Экологическая модель развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая модель развития



Согласно этой модели, развитие человека – это динамический процесс, идущий в двух направлениях. Первое – это воздействие со стороны различных элементов окружающей среды, второе – активность самого человека по реструктуризации своей многоуровневой жизненной среды. По Ури Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех словно вложенных одна в другую систем. Уровни этой среды У. Бронфенбреннер называет микросистемой, мезосистемой, экзосистемой и макросистемой. Характерной особенностью его модели являются гибкие прямые и обратные связи между этими четырьмя системами, через которые и осуществляется их взаимодействие.

Микросистему, или первый уровень модели, в любой период жизни составляют люди и объекты в непосредственном окружении ребенка. Взаимосвязи двух или более микросистем (например, семьи и детского сада) образуют второй уровень – мезосистему. Экзосистема имеет отношение к тем уровням социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта человека, тем не менее, влияют на него.

Макросистема не имеет отношения к определенному окружению, а включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет человек.

Хотя вмешательства, поддерживающие и стимулирующие ход развития, могут осуществляться на всех четырех уровнях модели, Бронфенбреннер полагал, что наиболее значительную роль они играют на уровне макросистемы. Это происходит потому, что макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни.

Представленные концепции демонстрируют многообразие подходов к пониманию процесса психического развития человека. Одной из фундаментальных проблем в этой связи является проблема периодизации, так как при всем многообразии подходов представляется затруднительным выделение однозначных критериев, маркеров, кризисов или новообразований, которые бы четко соотносили психическое развитие и календарный возраст, а также проявлялись четко и объективно у всех людей. Попытка преодоления этих противоречий была предпринята при создании периодизации развития человека Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

 

В данном пособии мы будем придерживаться следующей периодизации развития:

0–1 месяц – период новорожденности

1 месяц – 1 год – период младенчества

1–3 года – раннее детство (преддошкольный возраст)

3 года – 6–7 лет – дошкольный возраст

6–7 – 10–11 лет – младший школьный возраст

10–11 – 15 лет – подростковый возраст (пубертатный период)

15–18 – юношеский возраст

18 – 25 лет – ранняя взрослость

25 – 40-45 лет – средняя взрослость

40-45 – 55-60 лет – поздняя взрослость

55–60 – 75 лет – пожилой возраст

75 – 90 года – старческий возраст

После 90 лет – долгожители

Вопросы

1. Назовите основные группы теорий детского развития. Какие концепции к ним относятся?

2. Что нового внесла в психоаналитическое представление о развитии М. Кляйн?

3. Перечислите основные стадии и конфликты развития личности по Э. Эриксону.

4. По какому принципу построена периодизация психического развития Ж. Пиаже?

5. В чем заключаются основные положения теории привязан­ности?

6. В чем состояла новизна подхода Л.С. Выготского к проблеме периодизации психического развития?

7. Назовите основные критерии периодизации по Д.Б. Эльконину.

 


Раздел II

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА

Тема 5. Психическое развитие ребенка в пренатальный период

Изучение психического развития ребенка необходимо начать с анализа существующих периодизаций развития ребенка в пренатальный период. Принято выделять следующие стадии внутриутробного развития ребенка: стадия зародыша (от зачатия до 10 дней) – герминальный период, который заканчивается имплантацией оплодотворенной яйцеклетки в стенку матки; стадия эмбриона (от 10 дней до 7 недель), конец которой связан с формированием всех остальных внутренних органов и органов чувств; стадия плода – фетальный этап (с 8 до 40 недель). В медицинской практике беременность делится на триместры (по 3 месяца в каждом), подобное разделение применяется и во многих психологических периодизациях, анализирующих динамику переживания женщиной своей беременности.

Рассмотрим более подробно психофизиологическое развитие ребенка в пренатальный период. Данный период характеризуется максимально активным развитием психики в течении жизни человека. Происходит не только закладка и становление всех органов и нервной системы ребенка, но идет активное развитие всех анализаторных систем, начало функционирования которых отмечается уже в 7 недель, что дает возможность исследователям и специалистам говорить о возможности воздействия на психику ребенка на самых ранних сроках его развития.

Из наиболее значимых вех в развитии сенсорики и моторной сферы можно отметить следующее.

Изучение развития сенсорики ребенка показало, что в 7 недель внутриутробного развития уже регистрируется кожная чувствительность – отмечается ответная реакция на прикосновение к коже в области губ, а также начинает функционировать вестибулярный аппарат. На 8 неделе развивается кожная чувствительность – отмечается ответная реакция на прикосновение к коже на всей поверхности тела. На 14–15 неделе уже развиты элементарная вкусовая, проприоцептивная, тактильная чувствительности. На 16–17 неделе отмечаются движения глаз и моторные реакции на звук. А на 21–22 неделе уже отмечаются адекватные двигательные и эмоционально-выразительные реакции на положительные и отрицательные стимулы вкусовой, тактильной и слуховой модальности. Позже всего отмечают функционирование зрительного анализатора – на 26–28 неделе ребенок поворачивает голову по направлению к свету при освещении живота матери.

Также активно развивается и эмоциональная сфера ребенка – начиная с 22 недель отмечаются адекватные двигательные и эмоционально-выразительные реакции ребенка на положительные и отрицательные стимулы во вкусовой, тактильной, слуховой чувствительностях, а с 26–28 недели уже отмечается мимическое выражение базальных эмоций (страх, гнев, радость, удивление) (А.И. Брусиловский, А.С. Батуев, И.В. Добряков, А.С. Султанова, Г.Г. Филиппова и др.).

В пренатальный период активно развивается безусловный рефлекторный фонд и моторика ребенка. Формирование рефлексов у ребенка отмечается уже в первый триместр беременности: на 10–11 неделе внутриутробного развития формируется рефлекс Бабинского, а на 12–13 неделе плод совершает регулярные «ползающие» движения, проявляется хватательный рефлекс, который в 26–28 недель уже становится сложной рефлекторной реакцией. В 16–17 недель начинают проявляться мигательный, а также сосательный рефлексы. К 20-й неделе появляются некоторые защитные реакции. На 26–28 неделе регистируется шейно-тонический рефлекс, а на 28–30 неделе можно зарегистрировать шаговый рефлекс

Двигательная активность ребенка регистрируется уже на 2-й месяц внутриутробного развития. Так, в 7 недель у него наблюдаются небольшие медленные плавные движения в околоплодной жидкости, в 8 недель – наряду с глобальными движениями, которые могут привести к изменению положения плода, регистрируются движения вздрагивания. На 10–11 неделе отмечаются активные передвижения плода в околоплодной жидкости, прикосновения к стенке околоплодного пузыря, изменение траектории движения, вращательные движения, чередующиеся движения ног, регистрируется контакт руки с лицом. В 12–13 недель становятся возможными дифференцированные движения пальцев руки (пальцы могут двигаться независимо друг от друга). На 14–15 неделе плод способен совершать хватательные движения, двигать глазами, морщиться и гримасничать. Таким образом, уже к 16–17 неделе формируются различные паттерны движений и у ребенка можно зарегистрировать до 20 000 движений в сутки.

В процессе изучения психического развития ребенка в пренатальный период необходимо рассмотреть некоторые специфические закономерности развития психики присущие именно данному периоду развития человека, представленные в работе А.С. Султановой (2005).

Анализируя особенности развития ребенка в пренатальный период, важно также рассмотреть факторы, влияющие на психическое развитие ребенка. На основе классификации факторов, влияющих на принятие беременности женщиной, представленной И.В. Добряковым (2010), можно выделить 4 группы факторов,   влияющих как на физическое, так и на психическое развитие ребенка: биологические, социальные, факторы, которые можно отнести и к биологическим, и к социальным, и психосоциальные.

К основным значимым биологическим факторам относятся: особенности конституции женщины, возраст родителей, состояние соматического здоровья женщины и мужчины в момент зачатия, состояние соматического здоровья жен­щины на момент зачатия и во время беременности (влияние различных заболеваний, прием лекарств и т. д.), климатическая и экологическая среда обитания.

К наиболее часто встречающимся неблагоприятным факторам, которые можно считать и биологическими, и социальными, относятся: наличие у женщины и мужчины профессиональных вредностей; наличие у женщины и мужчины любых форм химической зависимости (ку­рение, алкоголизация, наркотизация); неблагоприятные социально-бытовые условия, недоедание; отсутствие возможности у женщины медицинского наблюдения.

К основным психосоциальным факторам можно отнести следующие.

1. Отношение матери к ребенку (незапланированная беременность; нежелательность беременности (как на сознательном уровне, так и на бес­сознательном) женщиной, мужчиной, ее значимыми близкими родственни­ками; желанная по неконструктивным мотивам беременность. В лонгитюдных исследованиях были получены данные о положительной связи отношения матери к беременности и будущему ребенку (в период беременности) и показателями психического, моторного, эмоционального и социального развития детей младенческого возраста (Мещерякова, 2000; Барановская, 2002 и др.). О влиянии отношения женщины к ребенку в период беременности на его психическое развитие свидетельствуют нарушения в развитии детей, обнаруженные многими исследователями в ситуации нежеланной беременности.

2. Большая роль в исследованиях влияния матери на психическое развитие ребенка отводится воздействию различных эмоциональных реакций и стрессов во время беременности, которые могут отразиться на психическом здоровье ребенка и после рождения (Батуев, 2000; Захаров, 1998; и др.). А.И. Захаров (1998) пишет о влиянии нервно-психического стресса матери при беременности не только на ее течение и особенности протекания родов, но и на развитие впоследствии у их детей эмоциональных расстройств, патологических привычек и невропатии.

Результат воздействий выше перечисленных факторов зависит от: периода развития ребенка в момент действия повреждающего фактора; интенсивности и длительности его воздействия.

Вопросы

1. Какие анализаторы в наибольшей степени сформированы у ребенка к 5–6 месяцу внутриутробного развития?

2. Какие элементы психики интенсивно формируются у ребенка в пренатальный период?

3. Какие из неблагоприятных значимых факторов второй группы (которые можно отнести и к биологическим, и к социальным) оказывают, на ваш взгляд, наиболее повреждающее воздействие на развитие психики ребенка в пренатальный период?

4. Каковы физиологические механизмы ощущения эмоционального состояния матери ребенком в пренатальный период?

5. Почему нежеланность ребенка в период беременности имеет настолько сильные и отдаленные последствия для развития личности ребенка в постнатальный период?

Тема 6. Период новорожденности

Общая характеристика. При рассмотрении периода новорожденности необходимо исходить из того, что это критический период в жизни человека. Многие исследователи не выделяли этот период как самостоятельный и рассматривали его как составную часть периода младенчества. Часть исследователей, вслед за Л.С. Выготским, рассматривают его как критический период. Но так как данный период обладает многими специфическими характеристиками и особенностями, мы вслед за Е.Ф. Рыбалко, будем его рассматривать как самостоятельный период возрастного развития человека.

В этот период продолжает реализовываться наследственная программа, развитие носит преимущественно естественный характер. Для новорожденного характерен сенсорный уровень регулирования психической деятельности. Идет дальнейшее развитие сенсорных систем, моторики, на их основе начинает развиваться перцепция.

Основная черта периода новорожденности – это переходность от внутриутробного к внеутробному развитию, и адаптация к новым условиям развития, которая проявляется на всех уровнях развития: соматическом, рефлекторном, сенсорном, моторном.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной пси­хической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

К концу первого месяца и началу второго в целом завершается переход к новым условиям жизни, отмечается появление эмоционально-положительной реакции ребенка на общение с взрослым, так называемый «комплекс оживления».

Рассмотрим основные особенности развития и адаптации новорожденного с учетом различных уровней переходности.

Соматический уровень переходности. Процесс рождения ребенка – это переход из одной среды обитания в другую, в связи с чем значительно изменяются ощущения ребенка, это также переход на другую форму питания и кислородного обмена. Переход ребенка от внутриутробной жизни к внеутробной сопровождается перестройкой его физиологических механизмов. У новорожденного наблюдаются физиологические, или адаптивные, сдвиги, которые выражаются в появлении «желтушности» кожных покровов, аллергическом катаре кожи слизистых, изменениях в метаболизме. Общим показателем адаптационных процессов является потеря веса, составляющая 5–6 % от первоначального. Проявление адаптивных сдвигов у новорожденных имеет различную степень выраженности и продолжительности, что объясняется особенностями нейродинамики ребенка (исследования С.Д. Мелешко и З.И. Коларовой).

Рефлекторный уровень переходности. Новорожденный обладает определенным арсеналом безусловных рефлексов. Среди врожденных рефлексов новорожденного можно выделить три группы: физиологические, атавистические и ориентировочные рефлексы. Физиологические рефлексы – рефлексы, необходимые для его физического выживания в мире. Такими важными безусловными рефлексами являются сосательный, дыхательный, глотательный, а также различные защитные рефлексы (зрачковый, мигательный и др.). Рефлексы, не имеющие жизненно важного приспособительного значения, относят к группе атавистических рефлексов (хватательный рефлекс, рефлекс шагистики, плавательный рефлекс), большинство атавистических рефлексов угасает в первом полугодии жизни. В приспособительной деятельности новорожденного важную роль играет ориентировочный рефлекс, вызываемый с различных анализаторов. Ориентировочный рефлекс мобилизует ответ организма на действие внешних агентов и способствует образованию условно-рефлекторных связей.

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам. По характеру проявления безусловно-рефлекторной деятельности судят о соматическом состоянии новорожденного (это один из 5 показателей шкалы Апгар), а также о психическом развитии ребенка (показатель шкалы психического развития Бразелтона).

Значение безусловных рефлексов состоит в том, что они не только обеспечивают жизнедеятельность ребенка, но с их помощью ребенок отражает воздействие на него окружающей среды. Безусловные рефлексы также лежат в основе условно-рефлекторной деятельности. По мнению различных исследователей, условные рефлексы могут формироваться в разном возрасте – от 2 месяцев до 8 дней жизни. Были выделены факторы, влияющие на сроки становления условных рефлексов: приближение первого кормления к моменту рождения ребенка, качество безусловно-рефлекторного фонда, соматическое состояние ребенка, анализатор, к которому обращен раздражитель, индивидуальные особенности ребенка.

Сенсорный уровень переходности. Исследование сенсорных систем новорожденных показало, что к моменту рождения у ребенка функционируют все анализаторы. Можно получить реакцию с любого анализатора в первые шесть часов после рождения. Но их ответы дифференцированы – в первую очередь функционируют филогенетически более старые анализаторы: тактильные, вестибулярные, обонятельные, вкусовые; слуховой и зрительный – в менее совершенном виде, так как слуховая и зрительная чувствительности формируются в эмбриогенезе несколько позже, и продолжают развиваться после рождения.

Сенсорика определяет всю психическую деятельность ребенка. Благодаря сенсорике и комплексу различных рефлексов ребенок взаимодействует со средой. 

Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения.

Исследование сенсорных способностей ребенка показало, что в период новорожденности он видит на ограниченном расстоянии, различает основные цвета; обладает дифференциальной слуховой чувствительностью в 1 октаву (70 % детей); дифференциальной температурной чувствительностью (до 1 градуса), при этом температурная чувствительность зависит от зоны воздействия; очень хорошо развиты обонятельная, вкусовая (различает все виды вкуса) и вестибулярная виды чувствительности.

Важно также отметить, что функционирование анализаторов у новорожденного обеспечивает различение не только простых стимулов разной модальности, но и комплексных раздражителей разной степени структурированности. Это можно рассматривать в качестве переходной формы от сенсорики к перцепции.

Наряду с этим к моменту рождения в основном оказываются сформированными отдельные механизмы, обеспечивающие развитие самой перцепции. К ним относятся механизмы слежения, локализации объекта в пространстве, механизмы сличения объектов и сохранения следов их воздействия. В первые дни жизни действие всех этих механизмов крайне несовершенно (Е.Ф. Рыбалко).

Моторный уровень переходности. Моторика новорожденного имеет специализированные и общие механизмы функционирования. Переходный момент от внутриутробного существования к новым условиям жизни в процессе перестройки позностатической структуры организма был зафиксирован С.Д. Мелешко в позе новорожденного: отличие позы новорожденного от позы плода заключается в том, что у первого усиливается тонус мышц задней поверхности шеи и глубоких мышц спины, обеспечивающих выпрямление и удержание головы и туловища в прямом положении. А. Пейпер выделяет следующие группы рефлексов: рефлексы положения и движения, рефлексы локомоций, хаотические движения.

Эмоционально-социальное развитие. На первом месяце жизни преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта (проявляются в виде крика и плача). На 2-м месяце наблюдается переход к положительным эмо­циям.

Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-й недели жизни у новорожденного появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей.

Завершается период новорожденности появлением у ребенка первого поведенческого акта – комплекса оживления. Комплекс оживления – это эмоционально положительная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в зрительном сосредоточении на лице взрослого, улыбке, двигательной активности. Комплекс оживления – первый специфический поведенческий акт младенца, являющийся определяющим для всего последующего развития.

Важная особенность развития ребенка в ранние периоды проявляется в том, что незавершенность формирования у него основных нервных структур к моменту рождения, их пластичность увеличивает количество возможностей в выборе направления развития и обеспечивает гибкость адаптации.

 

Вопросы

1. Перечислите основные характеристики периода новорожденности?

2. Какие безусловные рефлексы проявляются у новорожденного?

3. Какие факторы влияют на сроки становления условно-рефлекторной деятельности?

4. В чем выражается готовность сенсорики к моменту рождения? В чем отличие анализаторной деятельности новорожденного от анализаторной деятельности взрослого?

 


Тема 7. Младенческий период

Общая характеристика. Возрастные рамки периода младенчества – от 1 месяца до 1 года. На протяжении младенческого периода идет интенсивное, как физическое, так и психическое, развитие ребенка. Развитие в период младенчества имеет естественный характер. Это период сенсорной регуляции психической деятельности, он является сензитивным для развития моторики. Идет активное развитие сенсорно-перцептивной сферы. Появляется способность к пониманию человеческой речи, к концу периода у ребенка появляются первые самостоятельные слова. Младенец овладевает простейшими предметными действиями. Развивается потребность в общении, причем важно отметить, что ведущая деятельность и ведущий фактор развития младенца – эмоциональное общение со взрослым.

Физическое развитие. В период младенчества идет интенсивный рост тела и мозговых структур. Развивается костно-мышечная система, нервная система. Меняются пропорции тела, части тела развиваются неравномерно: отмечается более быстрый рост конечностей по сравнению с головой.

Моторное развитие. Развитие моторики в период младенчества происходит по трем направлениям: формирование движений глаз, формирование движений руки, развитие общих локомоций (общих движений). В развитии моторики выделяются специфические закономерности ее генеза, а именно: моторика развивается в цефало-каудальном и проксимо-дистальном направлениях. Особенно важную роль играет овладение активным передвижением в пространстве (ползанием, а затем ходьбой), хватанием предметов и манипулированием ими. Эти действия также служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок.

Линия развития движения глаз формируется к 3 месяцам: происходит конвергенция глаз, развивается зрительное сосредоточение и следящие движения. Акт хватания, в основе которого лежат хаотические движения, формируется к 6 месяцам. Акт хватания провоцирует движения руки, стимулируя психическое развитие. Для развития моторики важны манипуляции с предметами. Развитие общих движений идет от поднятия головы до самостоятельной ходьбы.

При неблагоприятных условиях вос­питания у ребенка могут складываться и закрепляться тупиковые виды движения, которые не только не способствуют дальнейшему разви­тию, но, наоборот, тормозят его (сосание пальцев, раскачивание на чет­вереньках и др.). Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых, организующих его поведение, и имеют большое значение для психиче­ского развития.

Развитиеперцепции. Стадии становления перцепции в период младенчества изучал Ж. Пиаже путем наблюдения и естественного эксперимента. Он выделил этапы становления восприятия объекта в младенческом возрасте и формирование, в том числе, таких его характеристик, как экстраполяция, постоянство объекта, познание объективных отношений и выделение предмета как отдельного объекта, который может перемещаться в пространстве.

Исследования также показали, что трехме­сячные дети различают цвета, формы объемных и плоскост­ных геометрических фигур. С разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и т. д. – младенец знакомится в процессе хватания и манипулирования. К 10–11 месяцу жизни возникает зрительное восприятие формы и величины.

Развитие мнемической функции идет с момента рождения и на протяжении всего младенческого периода жизни в первоначальных формах. Вначале процесс запечатления носит кратковременный характер. В 3–4 мес. зафиксировано узнавание в сфере зрения и слуха. В конце первого года жизни объектом запечатления становятся словесные стимулы. Происходит расширение круга запоминаемых объектов и вместе с тем удлинение сроков запечатления.

Развитие внимания. В первые месяцы у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители, причем только в случае их резкой смены. Начиная с 3 мес. ребенок начинает все больше интересоваться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В 5–7 мес. непроизвольное внимание развивается интенсивно.

Развитие мышления. Развитие мыслительной функции в младенческий период проявляется в преднамеренном достижении ребенком намеченной цели. После 8–10 мес. ребенок оказывается способным решать пространственные задачи, используя для этого различные средства. Также была выявлена способность ребенка к обобщению практического опыта решения задач и переносу способа действия в сходную ситуацию.

Процесс становления мышления у детей изучал также Ж. Пиаже, который первый этап становления мыслительной деятельности назвал периодом сенсомоторного интеллекта. В младенческом периоде ребенок проходит четыре стадии сенсомоторного периода развития мышления, выделенные Ж. Пиаже: стадию рефлексов, первичных и вторичных круговых реакций, а также практического мышления.

Предречевое развитие. Подготовка к появлению речи идет дву­мя путями: развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи) и развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предше­ствуют собственной активной речи. Первый путь связан с развитием фонематического слуха, в результате которого к концу года (8 мес.) ребенок уже различает мно­гие слова взрослого и понимает их значение. Второй – с развитием интонационных структур и псевдослов. Становление интонаций проходит следующие этапы: звуки спокойного гуления, звуки радости и смеха, интонации эмоциональной просьбы, интонации вопроса. Развитие псевдослов: гуканье (произнесение согласных звуков), гуление (произнесение гласных звуков), лепет (произнесение первых слогов), который появляется у ребенка после 6-го месяца жизни. К 12 мес. для детей характерны монологи из слогов, ребенок произносит по меньшей мере 2, чаще 5–10 осмысленных слов (на детском языке). При отставании психического развития ребенок не понимает обращенной к нему речи и не начинает говорить сам. Важными условиями появления и развития лепетных вокализаций и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним.

Развитие образа Я. Кризис 1 года. На этом этапе развивается представление ребенка о себе. На основе формирующегося положительного самоощущения в процессе общения со взрослым и манипулятивной деятельности у ребенка складывается представление о самом себе как о субъекте практической дея­тельности, т. е. как об источнике собственных действий. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, что свидетельствует о наличии образа себя.

Возросшее чувство «Я» наиболее ярко проявляет себя в кризисе одного года, симптомы которого охватывают все сферы жизнедеятельности ребенка: его отношения к предметному миру, к окружающим взрослым и к самому себе. Выросшая свобода передвижения и активность ребенка, а также не­избежные запреты взрослого приводят к тому, что ребенок переживает свои стремления и тем самым узнает и чувствует себя. Появляются собственные, независимые от взрослого аффективные стремления ребенка и яркая ориентация на оценку взрослого. Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составляют главное противоречие кризиса одного года.

Социальное развитие: общение со взрослым. Базовая потребность младенческого возраста – потребность в безопасности, защищенности. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверяет ему и осваивает его смелее. Согласно Э. Эриксону, в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми. Неудовлетворение потребности в общении и любви может привести к проблемам в физическом и психическом здоровье (синдром госпитализма). В этом же возрасте формируется чувство привязанности. В этот период ребенокуже реагирует на воздействие взрослого и сам начинает воздействовать на взрослого различными способами – это проявляется в подражании движениям рта, рук, вокализациям. Больше всего ребенок реагирует на речь человека, произнесенную с интонацией.

До 6 месяца общение со взрослым носит преимущественно эмоциональный характер (ситуативно-личностный тип общения). В качестве средств общения в это время выступают эмоциональные реакции. Общение оказывает огромное влияние на пси­хическое развитие младенца: он начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения; формируются аффектив­но-личностные связи с близкими взрослыми; эмоциональное общение со взрослым стимулирует его познавательную активность.

Во втором полугодии меняются отношения ребенка со взрослыми: у него формируется новый тип общения со взрослыми – ситуативно-деловой, при котором в качестве средства общения наряду с эмоциональными реакциями становится действие с предметом. Младенец в это время начинает по-разному реагировать на отрицательные и по­ложительные воздействия взрослого. Дети демонстрируют качественно различное отношение к близ­ким и посторонним взрослым: по отношению к близким взрослым устанавливаются и ярко проявляются аффективно-личностные связи; к посторонним взрослым ребенок испытывает недоверие и страх.

Вопросы

1. По каким направлениям идет моторное развитие младенца?

2. Какие специфические законы развития моторики Вы знаете?

3. В чем выражается предречевое развитие младенца?

4. Какую роль играет общение со взрослым для ребенка в младенческий период?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.068 с.)