Шраманская эпоха 6-4вв до н.э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шраманская эпоха 6-4вв до н.э.



Шраманы – это брахманы, которые не согласны с официальной идеологией, что нельзя переходить из касты, что необходимо знать наизусть одну из 4х книг и т.д. Каждый был не согласен по своим причинам, но 2-3 схожих черты были:

1. Отрицание ведических жертвоприношений, которые выступали регулятором вселенной

2. Отрицание авторитета Вед (рождение вселенной происходило иначе)

3. Не согласны с традиционным брахманистским термином, что есть Единая космическая душа Брахма, а индивидуальные души – Атманы.

Шраманы проповедуют материализм.

Основные понятия индийской философии (на них будут строится все дальнейшие философские учения).

Есть колоссальная разница между религиозно-философским и философско-религиозным доктринами. Индия – Боги являются такими же действующими элементами, как и все остальное.

В парадигмальной конструкции индийской философии всегда будет присутствовать Бог. Везде, кроме двух религий – джайнизма и буддизма.

КОЛЕСО САНСАРЫ

Живешь – умираешь – душа – колесико. За счет кармы – учение об этнической причинности (накопление поступков). Сансара – безличный механизм.

Лучшие люди могут достигнуть МОКШИ – это выход из колеса Сансары. Все хотят выйти, ведь изнь – боль. Мокша гарантирует спокойное бесстрадательное бытие.

Два понятия до этого – колесо и карма.

МАЙЯ – Иллюзия. Все мы живем в майе. Майя – это набор иллюзий, внутри которых мы живем. Богатство, золото, почет – иллюзия. Если мы будем сильно привязаны к майе – мы не достигнем мокши. Майя – мир, который умирает и рождается, связан с материей. Все, что материально – майя.

ДХАРМА – долг человека. Это весь позитивный долг человека – выйти к мокше из колеса Сансары.

АДХАРМА – то, что человек делает неправильно.

ДЖАЙНИЗМ

Это религиозно-философское течение, появившееся на границе 6-5вв. до н.э. Основатели джайнистской традиции – проповедник, индийское имя которого Вартхамана, который потом получил два великих имени -Махавира (великий герой) и Джина (победиетль). Возникло это движение на северовостоке Индии. Эта философия настаивает на отрицании ведического учения. Вместо ведического учения о делении людей на 4 варны они стали говорить о равноправии всех душ людей. «Каждая душа бесценна, по причине того, что она уже живая душа».

В основе джайнистского мировоззрения лежит несколько элементов:

1. Джива – живое и душа

2. Аджива – не живое и не душа

3. Пудгала – материя

4.
МАЙЯ
Каша – пространство

5. Время

6. Драхма и Адхарма

Чем больше наша душа связана с неживым (с майей), тем меньше у нас шансов достигнуть мокши.

Джива (душа) признает существование такого процесса как познание. Оно бывает 2х видов:

1) Несовершенное (через органы чувств)

2) Совершенное (интуитивное)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЖАЙНИЗМА:

I. Вселенная состоит из живого (Дживы) и неживого (Адживы). Существуют следующие законы Драхмы:

II. Все живое имеет душу

 III. Каждая душа священна =» безгранично ценна =» к каждой душе нужно относится бережно =» принцип Ахимса – непричинение вреда живому.

IV. Основная цель Джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего от неправильных действий, речей. Это возможно, следуя 3 драгоценностям джайнизма.

V. 3 драгоценности Джайнизма.

Драгоценности джайнизма

1) Совершенное знание

2) Совершенное воззрение (позитивные мысли)

3) Совершенное поведение

Это помогает достигнуть мокши.

VI. В основе 3х драгоценностей Джайнизма – сознание уши, а не сознание тела.

VII. Аскетизм – полное самоограничение. Саллекхама – самоубийство посредством голодания.

VIII. Божества – души, достигшие Мокши – дживы, победители Сансары.

IX. Мантра Навокар – основная молитва Джайнизма. ПО структуре похожа на «Символ Веры».

5 принципов Джайнистских монахов:

1. Ахимса – непричинение вреда живому (физического и морального)

2. Сатья – искренность, открытость и благочестие (моральная сфера)

3. Астейя – исключение любой возможности воровства (астейя = некража; нужно перестать чего-либо хотеть; нельзя присваивать себе что-то чужое и желать это).

4. Брахмачарья – не прелюбодействовать. Отказ от всех видов сексуального удовлетворения.

5. Апариграха – не собирайте ценности бренного мира, нужно разорвать любые экономические отношения, отказаться от наследства.

Джайнисты не могут заниматься тем, что причиняет вред окружающим. Им запрещено земледелие, скотоводство. Они едят только растительную пищу. Джайнисты сейчас занимаются ценными бумагами. Они чень благотворительны.

Раскол Джайнизма:

1. Дигамбары – одетые в воздух (голые, жесткие аскеты)

2. Шветамбары – одетые в белые одежды, более светская община, но у них всегда маска на лице; перед собой у них в руках всегда веники, чтобы не убить насекомых.

БУДДИЗМ

Возник в 6в. до н.э. Начинает формироваться классовое общество. Появляется много аскетов, активизируется Джайнизм. Основоположник Буддизма – Сиддхарха Гаутама, в дальнейшем – Будда Шакьямуни. Родился в 560г. до н.э. в известной зажиточной семье царя племени Шакья.Он был рожден родителями в прекрасном возрасте. Отец закрыл его во дворце, пока ему не стукнуло 18 лет. Он решил сбежать вместе со слугами. За стенами он увидел больного, затем его добила похоронная процессия (треп открытый спускали в Ганг). Он был так шокирован, что решил, пока он не найдет просвещения, он не вернется домой. Сначала он становится Шраманом, затем он прибился к йогам. Поняв, что та кон не найдет просвящения, он лег под дерево и сказал, что не вернется, пока к нему не придет просвящение (впоследствии, дерево стало священным – Бодхи). После того, как он достиг просвящения, он понял, что знанием надо делиться. Он пришел в Бенарес. В Бенаресской проповеди заложены все основы буддизма.

Бенаресская проповедь

В Бенаресской проповеди были озвучены так называемые 4 истины буддизма.

1. Понятие Дуккха. Это одновременно страдание, гнев, страх и все негативно окрашенные переживания, все, что приносит дискомфорт. Она может поглотить все внимание человека, ей подвержен каждый. Это состояние души, когда она подвержена негативным воздействиям.

2. У Дуккхи есть Причина. В Причинах Дуккхи - страсть, в качестве желания: обжорство, скорбь, страдания, похоть, слава, алчность и др., т.е. наша зависимость от действий. У каждой Дуккхи есть причина и это страсть.

3. От зависимости можно избавиться. Когда избавляемся от зависимости, избавляемся от Дуккхи

4. Чтобы избавиться от зависимости есть способ – Восьмеричный Путь, который ведет к нирване. Он предполагает 8 ступеней развития:

1) Правильное понимание. Самое главное, что нужно сделать, это понять, что мир полон страданий и скорби, мир полон Дуккхи;

2) Правильное намерение. Это когда Вы становитесь на путь ограничения страстей. Первоосновой человеческих страстей – человеческий эгоизм и себялюбие. Мы потакаем своему эгоизму.

3) Правильная речь. Ваши слова не должны источать зло. Они должны нести только добро. Обижать словами никого нельзя.

4) Правильные поступки. Следует совершать добрые и не следует недобрые.

5) Правильный образ жизни. Только достойный образ жизни, не причиняющий вреда живому, способен приблизить ч-ка к нирване.

6) Правильные усилия. Необходимо гнать от себя все злое и настраиваться на добро.

7) Правильные помыслы. Буддизм это 1ая индийская философия которая касается сферы мысли. Древние общества очень сложно проходят этапы формирования абстракции. Поэтому восточные философии объясняли зарождение мира посредством рождения материи. Буддизм немножечко подпрыгивает над натурфилософией, говоря о внутренних действиях, стремится, помимо внешнего регулирования действий человека, залезть в сферу умозрительного, т.е. вы не можете даже думать о плохих действиях.

8) Правильная сосредоточенность. Это близко к правильным помыслам. Вы должны постоянно находиться в правильном сосредоточении, не позволять себе мысленных ошибок. Буддизм в этом плане прошивает человека очень глубоко, вплоть до сознания, формирует, грубо говоря, сверхчеловека.

Есть 3 драгоценности Буддизма:

1. Будда. Это должность. Будда – это опред. назначение. Любой человек, который достиг нирваны. Поэтому их много (есть список имен).

2. Дхарма. Это непосредственно само учение о Буддизме.

3. Сангха. Это религиозная община Буддистов, которая стремится осуществлять законы Буддистского учения.

Буддизм – религия, в центре который нет Бога. В центре стоит система жизни – сансара, карма, нирвана.

Буддизм стремится к максимальному контролю внешней и внутренней жизни человека: ограничить неправильное поведение людей и контроль мыслей.

Школы Буддизма

У Буддизма есть три наиболее известных направления (школы):

1. Тхеравада или Хинаяна (уничижительное название) пер. /учение старейших/ - \малая колесница\.

2. Махаяна \большая колесница\.

3. Ваджраяна \алмазная колесница\.

Тхеравада или Хинаяна /учение старейших/ - \малая колесница\.

1)Согласно их учению, основной идеал буддистского мудреца – монах, только будучи монахом, вы можете избавиться от перерождений, потому что только они могут пройти Восьмеричный путь и не отвлекаться на лишнее

2)Нет пантеона святых. Будда вылетает из сансары, не признают богов, ты либо в нирване, и не можешь контролировать происходящее, либо человек и варишься в жизни. Нет обрядов, икон, религ. скульптур и всего внешнего ритуального материализма.

Махаяна \большая колесница\.

1)Махаянисты утверждают, что достигнуть нирваны может любой, даже мирянин, если он будет следовать Восьмеричному Пути и не брать монашеский обет.

2)Чем больше фокус религии на социальную базу (все люди, миряне), тем сложнее формулируется доп.элементы – институт Бодхисатв. Это достигшие просветления Будды, которые отказались от нирваны, чтобы помочь достигнуть ее другим. Появляются обряды, мандалы, иконы и т.п.

Ваджраяна \алмазная колесница\.

1)Это направление тантрического Буддизма. Тантра опирается на разного рода механики контроля сознания наших действий – медитация, транс.

 

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ДГ)

Первые философские школы ДГ все еще активно базируются на механизмах натурфилософии (объяснение природы, посредством природы, наблюдения и анализа механизма работы природы, ее явлений). «Все происходит из какой-то материи» - этим же занималась философия ДГ до Сократа и Платона.

Первой школой считается школа, основанная Фалесом Милетским. Мелет – город. Школа – Милет. Он жил в 640-547 гг до.н.э. Известно про него мало. Легенды: он Финикиец и владел философиями востока, приехал в Грецию и стал философствовать. Более правдоподобно – это то, что он переехал в Грецию, будучи маленьким, и как получивший греческое образование обрел гражданство, так как батрачил на Грецию.

Чтобы быть патриотом ДГ – надо непосредственно работать интеллектуальным и физическим трудом, в своем ополчении, участвовать в политической жизни полиса, исполнять экономко-социальные и другие обязанности своего полиса.

Фалес входит в круг самых легендарных философов ДГ. Аристотель записывал про всех мудрецов: «Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете разрушаются, причем основное существо пребывает, а по свойствам своим меняется,- это они считают элементом и это - началом вещей. И вследствие этого они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала не указывают все одинаково, но Фалес - родоначальник такого рода философии - считает его водою (вследствие чего он и высказывал мнение, что земля находится на воде); к этому предположению он, можно думать, пришел, видя, что пища всех существ - влажная и что само тепло из влажности получается и ею живет (а то, из чего [все] возникает, это и есть начало всего). Таким образом, он отсюда пришел к своему предположению, а также потому, что семена всего [что есть] имеют влажную природу, а у влажных вещей началом их природы является вода.»

МИЛЕТЦЫ:

ПО ФАЛЕСУ:

Фалес первоосновой космоса, мира считает воду. Ассоциируется с божественной водой, т.е. она имеет свойства, неподчиняющиеся человеческому анализу. От Фалеса у нас осталась мало: «все произошло от воды» - знаменитая цитата. «Фалесова вода» – космическая, волшебная вода, эта вода разумная.

В ДР религия отделяется от философии. Это две разных сферы, в отличии от философии Индия и Китая, где философия и мифология – одно целое. Греческая философия отталкивает персонифицированных божеств, не связывает их с философией. Философия Греции – натурфилософская (сначала, а потом рациональная), отрицающая причастность бога к появлению материи, могут только взять свойства Бога для объяснения возникновения мира.

Помимо этого, он него осталось несколько знаний, таких интересных моралите (грубо говоря: драма, где персонаж – образ). «Многословие не является показателем разумного мнения». Фалес сказывается отрицательно, о том что философия и эпос очень многословны и любят детализацию, и за этим многословием часто скрывается лишь одна моральная пустота или хуже – моральный бред. Говорит: Выбирай что-то одно мудрое, доброе, так ты убьешь пустословие людей.

\\Дифференциация наук произошла только после Гегеля вторая половина 18 века, когда философия стала сложной. У Гегеля была идея: философия  – царица всех наук. Но знаний так стало много, что их невозможно было синтезировать.\\

Учеником Фалеса был Анаксимандр. Жил с 610 – 540гг. В отличие от Фалеса (за которым ходили и записывали, потому что он ленивая жопушка, не утруждал себя писаниной), он решил написать произведение - бестселлер своего времени - с тенденцией, которая потом всем зайдет, но это как бы его фишка, «О природе». В дальнейшем многие натурфилософы будут называть свои произведения «О природе». Это первое произведение написанное прозой (а не гекзаметром, не каким-то «ажурным» языком) о Онтологии (о бытии), Гносеология (теория о познании), Космогония (теория зарождения космоса) и тому подобном.

Архэ́* (др.-греч.— «начало, основание, происхождение; первопричина, принцип») в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель.

ПО АНАКСИМАНДРУ:

Главным источником бытия считается нечто вечное и беспредельное. Оно что-то среднее между воздухом и огнем. Анаксимандр называл это Апейроном. Это легкий элемент, выступающий в качестве Архе – первоначало, первосущее или лежащее в основе всего сущего. Есть мужское и космическое архе. Мужское архе закладывается где-то к 40, когда мужчинка становится полноценным, благодаря отливу гормонов и достаточному кол-ву знаний и опыта. Женщина становится полноценна в период деторождения - от 15 до 30. Женщин после 30-35 называли «старая карга».

Началом всего Анаксимандр считает - Апейрон, то бишь Архе – началом всех вещей. У Апейрона есть ряд особенностей:

I. Он бесконечен или беспределен, если он будет конечный, то он иссякнет. А мир, думали греки, не кончится, никогда ничего не прекратит рождаться.

II. Апейрон не знает старости, иначе он состарится и умрет. А греки думали, что мир никогда не умрет.

 III. Апейрон находится в постоянном движении, иначе мир остановится, рухнет и развалится. Смена времен года, движение планет. Это называется имманентное свойство – присущее свойство, порождаемое самой структурой. Структура апейрона нестабильна, поэтому всегда находится в движении. Характер вращательного движение – имманентное свойство, во время которого он отбрасывает пары противоположностей, которые образуют сочетаясь между собой образуют все сущее. Основные пары: сухое - влажное, горячее - холодное.

Сухое горячее – огонь

Сухое холодное – земля

Мокрое горячее – воздух

Мокрое холодное – вода

Апейрон является генетическим первоначалом космоса, из частиц апейрона состоит все сущее. Апейрон – прапрадедушка атома, по природе своей является составляющим всего.

Анаксимандру задают вопросы ученики: «Как апейрон может быть естественным началом таких разных элементов как огонь, воздух, земля, вода?»

ОТВЕТ: «Так как апейрон смесь огня и воздуха, своим имманентным свойством он образует противоположные пары (см. выше 3 особенность), когда эти пары комбинируются то образуют основные элементы. Более тяжелые элементы стремятся к центру, а более легкие отбрасываются: земля и вода – тяжелые, огонь и воздух – легкие.»

Космогония* – процесс зарождения мира.

Креационизм* — религиозная и философская концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Лакуна* – смысловая пустота.

Теос* – бог.

Сам Анаксимандр выстраивал свою философию техникой наблюдения за миром. Этот вариант возникновения и развития жизни далек от действительности, но удивляет тот факт, настолько активно разработана структура при отсутствии божественной энергии. Апейрон – элемент, порождающий космос. Мы видим отшелушивание философии от религии: ДГ философия выводит персонифицированное существо из религии.

Анаксимандра считали первым революционером (с т.з. философии и теории бытия), он считал, что: первопредки людей – рыбы и земноводные; вся жизнь родилась в воде, под воздействием огня (тепла, солнца); границы живого и неживого находятся на границе моря и суши.

Учеником Анакимандра был Анаксимен. Он жил 585-525гг до н.э. В отличие от своего учителя он писал довольно просто, безыскусно. Это говорит о том, что (относительно философии) начинает формироваться научный сконцентрированный философский язык как средство познания – терминологический аппарат. Вот после него начинает формироваться образ как писать работы.

ПО АНАКСИМЕНУ:

Называет свою работу «О ПРИРОДЕ», как и учитель, он пишет о Космогонии. Он немножечко недопрыгнул до уровня абстракции, поднятым Анаксимандром. И выбрал для своей теории возникновения мира самый на вид бескачественный, не обладающий выраженным качеством, бесплотный элемент – воздух, но он схитрил, очень часто прибегая к свойствам (признакам), данным Анаксимандром апейрону, чтобы объяснить свою теорию. Воздух становится по качеству таким же бесконечным и вечно движимымся как апейрон. Анаксимен считал, что все произошло из воздуха, путем изменения его качеств (температуры). Анаксименовский воздух тоже работает с противоположностями: разжижение – сгущение, нагревание - охлаждение. Из разных его ипостасей (вид) появляется все. В его сочинении присутствует фраза: воздух постоянно двигается и меняет консистенцию. За счет этого все и образуется. Анаксимен подошёл к диалектической идее перехода количественных изменений в качественные. С него начинается процесс формирования специфического философского языка.

ПИФАГОР САМОССКИЙ:

Жил 570-497гг. до н.э. В юношестве слушал Анаксимандра, путешествовал по миру, учился в Вавилоне, Египте, пи=ривел элитарные знания по астрономии и математике, в результате 532г. он вынужден сразу после возвращения бежать с родного острова Самос в город Кротон, где создает религиозно-философскую общину ПИФОГОРЕЙСКУЮ. Авторитета Пифагора не было конца и края, рассказывали о нем чудеса (короче дед был на короткой ноге с богами).

О нем ходили три потрясающие легенды: 1) после того как возрастной Пифагор сломал шейку бедра, ему сам Гефест (божественный кузнец) сковал золотое бедро; 2) однажды, когда товарищ Пифагор переходил по мостику реку Сирис, он встал по середине этой реки и крикнул: «Здравствуй, Сирис», то все услышали, как сама река ответила ему «Здравствуй, Пифагор»; 3) У Зевса было мало мудрости, однако он обладал символом мудрости - белым орлом был, который был его спутником; однажды он с Олимпа так восхитился мудростью Пифагора, что белый орел спустился с Олимпа к Пифагору себя погладить.

Его во время и после жизни не называли по имени (богов называли по должности), вместо этого стали максимально уважительно называть САМ, ОН, ТОТ САМЫЙ МУЖ, и всем было понятно о ком речь, настолько он был великим. От Пифагора осталось несколько отрывков.

Согласно приданию, обучение в пифагорейском союзе длилось 15 лет. Обучение делилось на три этапа:

I. Первые 5 лет пифагорейцы могли только молчать, и осознавать что им вообще надо тут;

II. Вторые 5 лет ученики могли только слышать учителя, но не видеть его, должны были воспринимать его учение как великую истину, Пифагор сам сидел за ширмой. Этот ход позволяет сфокусироваться на познании, не растрачивая энергию на визуальную составляющую.

 III. Третьи 5 лет ученики могли беседовать с Пифагором и стоять с ним лицом к лицу, обсуждая вопросы.

Пифагор ничего не писал, за ним записывали его ученики, сам же он помимо космогонического и ментологического учения выдавал для решения бытовых и нравственных вопросов устные короткие наставления – акусмы – устные изречения.

Акусма* - устное изречение.

«Что упало – не поднимай». (Относительно вопроса перед смертью: не цепляйся за жизнь)

«Не разламывай хлеба надвое». (Не ломай дружбу)

В греческой культуре, особенно во время эпохи Сократа (5в. до н.э.) была культурная особенность, что истинные настоящие чувства любви и дружбы может быть только между мужчиной и мужчиной. А между мужчиной и женщиной только биологическая потребность. Вот между мужчинами может быть искренняя честная любовь как платоническая, так и плотская. Демокрит, например, осуждал, что некоторые мужчины так привязаны к своим женам, и считал, что это признак низкого ума, так как любить столько недальновидно создание как женщину, может только глупец. Плодитесь, размножайтесь, но любите только мужчин. Очень долгое время греческие мастера изображали наготу только мужчины, а женское тело считали недостаточно привлекательным.

«По торной дороге не ходи». (В контексте не потворствуй желаниям толпы)

Основы для всех философских антологических взысканий служило число. Число в пифагорейской философии включает все: весь мир повинуется законам числовых отношений. Пифагор считал единицей мира – число. Вся его философия - это выявление числовых соотношений в мире. Естественно т.к. все есть число (а по традиции натурфилософии все образует пары противоположности), Пифагор говорил, что число - это разумное сочетание величин, которые составляют пары противоположностей, их комбинации и рекомбинации составляют космос: предельное – беспредельное, четное – нечетное, единство – множество, правое – левое, мужское - женское, свет – тьма, добро – зло и т.д. Их бесчисленное количество пар. Главная пара: единица и ноль. Первопричиной мира является единица, которая является точкой мира и жизни, а ноль как противоположность – ничто. Единица это наличие чего-то, это архэ – первооснова мира.

Пифагорова теория очень абстрактна. Самая абстрактная пара – предельное и беспредельное. Предельностью он называл закономерность, совершенство, оформленность, порядок и космос, то что имело определенную форму, то что функционирует по определенным законам и правилам, в отличии от беспорядка и самое главное пустоты. Жизнь – единица, ноль – смерть, пустота и нежизнь.

Именно пифагорейская философия положила начало греческой развитой оформленной диалектики. До этого Анаксимандр и Анаксимен только ощупывали эту почву. В пифагорейской философии эти противоположности настолько далеко друг от друга протянуты и четки, что Пифагор делает все, чтобы эти противоположности не были сведены в принципе.

Возникновение мироздания мыслится Пифагором как наполнение единицы, то есть наполнение точки, формы конкретным пространством, т.е. материей. А наполнение этой формы материей (двух видов: материя и пустота - либо есть плотность, либо ее нет.), в результате заполнения материей, точка как форма получает конкретный объем внутри себя и протяжённость, появляется пространство, заполненное конкретными единичными объёмами, и есть пустоты, благодаря которым можно перемещаться. Материя, заполняющая рамку, имеет пустоту внутри. Движение возможно лишь при наличии в материи пустоты.

Модус* – образ действия

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ:

540-480гг до н.э. Гераклит жил в Эфесе, был младшим современником Пифагора. Родился в знатной семье, перенял от отца титул жреца Василевса/Василиска, но он от титула отказался в пользу старшего брата. Был вредный, ему не нравились взрослые люди, потому что они грешные, думают они не о том, поэтому он общался в основном с детьми. Он рассказывал им разные мифы, сказки, объяснял философию. Умер по причине того, что задохнулся в навозе. Он страдал водянкой головного мозга, и единственный способ источить воду из головы – навоз, чтобы облегчить свое физическое состояние.

Акме* - расцвет мужчины, примерно в 35-45 лет; расцвет как гражданина, патриота и человека.

Во время греко-персидской войны многие мигрировали в Персию, а Гераклит нет. Он прожил в одиночестве на горе, страдая водянкой.

Его произведение «О природе», как и у других предшественников, написано довольно запутано, многосмысленно. Его называли «темным», потому что ничего не понятно.

Когда Сократ прочитал полное сочинение «О природе», сказал: «То, что я понял, это превосходно…». Специфика литературы Гераклита делает серьезный камбэк мифологическому изложению. Мифологемы, сложные обороты. Гераклит считал, что философский язык не должен быть ограничен ничем. У каждого свое понимание всех теорий и т.д.

Концепция Умберто Эко – автор смерти – пример. Пояснение: Автор может иметь ввиду что угодно, у него собственная картина, основанная на его субъективном мнении, понимании и т.п. Автор выдает структуру, мы воспринимаем по своему личному опыту. Обоюдное сочинение писателя и читателя. Это многое меняет в философии, моралите и других изложениях. Тенденция символического писания.

Это к тому, что сложно анализировать философские произведения, тем более такие древние. Философию, опосредованную несколькими веками, все равно сложно осознавать, так как нет исходного контекста.

Если Фалес утверждал, что Архэ – вода – все сущее и т.д., то Гераклит называл все сущее ОГНЕМ. Для древних людей по внутреннему восприятию человеческому огонь=земля=вода. Огонь является наиболее мобильной субстанцией, потому что он постоянно находится в движении – его имманентное состояние, то есть внутренне присущее. Огонь является первоначалом, потому что обладает свойством постоянного движения. Гераклита особенно интересовало именно это движение. Идея, связанная с огнем – идея Логоса:

1. Закон, схожий по специфике с законами природы. Правило, по которому существует бытие. Совокупность этих правил объединяется в Логос.

Представляется в качестве Слова. Было в дальнейшем воспринято христианством. Согласно греческому переводу Библии, там используется Логос. Первыми словами в Священном Писании было важное Логос. Вначале всего было слово, у слова был Бог, и Богу было слово. Слово – акт произвольного действия. Слово, которое обладает конкретным ограниченным смыслом, может быть только у людей – важная понятийная последовательность, все это очень связано со Священным писанием.

Логос понимается очень многосложно, но в первую очередь это «Логос» =» Модус (образ действия). Архэ – функция – первоначало космоса (Вода, апейрон и т.д.) Логос одновременно структура, т.е. закон, но также неразрывно спаивается с этим Огонь. Это сочетание структуры мира и огня как первопричины мира.

КСЕНОФАН из Колофона:

Прожил долгую жизнь, практически сто лет – 92 года. 570-478гг до н.э. Время жизни его приходится на эпоху войны греков с могущественными соперниками – персами. В результате половина жизни – скитания, обретение множества знаний, все это повтояло на его мировоззрние и его теорию. У него многослойное учение, которое одновременно изучало несколько сфер человеческой жизни.

Вопрос: что есть Боги? По Ксенофану Боги – плод человеческого воображения, потому что Боги каждой культуры выглядят так же как представители этой культуры.

Он был знаком со многими ранними формами религии. Мифология – продукт человеческого мышления и попытка описать различные явления. Теория, находящаяся внутри этой культуры. Если вы хотите узнать о каком-то стиле, о том, какой смысл несет группа pussyright, нужно искать источники стилевых особенностей, это занятно.

Греческая мифология вступает в период кризиса, т.к. изнутри человек начинает критиковать ее. Антимифологическая концепция – критика человека того, в чем он находится. Истинное божественное сознание не может быть уподоблен человеческим образом. Космогония связана с этой концепцией.

Ксенофан дал объяснение мира: Однажды увидел отпечатки первых земноводных и т.п. и седлал открытие, выдвинул теорию, что все произошло из воды. Вся жизнь родилась в воде. И вся земля была покрыта морем. Водная среда – единственная, где может быть жизнь. Вода – наиболее благоприятная среда для размножения разного рода жизней.

Критика политеизма Ксенофаном велась с позиции не атеизма, а монотеизма – утверждения единоначалия одного бога. И этот бог, бог Ксенофана, одновременно поддерживал антимифологичность относительно антропоморфной критики (боги эфиопов, черные мужички и т.д.) и одновременно с этим не мог создать бога, который не был бы подобен человеку. Бог Ксенофана не обладает образом человека,, но обладает функциями человеческого разума: всезнающего, всевидящего, всеслышащего т.д. Мы слышим, потому что Бог всеслышащ. Бог по образу и подобию способности СУЖДЕНИЯ.

Ксенофан наделяет своего бога высшими чертами человеческого организма, наиболее развитые: способность суждения, понимания, познания. Бог – не человек, но владеет этими способностями – функциями человека. Ксенофан абсолютизирует до максимума способности человеческого организма. Мы слышим, например, но что-то определенное, в ограниченных масштабах. Бог – ВСЕВИДЯЩ, ВСЕСЛЫШАЩ – главное: огромные масштабы. Способность тотального абсолютного познания посредством зрения, слуха и других способностей.

Космос подобен шару по Ксенофану.

Теория пантеизма или деизма – «пан» - гр. Приставка «ВСЕ» =» пантеизм – теория, утверждающая, что Бог есть все, бог – начало, бог – причина, бог – конец.

Ксенофановский бог – «НУС» - гр. «разум». Бог – это шар, по теории Ксенофана, это протонаучная система.

Монотеизм появился примерно 2000 лет назад. Политеизм более приемлемая концепция для древнегреческих богов. Развитие мира началось с мирового океана, а бог – идеальный шар. Ксенофан был обвинен в безбожии, и его гоняли постоянно. Он говорил «Зевс – говно», все оргии в честь Диониса не считаются.

ПАРМЕНИД

Современник Гераклита, учился у Ксенофана, в Пифагорейском союзе.

Его главное учение то же, что и у остальных – «О природе». Это поэма, а не трактат, то есть в стихотворной форме, делится на три части: Пролог, основная часть, которая состоит из двух. Пролог сохранился полностью. В прологе Парменид разошелся, т.к. это буйство мифологического мнения. Герой – сам Парменид. Лошадки, колесница, каждая лошадь – определенный подход к философии. Одна лошадь тянет колесницу, где стоит Парменид, вниз – путь мнения, которая вверх – путь истинный. Коняшки эти – олицетворение разделения мира на мир материальный – путь мнения и мир духовный – путь истины.

В прологе выражено в мифологически-символической форме его учение. Вторая часть - лютая онтология – почти не сохранилась.

В прологе – все учение Парменида. Вся юность в смысле «чистого разума». Рассказывает о поездке юного Парменида к богине Справедливости, возмездия Дике. Парменид едет на колеснице, запряженной двумя лошадками, едет на Олимп. Парменид делит нашу понятийную реальность (процесс нашего познания) на две части: путь мнения (неправильные учения, отрицательно влияющая мифология и т.д.) и путь истинный (философия).

Соотношения бытия и небытия – самый важный вопрос, который будет откликаться во многих философиях. Парменид закладывает определенную модель отношения к соотношению бытия и небытия. Когда мы идем по пути истины, есть ловушки, одной из главных ошибок является допущения существования небытия. В его работе фиксируется: если небытие есть – оно необходимо существует. И это главная ошибка. Под небытием Парменид отрицает субстанцию, т.е. все, что есть – это определенная субстанция (котлеты, пространство), бытия нет, как субстанции, также как и небытия. Парменид вводит небытие как то, что вообще нет ничего. Это обратное бытию состояние. У Парменида нет белого и черного, все находится в бытии. БЫТИЕ СЕТЬ, НЕБЫТИЯ НЕТ. Все есть бытие.

Из этого следует теория: ТОЖДЕСТВО БЫТИЯ И МЫШЛЕНИЯ.

Парменид говорит: мышление и бытие – суть одно и то же: мысль о предмете и предмет мысли. Мы не можем помыслить ничего, с чем бы мы когда-либо не встречались. Главная проблема философии Парменида: бытие и мсль. Все, что мы можем помыслить, все невероятные вещи, мы с ними встречались в процессе нашей жизни, то есть в процессе нашего бытия. Когда мы представляем то, чего не видели, мы все равно представляем как категории бытия. Все это говорит об ограниченном сознании.

Народы, которые никогда не видели и не познали геометрию, не могут представить пирамиду. У кого не было ЭТОГО в бытии, у того ЭТОГО в категории мышления не буде.

Еще утверждение, относительно небытия: Небытия нет, потому что мы его не можем помыслить. Потому что когда начинаем мыслить, то это все входит в границу бытия (темнота, пустота).

Парменид первый задумался о соотношении жизни (бытия) и процесса мышления, что приведет к софистам и Сократу. Он стянул гносеологию и онтологию в какую-то единую точку.

ЭМПЕДОКЛ

Учился у Пифагорейцев, Ксенофана и Парменида. Мужик специфический. Он прошел 10 лет в ПШ, посвятили в ПС. Напился и рассказал все тайны ПС и его вышвырнули. Мужчинка тщеславный, что якобы он лучший философ всех времен, считал себя полубогом. Когда он был уже стареньким, решил сделать акцию: он поднялся на вулкан Экно (несколько недель), рассчитал, когда Экно будет извергаться, но немножечко. Не подрассчитал. Было не извержение, а выплески газа. Газы сжигают человека, но не металл. Вышло так, что он прыгнул, его расщепило, а сандалики нет. Ситуация не очень.

Основное произведение – О ПРИРОДЕ. Вопросы первоначала, космогонии и т.п. В качестве четырех первоначал – четыре традиционных элемента – четыре КОРНЯ ВСЕХ ВЕЩЕЙ (вода, земля, огонь, воздух). Четыре первоначала друг в друга не превращаются. В начале мироздания лежат четыре элемента, не превращающиеся друг в друга. Фалес с водой и остальные – чушь для Эмпедокла.

Отдавая дань мифологии, он отожествлял эти первоначала 4 богам: Зевс, Гера, Атл, Нестись (Нептун). По его утверждению, все четыре элемента абсолютно пассивны по своей природе, они недвижимы. Нет движения: комок земли никуда не покатится. Космосу необходимы какие-то элементы, свойства, чтобы было это движение, т.е. регулируемые процессы – АНТОГОНИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (вечно борющиеся друг с другом) – ФИЛИЯ (любовь) – это гармония между элементами, сравнивается с Афродитой и НЕЙКОС (ненависть). «Любовь – космическая причина единства. Ненависть - космическая причина зла», - по Эмпедоклу. Любовь – объединение, зло – разъединение. Когда слипаются 4 элемента и любовь и ненависть, происходит зарождение космоса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.099 с.)