Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Период раннего детства
Общая характеристика. Возрастные границы периода раннего детства, или преддошкольного возраста, в отечественной психологии – от 1 года до 3 лет. В этот период происходит переход на новый уровень регуляции: от сенсорного к перцептивному. Это сензитивный период для развития речи. В преддошкольный период на основе овладения речью осуществляется переход от естественного к социальному типу развития и создаются общие предпосылки для формирования личности и субъекта деятельности. Идет дальнейшее активное развитие моторной и когнитивной сферы. Ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивная. Физическое и моторное развитие. В преддошкольном периоде отмечаются быстрый рост тела и увеличение его массы. К концу периода у ребенка наблюдается более пропорциональное развитие всех частей тела, он приобретает пропорции взрослого человека. Появляются уже все молочные зубы. Улучшается терморегуляция. Развивается нервная система. Совершенствуется грубая и тонкая моторика. Идет интенсивное освоение ходьбы. Когнитивное развитие Сенсорно-перцептивное развитие. Особенностью развития восприятия в преддошкольный период является то, что оно является ведущей функцией, само при этом интенсивно развиваясь. Развитие восприятия тесно связано со становлением предметной деятельности, освоением пространства с помощью ходьбы, богатством сенсорного опыта. В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов. Ведущими характеристиками предмета являются форма и величина, позже – цвет. В этот период улучшается различение предметов по цвету, появляется различие цветов по оттенкам. В пределах небольших расстояний ребенок начинает правильно воспринимать величину предметов вне зависимости от их удаленности. В этот период ребенок учится вначале опытным путем, а потом зрительно устанавливать величину предметов в сравнении с другими. К концу раннего детства ребенок имеет представление о нескольких абстрактных геометрических фигурах (треугольнике, круге, овале, квадрате, шаре, кубе). К 18 месяцам ребенок способен к выбору простых фигур при достаточном различии между ними (круг, квадрат, треугольник), к 3 годам – и при меньшем различии (круг, овал, прямоугольник, квадрат).
Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом, затем это качество становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Но при развитии зрительного различения ребенок раннего возраста не всегда способен точно использовать названия сенсорных эталонов. В преддошкольный период идет активное развитие не только зрительного, но и слухового восприятия, а также восприятия пространства. Восприятие времени только начинает формироваться (более развито представление о настоящем времени, неопределенным является представление о прошедшем и будущем времени). Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Поведение ребенка раннего возраста является «полевым», импульсивным. В эксперименте К. Левина показано, что до 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. По теории Ж. Пиаже после 1,5 лет у ребенка завершается развитие перцепции, становление у него «зрелого» образа объекта. Становление мнемической функции. По темпам и уровню развития ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает образную и вербальную память в этом возрасте. К концу второго года жизни появляется произвольная форма вербального, кратковременного запоминания. Увеличиваются сроки запоминания. На 2-м году жизни ребенок узнает близких людей и объекты после нескольких недель, на 3-м году – после нескольких месяцев, прошедших с момента их восприятия. Развитие внимания. Внимание ребенка носит непроизвольный характер. У детей в возрасте от 1 до 2 лет появляется произвольная форма внимания, которая наблюдается при зрительном поиске, направляемом словесной инструкцией взрослого. Темпы роста этой более сложной формы внимания значительно ниже, чем у непроизвольного внимания. Все свойства внимания только начинают формироваться. Объем внимания довольно узкий: ребенок 1–2 лет может сосредоточиться на 1 объекте, на двух объектах – нет; трехлетний ребенок – на 2–3 игрушках (в простой ситуации).
Для раннего возраста характерны значительные трудности в переключении и распределении внимания, внимание характеризуется слабой устойчивостью. Слабость концентрации внимания проявляется также в фиксации незначимых, но наиболее ярких признаков предметов. Выделяют следующие стадии развития внимания в период раннего возраста. 1 стадия – рассеянное внимание, отвлекаемость, неспособность к концентрации – норма для детей первого года жизни. 2 стадия – фиксированное одноканальное внимание, ригидность концентрации внимания. Данная стадия характерна для детей 2-го года, когда ребенок может концентрироваться на чем-либо по своему выбору, но может работать только по одному каналу. 3 стадия – гибкое одноканальное внимание. Начинается в возрасте 2–3 лет. Внимание все еще одноканальное, но при этом более гибкое (может переключаться с одного канала на другой). Развитие речи. Овладение речью происходит в течение сравнительно короткого времени. К началу преддошкольного возраста имеются общие и специальные предпосылки формирования речевой системы. Развитие речи идет в двух направлениях: понимание речи и разговорная речь. Процесс понимания речи ребенком – результат специального обучения. Идет по пути накопления названий различных предметов. В возрасте 1,5–2 лет ребенок понимает любую речь в контексте данной ситуации. К 3 годам понимает речь – рассказ (контекстная речь). Развитие активной, разговорной речи идет по трем уровням: фонемному, словообразовательному и синтаксическому, причем различные уровни языковой системы, как элементарные, так и сложные, усваиваются ребенком не последовательно, а одновременно. Генез фонемного уровня в первую очередь связан с формированием фонематического слуха. На фонемной стадии (с 11 мес. до 1 года 10 мес.) была установлена последовательность развития фонематического слуха: вначале возникает различие гласных, потом согласных; затем происходит дифференциация твердых и мягких, позже – глухих и звонких и, наконец, шипящих и свистящих согласных. К 2 годам фонематический уровень оказывается в основном достаточно развитым. В возрасте от 10 мес. до 2,5 лет ребенок неточно произносит сложные слова за счет искажения их звукового состава. К концу 2-го года ребенок усваивает правильное произношение значительного числа двусложных слов, однако первые трехсложные, а затем и четырехсложные слова он начинает произносить неправильно. На искажение звукового состава слов оказывает влияние не только несформированность фонетического уровня, но и структура самого слова. В формировании синтаксического уровня речи выделяются два основных периода: первый (1 год 3 мес. – 1 год 10 мес.) характеризуется отсутствием грамматических структур и употреблением в неизменном виде отдельных слов. На первой стадии этого периода (1 год
Одновременно происходит овладение словарным составом языковой системы. Чаще всего начало словообразования приходится на конец младенческого возраста (10–12 мес.). С конца младенческого возраста начинают образовываться связи отдельных слов с обозначаемыми ими предметами, что составляет начало развития семантической функции речи на основе активного общения со взрослыми. Частота, длительность и характер общения влияют на скорость образования вербально-предметных связей. К концу 3-го года жизни в словарном составе ребенка имеются все части речи. Больше всего представлены существительные и глаголы, наиболее слабо развит состав прилагательных. В 1 год активный словарный запас ребенка составляет до 10 слов, в 1,5 года – 10–30 слов, в 2 года – более 200 слов, в 3 года 1000-1500 слов. Развитие мышления. Исследования отечественных психологов показывают, что для периода раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, которое возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5–4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в данный период, в 2,5–3 года и является ведущим до 6–6,5 лет. В раннем возрасте складываются разнообразные характеристики мыслительной деятельности, такие как способность к обобщению и широкому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме, путем активного использования экспериментирования, решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели. Формирование способности осуществлять классификацию объектов по форме и цвету происходит у большинства детей во втором полугодии второго года жизни. Кроме того, дети от 1 года до 2 лет обнаруживают элементарные способности к сравнению, комбинированию и конструированию. Подъем в их развитии отмечается после 2 лет. По данным Ж. Пиаже, от 1 года до 2 лет жизни продолжается развитие сенсомоторного интеллекта, идет процесс активного экспериментирования методом проб и ошибок, использование ребенком различных вариаций того или иного действия. В 18–24 мес. жизни появляется способность к внезапному решению практических задач путем внутренней координации сенсомоторных схем, переноса, интериоризации действий во внутренний план. К 2 годам намечается переход к репрезентативному мышлению – мышлению посредством представлений (дооперациональному подпериоду его развития). Данный подпериод характеризуется прежде всего эгоцентризмом мышления. Выделяются также следующие особенности дооперационального мышления, которые сохраняются и в дошкольном возрасте: конкретность, центрация, необратимость мыслительных операций, анимизм.
Развитие личности В этот период на формирование характера ребенка, его самооценку влияют: отношение матери и врожденные особенности темперамента ребенка. Эмоциональное тепло матери, принятие ею ребенка таким, каков он есть, позитивно влияет на формирование у него высокой самооценки и характера. Представление о себе, первая самооценка детей в это время является интериоризованной оценкой взрослого. Взаимоотношения в семье, стиль воспитания родителей в этом возрасте являются самым мощным фактором становления системы «Я» ребенка, его личности. На формирование личностных особенностей ребенка, характер, общение его с непосредственным окружением также оказывают влияние различные темпераментные особенности: 1) тип реакции ребенка на новые для него стимулы; 2) скорость и легкость, с которой ребенок видоизменяет свое поведение в ответ на изменение окружающей среды; 3) количество энергии, используемой ребенком при выражении своих эмоций; 4) качество настроения. К 3 годам появляется местоимение «Я» и складывается первичная самооценка, имеющая недифференцированный и ярко окрашенный эмоциональный характер. Самооценка чаще всего завышена. Возрастает стремление к самоутверждению и самостоятельности. Развитие «Я»-концепции. Внешний Я-образ формируется с 8 месяцев. С 18 мес. ребенок узнает о своих физических особенностях и других характеристиках. Восприятие собственного зеркального отражения, узнавание себя является начальным этапом становления самосознания, его элементарной первичной формой. С 1,5 лет формируется вербальный образ своего «Я». Распространение понятия «Я» на то, что мне принадлежит, приводит к возникновению чувства собственничества, которое возникает у ребенка около 2 лет. Важная роль в становлении «Я» ребенка принадлежит процессу полоролевой идентификации. К 1,5–2 годам ребенок узнает о принадлежности к конкретному полу. Понимание половых ролей возникает после 20 мес. Затем в соответствии с первичной идентичностью ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола. Возраст до 3–4 лет оказывается наиболее сенситивным периодом формирования половой принадлежности. Эмоциональное развитие. В период раннего детства у ребенка выделяются из недифференцированной эмоции неудовольствия эмоция страха, гнева и страдания. А из недифференцированной эмоции удовольствия – радость, привязанность и любовь, и собственно удовольствие.
Поскольку сознательная регуляция практически отсутствует в этот период, то именно эмоции в основном осуществляют регулятивную функцию. Характерна эмоциональная подвижность и лабильность эмоций. Ребенок свободен в выражении своих эмоциональных состояний и переживаемых им в данный момент чувств, он пока еще не умеет ими управлять. Страх считается одним из наиболее характерных чувств ребенка. Наиболее распространенные страхи детей в раннем возрасте: страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли и уколов. В этом возрасте появляются ночные страхи. Мотивационно-потребностная и волевая сферы. Мотивы, побуждающие ребенка в этот период, рядоположены и равнозначны. Для мотивационно-потребностной сферы ребенка данного возраста характерно наличие двух ярко выраженных потребностей: в действии с предметами и в общении со взрослыми. Начинают формироваться две высшие социальные потребности: в самоутверждении и в достижении. В раннем возрасте появляются первые формы произвольного и волевого поведения, но непреднамеренные, импульсивные действия доминируют над волевыми. Социальное развитие. Обращения к сверстникам носят очень редкий и кратковременный характер. Большую часть времени в институционализированных учреждениях они играют самостоятельно, они заняты индивидуальной предметной деятельностью. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, исходит из своих собственных желаний, не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Дети активно сопротивляются вмешательству других детей в их игру. Контакты между ними, как правило, конфликтные. Но в этом возрасте можно наблюдать и элементы сотрудничества. На третьем году преддошкольник уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, игры по правилам не наблюдается. В раннем детстве дети общаются в основном со взрослым. При этом деловые обращения, связанные с предметной деятельностью, составляют 80 % всех обращений ребенка ко взрослому, и только 20 % – эмоционального плана. Для стимулирования познавательной, практической активности ребенка важное значение имеют эмоциональные контакты с матерью. Непосредственные контакты с матерью в раннем детстве обеспечивают целый комплекс позитивных влияний на ребенка. Взрослый не только эмоционально стимулирует познавательную активность, но и осуществляет оптимальную организацию воздействий окружающей среды и в то же время выступает как источник социального и эмоционального подкрепления деятельности маленького ребенка. Важность социальных контактов состоит также в том, что они способствуют становлению его коммуникативных и личностных характеристик. Кризис трех лет. Завершается преддошкольный период кризисом 3 лет. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Симптомы кризиса 3 лет (по Л.С. Выготскому): негативизм и упрямство в поведении ребенка, строптивость, направленная против норм воспитания, своеволие, своенравие в поведении, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Описанные симптомы отражают изменения в отношении ребенка к себе и ко взрослым. Симптомы кризиса выступают как бунт, протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Причины: депривация, угнетение потребности ребенка действовать самостоятельно. Поэтому наиболее остро переживают кризис слишком опекаемые дети или те, кто живет в условиях авторитарного воспитания. Возможно появление невротических реакций, которые рассматриваются как дополнительные симптомы кризиса. Конструктивная составляющая кризиса – появление «гордости за достижения». Вопросы 1. Для какой психической функции преддошкольный период является сензитивным? 2. Какая деятельность в период раннего детства является ведущей? 3. Какие выделяются уровни развития активной, разговорной 4. Какие факторы влияют на формирование характера и самооценки в раннем возрасте? 5. В чем специфика взаимоотношений детей раннего возраста с взрослыми и сверстниками? 6. С чем связан и в чем выражается кризис 3 лет? Тема 9. Дошкольный период Общая характеристика. Границы дошкольного периода – от 3 до 6–7 лет. Выделяют младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший дошкольный возраст (5–7 лет). Дошкольное детство – это период первичной социализации, так как ребенок вступает в непосредственные отношения с окружающим миром. Это время содержит множество сензитивных периодов для формирования различных способностей. По всем линиям психического развития возникают новообразования. Наряду с новообразованиями в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъект общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Ведущая функция – представление. Ведущий тип деятельности – игра.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.021 с.) |