24 Сравнив наплечную одежду, изображенную на стелах, с кафтанами энцев и нганасан, мы пришли к выводу, что на интересующих нас рельефах изображена одежда, изготовленная из одной целой повернутой вверх хвостовой частью некроеной шкуры крупного парнокопытного; рукавами, очевидно, служили шкуры, снятые с задних ног. Нам стала понятна форма одежды, причины появления сковывающих движения рук узких рукавов, а также их различных вариантов, возникших при попытках древних обитателей Боспора усовершенствовать этот кафтан: узкого и длинного, короткого, надставленного и, наконец, их отсутствие. Можно предположить также, что когда милетские греки поселились в Пантикапее, они заимствовали у обитавшего там населения меховой кафтан. Для утепления одежды на зимний период колонистам были не нужны ни клин, вшивавшийся в кафтан энцами, мигрировавшими в XVII в. с Саян на Крайний Север, ни нагрудник тунгусского «фрака». В составе костюма они сохранили гиматий, для которого можно было употребить достаточно теплую и плотную шерстяную ткань. Этот смешанный греко-варварский вид костюма, существовавший в западной части Боспорского царства более полутысячелетия, как о том повествуют надгробные рельефы, сделался традиционным для обитателей Пантикапея греческого происхождения. Только этим можно объяснить столь длительный период его бытования. Вначале, по-видимому, эта одежда была характерна для мужчин разного возраста,25 может быть купцов, ибо в древности только купцы не нуждались в оружии, пользовались правом свободного прохода через чужие территории и завоевывали народы не оружием, а торговлей.26 На одном и том же рельефе более позднего времени можно встретить мужские фигуры, изображенные в костюмах разных типов. Описанная нами одежда встречалась на фигурах мужчин преклонного возраста, у которых по-прежнему не было оружия, в то время как юноши или молодые люди носили кафтаны более совершенного покроя и были снабжены военными плащами и оружием. По-видимому, кафтан самодийского облика на рубеже первых веков нашей эры сделался самой древней формой обрядовой одежды, так как, кроме рельефов, изображение его встречается на терракотовых статуэтках, представляющих популярных в те времена на Боспоре богов: Аттиса, Мена и Митру. А боги, «жившие», как известно, в «незапамятные времена», естественно, изображались в наиболее древних одеяниях — из числа одежд, сохранявшихся еще в памяти племени. Статуэтки этих богов были найдены во время раскопок гробниц, храмов, жилых помещений и мастерских коропластов, среди терракот, изображающих богов и богинь в античных одеяниях, а простых смертных — в костюмах, соответствующих эпохе или традиционным представлениям. Появление новых персонажей в сонме богов вызвано проникновением новых этнических элементов в состав населения боспор-ских городов и греческих колоний Северного Причерноморья, где период позднего эллинизма был временем очень пестрого племенного состава населения, синкретизма религиозных верований и смешения атрибутов при изображении божеств. Мен, Митра и Аттис изображаются в наплечной одежде самодийского облика, для них не характерной, и в колпаке или капюшоне фригийского типа, в прошлом присущего главным образом Аттису. Бог Мен — фригийское божество Луны, считался повелителем смерти, богом растительности и плодородия и изображался обычно безбородым юношей с серпом месяца за плечами и хлебом на голове.27 На аверсе пантикапейских оболов I в. до н. э. Мен изображен с полумесяцем за плечами, во фригийском колпаке на кудрявой голове.28 Однако в Северном Причерноморье чаще встречаются терракотовые статуэтки, изображающие Мена в другой ипостаси — в виде пухлого полуобнаженного мальчугана, сидящего на петухе — птице зари и плодородия. Голову его венчает массивный колпак фригийского типа с изогнутым наперед верхом или, как считает М. М. Кобылина, башлык; спину, бока и наполовину грудь закрывает рукавный кафтан самодийского облика, застегнутый на груди.29 В руке он держит кисть винограда. Этот Мен считался богом-покровителем детей и был, очевидно, связан с погребальным культом, так как такие терракоты часто находят в детских погребениях того времени. Мы внимательно просмотрели альбом терракот Ф. Винтера,30 отдельные публикации,31 корпус терракот Северного Причерноморья,32 но ничего похожего на плечевую одежду, изображенную на статуэтках Мена из Пантикапея, не обнаружили. Терракоты, изображающие сидящего на петухе ребенка, которого для Северного Причерноморья определили как бога Мена, имеют параллели в средиземноморском искусстве позднего эллинизма. Различные типы статуэток, представляющих сидящих на петухе детей, найдены в Италии, Таренте и Аттике,33 но при всем сходстве сюжета ни одна из этих фигурок не обладает особенностями одежды боспорских терракот. Митра — древнее индо-иранское божество добра и света, позже (Мидия, Персия, Парфия) — бог Солнца — изображался в виде юноши, убивающего быка или стоящего на быке в короткой развевающейся одежде.34 Костюм, изображенный на статуэтке Митры из Пантикапея, более полный, чем костюм Мена, и состоит из головного убора, «кафтана», поясной одежды типичного для тех мест и времени покроя и обуви. Убор, венчающий голову юного бога, это уже известный нам фригийский колпак или башлык, аналогичный головному убору Мена. Кафтан, изображенный на Митре, по покрою близок к наплечной меховой одежде милетских колонистов. Судя по внешнему виду, он изготовлен из тонкого материала. Так как Митра изображен в стремительном движении, узкие полы кафтана показаны отогнутыми, по традиции «развеваются». На солнечном боге изображены две надетые порознь узкие штанины типа высоких ноговиц, верхний край которых срезан наискось и пристегнут или привязан к поясу или поле кафтана. Штанины покрывали ноги во всю их длину (голени, бедра) и плотно их облегали. Глубокая, охватывающая ногу до лодыжки обувь напоминает обувь, изображенную на фигуре фракийца или фригийца, вырезанной на печатке перстня работы Афинада (перстень был найден в женской гробнице на горе Митридат в Керчи; племенную принадлежность вырезанной на нем фигуры можно определить по головному убору, сделанному из лисьей шкурки, который был у эллинов своеобразным эталоном при определении фракийцев). Аттис — фригийское божество умирающей и воскресающей природы. Поклонение ему связывалось с культом Матери богов -богини Реи Кибелы.35 Аттис изображался во фригийском колпаке с сирингой в руках. На нашей терракоте показан фригийский колпак, наплечная одежда типично самодийского облика с длинными узкими рукавами и очень короткими несходящимися на груди полами, которые удлинялись к.бокам и обрисовывали живот полукругом. На ногах — ноговицы во всю длину ноги с косо срезанным верхом. Культ Митры, по мнению М. М. Кобылиной, «...на Боспоре не занимал большого места и, встретившись здесь с более популярным культом Аттиса, существовал только в виде культа Митры— Аттиса».36 Тем не менее терракоты, изображающие Митру—Аттиса, довольно часто встречаются в Пантикапее, а показанная на них одежда характерна только для данного района и в других местах на фигурах Митры и Аттиса не обнаружена.37 Таким образом, только в Северном Причерноморье Мен, Митра и Аттис изображены в одежде, покрой которой напоминает одежду из шкуры парнокопытного. В какой-то мере это подтверждает нашу мысль о том, что наплечная одежда из оленьей шкуры могла возникнуть на территории Северного Причерноморья самостоятельно, а если была принесена извне, то «акклиматизировалась» настолько прочно, что не только сделалась бытовой одеждой выходцев из Милета, но и сохранялась длительное время в качестве обрядовой. Попробуем определить хотя бы приблизительно этническую принадлежность верхней наплечной одежды из одной шкуры парнокопытного. Мы нашли на рельефах три варианта такой одежды. Первый — кафтан без нагрудника из шкуры, повернутой хвостовой частью вверх, который вошел в состав традиционной одежды пантикапейских греков, заимствовавших его у какого-то местного племени, обитавшего на Керченском п-ове до них и, возможно, занимавшегося также и рыбной ловлей. Основанная здесь ионийская колония получила название Пантикапей, что на древнеиранском значило «путь рыбы» (панти путь', капа 'рыба'). По мнению Фасмера, этим именем до прихода греков назывался Киммерийский Боспор (Керченский пролив).38 В. И. Абаев по этому поводу пишет: «...трудно было бы подобрать более удачное название: пролив этот был путем массового хода рыбы, а Пантикапей — едва ли не крупнейшим в мире центром рыбного промысла».39 Древнеиранское название пролива и самой колонии говорят об обитавшем в этим местах до греков племени древнеиранского языка, которое, возможно, и изготовляло свою верхнюю наплечную одежду из повернутой вверх хвостовой частью оленьей шкуры, а может быть, даже имело нагрудник, в котором у колонистов не было необходимости, и они от него отказались, заменив традиционным гиматием. Второй вариант наплечной одежды из шкуры парнокопытного — кафтан с нагрудником. Изображение его на стелах встречается редко и появляется не раньше I в. н. э. Нам известно только два таких памятника, опубликованных в альбоме Кизерицкого и Ватцингера.40 Оригиналы вместе с рядом других надгробий во время оккупации Крыма в 1856 г. были вывезены в Лондон и помещены в Британский музей. Так как изображенная на этих памятниках одежда представляет большой интерес и находит аналогии, с одной стороны, среди материалов археологии Сибири, с другой — в этнографии народов Сибири, а стелы с подобными рельефами встречаются редко, мы опишем изображенную на них одежду более подробно. Этот тип наплечной одежды, несмотря на ее почти полное тождество с тунгусским кафтаном (мирэлэн),41 во избежание могущих возникнуть недоразумений мы назовем кафтаном с косыми полами. Изображение такого кафтана мы нашли на надгробных памятниках Пантикапея — «Гераклид, сын Гастия» 42 и «Гай и его мать Базилейн, дочь Мены». На рельефе, посвященном Гераклиду, помещены три фигуры: крупная — Гераклида, меньших размеров — юноши, может быть, младшего родственника, и маленькая фигурка — слуги. Грек показан в греко-варварском одеянии: хитон, наплечная одежда самодийского облика, окутывающий фигуру гиматий; из-под гиматия виднеются неширокие длинные штаны и сапоги (или обувь типа закрытых массивных калош). Кафтан с косыми полами показан на фигуре юноши, который, по нашему мнению, сопровождает Гераклида, так как его фигура ниже фигуры грека и имя не упомянуто в надписи рельефа. Наплечная одежда, изображенная на нем (вид спереди), короткая, едва прикрывающая бедра, с длинными и узкими рукавами; полы соединяются в верхней части, а ниже косо расходятся по сторонам, обнажая часть надетого под кафтан нагрудника. При переходе в подол полы образуют тупой угол, а край подола, плавно удлиняясь, переходит на спину. Видимая часть нагрудника украшена двумя круглыми пластинами разной величины, расположенными по вертикали, а край его подола имеет выступ (мыс) треугольной формы. Полы подола кафтана и нагрудника по краям очерчены контурным швом (может быть, обшиты мехом?). На ногах — сапожки с голенищем до середины голени, обвязанные вокруг лодыжки вязкой, и длинные ноговицы до конца бедра. Спереди они прошнурованы и с наружной стороны покрыты крупными овальными пластинами (оборонительное приспособление). За спиной — военный плащ до середины голени. По-видимому, из-за спины выступает край цилиндрического колчана. У пояса слева подвешен меч (?) с крестовидным перекрестьем и круглым навершием. Позы Гераклида и юноши одинаковы. На фигуре Гая (стела «Гай и его мать Базилейн...») 44 показан кафтан, полы которого соединяются в верхней части груди и даже частично закрывают ее. Ниже груди они слегка суживаются и, оставляя открытой середину туловища, почти вертикально спускаются к подолу. Между полами виден надетый под кафтан нагрудник, край которого выступает ниже подола кафтана полукруглым мысом. Полы и подол кафтана и нагрудника по краям обшиты полосой меха (может быть, это не мех, а рельефные швы?). У талии с правой стороны на кафтане видна часть широкого накладного пояса, полы одежды в этом месте соединены застежкой в виде двух больших подвесных петель, скрепленных массивным круглым шпиньком. Узкие рукава спускаются до кисти, длинные ноговицы плотно облегают ноги. Вдоль рукавов, ноговиц и сапог, от носка до верхнего края голенища, изображена шнуровка, стягивающая их противоположные стороны. За спиной — военный плащ до середины голени. На груди (под горлом) — крупная фибула. Фибула производит впечатление четырехугольной, косо поставленной, но, может быть, она была круглая. Ниже пояса у левого бедра подвешен меч с массивным перекрестьем и круглым навершием. Из-за спины выступает край колчана, через правое плечо проходит широкая перевязь от меча (?-). Фигурки слуг на этих двух рельефах изображены в одинаковом костюме. Плохая сохранность памятников, а также плохое качество фотографий не дают возможности детально рассмотреть одежду, плотно облегающую туловище фигур. Четко видны длинные, до конца бедер, ноговицы, прошнурованные вдоль ноги. Г. М. Василевич восстановила первоначальный облик тунгусского кафтана по покрою шаманского кафтана эвенков,45 а дальнейшее его развитие — по швам и расположению орнамента на более поздних типах тунгусской одежды.46 В прошлом тунгусы делали свою наплечную одежду из одной шкуры крупногопарнокопытного животного без ее предварительного раскроя и конструктивных швов. При этом шкуру они не переворачивали, как энцы, нганасаны или селькупы, а клали вверх грудной частью. Короткими рукавами служили шкуры, снятые с верхних частей передних ног. В. Я. Серошевский, изучавший в конце прошлого века этнографию якутов, констатировал: «Тунгусский фрак не больше, как целая оленья кожа, передние ноги которой сняты чулком и употреблены вместо рукавов».47 В 20—30-х гг. XX в. старики-эвенки еще донашивали парки (кафтаны) с такими рукавами.48 Форму кафтана с мысом на подоле определяла конфигурация шкуры и привычка отрезать по косой линии части с задних ног (от хвоста к животу), так как «шкура со срезанными по косой линии частями с задних ног при первичной просушке в распяленном виде оканчивалась острым мысом (хвостовая часть), который первоначально и сохранялся в цельном виде».49 На изготовление кафтана шла одна шкура крупного парнокопытного животного или две-три мелкого (козы, кабарги, косули). Место соединения шкур проходило по талии и образовывало шов, который был параллельным подолу, т. е. спускался по середине спины мысом. Василевич считала тунгусский кафтан с несходящимися полами и прикрывающий грудь нагрудник особенностью тунгусской культуры, «...выделявшей тунгусов, а также и юкагиров среди всех других народов на протяжении веков».50 Неоспоримым полагала она также тот факт, что кафтан с мысом развился среди тунгусо-язычных народов Сибири и, судя по археологическим материалам, основы его были унаследованы тунгусами от их предков — неолитических таежных охотников Прибайкалья —Приангарья.51 По мнению Василевич, от тунгусов кафтан перешел к целому ряду народов Сибири, у которых длительное время сохранялся частично или целиком в обрядовой одежде: нагрудник — в ритуальном костюме невесты — у нанайцев, ульчей, орочей, удэ; как погребальный кафтан — у ульчей, маньчжуров.52 Интересно отметить, что изображение кафтана с расходящимися полами и нагрудником на рельефах Пантикапея дают разные варианты мирэлэна. На юноше стелы Гераклида кафтан по покрою (облику) почти полностью совпадает с тунгусским. Правда, полки его сходятся на груди и даже в какой-то мере закрывают ее верхнюю часть, что нетипично для мирэлэна. Это можно объяснить большими размерами шкуры парнокопытного (благородный олень?). На фигуре Гая мы видим кафтан с прямым краем подола и с мысом на подоле нагрудника, в области талии показан широкий накладной пояс. Василевич доказала, что с применением нового материала (сукно, ткань) линия подола выпрямляется. В кафтане, изготовлявшемся из двух шкур, выпрямилась и линия их соединения на спине, покрывавшаяся орнаментом, а орнамент этот постепенно превратился в накладной пояс.53 Таким образом, два имеющихся в нашем распоряжении изображения кафтана с нагрудником дают и два последовательных этапа его развития. Мужские фигуры, изображенные в этой одежде, показаны с оружием: лук и стрелы, меч. Следовательно, перед нами воины. Латинское имя Гая говорит не о его этническом происхождении, а скорее всего о принадлежности к римским легионам: известны случаи, когда варвары, становясь легионерами, получали новое имя. Возможно, Гай и безымянный юноша попали на Боспор в составе римского легиона, оккупировавшего побережье северовосточной части Черного моря, а может быть, были мобилизованы именно на самом Черноморском побережье. Кроме кафтанов с нагрудником на фигурах некоторых боспорских рельефов встречается изображение такой же по типу наплечной одежды, но без нагрудника. Наконец, имеется еще один вид наплечной одежды, который, если мы правильно прочли памятник, следует отнести к типу одежды из шкуры крупного парнокопытного животного в качестве его завершающего варианта. Мы говорим о кафтане, изображенном на фигуре вольноотпущенника Филофема, стела которого датирована 440 г. боспорской эры или 143 г. н. э.54 Голова и фигура Филофема поставлены в три четверти поворота к зрителю, а ноги — вполоборота. Рельеф в нижней части по диагонали расколот, поэтому не вполне ясны тип обуви и ее украшения, а также одежда слуги. Костюм, изображенный на Филофеме, состоит из кафтана, ноговиц, обуви, плаща и головного убора. Кафтан с длинными рукавами, от кисти до локтя покрытыми налокотником, верхний край которого несколько выступает над локтем и украшен пластиной. Сделан кафтан из плотного материала, как мы думаем, из шкуры парнокопытного (?), повернутой мехом внутрь. Перед кафтана закрыт нагрудником, который, по-видимому, наглухо прикреплен (пришит) к кафтану. Подол нагрудника образует выступающий угол. Так же заканчивается, очевидно, и задняя часть подола кафтана, поэтому над бедром (нам видна правая половина фигуры) образуется отверстие, в которое виден верхний край ноговицы, пристегнутый на пуговку (?). Выступающие края подола окаймлены бахромой (мех?). На боковой части подола нагрудника вырезана двойная петля в виде восьмерки с пуговками в середине, которая, возможно, имеет отношение к креплению ноговиц (?). Нагрудник украшен на груди крупной колесообразной фигурой, а ниже пояса — узором из поставленных друг на друга треугольников. На ногах сапоги, охваченные у лодыжки вязкой, с голенищем до середины голени, и высокие ноговицы. На плечи Филофема накинут плащ из толстого материала. Плащ скреплен на правом плече и спускается сзади до бедер. На голове — корытообразный головной убор, напоминающий капюшон, от которого сохранилась только верхняя половина (до ушей). Такой же головной убор изображен и на слуге (оруженосце?), сравнительно крупная фигура которого помещена слева за колонкой, на которую облокотился Филофем.55 На слуге кафтан, ниже подола видны пластины панциря. Отдельные представители племени — носители глухой одежды, очевидно, давно проникли в Пантикапей и были эллинизированы. В своем обрядовом костюме, однако, они сохраняли традиционный племенной покрой наплечной одежды.
Рис.2. Юноша изображенный на керченском расписном саркофаге.
Пример глухой одежды встречается на Боспоре еще на одной из фресок саркофага I в. н. э. (Керчь),56 расписанного внутри под склеп. На фреске изображен юноша, опирающийся на невысокую колонку. Невдалеке от него нарисована лошадь, слева — горит скифского типа с луком и стрелами, подвешенный на двойном ремне. Юноша был художником, но в случае необходимости становился воином. Его костюм состоит из рубахи, безрукавки, плаща, покрытых поперечными складками длинных узких штанов и обуви (рис. 2). Покрой безрукавки напоминает покрой глухих кафтанов из шкуры с пришитым нагрудником, имеющим на подоле спереди и сзади выступы, которые в нашем случае увеличены и имеют трапециевидную форму. Эта форма выступов (мысов кафтана из шкур парнокопытных) заставляет нас предположить, что на фреске изображен панцирь, возникновение которого, по нашему мнению, неразрывно связано с глухой одеждой описанной выше формы. Каков бы ни был в те времена климат Северного Причерноморья, ни в Предкавказье, ни в Крыму, ни тем более в западной части Черноморского побережья и на Балканах не был нужен кафтан с пришитым нагрудником, однако глухая одежда из толстой и прочной шкуры (лошади, быка, вола) могла оказаться неплохим панцирем, удобным благодаря своему покрою также и при верховой езде. Покрой этой глухой одежды усовершенствовали, расширив и удлинив передний и задний мысы подола и создав, таким образом, броню для бедер и ног. Страбон, живший на рубеже первых веков до нашей эры, оставил интересное описание вооружения племени роксоланов, как нам кажется, подтверждающее наше представление. «Они, — писал географ, — носят шлемы и панцири из сырой воловьей кожи и сплетенные из прутьев щиты, а наступательным оружием им служат копья, лук и меч».57 В начале новой эры роксоланы были вытеснены, как полагают, аланами, на запад от Днестра, и в середине I в. н. э. вступили в соприкосновение с римлянами.58 На триумфальной колонне побед имп. Трояна в Добрудже над соединенными силами восставших варваров среди изображений поверженных врагов Рима встречаются мужские фигуры в длин-норукавной опоясанной одежде. Подол этой одежды образует два прямоугольника, в боковые отверстия между ними видна верхняя часть длинных штанов, на одной фигуре покрытых многочисленными мелкими складками,59 на других складок меньше и они крупнее.60 На головах части фигур изображен глубоко сидящий конический шлем из кожи(?). Возможно, здесь изображены представители сарматского племени роксолан в панцирях из сырой воловьей кожи, напоминающих глухую одежду из шкуры парнокопытного животного. Как бы то ни было, но в те времена на территории Причерноморья сложились все условия для того, чтобы кафтан с расходившимися полами был изобретен. Там существовали многочисленные стада благородных оленей (местами сохранившиеся и до наших дней), о чем свидетельствуют описания древних авторов, топонимика, остеологический и, наконец, археологический материал — во время раскопок найдено множество изображений оленя. Писатель римского времени Гай Юлий Солин в «Сборнике достопримечательностей» сообщал об огромном количестве оленей, которые тогда водились в Скифии.61 Река Березань в то время носила название Оленной — 5а§апз (буквальный перевод В. И. Абаева: «Там, где находят оленей»).62 В. И. Цалкин, проводивший изучение костных остатков домашних и диких животных, обитавших в период железного века на территории Восточной Европы, на основании большого количества костных остатков благородного оленя, найденных во время раскопок в Северном Причерноморье, делает вывод о его широком распространении и важном промысловом значении для обитавших там племен.63 Но раз были олени, должны были быть и охотники на оленей, а может быть, и оленеводы. Юлий Солин в том же сборнике сообщает о существовании холощеных оленей: «У холощеных самцов рога никогда не растут, но и не отпадают».64 В письме к Василию Великому Юлиан Отступник упоминает на Дунае племя Еауи-йаред. Абаев расшифровывает этот термин, сравнивая его со староосетинским, в котором за§-с!аг означает «имеющие оленей».65 Была и одежда из оленьей шкуры. Вергилий Маррон в «Георги-ках» красочно описывает охоту на оленей «свободного племени, которое под гиперборейской медведицей поражается дуновением рифейского Евра и покрывается щетинистыми рыжими шкурами животных».66 Автор эпохи позднего эллинизма Гезихий из Александрии на основании более ранних источников приводит в своем словаре название животного, из шкуры которого «скифы» делали одежду: «...таранд, похожее на оленя животное, шкуры которого скифы употребляют на одежду».67 Далее он дает также термин для одежды, бытовавшей на территории Скифии, переводя его «скифская одежда».68 Абаев, исходя из данных староосетинского языка (дигорского, более архаичного диалекта), считает, что зак-§ип-с!ак обозначает не скифскую одежду, а одежду из оленьей шкуры, где ёак обозначает шкуру.69 Анализируя термин, Абаев показывает его бытование и перевоплощения в течение почти двух тысячелетий: ^захотдахт) 'скифская одежда' (Гезихий); осет. зак-^ип-йак: «одежда» — 1ак (ёак), «из оленьей» — зак, «шкуры» (или шерсти?) — §ип. Первоначально термин йак или 1ак значил «одежда» и входил в состав названия одежды из оленьей шкуры, в дальнейшем из оленьей (?) шерсти (так как §ип стало обозначать уже в новых условиях не шкуру, а шерсть).70 Наконец, при появлении ткацкого станка 1ак в осетинском языке начинает обозначать нить, из которой (в домашних условиях) ткался материал для одежды, и входит в состав названия материй, сотканных из нитей на ткацком станке (из конопляных нитей — кае1-(из каегйа§ 'холст' от капа — 'конопля'), из шелковых — гае1- Таким образом, данные дигорского диалекта осетинского языка свидетельствуют о том, что у ираноязычных предков осетин бытовала наплечная одежда из оленьей шкуры, внешний облик которой (=покрой) длительное время определялся конфигурацией шкуры. По-видимому, такая же или близкая по типу наплечная одежда существовала и у иноязычных обитателей Северного Причерноморья, но лингвистические данные, которые подтвердили бы это, нами пока не обнаружены. Итак, лингвистика, литературные сообщения и изображения одежды на фигурах надгробных рельефов Пантикапея свидетельствуют о бытовании на северном берегу Черного моря в древности наплечной одежды из шкуры парнокопытного (оленя, лося, козы, жеребенка?), а поздние этнографические параллели к этой одежде уточняют не только ее внешний облик, но и конструкцию (покрой). Поясной одеждой, дополняющей костюм коренных обитателей этих мест, служили, очевидно, ноговицы с вертикальными швами, т. е. сшитые из шкурок, снятых с ног оленя, которых нужно было взять несколько, чтобы сделать одну ноговицу. В Северном При
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.6 (0.013 с.) |