Семинарские занятия по модулю 1. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарские занятия по модулю 1.



Тема 1 (4) «Человек как духовное существо»

                                       План

1. Личностно ориентированный подход в образовании и воспитании.

2. Духовно ориентированный подход, его специфика.

3. Понятие личности с точки зрения христианского гуманизма и христианской антропологии.

4. Иерархическая структура личности: дух – душа – тело.

 5. Выдающиеся ученые о личности человека.

                 

                          Источники и литература

1. Фромм Э. душа человека. М., 1992.

2. Лозовская Р.И. Духовность как объект научно-педагогического исследования// Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона.17 рег. Психолого-пед. Чтения ЮР. Пятигорск, 1998, т.1,с.98-99.

3.  Бушеева Л.Н. Некоторые аспекты духовного развития личности студентов. Там же, с. 143-145.

4. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 2000.

5. Лука (Войно-Ясенецкий), еп. Наука и религия. Дух, душа и тело. Ростов н/Д, 2001.

6. Бондаревская Е.В. Сущность и стратегии воспитания в современных социокультурных условиях // Пед. Альманах.- Тирасполь, 2002. №1.

7. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов н/Д.1999.

  

    Тема 2 (5) «Духовные ценности и культура»

                                   План

1. Понятие культура. Культура и творчество.

2. Духовно-нравственный потенциал отечественной литературы, искусства, живописи.Православные корниотечественной культуры: иконопись(А.Рублев, Ф.Грек, Дионисий); церковно-славянский язык и его духовная значимость(Рачинский С.А.); музыка; нраственные темы в русской литературе(Достоевский Ф.М., Бунин И.А., Чехов А.П., Тургенев И.С. и др.)

3. Этнокультурный компонент в образовании. Опыт введения в школьную программу «Основ православной культуры».

4. Массовая культура и мода. Псевдокультура как причина дегуманизации культуры отечественной.                

                  Источники и литература

 1. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 2000.с. 368-392, 106-151.

 

1. Лука(Войно-Ясенецкий), еп. Наука и религия. Дух, душа и тело. Ростов н/Д, 2001.

2. Тарасов Б.Н. «Закон Я» и «Закон любви» (нравственная философия Достоевского Ф.М.). М., 1991.

3. Русская духовная поэзия. М., 1996.

4. Дунаев М.М. православие и русская литература. М., 1996.

5. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

6. Трубецкой Е. Умозрение в красках. см. по источнику №1.

7. Чепуров Е. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык // Рус. Дом. 2002. №4.

8. Миронова Т.Л. Церковнославянский язык на пути православного Богопознания // Рус. Дом. 2003.№5.

9. Язык – мышление – судьба // Рус. Дом. 2002. №3.

10. Шпаков А.Э., прот. Алексий Касатиков, Остапенко А.А., Дробышев В.В. Православная культура в современной России. Краснодар. 2005.

 

Тема 3 (6) «Проблема смысла жизни».

План

1. Зачем я живу? Подходы к осмыслению своего существования.

2. Мораль и нравственность. Проблема добра и зла в христианской антропологии.

3. Вопрос о смысле жизни в древнерусской живописи.

4. Проблема смысла жизни в русской классической литературе.

5. Понятие смысла жизни в религиях и философиях мира.

6. Проблемы современности: физическая, психологическая и духовная (секты) зависимости как последствия утраты смысла жизни.

                  Источники и литература.

1. Янушкявичюс Р. Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 2000. С. 10-206.

2. Франкл В. Смысл жизни. М., 1999.

3. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

4. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. 10 Симпозиум //Вопросы психологии. 2004, №4.

5. Пора думать о вечном // Вопросы психологии. 2004. №6.

6. Братусь Б.С. Несмотря ни на что сказать жизни «да» (уроки В. Франкла) // Вопросы психологии. 2005. №4.

7. Проблема смысла в науках о человеке //вопросы психологии. 2005. №6.

8.Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности// Псих. журнал. 2004. №6.

9.Кравцова М.М. сравнительный анализ моральных суждений младших школьников (1993 и 2000) // Вопр. Псих. 2005. №5.

10.Ткаченко О.В. Феномен чести в европейской и русской культуре (философско-антропологический анализ). Ростов н/Д. 2005.

 

              Тема 4 (7) «Жизненный путь человека»

1. Воспитание в семье и школе Свобода и послушание.

2. Образование и образованность личности.

3. Семья как духовный микрокосм: мужчина и женщина, их предназначение; муж – глава семьи; почитание родителей; роль женщины в сохранении здоровья нации (к вопросу о телегонии).

4. Личностный рост, развитие, совершенствование. Духовный иммунитет, различение добра и зла.

5. Итог человеческой жизни. Смерть и бессмертие с точки зрения христианской апологетики.  

                          Источники и литература

1. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

2. Спевакова С.Г. Проблема жизненного пути в современных психологических исследованиях / Развитие личности в образовательных системах юга России. 17 психолого-педагогические чтения ЮР.Пятигорск.Ч.1. 1998. С. 210-211.

3. Спевакова С.Г. Изучение представлений старших школьников о последующих этапах жизнедеятельности. Там же. С. 209-210.

4. Алферов А.Д. Образование: школьник – человек и личность. Ростов н/Д. 2006.

5. Панькова И.И. Педагогика здоровья. Ростов н/Д. 2007.

6. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 2000. С. 398-447.

7. Панькова И.И. Христианская нравственность в современном мире. Ростов н/Д. 2006.

Проектные задания по модулю 1.

- подготовку к семинарским занятиям;

-составления словаря терминов по конкретным темам модуля;

-конспектирование первоисточников;

-доклад по выбранной теме с электронной презентацией;

-выполнение тестовых заданий, составление кроссвордов;

-написание реферата по проблематике курса;

-выбор проблемы самостоятельного исследования и составление плана научно-исследовательской работы с постановкой цели, задач и подбором методического инструментария,

      -написание эссе по выбранной теме с его последующим психологическим анализом на практическом занятии в группе,

- подготовка коллажа на тему «Духовность и образ жизни», «Современный образ жизни».

Тестовые задания модуля 1 «Введение в психологию образа жизни».

1.В основе современной психолого-педагогической мысли лежит:

а) материализм

б) христианский гуманизм

в) гуманистическая психология

г) антропология

2. Основные признаки личности

а) самостоятельность

б) целостность

в) духовность

г) способности

3. Основа педагогического мастерства

а) профессиональные умения, навыки, знания

б) любовь к детям

в) умения использовать психологические знания

4. Понятие духовность всегда связана с

а) религией

б) эстетическими чувствами

в) этическими переживаниями

5. На воспитание детей влияет

а) внешние факторы

б) жизнь и поведение родителей

6. Основой воспитания является

а) наказание

б) поучение

в) любовь

г) послушание

7. Развитие и формирование способностей ребенка это

а) воспитание

б) образование

8. Особый вид деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленного опыта, создание условий для личностного развития

а) проф. деятельность

б) психолог. деятельность

в) педагогич. деятельность

9. Показатель педагогической культуры педагога

а) атмосфера в классе

б) уровень нравственности

в) духовность

г) воспитанность учеников

10. Признаки инфантилизма у растущих детей

а) отсутствие самостоятельности

б) эгоизм

г) дурашливость

д) низкий уровень развития речи

11. Признаки, объединяющие концепции личностного развития Зеньковского В., Ильина И., Куломзиной С., Пирогова Н.

а) соборность воспитания

б) секуляризация

г) единство воспитания и образования

д) иерархичность воспитания

12. Особенности концепции воспитания Куломзиной С.

а) уникальность личности воспитанника

б) возрастная периодизация нравственного воспитания

в) соборность

13.Отсутствие навыков мелкой моторики руки влияет на:

а) переработку слухо-речевой информации

б) развитие определенных мозговых структур

14. цель психолого-педагогической деятельности

а) образование

б) воспитание

в) формирование личности

15. Тип современного школьного образования

а) академический

б) матричный

16. Петровские реформы повлияли на:

а) мировоззрение подрастающего поколения

б) использование русского языка в обыденной жизни

в) утрату патриотизма

г) свободный доступ иностранцев в русские семьи

17. СМИ, ТВ, интернет влияют на:

а) психоэмоциональную сферу ребенка

б) восприятие информации на слух

в) развитие внимательности и усидчивости

г) развитие тревожности и агрессивности

Ключ: 1 а, в 2 а, в 3в 4а 5б 6в 7б 8 в 9в 10 а, г, д 11 д 12в 13б 14в 15б 16 б, г 17 все верны

 

«Зачтено» при правильных ответах на 11-17 вопросов, «не зачтено» при ответах на менее чем 10 вопросов.

 

Литература модуля 1.

 

1. Фромм Э. душа человека. М., 1992.

2. Лозовская Р.И. Духовность как объект научно-педагогического исследования// Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона.17 рег. Психолого-пед. Чтения ЮР. Пятигорск, 1998,т.1,с.98-99.

3. Бушеева Л.Н. Некоторые аспекты духовного развития личности студентов. Там же, с. 143-145.

4. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 2000.

5. Лука (Войно-Ясенецкий), еп. Наука и религия. Дух, душа и тело. Ростов н/Д, 2001.

6. Бондаревская Е.В. Сущность и стратегии воспитания в современных социокультурных условиях // Пед. Альманах.- Тирасполь, 2002. №1.

7. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов/Д.

8. Тарасов Б.Н. «Закон Я» и «Закон любви» (нравственная философия Достоевского Ф.М.). М., 1991.

9. Русская духовная поэзия. М., 1996.

10. Дунаев М.М. православие и русская литература. М., 1996.

11. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

12. Трубецкой Е. Умозрение в красках. см. по источнику №1.

13. Чепуров Е. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык // Рус. Дом. 2002. №4.

14. Миронова Т.Л. Церковнославянский язык на пути православного Богопознания // Рус. Дом. 2003.№5.

15. Язык – мышление – судьба // Рус. Дом. 2002. №3.

16. Шпаков А.Э., прот. Алексий Касатиков, Остапенко А.А., Дробышев В.В. Православная культура в современной России. Краснодар. 2005.

17. Франкл В. Смысл жизни. М., 1999.

18. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

19. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. 10 Симпозиум //Вопросы психологии. 2004, №4.

20. Пора думать о вечном // Вопросы психологии. 2004. №6.

21. Братусь Б.С. Несмотря ни на что сказать жизни «да» (уроки В. Франкла) // Вопросы психологии. 2005. №4.

22. Проблема смысла в науках о человеке //вопросы психологии. 2005. №6.

23. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности// Псих. журнал. 2004. №6.

24. Кравцова М.М. сравнительный анализ моральных суждений младших школьников (1993 и 2000) // Вопр. Псих. 2005. №5.

25. Ткаченко О.В. Феномен чести в европейской и русской культуре (философско-антропологический анализ). Ростов н/Д. 2005.

26. Спевакова С.Г. Проблема жизненного пути в современных психологических исследованиях / Развитие личности в образовательных системах юга России. 17 психолого-педагогические чтения ЮР.Пятигорск.Ч.1. 1998. С. 210-211.

27. Спевакова С.Г. Изучение представлений старших школьников о последующих этапах жизнедеятельности. Там же. С. 209-210.

28. Алферов А.Д. Образование: школьник – человек и личность. Ростов н/Д. 2006.

29. Панькова И.И. Педагогика здоровья. Ростов н/Д. 2007.

30. Панькова И.И. Христианская нравственность в современном мире. Ростов н/Д. 2006.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.047 с.)