Ещё есть софизм касаемый христианской доктрины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ещё есть софизм касаемый христианской доктрины



Может ли бог создать камень который сам не сможет поднять - если бог создаёт и не может поднять или не может создать -значит он не всемогущ))))

Ещё: задача про ахилеса и черепаху

- парадокс: великий гомеровский герой не сможет догнать черепаху. (игнорируем понятие скорости)

 

Все что я говорю есть ложь. Я говорю правду, тогда я нарушаю, все что я говорю ложь. «Все что я не терял, я имею. Я не терял рогов, то есть они у меня есть. Власть я не терял, значит она у меня есть.»

Может ли Бог сознать камень, который сам не сможем поднять? Если Бог может создать камень, который он не может поднять, то он не всемогущ, а если он не может создать камень, который он не может поднять, то он все равно не всемогущ.

Если черепаха стартует с определенного места на 2 часа с определенного места раньше Ахиллеса, и за ней через 2 часа стартует Ахиллес, черепаха будет здесь, а Ахиллес на том месте, где была черепаха 2 часа назад, а ещё через 2 часа Ахиллес все равно будет отставать на 2 часа (они будут двигаться с одинаковой скоростью). Парадоксальность заключается в том, что великий греческий герой не сможет догнать черепаху.

Человек есть мера всех вещей и этот тезис относительности истины очень важен для философии Софистов.

СОКРАТ

(прочитать «Апология Сократа»)

Современник Софистов, современник Протагора, ровесник Зинона младшего. Он первый философ-Афинянин. Источники исследования его жизни не очень надёжны, потому что все сочинения Сократа были записаны его учениками или друзьями. Ксенофонт и Платон записывали большую часть его учений. Софроникс - отец Сократа, мать его - Филарета. Она была акушеркой. Сократ самый настояний грек. Он женился только по причине общественного давления, с целью продолжения рода. К своей жене он относился посредственно, абсолютно не заботился о своей семье. Его жена была истеричной и туповатой женщиной. Сократ считал что единственное, чем ему нужно заниматься это философия. Сократ жил скромно, питался за счёт своих друзей, но всегда исполнял государственные обязанности. После свержения терронии, когда Сократ высказался (он всегда высказывался по разному, и за некоторые он огребал), годам к 50-60м Сократ предстаёт перед судом, потому что трое его сограждан, в число которых входил Милет (заурядный и незначительный человек) Анит и Ликон, они обвинили Сократа в мысленном развращении юношества, но это не половое развращение. Это развращение мысленное. Эта тема была плотно связана с обвинением в безбожии.

Сократ начал употреблять выражение, которое звучит как «мой демон», но не в одной фразе не было сказано о религиозном наклонении. Под этим он имел в виду внутренний голос, который руководит процессом сознания. Его обвинили в том, что он добавляет ещё одного бога в единый пантеон. В результате суд. Обвинитель - Мелет (апология - защитная речь Сократа). Закончилось всё не в пользу Сократа. Ему предложили выбрать способ наказания.

ПОНЯТИЕ, ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИЯ

ПОНЯТИЕ - есть выражение наиболее существенных свойств, связей, отношений, признаков, присущих некоему классу предметов познаваемых, объединенных понятием — это есть объем понятия. (Пример с псиной).

КАТЕГОРИЯ - понятие предельной степени абстракции в рамках какой-либо сферы рефлексивного познания.

Рефлексивное познание — познание, направленное на оценку и разбор одновременно и на синтетический процесс ощущения, самоуглубления для фиксирования каких-либо точек.

Анализ — разделение предмета на части для ознакомления самого предмета. Противоположен анализу синтез

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

КИНИКИ

СОКРАТИЧЕЧКИЕ ШКОЛЫ:
1. Киники (Циники)
2. Киренаики
3. Мегарики

Они просуществовали вплоть до эпохи Эллинизма.

Циники - позиция противостояния традиционной культуры, открытость мнения, вызывающе пренебрежительная позиция к нормам морали, культуре.

Философский термин киники произошёл от гр. «кюникос» - «собачий» = «Собачья философия, собачья школа».
Теории происхождения:
1: Происхождение этого термина связано в первую очередь с основателем - Антисфеном (по происхождению не был полноправным Афинянином, т.к. его мать была фракиянкой). Такте дети с половинчатым гражданством не имели права полноценного обучения в классических греческих школах и у учителей. Таким образом для них организовывались специальные школы, которые символически находились под покровительством Апполона, которые часто назывались «Киносарги» - «Белая\зоркая собака». Они находились под покровительством Апполона/Геракла (не чистая кровь) и его символом была белая собака.
2: Связан с темой, что киники вели жизнь, как собаки. Они удаляли из жизни любые проявления культуры и цивилизации.
Одной из характерных черт - эпатирование публики (почём зря) (Диоген Синопской).

Причины наследия сократовской философии:
1.Антисфен учился у Сократа и присутствовал при его смерти. Жил в 8 км от Афин и ходил каждый день туда, чтобы послушать Сократа.
2.Сократ по образу жизни олицетворял идею о том, что философ должен жить той жизнью, которую он пропагандирует. До Эпикурейской философии обязательно философ должен жить в соответствии с его философией.
3.
4.

 

Антисфен не пальцем деланный. Учился у софиста Георгия, у которого научился красиво говорить, и стал учеником Сократа. В отличии от Платона, лично присутствовал в момент казни Сократа. Он был очень плодовитым писателем, и над ним издевались, типо у него была графомания, а ничего толкового не написал. Дошло только 3-4 сочинения.

Самое сложное - тема логики.

ЛОГИКА КИНИЗМА

Антисфен в своём учении «об общем и отдельном» исходил из сократовского учения о том, что подлинное знание лишь то, что выражено в понятии.
*Перпедевтика, перпедевтическое.
У Платона весь мир будет делиться на две части: мир идей (мир чистых понятий) и мир вещей (реальность).

У Антисфена и у Сократа тоже начиналось разделение: существуют, вечно, истинно, неизменно, только ПОНЯТИЯ. Это говорит о том, что киники унаследовали идею существования идей, в качестве объективных истин. Не существует объективного идеала (идеи).

В свою очередь Антисфен получил станок образование: и у Сократа, и у Софистов.

Это приводит к тому, что Антисфен толкает логическую теорию. Он первый делает попытку дать определение понятию - «Понятие есть то, что раскрывает, что есть или чем бывает тот или иной предмет». Это приводит Антисфена к идее, что единственно возможными с точки зрения логики высказывания являются высказывания, где предмет равен предикату (подлежащее равно приписываемому ему свойства).

В свою очередь Пнтисфен приходит к выводу, что с логической точки зрения грамотными высказываниями являются высказывания, где предмет равен предикату (Сократ есть Сократ). Любое отклонение от объема понятия - есть логическая ошибка (Сократ есть философ; Сократ есть человек - логически неверно). Он ограничен свою философию этим законом. Понятие и предикат - одно и то же. Аристотель скажет, что он осел.

Логическое учение Антисфена говорит о том, что с логической точки зрения возможны лишь тавтологические суждения (ошибка определения предмета, через предмет). Логика Антисфена приведёт к тому, что Аристотель в последствии выведет как закон запрещения противоречия. Антисфен видит противоречие неправильно: в том, что объемы предмета и предиката разные, а на самом деле закон противоречия, открытый в дальнейшем Аристотелем, будет гласить о том, что не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении.
Вся дальнейшая логика выстраивается на верк в сократовскую объективную истину.

ЭТИКА КИНИЗМА

Антисфен в этике исходит из конкретного примера Сократа: идея его твердости и выносливости, подражая бесстрастию положил начало кинизму. Как и Сократ, Антисфен видел высшее счастье в добродетели, а для его достижения достаточно лишь желания и силы воли. Высшая цель человека, высшее счастье - умереть счастливым, умереть в полном согласии с самим собой, с воззрениями и т.д.
В кинической традиции есть три слона кинизма:

В кинической традиции есть три слона кинизма: Аскесис, Апайдеусия, Аутаркейа.

АСКЕСИС

 - означает гр. «упражнение, практическое изучение, образ жизни, занятие, образ мысли». Традиционно понимаемое слово аскеса (аскет) имеет мало общего с гр. аскесисом. (Чанышев)
Кинический Аскесис - тренировка или воспитание души и тела. Наиболее яркий аскесический пример практики - Диоген Синопсский. Кинический Аскесис подразумевает под собой максимальное упрощение и максимальное ограничение всех своих элементарных потребностей, как физических (еда, сон, тепло), так и духовной стороны. Цель - воспитать человека с позиции отказа искусственно надуманных потребностей (богатство, жильё, одежда).
Клиническая философия аскесиса предполагала жизнь в абсолютной простоте: есть нужно в меру голода и ходить босиком в одном плаще. Киники выглядели как джайны (полуголые).
Таким своеобразным антихристом греческого мира с точки зрения кинический философии выступал товарищ Прометей, который своим подарком (божественный огонь) избаловал людей. Так как люди познакомились с огнём - они расслабились, ибо теперь им не нужно поддерживать физическую форму, не нужно переваривать сырое мясо и т.д. А идеалом у киников был Геракл, который после того как убил Льва, проходил в его шкурок оставшуюся жизнь. Идеал простоты, силы, человеческой мощи и т.д.

 

ДИОГЕН СИНОПССКИЙ

Закаляя душу, Синопсский просил подаяния у статуй, чтобы приучить себя к отказам. Зимой эту же статую обнимал, чтобы привыкнуть к холоду, летом катался по расслабленному песку, ходил босиком, ел сырое мясо. У него была чашка, он увидел как мальчик пил из ладошек, Диоген выбросил чашку, посчитав, что и она ему не нужна для поддержания жизни в своём организме. Когда у Диогена разбилась тарелка, он выгрыз новую из хлеба, она засохла и стала вообще отличной.

Киники думали, что Боги, дав людям все необходимое для жизни, обеспечили человеку легкую и счастливую жизнь и люди, зажравшись на этих харчах, сами себя сделали озабоченными, нервными и несчастными. Киники соответственно презирали богатство (в традиционной древней Греции считалось за благо, значит ты потенциально образованный). Киники критикуют, что является ли благом богатство, несущее за собой культурное воспитание, является ли это необходимым.

 

АПАЙДЕУСИЯ

 - отрицание воспитания, пропаганда неграмотности.
1)Киники своей философией стремятся рассказать идею знание должно быть живым, оно не должно быть записано (не теоретическим, а практическим).
2)Позиция относительно того, что необразованный человек не должен стесняться своего незнания ибо это незнание и есть наиболее натуралистичное и первичное состояние человека. Ибо когда человек получает знания и начинает образовываться, он теряет живость своего знания, потому что оно где-то начинает отмирать и не происходит живого взаимодействия.

Диоген не всех считал глупцами. Когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется будто человек самое разумное из живых существ. Но когда он встречает натолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.


Киники не питали особого уважения к людям, потому что все культурные традиционные практики их очень удивляли, возмущали. Диоген часто восклицал, что люди соревнуются, сталкивая друг друга в канаву, но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. Или грамматики выискивают грехи и Одиссея, а своих не видят. Музыканты налаживаюсь струны и не способны гармонизировать свой нрав. Киники считали важным моменты не связанные с культурой, так как та была источником зла, по причине того, что та отвлекает от наиболее ценных и жизненно важных моментов.

АУТОРКЕЯ

 –  слон кинизма, это самодостаточность, самоудовлетворенность. С точки зрения этики – умение удовольствоваться своим, каким бы оно маленьким не было. Независимость и отсутствие стремлений, желаний. Есть булочка хлеба и вы абсолютно автономны, независимы. Это вся жизнь Диогена Синопского. Это главный принципе ауторкии.

Свобода – цель кинического аскесиса.

Свобода от всего. Свобода от государства.

Для греческой культуры понятие патриотизма было очень важным. Таковым был Гераклит, например. Патриотизма в киническоц философии не было. Потому что это зависимость от государства, культуры, а культура – зло всех зол. Культура порождает в человеке все грехи – жадность, богатство. Это только у киников такая позиция. Культура создают для человека условия губительные, потому что человек перестает бороться за свое существование. Это романтизировано, этот взгляд на дикарство.

1й выход: Клиническая авторкия предполагала космополитизм. Философы должны быть воспитаны именно в свободной форме, им везде должна быть благодать.

2- отказ и свобода от семьи.

1) Антисфеновский подход – философу должны принадлежать все женщины, детей иметь от самых красивых. Полина Ия на государственном уровне (антисфенова логика)

2) Диоген Синопский и его подход – кого уломал, та и твоя женщина

Почему это Сократическая школа? Потому что на протяжении долгих веков философия была равна образу жизни. Киники, как Сократ, придерживались образа жизни. Плюс учились у него, разделяли какие-то маломальские его теории. Первичная связь с Сократом на момент обучения и философия равно образ жизни. С точки зрения культурной парадигмы этот ответ вполне хорош.

Кратет Фиванский

Стал нищим по своей инициативе: 2 легенды, как он лишился своего богатства: 2 легенды: 1) разрушение города его родного – Фив, за непослушание 2) история о том, что он сам себя лишил богатства. Кратет после знакомства с Диогеном, так восхитился, что отдал свое богатство нищим, абсолютно все имущество отдал народу.

Кратетовская клиническая философия довольно стройная, его жизнь наиболее ярко и полно отражает философскую киническую традицию отказа. Интересно, потому что сложно отказаться от ВСЕГО. Под влиянием Диогена он проникся, что всякое материальное богатство – ненастоящее, оно лишает людей праведности.

Кратет – остались стихотворные небольшие отрывки, немного даже с художественной окраской (переводы Анткина можно почитать). Говорит про богатство именно духовное. Есть богатство истинное – духовное и богатство вредное – материальное. Философия Кратета – потрясающий источник философии стоиков. Никто не сможет никогда залезть в вашу голову и завладеть вашим разумом (переход от римской республики к римской империи – диктаторство и тд), подчинение можем быть любым, но не ментальным. Ваш разум однозначен. Стоитическая идея – авторкия именно разума, интеллектуальный багаж, которого вас не лишат.

Высказывания и сочинение Кратета, касающиеся независимости государства – интересно. Космополитизм. Одно лишь бессмертно царство свободы (внутренней) является важнейшей чертой и силой вашей жизни. Свобода тех, кому нечего терять – свобода порождённая философией, философия порождённая историческим пессимизмом – абсолютная глупость и бесцельность, ненужность и бессмысленность созидания. Одни создают – другие рушат.

Философия вытекает из исторического пессимизма. Ничего в веках не останется, даже философия толком. Мы мало знаем и мало сохраняем. Философия киников спровоцирована этим пессимизмом.

Свобода как беззаботность от материи, отсутствие привязанности к материальным благам. Для киников единственный возможный способ жить и находиться в гармонии со своим разумом – вот этот отказ от свободы.

Весь смысл кинической философии в этой свободе и состоит.

Непосредственные последователи Кратета – брат и сестра, наследники Метрокл и Гиппархия, она умудрилась будучи намного лет моложе Кратета, влюбиться в него, для нее Кратет был всем, она угрожала родителям, что если не выйдет за него замуж, то она наложит на себя ладошки. Кратет долго убеждал ее, что он ей не нужен и философия его тоже. Он разделся догола перед Гиппархией и сказал: у меня ничего нет, кроме моей бошке, разума и жизни. Гиппархия тоже разделась, сказала я вся твоя. И жили они долго и счастливо: как собаки. Гиппархия – первая в истории философии зафиксированная женщина, чей подвиг запечатлен, от ее философии осталось мало. Она наплевал на традиции, семейную связь и тд – это лютый кинизм. Метрокл - брат - третий угол клинического треугольника. Он жил по образу Кратет, не вспоминал о богатой жизни, летом спал в храмах, зимой в банях, научил себя ни в чем не нуждаться и довольствоваться тем, что у него есть.
Киники своей философией жили и Метрокл будучи в уже зрелом возрасте, почувствовав в себе болезнь, совершил акт самоубийства посредством задержки дыхания.


Киников было достаточно. Были Онесикрит и Фелиск, Моним, Бион Борисфенский, Телет Мигарский, Феникс из Колофона, Киник Анонимный, Менипп.

КИРЕНАИКИ

Если клиническая философия - философия аскетизма и отрезание любых культурных излишеств, удобства, то противостоял этому аскетизму киников гедонизм киринаиков.

Гедоне/Хэдонэ/Гедонизм - наслаждение.
Гедонизм - этическое учение о наслаждении как высшей цели жизни. Гедонизм - есть разновидность эвдемонизма, т.е, эвдемонии - счастья. Следовательно: гедонизм как философское течение видит смысл жизни в счастье, а счастье понимается как наслаждение. Гедонизм и аскетизм были далеко от классической греческой культуры. Это привело к не совсем объективным отношениям к киринаикам, так как их учение извращали вследствие непринятия их философии. Потому что греческая культура гедонизм принимает не в той форме, а только пока гедонизм не мешает проявлению патриотизма. Поэтому о кериаиках сведения довольно необъективные.

 

АРИСТИПП КЕРЕНСКИЙ


Наиболее известным представителем и основателем школы Кериаиков, керенской школы был Аристипп Керенский, из Керены. Был немного моложе Антисфена. Прожил 75 лет ~ 435-360гг до н.э. Учился у софиста Протагора старшего и у Сократа. При казни Сократа Аристипп не присутствовал, а Антисфен присутствовал. После смерти Сократа он вернулся в Кирену, основал там свою философскую школу, что-то писал, но ничего не сохранилось.

 

ЭТИКА КИРЕНАИКОВ


Этический гедонизм киренаиков покоился на том, что называется сенсуализм - это теория о том, что единственным источником знания является сенс - ощущение, чувство.


Аристипп учил о том, что ощущение есть единственный источник знания, ибо человек ничего не может познать, кроме своих ощущений, приятны которых неизвестны, поэтому следует отказаться от познания природы и ее законов. Однако киренаики не отрицали объективность природы. Поэтому это школа считается сократической.


Эта философия базируется на сенсуализме, идее ограниченности нашего познания нашим телом. Смысловая интеллектуальная парадигма: Вера в объективность природы, но при этом никакой возможности познания этой природы посредством собственного разума нет.


Аристиппова этика утверждала, что высшее благо концентрируется в чувственном наслаждении, при этом делалась пометка, что удовольствия должны быть разумными и что не следует быть рабом наслаждения. Дабы находиться постоянно в состоянии перманентного наслаждения необходимо, чтобы это наслаждение было разумным, то бишь умеренным, которое позволит нам не быть рабом наслаждений. А когда мы становимся рабами наслаждений, мы начинаем страдать, если это наслаждение хотя бы на йоту от нас отдаляется. Как наркоманство. А страдание и наслаждение - вещи противоположные. Наслаждения понимались как баланс, широкое понятие - определённое идеальное состояние души и тела. У Демокрита это было в сторону духовной жизни, а у киренаиков в сторону телесной.


В результате проповедь гедонизма очень скоро начала вести к аморализму (отрицанию морали). Когда критерием добра и зла являются не исключительно этические моральные вещи, а критериями добра является то, является ли что-то (явление/предмет) наслаждением или потенциально приносящие наслаждение или не является.


В классической греческой традиции долг, патриотизм - критерий добра, а гедонистическая философия иная, где критерий - наслаждение. Этика в школе киренатков смещается, по причине того, что один из руководствующих действующих элементов меняется. «Хорошо все то, что наслаждение нам даёт, плохо все то, чего оно нас лишает, тем более приносит страдание» (! Правильно: «плохо все то, что его нас лишает»).
Гедонизм по сути уязвим в том отношении, что он очень легко превращается из проповеди о радости жизни в проповедник смерти, что собственно и произошло. У Аристиппа было несколько наследников и его учениками были Аптипатор Кипренской и Эфиоп Киренский, но одной из наиболее ярких представительниц школы киренаиков, была его дочь, которую звони Аретта. Она в свою очередь обучила киренской философии своего сына Аристиппа младшего, по прозвищу Матродидакт - «обученный матерью».
В свою очередь благодаря этому в дальнейшем появляется внутри единой школы, разделяющейся тенденциями, происходит разделение в классической киренской философии:

 

ШКОЛЫ ГЕДОНИЗМА, три способа его трактования:


1.Ученики Аннекирида
2.Ученики Гегесия
3.Ученики Феодора

 

ФЕОДОР


Феодор из Киреев был учеником Аристиппа младшего, значительного отошёл от крайнего гедонизма и для него высшей ценностью было не наслаждение кратковременное, а длительная, устойчивая, душевная удовлетворенность. Создание состояния нирваны на земле, когда тебя ничего не может расстроить, по причине абсолютного устойчивого положения своей души. Вы счастливы и вам на все другое пофиг. В этой форме гедонизма особа сильна высшая радость, которую Феодор объяснял как радость познания ибо работать мудрости вы обретаете в результате того, что в познаете и это ваше познание обеспечивает вам это счастье, потому что для вас мелкие неприятности, уже и даже не неприятности, потому что вы настолько мудры, что всякие мелкие козявки и блохи не имеют на вас влияния.


Таким образом именно состояние мудрости и есть высшее благо, обеспечивающее состояние перманентного удовольствия - интеллектуального наслаждения - состояние интеллекта, которое порождает абсолютное спокойствие тела.


Вместе с тем Феодор был довольно циничен в понимании самого мудреца. Для него мудрец не был таким добрым Буддой, для него истинный мудрец выше дружбы, потому что дружат только глупцы, или дурки люди соответственно только из выгоды, ибо не будет выгоды - не будет и дружбы. Потому что источник наслаждения пропадает. Это нужно понимать как выгода в широком смысле.


Как утверждает Феодор, мудрецу в связи со своим высоким положением позволено практически все. Мудрец в стране должен быть выше закона. Законы, говорил Феодор, держат человека в рамках, а умным людям они не нужны, потому что они и так понимают, что к чему. А вот обширной массе людей, демосу, законы необходимы. Мудрецу все позволено: и кража, и святотатство и блуд, потому что мудрец своей интеллектуальной способностью способен оправдать свои действия.


Диогор, Аникерид, Гегесий.

 

ГЕГЕСИЙ


Потрясающий александрийский философ более позднего образца. 320-280 гг до н.э. Это философ, который гедонизм вывернул наизнанку. Прозвище - убеждающий умирать, смертепроповкдник, пейситонатос. Он проповедовал массовое самоубийство. Это тот случай, когда проповедь гедонизма и радости жизни в следствии своего неустойчивого теоретического положения выворачивается наизнанку и превращается в проповедь самоубийства. Потому что наслаждение и обсуждение наслаждения как высшей ценности, находящимся на одном полюсе, всегда необходимо помнить о том, что на другом полюсе - отсутствие наслаждения, то бишь страдания. И после лекции Гегесия очень многие кончались жизнь самоубийством.

Он говорил о том, что неудовольствие есть естественный спутник наслаждения, т.е. в любом случае наслаждений не может быть постоянно, оно не могут постоянно находиться в человеке, человек не может находится в состоянии постоянного наслаждения и удовольствия. Вы будете терять наслаждение и вся ваша жизнь будет погоней за крохами этих наслаждений, потому что вы всегда будете находится в состоянии поиска наслаждений или страдания от того, что наслаждение заканчивается, или страдание от того, что наслаждение не наступает. И это и есть обратная сторона гедонистической философии киренаиков. И единственным способом установить более-менее постоянное состояние - отказаться от этого поиска наслаждений, этой погони - самоубийство, лишение себя жизни и выход из этой парадигмы поведения, выход из поиска наслаждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.039 с.)