Распределение фонда учебного времени по семестрам и видам занятий, формы контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение фонда учебного времени по семестрам и видам занятий, формы контроля.



Пояснительная записка

      

Дисциплина «Психология образа жизни» является дисциплиной по выбору и рассчитана на студентов 3 курса (бакалавриата) факультета педагогики и практической психологии педагогического института. Реализация обучения студентов проводится в пятом семестре. УМК составлено в полном соответствии с новыми требованиями государственного стандарта по психологии и с учётом уровневой системы непрерывного образования, на модульной основе. УМК включает в себя несколько модулей с представленной комплексной целью, основными понятиями модулями, компетенциями, технологиями обучения, кратким содержанием лекций, планами семинарских занятий. А также темы рефератов и методические указания по их написанию, обязательную и дополнительную литературу, методические указания по самостоятельной работе. Изучение курса предполагает обязательную подготовку электронной презентации для каждого студента, выбранной им согласно тематическому списку, а также сдачу зачета в качестве итоговой формы контроля по пройденному курсу.

Контент дисциплины сопровождается электронными презентациями в объеме 19 штук.

Основной целью данного предмета является формирование у студентов целостного представления об образе жизни, как проявлении внутреннего стержня личности, ее уникальных качеств и особенностей. Помимо этого целью курса является формирование у студентов традиционных представлений о воспитанности, образованности, духовном иммунитете, добре и зле. Курс интегративный и включает в себя знания целого комплекса гуманитарных наук. Курс инновационный и составлялся с использованием интернет-ресурсов.

Задачи курса:

  • раскрыть понятия образа жизни, его стилей, видов, особенностей, функций;
  • сформировать у студентов целостное представление о смысле, целях и задачах жизненного пути;
  • способствовать развитию самоанализа, самопознания, духовных ориентиров.

При изучении предмета «Психология образа жизни» студент должен:

1. Усвоить значение и смысл основных дефиниций дисциплины.

2. Уяснить значимость возможности и умений анализировать образ жизни другого человека в целях оказания психологической помощи, поддержки, сопровождения и коррекции личности.

3. Ознакомиться с трудами педагогов и психологов, работавших в рамках изучения психологи образа жизни.

4. Оценить важность формирования образа жизни в образовании и воспитании личности.

5. Осознать последствия искажения образа жизни.

6. Ориентироваться в концепциях, теоретических моделях.

7. Уметь пользоваться психологическим инструментарием для проведения психологического исследования.

В результате изучения данной дисциплины у студентов могут быть сформированы следующие ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностные.

Коммуникативная. С учетом имеющегося опыта работы в сфере образования или в любой социально-гуманитарной сфере.

  1. Разрешение конфликтов.

2. Умение устанавливать, поддерживать и развивать контакты.

3. Умение выражать и обосновывать собственное мнение и мысли.

4. Умение организовать, скооперировать людей или детей для совместной деятельности.

Информационная.

1. Умение грамотно, эффективно и продуктивно пользоваться информационными носителями с необходимым для работы содержанием

2. Использование полученной информации для помощи, поддержки и сопровождения школьника.

Прикладная.

1. Умение организовывать и проводить семинары, собеседования, конференции, консилиумы, просветительские мероприятия.

2. Оказание психологической помощи в рамках консультирования, терапии. Умение использовать различные виды терапии с учетом возрастных, индивидуальных и межполовых особенностей школьника.

3. Использование психодиагностического инструментария с целью дальнейшего оказания помощи.

Научно-исследовательская.

1. Умение работать с научной и научно-методической литературой.

2. Разработка программ, методических комплексов в соответствии с профессиональными требованиями.

3. Умение изложить и представить итоги, результаты, выводы по проделанной работе.

Они предполагают наличие 3 уровней компетентности: общекультурные, методологические, предметно-ориентированные, в которых формируется психолого-педагогическая компетентность, состоящая из:

1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся;

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленностей учащихся;

5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной личности и деятельности.

Они предполагают наличие 3 уровней компетентности: общекультурные, методологические, предметно-ориентированные.

Таким образом, студент, освоивший программу курса, должен характеризоваться:

1. Социально-личностными компетенциями.

2. Общепрофессиональными компетенциями (информационными, расчетными, эксплуатационными, управленческими, конструкторскими, проектировочными, экономическими, включая поведение на рынке труда).

3. Специальные компетенции и профессионально-функциональными знаниями и умениями.

Учебный материал дисциплины «Психология образа жизни» представлен следующими модулями:

Модуль 1. «Введение в психологию образа жизни»

Модуль 2. «Проблема формирования образа жизни»

Модуль 3. «Возрастные особенности образа жизни»

Создание развивающего образовательного пространства обеспечивается применением следующих технологий:

  •  Информационные технологии.
  • Компьютерные.
  • Технологии расширения ресурса при создании потенциально избыточной среды.
  • Компетентностно ориентированные.
  • Технологии работы с принципом индивидуализации.

Форма итогового контроля - зачет

Учебно-тематический план учебной дисциплины.

Информативная.

1.Умение грамотно, эффективно и продуктивно пользоваться информационными носителями с необходимым для работы содержанием

2.Использование полученной информации для помощи, поддержки и сопровождения школьника.

Прикладная.

1.Умение организовывать и проводить семинары, собеседования, конференции, консилиумы, просветительские мероприятия.

2.Оказание психологической помощи в рамках консультирования, терапии. Умение использовать различные виды терапии с учетом возрастных, индивидуальных и межполовых особенностей школьника.

3.Использование психодиагностического инструментария с целью дальнейшего оказания помощи.

Научно-исследовательская.

1.Умение работать с научной и научно-методической литературой.

2.Разработка программ, методических комплексов в соответствии с профессиональными требованиями.

3.Умение изложить и представить итоги, результаты, выводы по проделанной работе.

Они предполагают наличие 3 уровней компетентности: общекультурные, методологические, предметно-ориентированные.

 

Учебно-тематический план лекционных занятий модуля 1 «Введение в психологию образа жизни»

 

  Тема 1.Предмет, задачи и методы курса. Базовые дефиниции курса. Образ жизни: понятие, компоненты. Методологические подходы к изучению образа жизни. Внешнее и внутреннее в образе жизни. Современный образ жизни.

Понятие "образ жизни" обозначает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе. Способы организации этих процессов и явлений определяются естественно-географическими, социальными и культурными условиями их реализации, с одной стороны, и личностными характеристиками представителей различных социокультурных групп - с другой.      

Самое распространенное деление “образа жизни” - по внешним обстоятельствам проживания группы людей: например, городской образ жизни и сельский образ жизни.

Наиболее частые понятия из деления по образу поведения отдельного
человека: здоровый образ жизни, сидячий образ жизни. И встречаются варианты с “оценочной” окраской, типа: разгульный образ жизни.

Точно так же есть человек. Его эмоции, мысли, поступки, обстоятельства
жизни (начиная от его окружения заканчивая местностью, где он живет). Есть его дух, внутренний стержень (или его отсутствие), тело, душа. И все это, переплетаясь, создает особенности образа жизни этого человека.

    Важно и то, что в самом понятии “образ жизни” заложена динамика, развитие.
Так “образ” можно понимать “видение”, “облик”, а можно как “способ действия ”, “образование”, “становление”, “создание”. А жизнь - это бытие и существование в становлении и развитии. То есть просто необходимо добавить в это понятие и временную координату. Образ жизни - это то, что создает, образовывает, творит существование, бытие, саму жизнь.

    И важно понимать то, что образ жизни, на самом деле, одновременно - это и то, что мы каждодневно делаем (ощущаем, думаем) и то, для чего (цель) и почему (мотив) мы это делаем. Образ Жизни - одновременно и действие, и результат, устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах.

План

1. Зачем я живу? Подходы к осмыслению своего существования.

2. Мораль и нравственность. Проблема добра и зла в христианской антропологии.

3. Вопрос о смысле жизни в древнерусской живописи.

4. Проблема смысла жизни в русской классической литературе.

5. Понятие смысла жизни в религиях и философиях мира.

6. Проблемы современности: физическая, психологическая и духовная (секты) зависимости как последствия утраты смысла жизни.

                  Источники и литература.

1. Янушкявичюс Р. Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 2000. С. 10-206.

2. Франкл В. Смысл жизни. М., 1999.

3. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

4. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. 10 Симпозиум //Вопросы психологии. 2004, №4.

5. Пора думать о вечном // Вопросы психологии. 2004. №6.

6. Братусь Б.С. Несмотря ни на что сказать жизни «да» (уроки В. Франкла) // Вопросы психологии. 2005. №4.

7. Проблема смысла в науках о человеке //вопросы психологии. 2005. №6.

8.Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности// Псих. журнал. 2004. №6.

9.Кравцова М.М. сравнительный анализ моральных суждений младших школьников (1993 и 2000) // Вопр. Псих. 2005. №5.

10.Ткаченко О.В. Феномен чести в европейской и русской культуре (философско-антропологический анализ). Ростов н/Д. 2005.

 

              Тема 4 (7) «Жизненный путь человека»

1. Воспитание в семье и школе Свобода и послушание.

2. Образование и образованность личности.

3. Семья как духовный микрокосм: мужчина и женщина, их предназначение; муж – глава семьи; почитание родителей; роль женщины в сохранении здоровья нации (к вопросу о телегонии).

4. Личностный рост, развитие, совершенствование. Духовный иммунитет, различение добра и зла.

5. Итог человеческой жизни. Смерть и бессмертие с точки зрения христианской апологетики.  

                          Источники и литература

1. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

2. Спевакова С.Г. Проблема жизненного пути в современных психологических исследованиях / Развитие личности в образовательных системах юга России. 17 психолого-педагогические чтения ЮР.Пятигорск.Ч.1. 1998. С. 210-211.

3. Спевакова С.Г. Изучение представлений старших школьников о последующих этапах жизнедеятельности. Там же. С. 209-210.

4. Алферов А.Д. Образование: школьник – человек и личность. Ростов н/Д. 2006.

5. Панькова И.И. Педагогика здоровья. Ростов н/Д. 2007.

6. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 2000. С. 398-447.

7. Панькова И.И. Христианская нравственность в современном мире. Ростов н/Д. 2006.

Проектные задания по модулю 1.

- подготовку к семинарским занятиям;

-составления словаря терминов по конкретным темам модуля;

-конспектирование первоисточников;

-доклад по выбранной теме с электронной презентацией;

-выполнение тестовых заданий, составление кроссвордов;

-написание реферата по проблематике курса;

-выбор проблемы самостоятельного исследования и составление плана научно-исследовательской работы с постановкой цели, задач и подбором методического инструментария,

      -написание эссе по выбранной теме с его последующим психологическим анализом на практическом занятии в группе,

- подготовка коллажа на тему «Духовность и образ жизни», «Современный образ жизни».

Тестовые задания модуля 1 «Введение в психологию образа жизни».

1.В основе современной психолого-педагогической мысли лежит:

а) материализм

б) христианский гуманизм

в) гуманистическая психология

г) антропология

2. Основные признаки личности

а) самостоятельность

б) целостность

в) духовность

г) способности

3. Основа педагогического мастерства

а) профессиональные умения, навыки, знания

б) любовь к детям

в) умения использовать психологические знания

4. Понятие духовность всегда связана с

а) религией

б) эстетическими чувствами

в) этическими переживаниями

5. На воспитание детей влияет

а) внешние факторы

б) жизнь и поведение родителей

6. Основой воспитания является

а) наказание

б) поучение

в) любовь

г) послушание

7. Развитие и формирование способностей ребенка это

а) воспитание

б) образование

8. Особый вид деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленного опыта, создание условий для личностного развития

а) проф. деятельность

б) психолог. деятельность

в) педагогич. деятельность

9. Показатель педагогической культуры педагога

а) атмосфера в классе

б) уровень нравственности

в) духовность

г) воспитанность учеников

10. Признаки инфантилизма у растущих детей

а) отсутствие самостоятельности

б) эгоизм

г) дурашливость

д) низкий уровень развития речи

11. Признаки, объединяющие концепции личностного развития Зеньковского В., Ильина И., Куломзиной С., Пирогова Н.

а) соборность воспитания

б) секуляризация

г) единство воспитания и образования

д) иерархичность воспитания

12. Особенности концепции воспитания Куломзиной С.

а) уникальность личности воспитанника

б) возрастная периодизация нравственного воспитания

в) соборность

13.Отсутствие навыков мелкой моторики руки влияет на:

а) переработку слухо-речевой информации

б) развитие определенных мозговых структур

14. цель психолого-педагогической деятельности

а) образование

б) воспитание

в) формирование личности

15. Тип современного школьного образования

а) академический

б) матричный

16. Петровские реформы повлияли на:

а) мировоззрение подрастающего поколения

б) использование русского языка в обыденной жизни

в) утрату патриотизма

г) свободный доступ иностранцев в русские семьи

17. СМИ, ТВ, интернет влияют на:

а) психоэмоциональную сферу ребенка

б) восприятие информации на слух

в) развитие внимательности и усидчивости

г) развитие тревожности и агрессивности

Ключ: 1 а, в 2 а, в 3в 4а 5б 6в 7б 8 в 9в 10 а, г, д 11 д 12в 13б 14в 15б 16 б, г 17 все верны

 

«Зачтено» при правильных ответах на 11-17 вопросов, «не зачтено» при ответах на менее чем 10 вопросов.

 

Литература модуля 1.

 

1. Фромм Э. душа человека. М., 1992.

2. Лозовская Р.И. Духовность как объект научно-педагогического исследования// Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона.17 рег. Психолого-пед. Чтения ЮР. Пятигорск, 1998,т.1,с.98-99.

3. Бушеева Л.Н. Некоторые аспекты духовного развития личности студентов. Там же, с. 143-145.

4. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 2000.

5. Лука (Войно-Ясенецкий), еп. Наука и религия. Дух, душа и тело. Ростов н/Д, 2001.

6. Бондаревская Е.В. Сущность и стратегии воспитания в современных социокультурных условиях // Пед. Альманах.- Тирасполь, 2002. №1.

7. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов/Д.

8. Тарасов Б.Н. «Закон Я» и «Закон любви» (нравственная философия Достоевского Ф.М.). М., 1991.

9. Русская духовная поэзия. М., 1996.

10. Дунаев М.М. православие и русская литература. М., 1996.

11. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

12. Трубецкой Е. Умозрение в красках. см. по источнику №1.

13. Чепуров Е. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык // Рус. Дом. 2002. №4.

14. Миронова Т.Л. Церковнославянский язык на пути православного Богопознания // Рус. Дом. 2003.№5.

15. Язык – мышление – судьба // Рус. Дом. 2002. №3.

16. Шпаков А.Э., прот. Алексий Касатиков, Остапенко А.А., Дробышев В.В. Православная культура в современной России. Краснодар. 2005.

17. Франкл В. Смысл жизни. М., 1999.

18. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

19. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. 10 Симпозиум //Вопросы психологии. 2004, №4.

20. Пора думать о вечном // Вопросы психологии. 2004. №6.

21. Братусь Б.С. Несмотря ни на что сказать жизни «да» (уроки В. Франкла) // Вопросы психологии. 2005. №4.

22. Проблема смысла в науках о человеке //вопросы психологии. 2005. №6.

23. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности// Псих. журнал. 2004. №6.

24. Кравцова М.М. сравнительный анализ моральных суждений младших школьников (1993 и 2000) // Вопр. Псих. 2005. №5.

25. Ткаченко О.В. Феномен чести в европейской и русской культуре (философско-антропологический анализ). Ростов н/Д. 2005.

26. Спевакова С.Г. Проблема жизненного пути в современных психологических исследованиях / Развитие личности в образовательных системах юга России. 17 психолого-педагогические чтения ЮР.Пятигорск.Ч.1. 1998. С. 210-211.

27. Спевакова С.Г. Изучение представлений старших школьников о последующих этапах жизнедеятельности. Там же. С. 209-210.

28. Алферов А.Д. Образование: школьник – человек и личность. Ростов н/Д. 2006.

29. Панькова И.И. Педагогика здоровья. Ростов н/Д. 2007.

30. Панькова И.И. Христианская нравственность в современном мире. Ростов н/Д. 2006.

 

Информативная.

1.Умение грамотно, эффективно и продуктивно пользоваться информационными носителями с необходимым для работы содержанием

2.Использование полученной информации для помощи, поддержки и сопровождения школьника.

Прикладная.

1.Умение организовывать и проводить семинары, собеседования, конференции, консилиумы, просветительские мероприятия.

2.Оказание психологической помощи в рамках консультирования, терапии. Умение использовать различные виды терапии с учетом возрастных, индивидуальных и межполовых особенностей школьника.

3.Использование психодиагностического инструментария с целью дальнейшего оказания помощи.

Научно-исследовательская.

1.Умение работать с научной и научно-методической литературой.

2.Разработка программ, методических комплексов в соответствии с профессиональными требованиями.

3.Умение изложить и представить итоги, результаты, выводы по проделанной работе.

Они предполагают наличие 3 уровней компетентности: общекультурные, методологические, предметно-ориентированные.

 

Учебно-тематический план лекционных занятий модуля 2. «Проблема формирование образа жизни».

Литература.

1.Янушкявичюс Р., Янушкявичене А. Основы нравственности. М., 2000.

2.Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. М., 2005.

3.Зорин К.В. Об очень личном – с православным врачом. М., 2009

4.Медведева И., Шишова Т. Дети нашего времени. М., 2003.

5.Как защитить вашего ребенка. М.. 2004.

6.Зорин К.В. Зависимость: компьютерная, игровая, никотиновая… М., 2008.

7.Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Дух, душа и тело. М., 2001.

8.Литвиненко К. и С. Откуда возникают внутренние проблемы и как их преодолеть? М., 2005.

 

Проектные задания по модулю 2.

- подготовку к семинарским занятиям;

-составления словаря терминов по конкретным темам модуля;

-конспектирование первоисточников;

-доклад по выбранной теме с электронной презентацией;

-выполнение тестовых заданий, составление кроссвордов;

-использование методики коллаж по теме «Мой здоровый образ жизни»;

-написание реферата по проблематике курса;

-выбор проблемы самостоятельного исследования и составление плана научно-исследовательской работы с постановкой цели, задач и подбором методического инструментария,

      -написание эссе по выбранной теме с его последующим психологическим анализом на практическом занятии в группе.

Критерии оценивания.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл за правильные ответы в количестве от 34-27 «отлично», от 26-21 «хорошо», от 20 и менее «удовлетворительно».

 

Литература.

1. Бендас Т.В. гендерная психология. СПб. 2005.с. 42-55.

2. Антология гендерной теории. Минск. 2000.

3. Берн Ш. гендерная психология. СПб. 2001.

4. Введение в гендерные исследования. Харьков, СПб. 2001

5. Короленко Ц.П. Мифология пола. Канск.1994.

  1. Янушкявичюс Р., Янушкявичене А. Основы нравственности. М., 2000.
  2. Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. М., 2005.
  3. Зорин К.В. Об очень личном – с православным врачом. М., 2009
  4. Медведева И., Шишова Т. Дети нашего времени. М., 2003.
  5. Как защитить вашего ребенка. М.. 2004.
  6. Зорин К.В. Зависимость: компьютерная, игровая, никотиновая… М., 2008.
  7. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Дух, душа и тело. М., 2001.
  8. Литвиненко К. и С. Откуда возникают внутренние проблемы и как их преодолеть? М., 2005.
  9. Психиатрия. Актуальные проблемы духовной жизни. М., 2003.
  10. Невярович В. Терапия души. М., 2001.
  11. Панькова Н.И. Педагогика здоровья. Ростов-на-Дону. 2007.
  12. Медведева И., Шишова Т. Лекарство – кукольный театр. М., 2009.
  13. Абраменкова В. Вос что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. М., 2008.
  14. Зорин К.В. Гены и 7 смертных грехов. М., 2008.

 

 Модуль 3. Возрастные особенности образа жизни.

Комплексная цель. Приобретение умений, знаний и навыков организации образовательного процесса, процесса консультирования, работы в трудовом коллективе с учетом особенностей образа жизни разновозрастных категорий людей.  

Основные понятия модуля 3 «Возрастные особенности образа жизни». Юность, социальные отношения, общение, поведение, мышление, жизнеобеспечение, социальная коммуникация, молодость, мотив доминирования, мотив учения, творческая активность, учебная деятельность, мотив аффилиации, саморазвитие, старость, старение, возрастная норма, пожилой возраст, старческий возраст, долгожители, творческая старость, «психологическая старость».  

Изучение модуля 3 «Возрастные особенности образа жизни» обеспечивается применением следующих технологий:

 Информационные технологии.

  • Компьютерные.
  • Технологии расширения ресурса при создании потенциально избыточной среды.
  • Компетентностно ориентированные.
  • Технологии работы с принципом индивидуализации.

Модуль «Возрастные особенности образа жизни» направлен на развитие следующих профессиональных компетенций:

Коммуникативная. С учетом знаний психологии речи.

1.Разрешение конфликтов.

2.Умение устанавливать, поддерживать и развивать контакты.

3.Умение выражать и обосновывать собственное мнение и мысли.

4.Умение организовать, скооперировать людей или детей для совместной деятельности.

Информативная.

1.Умение грамотно, эффективно и продуктивно пользоваться информационными носителями с необходимым для работы содержанием

2.Использование полученной информации для помощи, поддержки и сопровождения школьника.

Прикладная.

1.Умение организовывать и проводить семинары, собеседования, конференции, консилиумы, просветительские мероприятия.

2.Оказание психологической помощи в рамках консультирования, терапии. Умение использовать различные виды терапии с учетом возрастных, индивидуальных и межполовых особенностей школьника.

3.Использование психодиагностического инструментария с целью дальнейшего оказания помощи.

Научно-исследовательская.

1.Умение работать с научной и научно-методической литературой.

2.Разработка программ, методических комплексов в соответствии с профессиональными требованиями.

3.Умение изложить и представить итоги, результаты, выводы по проделанной работе.

Они предполагают наличие 3 уровней компетентности: общекультурные, методологические, предметно-ориентированные.

Критерии оценивания.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл за правильные ответы в количестве от 34-27 «отлично», от 26-21 «хорошо», от 20 и менее «удовлетворительно».

 

Содержание курса «Психология образа жизни».

 

Модуль 1. «Введение в психологию образа жизни»

 1.Предмет, задачи и методы курса. Базовые дефиниции курса. Образ жизни: понятие, компоненты. Методологические подходы к изучению образа жизни. Внешнее и внутреннее в образе жизни. Современный образ жизни.

Понятие "образ жизни" обозначает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе. Способы организации этих процессов и явлений определяются естественно-географическими, социальными и культурными условиями их реализации, с одной стороны, и личностными характеристиками представителей различных социокультурных групп - с другой.     

Самое распространенное деление “образа жизни” - по внешним обстоятельствам проживания группы людей: например, городской образ жизни и сельский образ жизни.

Наиболее частые понятия из деления по образу поведения отдельного
человека: здоровый образ жизни, сидячий образ жизни. И встречаются варианты с “оценочной” окраской, типа: разгульный образ жизни.

Точно так же есть человек. Его эмоции, мысли, поступки, обстоятельства
жизни (начиная от его окружения заканчивая местностью, где он живет). Есть его дух, внутренний стержень (или его отсутствие), тело, душа. И все это, переплетаясь, создает особенности образа жизни этого человека.

    Важно и то, что в самом понятии “Образ Жизни” заложена динамика, развитие.
Так “образ” можно понимать “видение”, “облик”, а можно как “способ действия ”, “образование”, “становление”, “создание”. А жизнь - это бытие и существование в становлении и развитии. То есть просто необходимо добавить в это понятие и временную координату. Образ Жизни - это то, что создает, образовывает, творит существование, бытие, саму жизнь.

    И важно понимать то, что образ жизни, на самом деле, одновременно - это и то, что мы каждодневно делаем (ощущаем, думаем) и то, для чего (цель) и почему (мотив) мы это делаем. Образ Жизни - одновременно и действие, и результат, устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах.

Кроссворды

 Одной из форм самостоятельной работы студентов может являться составление психологических кроссвордов. При этом необходимо отметить, что данный вид работы может быть предложен в двух вариантах:

 1) решение кроссворда, предложенного преподавателем

 2) самостоятельное составление кроссворда.

  Пример психологического кроссворда.

По вертикали.

1.Основатель психоанализа. 2. Приспособление новой информации к уже имеющимся схемам (по Ж.Пиаже) и т.д.

По горизонтали.

3.Создатель эпигенетической теории. 4. Результат нормального развития ребенка на первом году жизни (по Э.Эриксону). 5. «…ближайшего развития». 6. Советский психолог, изучавший особенности детского восприятия. 7.Советский психолог – создатель теории поэтапного формирования умственных действий и т.д.

Критериями для оценивания таблиц соответствия, кроссвордов и т.д. является количество правильных ответов:

51 %- 75% удовлетворительно;

76%-90 % - хорошо;

свыше 90% - отлично.

Если в качестве самостоятельной работы студентам было предложено составить кроссворд, то в качестве критериев оценки могут выступать:

-количество слов. По нашему мнению, при домашнем выполнении данного задания оценка «удовлетворительно» выставляется при количестве слов в кроссворде не ниже 20; «хорошо» 25-30 слов; «отлично» - свыше 31 слова. При аудиторном выполнении этого задания количественные показатели должны быть ниже.

-корректность формулировок, т.е. соответствие определения определяемому слову.

………………………………………………………………………

 

Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы

Самостоятельные занятия по курсу построены с целью углубле­ния знаний, формирования навыков использования сформированных понятий, относящихся к проблематике исследования индивидуальных различий человека. Также восполняется недостаток собственной активности студента по осмыслению понятий, теоретических положений и т.д., которые не вошли в основной курс лекционных занятий. В рамках самостоятельной работы становится возможным ос­мыслить уникальность собственной личности, а также индивидуальные различия в поведении, деятель других людей. Самопознание выступает важной задачей при освоении курса. Самостоятельная работа студентов призвана помочь усвоить и закрепить теоретические знания, полученные во время аудиторных занятий. Соотношение аудиторных часов и часов самостоятельной работы соответствует требованиям ГОСВПО 2005 года.

Самостоятельная работа включает:

1. Конспектирование первоисточников.

2. Работу с конспектами лекций.

3. Выполнение контрольных домашних заданий.

4. Написание рефератов по темам семинарских занятий или по заданным темам по курсу.

5. Подготовку докладов, сообщений на семинары, конференции.

6. Работу с тестами по дисциплине.

7. Выполнение научно-исследовательской работы.

8. Контрольную проверку знаний студентов в письменном виде на лекциях или семинарах.

9. Ведение дискуссий, анализ конкретных ситуаций в аудитории.

10.  Изучение специальной, методической литературы

11.  Подготовку к семинарам, играм, зачетам, экзаменам.

12. Подготовку тематических электронных презентаций по выбранным темам.

13. Усвоение текущего учебного материала и подготовку к семинарским занятиям.

Для успешного овладения курсом студентам необходимо ознакомиться с основной и дополнительной литературой, с содержанием основных учебников и учебных пособий, например: Бендас Т.В. «Гендерная психология». СПб. 2005., Берн Ш. «Гендерная психология». СПб. 2001, Малкина-Пых И. Г. «Гендерная терапия» (справочник практического психолога)». М., 2006. Затем воспользоваться информационно-методическими материалами по курсу: Практикум по гендерной психологии. СПб. 2003.

Самостоятельная работа включает в себя разнообразные формы:      

-подготовку к семинарским занятиям;

-составления словаря терминов по конкретным тематическим модулям курса;

-конспектирование первоисточников;

-доклад по выбранной теме с электронной презентацией;

-выполнение тестовых заданий, составление кроссвордов;

-написание реферата по проблематике курса;

-выбор проблемы самостоятельного исследования и составление плана научно-исследовательской работы с постановкой цели, задач и подбором методического инструментария,

      -написание эссе по выбранной теме с его последующим психологическим анализом на практическом занятии в группе.

   Самостоятельная работа магистрантов направлена на выработку информационной, научно-исследовательской и прикладной компетенции с целью повышения образовательного, профессионального и личностного уровней развития. Формирование самостоятельной, активной, думающей, с навыками аналитической деятельности личности профессионала может быть реализовано именно благодаря организованной и практикоориентированной самостоятельной работе.

Выполнение самостоятельной работы предполагает предъявление отчетности о проделанной работе. В рабочей тетради должны быть представлены результаты подготовки к семинарским занятиям, конспекты первоисточников с выделением основных теоретических посылов, смысловых моментов и глоссарием впервые встретившихся терминов. Конспект первоисточника должен содержать библиографическую справку: автор, название монографии, место и год издания. В конце рабочей тетради должен быть глоссарий основных терминов дисциплины по тематическим модулям. Желательно наличие кроссвордов по указанным разделам курса или сводный по окончании слушания дисциплины. Тестовые задания, выполняемые как текущий контроль знаний с оценкой преподавателя, прикрепляются в конце рабочей тетради.

  План и содержание психолого-педагогического исследования также представляется в рабочей тетради. Таким образом, рабочая тетрадь является своеобразным допуском к итоговой форме контроля – зачету.

  Реферат выполняется как самостоятельно оформленный вид работы магистранта с прилагаемым электронным носителем. По теме реферата может быть выполнен доклад.

                           Темы рефератов.

  1. История формирования психологии образа жизни.
  2. Психология мужчины.
  3. Психология женщины.
  4. Проблемы половой социализации. Причины нарушения гендерных представлений. Процесс формирования гендерной идентичности. Освоение гендерных ролей. Влияние на эти процессы гендерных стереотипов.

5. Гендерные особенности организации поведения. Особенности развития, формирования и функционирования интеллектуально- познавательной, потребностно-мотивационной сфер личности мальчиков и девочек.

6. Половое воспитание детей в современных условиях.

7. Этнокультурный компонент и половое воспитание.

8. Духовные традиции и половое воспитание в России.

9. Возможности учета межполовых особенностей детей при обучении в школе: раздельное обучение. Полемический взгляд на проблему.

10. Девиантное поведение детей при нарушении половой идентичности.

11. Взаимоотношения родителей и детей в семье.

12. Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола.

13. Влияние СМИ на половое воспитание школьников.

14. Влияние неполной семьи на воспитание разнополых детей.

15. Бездетная семья и образ жизни.

16. Многодетная семья и образ жизни.

17. Однополые дети в семье и образ жизни.

18. Полная и неполная семья и образ жизни.

19. Маргинальная семья и образ жизни.

20. Религиозная семья и образ жизни.

21. Православное семейное воспитание разнополых детей.

22. Традиции воспитания на Востоке, Средней Азии и Кавказе.

23. Христианская антропология о предназначении мужчины и женщины.

Методические рекомендации и указания по подготовке реферата.

При подготовке реферата магистранты должны учитывать закономерности такого рода научно-теоретической работы. Прежде всего необходим план-проект по выбранной проблеме. Он должен быть согласован с преподавателем курса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.272 с.)