Психология относительно таких вопросов у Демокрита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология относительно таких вопросов у Демокрита



Психология как отдельная субфилософская дисциплина появляется только при Аристотеле

Цель жизни - нахождение прекрасного: физическое: еда, вода, сон, секс, но нужно это делать умеренно. Это прекрасное этическое, как онтология, законы природы. Рабство Демокрит не считал безнравственным, он писал, что рабами пользуйся как частями тела. Греки - снобы, надо помнить.

(На арзамасе история древней Греции посмотреть, 20 минут)

Греки народ долгой крепкой истерической памяти. Они считали, что их философия, архитектура и все что они поражают - это высшая форма эстетики. Пафос развитого греческого мира, культуры даже не создает ощущение, что рабство - плохо. За рабами надо ухаживать как за своими частями тела: их лечить нужно, кормить. - идеологизация рабства.

Социальное устройство и культурные взаимоотношения внутри общества между мужчиной и мужчиной - истинная любовь, в плане чистая, искренняя, об этом говорили уже. Пидарастия - греческий термин, когда Акмэ у мужчин и плюс молодые юноши (от 15 лет до 22) Греческий юноша - нежные, женоподобные, стройные, без рельефа особого. Вот такого типа отношения считались наиболее приемлемыми, по обоюдному согласию. (Диалог у Платона «Пир» - считывание культурных кодов, там Сократ, разговоры о боге).

Демокрит - женоненавистник, потому что к семье и к детям относился негативно, семья заводится по нужде. «Женщина много искуснее мужчины в злословии, пусть она не рассуждает - это ужасно.» Демокрит был подвергнут общественному осуждению, потому что у него не было ни желания, ни возможности заводить семью. Наибольшее унижение для мужчины - повиноваться женщины (типа каблуки) - самое унизительно для Демокрита. Дети - сложно воспитать удачно, страдания будут несравнимы ни с чем. На воспитание хорошего человека уходит много сил, а вдруг вырастит говно. Демокрит Чайлд-фри. Демокрит считал, своих детей не заводить, если хочется, то возьми у друга, какого хочешь.

Дружба с точки зрения Демокрита между мужчинами - тонко: дружеские отношения - единственное, что отличает мужчина отличается от женщины, а женщина от скотины, но это должна быть дружба истинная и разумная. Друг познаётся в беде - важно. Чтобы ее сохранить, нужно иметь высокий уровень самокритичности, умение сочувствовать, а не злорадствовать, это воспитывает человек сам в себе. Закон успеха и долгой дружбы.

Что касается расторжения дружбы, самое жесткое - клевета, слухи, сплетни.

Что касается самоуспокоения, рецепта хорошей жизни - хороший дух – Эвтюмия - состояние души, когда душа живет безмятежно, спокойно, не возмущается никакой боязнью и никакой страстью.

Момент отсутствия страхов - атхамия.

Эвтюмия предполагает наличие атхамию, то есть когда мы ничего не боимся. Страхи быть непонятым, стечение, высота и тд. Эвтюмия – симметрия душевных сил, безмятежно, спокойно, не возмущается никакой боязнью и никакой страстью, гармония. Биполярка- нет Эвтюмии, нет уравновешенности,

Немножко как момент буддизма бесстрастие, полное успокоение. Эвтюмия неравно состоянию наслаждения. Эвтюмия - когда мы сидим в одиночестве и наши мысли не приносят нам дискомфорта. Эвтюмия это состояние философское, золотая середина души. А философия способствует достижению эвтюмии, мы концентрируем свое сознание.

Атомарная теория Демокрита

Демокрит- 70 сочинений,наконечные и моральные, до нас почти не дошло, кроме кусков каких-то. Теорию Парменида использовал как готовую, но с уточнениями для выстраивания своей теории. Существуют только атомы и пустота.

Демокрит, тонкая пометка - обзывает атомарную вселенную «бытие», а пустота - «небытие». Небытие - пространство без атомов. Пустота плюс бытие, у Демокрита эта пустота недвижима, из которого мы ликвидируйся движением. Бытие абсолютно плотное, оно множественное. Атомос с греческого «неделимое», по сути своей бытие представляется как совокупность бесконечно большого числа атомов. Движение между бытием и не бытием. Необходимость пустоты как условие движения. Атом неделимая плотная, непроницаемая, не содержащая внутри пустоты, не воспринимая чувствами (в следствие малой величины) частица. Атомы друг от друга отличаются по форме. Важнейшим свойством атомов является движение. Атомистами по необходимости была введена пустота так как без пустоты движение не возможно. Демокрит не искал высший механизм. Было необходимо доказать что атомы не двигаются беспорядочно и хаос не должен быть руководящим состоянием мира. Очень часто вводится понятие (в дальнейшем принято христианами) Детерминизм. Почему атомы двигаются так как двигаются и почему все так как есть. Детерминизм это определенность связанная с определенной причины и что у всего есть причина и следствие. Случайные событиями кажутся случайными потому что в силу ограниченности знаний мы не можем создать полную цепочку. Дело в том, что мы определяем случайности с позиции, что мы видим ограниченную цепочку следственно-причинных связей. Случайность вполне себе причинно обусловлена. Атомы самоорганизовались, выбрали сами себе путь. Как самонастраивание природы, климата. От нашего отношения к детерминации, детерминация не меняется.

Теория ощущений, как Демокрит объясняет моменты атомов и ощущений.

СОФИСТЫ:

Блок связан с серьёзным предметным поворотом, который начинают софисты.

Зачинатели философского поворота - софисты. Как группа появляются во второй половине 5 века до н.э.

Классическое древнегреческое образование было своеобразным: философия досократиков - гераклиты, фалесы, 7 греческих мудрецов; пение; основа игры на муз инструментах; риторика; гимнастика- культ тела;.

В условиях демократии т.е. всеобщего участия в решении судьбы своего народа или города, в своем быту жизни необходимо правильно доносить мысли и правильно говорить (важность риторики). Бедные люди тоже лоббировали её для передачи своих интересов.

Риторика становится важнейшим предметом, появдяются софисты. Классическое древнегреческое образование - бесплатное (примыкание к философу). Софисты же меняют эту систему. Это группа преподавателей, которые брали деньги за обучение. В Греции это было наравне с проституцией. Это очень не нравилось классическим древнегреческим философам, типо Сократу.

«София» - гр. мудрость.

Долгое время софистами называли просто мудрецов, но именно с появления группы берущих денег появляются сложности. На волне популярности риторики и красноречия появляются софисты. По ученику судят учителя. Когда появляются люди, защищающие права аристократии, когда представитель начинает защищать этот законопроект, мол, это ради демоса. Спрашивают, кто научил этому? - относительно неприятное впечатление.

Под софистикой начали понимать умение делать из черного белое и из белого - чёрное - выкручивать. Очень популярный софизм: «всё что я говорю - ложь, т.е. я сейчас говорю правду и нарушаю всё или лгу, т.е. я всегда лгу и тоже нарушаю».

Софисты - мастера своего дела. Основной предмет изучения - слово, т.е. как работает речь, логика риторики и красноречия.

Софисты перестали заниматься природой.

Первый их объект, а потом предмет - речь.

В дальнейшем вводят Теория релятивизма (относительности).

Всё о чем говорят софисты - человек.

Софисты говорят что природой больше не занимаются, занимаются человеком -

ПРЕДМЕТНЫЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФИИ.

Софисты первые кто утверждают что реальный мир не познаваем. Они в первые указывают очень популярную в дальнейшем позицию – позиция АГНОСТИЦИЗМ- теория о том что мир и наше бытие или зарождение мира, то, что мы не можем познать.

Софисты говорят: чё нам заниматься природой и погодой если мы никогда не сможем осознать этот момент. Не будет таких условий которые позволят нам убедиться в существовании апейрона и тд.

Помимо агностицизма, как принципиального отношения к антологии, софисты выдвигают ещё одну интересную теорию - теория об относительности истины.

Т.е. истина- релятивная (относительна).

Теория релятивизма касалась истины и отношения к истине. Это отношение к истине как к области значений.

По классике: Эти значения могут быть - речевые (красота это… т.е. дефиниция), математические, музыкальные и т.д. - ЭТО ЗАФИКСИРОВАННАЯ ОБЛАСТЬ (2 на 2 везде 4).

Софисты утверждают, что истина такая же относительная как и всё что мы умеем. Они отрицают наличие объективной истины (ну это вам объективно, а аборегенам каким нибудь 2 на 2 - не истина)

Ещё они вернули субъективность истины.

ПРАТОГОР

Самый яркий представитель софизма. Начало 5в. до н.э.

Один из первых начал брать деньги за своё образование, путешествовал по Греции, был в Афинах, где Перикл пригласил его на работу, писать новую конституцию. Вскоре был обвинён в безбожии в сочинении о богах и схвачен. По просьбе Перикла его не казнили, а изгнали из Афин и он, уезжая на Сицилию, утонул в мессианском заливе.

У Протагора десятки сочинений, и ни одно из них не называлось «о природе». Она его совершенно не интересовала – смена фокуса интересов.

Софисты в первую очередь занимались человеческой речью. Главный тезис Пратогора это позиция релятивизма - субъективности истины. Истина как ощущение тотального познания и понимания. Истина у каждого своя. Так как наше тело - часть нас самих, оно влияет на наши суждения и субъективная истина - это условия одинаковые, но внутри этих условий вы выдаёте разные показатели.

Главный тезис Протагора, первое что фиксируется как особо значимое в его философии: это позиция релятивизма- относительности истины/ субъективной истины.

«Истина - как ощущение тотального познания истина у каждого своя. - говорит Протагор (пример с бабушкой и автобусом), - Находясь в одних условиях наше тело выдаёт определенную характеристику относительность. У всех своё. Это и есть релятивизм. Истина- субъективное значение».

Протагор был потрясающим преподавателем риторики. Мог доказать или опровергнуть любой тезис. Он говорил, что человек есть мера всех вещей. Он индивидуально работал с каждым человеком.

Дайте мне любой тезис и я смогу убедить вас как поддержать этот тезис так и «опровергнуть»

Относительно истину он говорил: Человек есть мера всех вещей. Мы по конкретному человеку меряем определенные вещи: кому то страшно кому то нет, кому то много кому то нет то есть человек есть мера всех вещей - в условиях такого тотального релятивизма очень сложно построить объективную демократическую систему. Он работал индивидуально с каждым конкретным человеком. Он всегда выигрывал все полемики благодаря своей риторике. У него всегда получалось протащить определенную идею.

Софизм рогатый.

-сильнейшее нарушение дальнейшей классической логики

- всё что я не терял по идее я имею. Я не терял рабов то есть они у меня есть. Пропущено: всё что я до этого имел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.011 с.)