Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-маклая ленинградская часть↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ ИМ. Н. Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЧАСТЬ
Т. Д. Равдоникас
ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ОДЕЖДЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА (V в. до н. э. — конец XVII в.)
Предисловие Одежда является памятником исторических эпох. Она помогает разобраться в вопросах этногенеза, до известной степени освещает идеологию создавшей ее социальной среды, указывает на производственные и социальные отношения, нашедшие отражение в материале и покрое платья. В настоящее время многие этнографы уделяют внимание одежде народов разных регионов страны, в том числе и Кавказа. Опубликованы многочисленные монографии, посвященные материальной культуре отдельных народов Северного Кавказа, в которых авторы отводят большое место описанию костюма. Однако все они, как правило, исследуют материалы XIX—начала XX в. Только отдельные исследователи занимаются вопросами исторической этнографии и изучают северокавказский костюм более раннего времени или делают экскурсы в прошлое при описании недавно бытовавшей народной одежды. В качестве примера приведем статью Е. Н. Студенецкой, описавшей и реконструировавшей по материалам П. С. Палласа одежду черкесов второй половины XVIII в.,и ее же недавно вышедшую книгу «Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв.» (М., 1989), в которой имеются экскурсы в более ранние времена. Интересны в этом плане статьи Г. А. Сергеевой по одежде различных групп аварцев, монографии С. Ш. Гаджиевой по материальной культуре народов Дагестана (кумыки, даргинцы, ногайцы), С. С. Агашириновой — по материальной культуре лезгин — и другие. Большой интерес представляют также публикации археологического материала, среди которого довольно часто встречаются остатки одежды, обуви, головных уборов из погребений разных кавказских народов VIII—XV вв. Подготовлена к публикации насыщенная новым материалом книга А. А. Иерусалимской по одежде обитателей верхнего Прикубанья VIII—IX вв. (Мощевая Балка). Однако одежду обитателей Северного Кавказа более отдаленного от нас времени пока, насколько нам известно, не изучали. Наша монография состоит из ряда очерков, посвященных выявлению и описанию типов одежды, бытовавшей в древности и в средние века у населения Северо-Западного и отчасти Центрального Кавказа эпохи средневековья. Работа основана на сообщениях древних и средневековых авторов, археологических материалах, на исследованиях надгробных рельефов с изображениями людей, торевтики, малой пластики, средневековых скульптур и фресок христианских храмов. Широко использован сравнительный материал по одежде народов Советского Союза и сопредельных стран в различные хронологические периоды, что является особенно необходимым для правильного понимания бытовавшего в далеком прошлом покроя одежды, связанного с низким уровнем развития производительных сил. При изучении одежды скифского времени по произведениям торевтики был применен метод увеличения фотографий некоторых изображений в несколько раз, что дало неожиданно очень интересные результаты: были выявлены подробности покроя и отделки одежды, в частности ритуальной, головных уборов и обуви. В качестве сравнительного материала для одежды средневековья автор привлекает росписи дворцов среднеазиатского средневековья, альбомы типов восточных одежд XIV—XV вв., западноевропейских XVI—XVII вв., пользуется современными исследованиями по истории византийского и западноевропейского костюма. Автор не ставит своей задачей изучение влияния грузинской культуры на культуру и одежду обитателей Северного Кавказа, а ограничивается выявлением только византийских элементов, носителем которых была и средневековая Грузия. Тема взаимовлияний грузин и народов Северного Кавказа, как нам кажется, может быть в лучшей степени освещена трудами северокавказских и грузинских этнографов, тем более что работы грузинских ученых, представляющие большой научный интерес и освещающие не только этнографию грузинского, но и сопредельных народов, публикуются только на грузинском языке. Не затрагивается в монографии также вопрос о влиянии на одежду обитателей Северного Кавказа русской культуры, и прежде всего материальной культуры терского казачества. Тема эта сложна и требует специального исследования, так как необходимые для изучения материалы крайне малочисленны. К сожалению, автор в своих очерках не имела возможности - воссоздать полную картину истории одежды народов Северо-Западного Кавказа за рассматриваемый период: с одной стороны, ряд необходимых автору сведений фрагментарен, с другой - имеющийся археологический материал часто недоступен для исследования. Автор выражает благодарность всем организациям и сотрудникам, предоставившим ей возможность работать с материалами или по прочтении работы сделавших замечания или давших советы, принятые автором с благодарностью: сотрудникам Гос. Эрмитажа, Гос. Исторического музея, Керченского историко-археологического и Краснодарского краеведческого музеев, Института этнографии АН СССР, Гос. музея этнографии народов СССР. С особой теплотой и признательностью автор вспоминает руководителя сектора Кавказа, Средней Азии и Казахстана Л. И. Лаврова, чья дружеская поддержка в течение ряда лет являлась неоценимым подспорьем в работе. Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Примечания К, главе 1 1 СиЖБ; К.—W.; Марты Ю. Ю. Позднеэллинические надгробья как историко-культурный документ // СА. Т. 7. С. 31—44; Максимова М. И., Наливкина М. А. Скульптура // Античные города Северного Причерноморья. М.; Л., 1955. С. 296— 324; Кобылина М. М. Скульптура Боспора // МИА. 1961. № 19. С. 171 — 188. 2 Кобылина М. М. 1) Терракотовые статуэтки Северного Причерноморья // САИ. 1970. Вып. Г1-11; 2) Терракотовые статуэтки Пантикапей // Там же. 1974. 3 АДЖ. Т. 1—2; Ернштедт Г. В. Монументальная живопись Северного Причерноморья: (Общий обзор памятников живописи) // Античные города Северного Причерноморья. М.; Л., 1955. С. 248—285. 4 Хрисостом Дион. Борисфенитская речь. 5 Публий Овидий Назон. Скорбные элегии. Кн. 3, письмо 10, § 15. 6 Мозалевський Б. М. Товста Могила. Кит, 1979; см., например, верхний рельеф пекторали из Толстой Могилы. 7 Геродот. История. VII, 67. 8 Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы как исторический источник // Одежда народов Сибири. Л., 1970. С. 53, 73; Василевич Г. М. Тунгусский кафтан // СМАЭ. 1958. Т. 18. С. 122—178. 9 СиЖБ. С. 99. 10 К.—W. Taf. 25, 302; 30, 436; 35, 500. 1 Ibid. Taf. 30, 436; 35, 500. 2 Ibid. Taf. 38, 540, левая фигура. 13 Ibid., правая фигура. 14 Ibid. 541, правая фигура. 15 Ibid. Taf. 25, 362; 30, 436; 35, 500. 16 Ibid. Taf. 16, 241. 17 Ibid. Taf. 35, 500. 18 Ibid. Taf. 38, 540. 19 Ibid. Taf. 16, 241; 38, 541; 39, 406. 20 Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы... С. 53, рис. 33; с. 72—73, рис. 49. Автор дает термины для мужской и женской одежды: мужская (энцы) joddu (Gas.), jodduh (Пр.), deddy (Д.); женская (энцы) — kobeddo (Cas.); комидо или комизо (Д.); нганасаны — jakua (Cas.). 21 Там же. С. 53. 22 Там же. С. 53, 72; реконструкция: с. 96, рис. 69. 23 Василевич Г. М. Тунгусский кафтан. С. 126. 24 Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы... С. 54. 25 К.—W. Taf. 29, 422; Taf. 38, 541 и др. 26 Вспомним, как древние финикийцы торговлей завоевывали греков архаического периода (см., например: Тураев Б. Древняя финикийская рукопись // Византийский временник. 27 Мифологический словарь / Ботвинник М. Н., Коган М. А., Селецкий Б. П. Л., 1961. С. 140. 28 Зограф А. Н. Античные монеты // МИА. 1951. № 16. Табл. XVIII, 13. 29 Кобылина М. М. Терракотовые статуэтки Северного Причерноморья. Табл. 15, /; ГЭ, инв. № 1852:19; ГИМ, инв. № 695. 30 Winter Fr. Die antiken Terrakoten. Berlin; Stuttgart, 1903. Bd 2. S. 316. Abb. 3. 31 См.: Кивокурцев Н. П. Боспорская гипсовая статуэтка Эрота // СА. 1941 Т. 7. С. 280. 124 32 Кобылина М. М. 1) Терракотовые статуэтки Северного Причерноморья. Табл 53' 2) Терракотовые статуэтки Пантикапей. Табл. 34, 3. 33 Winter Fr. Op. cit. S. 371, 372. 34 Мифологический словарь. С. 147; Кобылина М. М. Скульптура Боспора. С 100 (примеч. 87); ГЭ, инв. № П. 975; Winter Fr. Op. cit. S. 373; OAM, инв. № 21090; ГЭ, инв. № П. 1886. 88; TOAM. 1898. Т. 2. Табл. V, /. 35 Мифологический словарь. С. 30; ОАМ, инв. № 20575; Кобылина М. М. 1) Скульптура Боспора. С. 77, 99; 2) Терракотовые статуэтки Пантикапей. Табл. 28, 3. 36 Кобылина М. М. Скульптура Боспора. С. 99. 37 Cumont Franz. Textes et Monuments Figures reliefs aux Mysteres de Mytra. Bruxelles, 1896; Sarre F. Die Kunst des alten Persien. Berlin, 1925. Taf. 56. 38 Wasmer M. Untersuchungen fiber die altersten Wohnsitze der Slaven. I: Die Iranier in Siidrussland. Leipzig, 1923. S. 73. 39 Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М.; Л., 1949. С. 170. 40 К.—W. S. 94. Taf. 37, 536; S. 65. Taf. 26, 374. 41 Василевич Г. М. Тунгусский кафтан. С. 127. 42 К.—W. S. 94. Taf. 37, 536. 13 Ibid. S. 65. Taf. 26, 374. 14 Ibid.; Корпус боспорских надписей. М., 1965. Далее: КБН. (Чтение восстановлено В. В. Латышевым. По характеру письма — первая половина I в. н. э.). 45 Василевич Г. М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // СМАЭ. 1957. Т. 17. С. 152. 46 Василевич Г. М. Тунгусский кафтан. С. 122—178. 47 Серошевский В. Я. Якуты. СПб., 1898. Т. 1. С. 344. 18 Василевич Г. М. Тунгусский кафтан. С. 126. 49 Там же. С. 145. 50 Там же. С. 122. 51 Там же. С. 170—171. См. также: Окладников А. П. К изучению начального этапа формирования народов Сибири // СЭ. 1950. № 2. С. 40, 41. 52 Василевич Г. М. Тунгусский кафтан. С. 122. 53 Там же. С. 137. 54 СиЖБ. С. 142. Табл. 188. Текст: «Филофему, он же Леонак, вольноотпущеннику Менофила, эту стелу поставил брат Понтикион, памяти ради в 440 году» (см. также: КБН. С. 411, № 710). 55 Возможно, что это не оруженосец, а младший брат Филофема-Леонака, Понтикион, поставивший стелу. 56 АДЖ. С. 376—389; ГЭ. Экспозиция; Ернштедт Е. В. Указ. соч. С. 270, рис. 19. 57 Страбон. VII, 3, 17. 58 Там же. II, 5, 7, примеч. 4. 59 Florescu F. В. Monumental de la Adamklissi tropaeum Traiani. 1959. P. 397, fig. 200 sg. 60 Ibid. P. 320, 321, fig. 176, 177 и др. 61 Solin G. J. 19, 9. 62 Абаев В. И. Указ. соч. С. 180. 63 Цалкин В. И. История скотоводства в Северном Причерноморье // МИА. 1960. № 53. С. 71. 64 Солин Г. Ю. 19, 9. Юлию Солину, без сомнения, можно верить, так как его описание оленей, в частности их рогов, подтвердил остеологический материал (см.: Цалкин В. И. Указ. соч. С. 72). 65 Абаев В. И. Указ. соч. С. 179. 66 Публий Вергилий Марон. Георгики. 67 Гезихий из Александрии. Лексикон. 8 Там же. 69 Абаев В. И. Указ. соч. С. 180. В русском языке сохранилось: «Доха (ж.) — урал. род шубы из сайгачьего меха шерстью вверх» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М., 1913. Т. 1. С. 1206); «Даха (доха) ж. монг. — шуба, надеваемая шерстью вверх... бывает жеребячья, оленья, козули-чья, собачья, овчинная...» (Там же. С. 1030). В маньчжурском языке меховая одежда с ненадставленными рукавами носила в прошлом название дэхэлэ 'меховая'. См.: Василевич Г. М. Тунгусский кафтан. С. 122. 70По-видимому, в этом случае употреблялась шерсть не оленя, а другого животного, так как, например, северяне не делают войлока из шерсти северного оленя и не прядут из нее пряжи, считая оленью шерсть непрочной. 71 Абаев В. И. Указ. соч. С. 180, 184. 72 Одежду из шкур делали готы (Корнелий Тацит), скифы (Геродот) и др. 73 Василевич Г. М. Тунгусский кафтан. С. 126.
К главе 2 1 Мы употребляем термин «варвар» в том же смысле, в каком его употребляли древние греки, т. е. не грек. 2 Шульц П. Н. Скифские изваяния Причерноморья // Античное общество: Тр. по изуч. пробл. античности. М., 1967. С. 228. 3 Там же. С. 226. 4 Там же. С. 230. 5 Там же. С. 228, 229, рис. 2, 4; Спицын А. А. Археологические заметки // Тр. РАНИОН. М., 1928. Т. 4. С. 488. 6 Манцевич А. П. О скифских поясах // СА. 1941. Т. 7. С. 19—30. 1 Шульц П. Н. Указ. соч. С. 229. Рис. 3. 8 Там же. Рис. 2; Passek Т., Lutinine В. A. Sur la question des «Kamennye baby» Eurasia septentrionalis antiqui. Helsinki, 1929. P. 224. Fig. 1, 2; 3, a, b. 9 Маркович В. И., Мунчаев Р. М. Каменные изваяния из Чечено-Ингушетии // СА. 1964. № 1. С. 158. Рис. 1—4. 10 Миллер А. А. Новый источник к изучению связи Скифии с Кавказом // Изв. ГАИМК. 1925. Вып. 4. С. 98—114. 11 Там же. С. 109. Табл. II, 7—9. По словам автора, памятник найден в предгорьях Кавказа. Более точное происхождение статуи неизвестно. 12 Черненко Е. В. Скифский доспех. Киев, 1968. С. 7—56. 13 Граков Б. Н. Скифы. М., 1971. С. 89. 14 Артамонов М. А. Сокровища скифских курганов. Л., 1965. Табл. 292 — фигура с клевцом в руках. 15 Там же. Табл. 22 и др. 16 Манцевич А. П. Указ. соч. С. 19—30. 17 Там же. С. 21—22. Рис. 4, 5, 7. 18 Там же. С. 27. 19 Мелюкова А. И. Каменная фигура скифа-воина // КСИИМК. 1952. Вып. 48. Рис. 39. 20 Ксенофонт. Анабасис. Гл. IV-4. 21 Кобылица М. М. Терракоты Северного Причерноморья // САИ 1970 Вып. П —11. С. 43, табл. 15, 9, 10. Сокольский Н. И. К вопросу о синдской скульптуре // Культура античного мира. М., 1966. С. 244—245, рис. 1; 22 Крушкол Ю. С. Древняя синдика М 1971 С. 196-201. 23 Шульц П. Н. Указ. соч. Рис. 6 7 24 Геродот. I, 135. 25 Там же. IV, 111. 26 Там же. 23. 27 Там же. 106. 28 Юлий Полидевк. Словарь. «В Скифской земле произрастает конопля — растение, очень похожее на лен, но гораздо толще и крупнее... Ее там разводят, но встречается и дикорастущая конопля. Фракийцы изготовляют из конопли даже одежды...» (Геродот IV 74) o Геродот. I, 203. " Иппократ. 29, 45. Публий Овидий Назон. Скорбные элегии. Кн. 3, письмо 10 33 Геродот. VII, 64. 34 Иппократ. 28. 126 35 Там же. 26. 36 Геродот. IV, 64. 37 Степанов П. К. История русской одежды. Пг., 1915—1916. С. 18, рис. 13. № Геродот. IV, 107. 39 Цицерон. Марк Туллий. Кн. V, 90. 40 Геродот. IV, 109. 41 Тахтай О. К. Сюфьска статуя is с. Ольховник Донецке! области! // Археология. 1964. Т. 17. С. 205—206. Рис. 1, 2. 42 Шульц П. Н. Указ. соч. С. 236. 43 Геродот. IV, 76, 78—80. 14 Платон. Эриксий. 45 ГЭ. КО, № 17, 41, 65; П, № 51, 485 и др. 46 Даже в новое время, в тех случаях, когда рукав и пройма не выкраивались, под рукавами у проймы вырезали специальное отверстие и оставляли его незашитым или вставляли в него клин-ластовицу, расширяя, таким образом, диапазон движения рук. 47 Геродот оставил красочное описание этого обряда у скифов: «Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так: В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши» (IV, 70). 48 Анфимов Н. П. Из прошлого Краснодарской области. Краснодар, 1965. 49 Дьяконов М. М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961. С. 243, рис. 5U. >0 Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы как исторический источник // Одежда народов Сибири. Л., 1970. С. 72. 51 Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. С. 318. 52 Платон. Законы. 53 Смирнов К. Ф. Вооружение савроматов // МИА. 1961. № 101. С. 36, рис. 9, 3,4. 54 Черненко Е. В. Скифские лучники! Киев, 1981. С. 122. 55 Аристофан. Осы / Пер. Н. И. Корнилова. Казань, 1908. С. 58. 56 Азизбекова П. А. Азербайджанская национальная одежда. М., 1972. Табл. 94. 57 Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы... С. 65—68. 58 Schefeld К. Untersuchungen zu den kertschner Vasen von Karl Schefeld. Berlin; Leipzig, 1934. Abb. 104, 151, 168, 169, 227, 336, 381. 59 Манцевич А. П. Горит из кургана Солоха // Культура и искусство античного мира. Л., 1962. С. 114. (ТГЭ; Т. 7). 60 У ненцев, например, ноговицы делались из 6 полос, у нганасан, тувинцев и тофаларов камусную обувь изготовляли из 4—6 полос и т. д. (см.: Василевич Г. М. Типы обуви народов Сибири // СМАЭ. Т. 21. С. 12). 61 Василевич Г. М. Типы обуви народов Сибири. С. 1, 2. Рис. 2—16. 62 Необычные для наших представлений вещи принято объяснять ошибками мастера. Мы мало знаем об идеологии того времени. Для наглядности приведем пример из хроники армянского историка V в. н. э. Мовсеса Хоренади: «Арташес же... жалует также Аргаму... обещанное второе место, также венец, усыпанный яхонтами, пару серег для ушей, красную обувь для одной ноги, право есть золотой ложкой и вилкой и пить из золотых чаш» (Мовсес Хороснаци. История Армении. Ереван, 1891. С. 96). Может быть, что-либо подобное произошло и в данном случае? 63 Армаганян А. С. Указ. соч. С. 3—38, рис. 3. 64 Сенека Люций Анней. Кн. XX, оп. VII (124). 65 Геродот. VII. 66 Сенека Люций Анней. Кн. XI. Гл. 1 (80). 67 Самосатский Лукиан. Скиф или гость. Лукиан говорит о богах, которым молятся Токсарид и Анахарсис, и называет «Меч» и «Замолксис», что явно свидетельствует о фракийском происхождении Токсарида (и Анахарсиса?); Артамонов М. И. Общественный строй скифов // Вести. ЛГУ. 1947. № 9. 127 68 Лаппо-Данилевский А. С. Курган Карагодеуашх // MAP 1894 № 13 С. 1—60. 69 Манцевич А. П. О пластине из кургана Карагодеуашх: (К толкованию сюжета) // Археологический сборник. Л., 1964. С. 130—131. (ТГЭ; Т. 6); Rostov-zeff M. Iranians and Greeks in South Russia. Oxford, 1922. P. 104—105. 70 По нашему мнению, это не «безусые» юноши, а молодые женщины или девушки в мужских костюмах (см.: Равдоникас Т. Д. К толкованию сюжета на пластине из кургана Карагодеуашх // Крат, содерж. докл. Среднеаз.-Кавк. чтений. Л., 1979. С. 15). 71 Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953. С. 111. 72 Диодор Сицилийский. Библиотека. 2, 43—6. 73 Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. С. 92. 74 Бикжанова М. А. Одежда узбечек Ташкента XIX—начала XX в. // Одежда народов Средней Азии и Казахстана. М., 1979. С. 134. 75 Устное сообщение Юсуфбековой Зиннатмо «Традиционный шугинский свадебный обряд». 76 Бабаева Н., Бахтоваршоева Л. Саван // Костюм народов Средней Азии. М., 1979. С. 128. 77 Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической Африки. М 1964 С. 136. 78 Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939. С. 302. 79 Снесарев Г. П. Указ. соч. С. 126. 80 Геродот. IV, 64: «...на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи». 81 Семантика композиции и отдельных образов, изображенных на пластине, сложна и не сразу поддается расшифровке. Центральная женская фигура связана, во-первых, с миром животных, о чем говорит морда оленя, изображенная на шее фигуры, и голова коровы у согнутой в локте руки. Во-вторых, с подводным миром — на коленях у нее показаны две рыбы. Челюсть у женщины подвязана как у обычной покойницы, поэтому она, возможно, имеет отношение к подземному царству. Очевидно, эта фигура изображает владыку растений, животных и рыб, богиню плодородия — всеобщую мать, столь популярную в древности в Северном Причерноморье. По сторонам от центральной показаны две сидящие фигуры в мужских костюмах с горитами, левая с уткой на голове. Утка считалась у индоевропейцев священной птицей, так как связывала три стихии: землю, воду и воздух. Эту фигуру, вероятно, можно считать вестницей богов (см.: Раевский Д. С. Указ. соч. С. 60). На плечевой одежде правой фигуры боковые швы отсутствуют, подол не подрублен. Мы полагаем, что здесь изображена душа умершей в ритуальной одежде без швов, чтобы в дальнейшем она могла перевоплотиться. «Душа» преподносит в дар богине морского конька, по поверьям приносящего счастье. Две стоящие фигуры пока не расшифрованы. В легендах и поверьях осетин, которые нашли отражение в нартском эпосе, описывается путешествие в загробный мир души умершего (в эпосе солнечного божества Созырыко). После длинного пути душа приходит к развилке трех дорог: на небо, в царство мертвых и преисподнюю. По средней дороге душа (герой) попадает к царю мертвых (в эпосе — Барастыру, пирующему в кругу нартов). Царь принимает душу и предлагает ей сесть. Можно предположить, что на пластине изображен потусторонний мир, где в окружении богинь (прообразов будущих нартов) восседает всеобщая мать — богиня плодородия. Они пьют напиток богов, который в эпосе употребляют нарты. Богиня угощает и прибывшую, тем самым приобщая ее к загробному миру. Кстати, имя Барастыр происходит от Параскевы и связано с проникновением на Северный Кавказ христианства; таким образом, языческая богиня плодородия превратилась вначале в Параскеву, а затем, изменив пол, в Барастыра (см.: Равдоникас Т. Д. К толкованию сюжета на пластине из кургана Карагодеуашх. С. 15). 82 Для всех народов древности типичны мифы, в которых боги, жрецы, цари или герои сражаются с чудовищами, воплощающими космические силы хаоса: драконами, змеями, грифонами и т. п. Часто такие мифы были связаны с определенными календарными циклами возрождения природы и воспроизводились в виде 128 «священных битв». Один из таких мифов, по-видимому, нашел отражение в изображенной на калафе битве (см.: Равдоникас Т. Д. Мотив змееборства на калафе из кургана Большая Близница // Крат, содерж. докл. Среднеаз.-Кавк. чтений. Л., 1978. С. 18-19). 83 Штаны из материи с тканым узором в форме ромба изображены на мужской фигуре печатки перстня.работы Афинада из Керчи (IV в. до н. э.); см.: Манцевич Н. П. Изображения «скифов» в ювелирном искусстве античной эпохи. М., 1976. С. 21, рис. 1, 8. 84 «Поршень — кусок ровдуги, кожи или камуса, выкроенной значительно больше очертаний ступни. В обуви загибается кверху сборами, огибая ступню... Носок — союзка в виде треугольника, покрывающего пальцы и подъем» (Василе-вич Г. М. Типы обуви народов Сибири. С. 3). 85 Геродот. V, 6. 86 Артемидор. V, 1.8. 87 Дион Хрисостом. Борисфенитская речь. 88 Помпоний Мела. II, 1. 89 Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918. С. 71—72. 90 Уварова В. П. Памятники Северного Кавказа // МАК. 1900. Т. 8. К главе 3 ' Сокольский Н. И. 1) К вопросу о синдской скульптуре // КАМ. 1966; 2) Синдская скульптура // Античное общество. М., 1967. 2 Сокольский Н. И. К вопросу... С. 243—244; Крушкол Ю. С. Древняя Синдика. М., 1971. С. 196. Рис. 26. 3 Сокольский Н. И. К вопросу... С. 244. 4 Леей Е. И. Терракоты из Ольвии: (Терракоты Северного Причерноморья). М., 1970. С. 35. Табл. 15, 9, 10. (САИ; Вып. Г1-11). 5 Белов Г. Д. Терракоты из Херсонеса //САИ. 1970. Вып. П-11. С. 73 (слева). Табл. 8, 3. 6 Силантьева В. Ф. Терракоты Пантикапея//САИ. 1974. Вып. П-11. С. 10-. Табл. 10, 3. 7 Шульц П. Н. Скифские изваяния Причерноморья // Античное общество. М., 1966. С. 233. 8 Там же.' 9 См.: Зограф А. Н. Античные монеты Северного Причерноморья // МИА. 1951. № 16. С. 161, слева. Табл. 35, 17. 10 Сокольский Н. И. Синдская скульптура. С. 194—195; Кобылина М. М. Скульптура Боспора // МИА. 1951. № 19. С. 184; Крушкол Ю. С. Указ. соч. С. 197— 198. Рис. 27; Шульц П. Н. Указ. соч. С. 234. Рис. 9. 11 Сокольский Н. И. Боспорские мечи // МИА. 1954. № 33. С. 144. 12 Руденко С. М. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953. С. 105—107. 13 Florescu F. В. Monumentul de la Adamklissi Tropaeum Traiani // Academiel republic Romine! Bucuresti, 1959. P. 321 (fig. 177), 323 (fig. 179). 14 Масленников А. А. Население Боспорского государства в VI—II вв. до н. э. М., 1981. С. 65. 15 Там же. С. 66. 16 Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1889. Т. 2. С. 61. 17 См.: АДЖ. Табл. XXXV, 4; Маразов И. Керченский ритон с протомой коня из Эрмитажа//Фрако-скифские связи. София, 1975. Т. 1. С. 214—233. 18 Анфимов Н. В. Меото-сарматский могильник у станицы Усть-Лобинской // МИА. 1951. № 23. 19 Казанов А. М. Очерки военного дела сармат. М., 1971. С. 58. 20 Аммиан Марцелин. Книга деяний. XVII, 12. г| Казанов А. М. Указ. соч. С. 69. 22 Дворниченко В. В., Федоров-Давыдов Г. А. Серебряные фалары из сарматского погребения могильника Кривая Лука IX Астраханской обл. // КСИА. 1981. 9 Т. Д. Равдоникас 129 № 168. С. 102—103. Рис. 2—3; Яценко С. А. О древних прототипах мужской плечевой одежды осетин // АИТЭСО. Орджоникидзе, 1985. С. 30. Рис. 3, а. 23 Смирнов К. Ф. Сарматы на Илеке. М., 1975. С. 101. Рис. 34, 9; Яценко С. А. Указ. соч. С. 30. Рис. 3, б. м Яценко С. А. Там же. Рис. 3, в. .. 25 Кузнецов В. А. Путешествие в древний Иристон. М., 1974. С. 15; Яценко С. А. Указ. соч. С. 31. Рис. 3, е. 26 Аммиан Марцелин. Книга деяний. XVII, 12, 2. 27 Геродот. IV, 75. 28 АДЖ. Табл. XIII; Ернштедт Е. В. Монументальная живопись Северного Причерноморья: (Общий обзор памятников живописи) // Античные города Северного Причерноморья. М.; Л., 1955. Рис. 19, 22. 29 Блаватский В. Д. Античная археология. М., 1961. С. 162. 30 Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918. С. 173; Блаватский В. Д. Очерки военного дела в античных государствах Северного Причерноморья. М., 1954. С. 141 и след. 31 АДЖ. С. 234. Табл. LXIV (раскоп 1873 г.); С. 305 и след. Табл. LXXVIII, LXXIX (Стасовский склеп, раскоп 1872 г.); С. 352—353. Табл. LXXIX (склеп Ашика). 32 АДЖ. С. 106. 33 Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949. С. 335. 34 АДЖ. Табл. LXXX, 2. 35 Florescu F. В. Op. cit. Fig. 185, 191. 36 Помпоний Мела. Землеописание. II, 1. 37 Тацит Корнелий. Германия. 17. 38 Sarre T. Die Kunst des alien Persen. Berlin, 1923. Taf. 54. 39 K.—W. Taf. 35. I в. н. э.; КБН. № 395. 1-я половина I в. н. э. 10 К.—W. Taf. 35, 494. I в. н. э.; КБН. № 662. 1-я половина II в. н. э. " Шилов В. П. «Кельтские» бронзовые шлемы в степях Восточной Европы // Проблемы советской археологии. М., 1978. С. 109—112. 42 СиЖБ. Рис. 87. 43 К.—W. Taf. 27, 400. I в. н. э.; КБН. № 550. 1-я половина I в. н. э.. ' 44 СиЖБ. Рис. 85. 45 К.—W. Taf. 23, 355; 25, 378. 46 К.—W. Taf. 39, 412. 47 Ковпаненко Г. Т. Сарматское погребение в Соколовой Могиле: (Предварительная публикация) // Скифия и Кавказ. Киев, 1980. С. 168—169 и след. 48 Ламберты Арканджело. Описание Колхиды или Мингрелии // ЗООИД. 1877. Т. 10. 19 СиЖБ. Рис. 38. 50 Там же. Рис. 37. 11 К.—W. Taf. 36, 525. I в. н. э.; КБН. № 465. Середина I в. н. э. '2 Диодор Сицилийский. Библиотека. 2, 43-6. ;3 Страбон. IV. 4-3. )4 Пругло В. И. Позднеэллинистические боспорские терракоты, изображающие воинов // КАМ. М„ 1966. С. 206. Рис. 1, /, 3. >5 iFilip I. Keltove ve Strednive. Praha, 1956. P. 247, 248; Романовская М. A. О происхождении лукашевского идола // Древности Восточной Европы. М., 1969. С. 188. 56 Florescu F. В. Op. cit. Fig. 182, 204, 405. 57 'Пругло В. И. Указ. соч. С. 208—210. 38 Аппиан. Митридатовы войны. III. 59 Пругло В. И. Указ. соч. Рис. 3. 60 Там же. С. 206. К главе 4 1 Аммиан Марцелин. Кн. 31-5, 6. 2 Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 42 (рис.). 3 Там же. С. 43 (рис.); по китайским хроникам (шидзи), хунны одевались кожами домашнего скота, покрывались шерстяным и меховым одеянием» (Бичу-рин Н. Я- (Иакинф). Сведения о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. 1. С. 40). 4 Руденко С. И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М.; Л., 1962. С. 42 (табл.). 5 Аммиан Марцелин. Кн. 31-10. 6 Там же. Кн. 31-6. 7 Прокопий (из Кесарии). Война с готами / Пер. С. П. Кондратьева. М., 1960. Т. 7 (IV), 19, 8-18. 8 Кондаков Н. П. Очерки и заметки по средневековому искусству и культуре. Прага, 1924. 9 См.: Иордан. О делах и деяниях гетов (Qetica) / Пер., вступ. и коммент. Е. С. Скржинской. М., 1960. С. 223 (коммент. 122). 10 Там же. С. 72. Даже в IX в. некоторые племена гуннов (мадьяры) продолжали носить одежду из звериных шкур (см.: Грот. Моравия и мадьяры с половины IX в. до начала X в. СПб., 1881. С. 317—318). 11 Абоба-Плиска: Альбом к X тому «Известий русского археологического института в Константинополе». Вена, 1905. Табл. IX, 15. 12 Аммиан Марцелин. Кн. 31-6. 13 Стасов В. В. Славянский и восточный орнамент. СПб., 1884. Табл. 1. 14 Гадло А. В. Болгарские пояса // Сб. докл. VI—VII Всесоюз. студ. конф. М., 1963. 15 Иерусалимская А. А. Аланский мир на «шелковом пути»: (Мощевая Балка — историко-культурный комплекс VIII—IX вв.) // Культура Востока: Древность и раннее средневековье. Л., 1978. С. 152—153. 16 Jeroussalimskaja A. Le cafetan aux simourghs du tombeau de Mochtchevaja Balka: (Caucase septentrional) // Studia Iranica. Leiden, 1978. Vol. 7, fasc. 2. P. 203—206. 17 Собственно, это не разрезы, а несшитые по бокам стороны передка и спинки. 18 Jeroissalimskaja A. Op. cit. P. 203—206. 19 Иерусалимская А. А. Аланский мир на «шелковом пути». С. 159. 20 Альбаум Л. И. Балалык-тепе. Ташкент, 1960. Рис. 116; Лобачева Н. П. Среднеазиатский костюм раннесредневековой эпохи: (по данным стенных росписей) // Костюм народов Средней Азии. М., 1979. Табл. III, 1, 2. 21 См.: Караулов Н. П. Сведения арабских географов IX и X веков о Кавказе, Армении, Азербайджане. Тифлис, 1901. С. 51. г2 Иерусалимская А. А. Аланский мир на «шелковом пути». С. 159, рис. 2. 23 Беленицкий А. М. Монументальное искусство Пенджикента. М., 1973. С. 21 —объект VI/1. 24 Альбаум Л. И. Живопись Афросиаба. Ташкент, 1975; Лобачева Н. И. Указ. соч. Табл. IV, 1—6. г5 Иерусалимская А. А. Аланский мир на «шелковом пути». С. 154. 26 См.: Кузнецов В. А. Змейский катакомбный могильник (по раскопкам 1957 г.) // МАДИСО. Орджоникидзе, 1961. Т. 1. 27 Кузнецов В. А. Алания в X—XII вв. Орджоникидзе, 1971. Рис. 20 и на суперобложке. !8 Иерусалимская А. А. Аланский мир на «шелковом пути». С. 158. 9 Там же. Носителями салтовско-маяцкой культуры VII—X вв. считаются про-тоболгары (см.: Мерперт Н. Я- О генезисе салтовской культуры // КСИИМК. 1951. Вып. 34; Генинг В. Ф., Хапиков А. X. Ранние болгары на Волге. Казань, 1964; Плетнева С. А. От кочевий к городам. М., 1967; Станцев С. Р. Новый памятник ранней болгарской культуры // СА. 1957. Т. 27. С. 111 — 112; Гадло А. В. Сал-тово-маяцкие (протоболгарские) памятники в восточной части Ставрополья // X Крупновские чтения. М., 1980. С. 63—64). 30 Лобачева Н. П. Указ. соч. Табл. II, 7. " Грач А. Д. Древнетюркские изваяния Тувы. М., 1961. С. 30, 31. 12 Цит. по: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963. С. 206. 33 Там же. " См.: Геродот. Кн. IV, 74. 35 Веселовский Н. И. Раскопки в Кубанской области // OAK за 1896 г. СПб., 1898. С. 1—26. !6 Самоквасов Д. Я. Могильные древности Пятигорского округа // Тр. V архе-ол. съезда. Тифлис, 1867. Т. 4. С. 41 и др. 37 Рассказ генуэзца Георгия о быте и нравах черкесов, 1504 г. // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1899. Т. 5; То же // Зап. ИРГО. 1869. Т. 2. 38 Вопрос этнической принадлежности населения, оставившего Белореченский могильник, в настоящее время дискутируется. 39 Веселовский Н. И. Указ. соч. С. 12, 13. 40 Левашева В. П. Белореченские курганы // Археологический сборник. М., 1953. (Тр. ГИМ; Т. 22). 41 Там же. С. 189. 42 Там же. С. 190—191. 43 См.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда. Л., 1937. Рис. 18. 44 Веселовский Н. И. Указ. соч. С. 14, 15. 45 Левашева В. П. Указ. соч. С. 191. 46 Веселовский Н. И. Указ. соч. С. 16. 47 Левашева В. П. Указ. соч. С. 192. 8 Там же. С. 186, табл. 1—2. 49 Веселовский Н. И. Указ. соч. Рис. 2. 50 Курган № 10, раскопки 1896 г. 51 Левашева В. П. Указ. соч. С. 191. 52 См.: Ковалевский А. В. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / Пер. и ком-мент, под ред. акад. И. Ю. Крачковского. М.; Л., 1939. С. 59. 53 Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами: Достопримечательное повествование // Гарданов В. К. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XVIII вв. Нальчик, 1974. С. 43—52. 54 Рассказ генуэзца Георгия о быте и нравах черкесов // Записки Русского геогр. о-ва от отделения этнографии. 1869. Т. 2. 55 Там же. По первоначальному авторскому тексту описание одежды адыгов следующее: «Верхняя часть одежды у них делается из валяной шерсти, наподобие церковной мантии, которую они носят открытой с одной стороны, так, чтобы правая рука оставалась свободной. На голове [носят] шапку из того же войлока в виде сахарной головы по форме. Под плащом они носят так называемые tpelicei из шелковой или полотняной материи с широкими складками и собранные у пояса снизу, наподобие того, как носили древние римляне. Носят сапоги и ботинки, надеваемые друг на друга и очень нарядные, а также широкие холщовые шаровары. Усы носят длиннейшие....Они спят с так называемым ими панцирем, т. е. кольчужной рубахой под головой, вместо подушки...» (Интериано Дж. Указ. соч. С. 48, 49). >6 Интериано Дж. Указ. соч. С. 49—51. 57 Плетнева С. А. Половецкие каменные изваяния // САИ. М., 1974. Вып. Е4-2. 38 Мерцалова М. Н. История костюма и искусство. М., 1972. С. 25 и след. 59 Кобылина М. М. Скульптурный портрет из Фанагории // СА. 1962. № 3. С. 209—214. 60 Веселовский Н. И. Указ. соч. 61 Фехер Геза. Одеяние народов степи эпохи великого переселения народов. С. 152—165. 62 Амин аль-Холи. Связь между Нилом и Волгой. М., 1962. С. 16. 63 См.: Ковалевский А. В. Указ. соч. С. 73, 81. 64 Горелик М. В. Ближневосточная миниатюра XII—XIII вв. как этнографический источник: (Опыт изучения мужского костюма) // СЭ. 1972. № 2. С. 47, рис. 3, /. 65 Ковалевский А. В. Указ. соч. С. 116. Комментарий, 530. 66 Вильгельм Рубрук де. Путешествие в восточные страны: Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII—XIX вв.). Орджоникидзе, 1967. С. 73. 67 Сизов В. Восточное побережье Черного моря // МАК. 1899. Т. 2. Табл. >8 Стасов В. В. Славянский и восточный орнамент. СПб., 1884. Табл. 69 Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно (1636—1638) / Пер., примеч. и указ. Л. М. Ловягина. СПб., 1906. С. 516 (рис.). 70 Там же. 71 Там же. С. 426. 72 Olearius A. Gattorphische Kunstkamer. Schleswig, 1674. Taf. 1—5. 73 Олеарий А. Указ. соч. С. 515—516. 74 Там же. С. 426. 75 Dapper О. Asia oder ausfurliche Beschreibung des Reichs des Grossen Mogols. Nurnberg, 1681. 76 Стрейс Я. Я. Три путешествия. М., 1935. С. 215. 77 Там же. 78 Челеби Э. Книга путешествий. Вып. 2: Земля Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М., 1979. С. 86. 79 Nicolas Nicalay de. Quatre primieres livres de peregrinations orientales. Lyon, 1568. 80 «Мужчины носят одежду, похожую на одежду персов — с полами (т. е. распашную? — Т. Р.), с завязанными внизу рукавами и высоким воротником. На голове у них колпаки из белой грубой шерстяной материи. На ноги они надевают персидские туфли. Головы у них бритые. Бороды тоже бритые. Все женщины и девушки носят шапки из грубой белой шерстяной материи, отороченные лисьим мехом. Волосы они убирают в прически и ходят с открытыми лицами. Женщины и девушки носят разнообразные облегающие их фигуры кафтаны из персидских тканей светлых тонов. Они носят такую же одежду, как и черкесские женщины» (Челеби Э. Указ. с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.113 (0.012 с.) |