Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюрократия и проблемы формированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
конституционной экономики 461 Экономика бюрократии (461). Поиск политической ренты (463). Политико-экономический цикл (463). "Провалы" государства (464). Модель Конституции Ф. Хайека (465). Примеры решения задач (468). Тесты (472)
Приложения 1. Литература 483 1. Основные учебники и учебные пособия 483 2. Сборники задач и тестов 483 3 Специальная литература 483 2. Ответы к тестам 497 3. Краткий словарь экономических терминов 531 4. Именной указатель 558 Предисловие В 90-е гг. в России издано большое число курсов по экономике, как отечественных, так и зарубежных. Однако зарубежные учебные пособия (например, "экономиксы" П. Самуэльсона, К. Макконнелла и С. Брю), во-первых, являются, как правило, вводными курсами и, во- вторых, отражают в своей структуре и содержании уровень экономической науки 60-х гг., периода доминирования идей кейнсианства Между тем после "неоклассического ренессанса" 70-х гг. в мировой экономической науке произошли серьезные изменения: классический либерализм усилил акцент на микроэкономических основах экономической теории, возникли новые направления экономических исследований (нео- институционализм, теория общественного выбора и др). Отечественный читатель еще относительно плохо знаком с этими современными тенденциями, и потому данный учебник поможет ему найти верные ориентиры в путешествии по современной неоклассической теории. Учебник состоит из двух томов. Первый (он включает введение и теорию микроэкономики) представлен на суд читателей отдельным изданием после предварительных публикаций в журналах "Вопросы экономики" за 1993—1996 гг. и "Консультант директора" в 1996 году. Второй том (в него войдет теория макроэкономики и мирового хозяйства) готовится к печати. Данный учебник рассчитан прежде всего на студентов экономических специальностей вузов, уже знакомых с основами экономической теории в объеме школьной программы. Поэтому такие вопросы, как базовые экономические понятия, теория спроса и предложения, издержки и доходы фирмы, и некоторые другие изложены чрезвычайно лаконично. Это позволило автору уделить большее внимание таким темам, которые хуже освещены в широко распространенных в России учебниках, экономике домашнего хозяйства, проблемам частичного и общего равновесия, анализу неопределенности и риска и многим другим. Первой отличительной особенностью данного учебника является попытка последовательного проведения принципов классического либерализма. Это нашло свое выражение прежде всего в логике построения курса, а также в подробном изучении поведения потребителя, неоинституциональной трактовке природы фирмы, характеристике внешних эффектов и др. Вторая важная особенность учебника заключается в том, что автор стремился не ограничиваться изложением лишь общих принципов рыночного хозяйства, а активно затронуть проблемы государственной экономической политики в условиях современной смешанной экономики. В книге широко представлена западноевропейская традиция экономики благосостояния, акцентирующая внимание на множественности форм и методов влияния правительства на экономическую жизнь. Автор отнюдь не абсолютизирует существующую практику. Наоборот, он стремился достичь определенного баланса в освещении этой проблемы, обращая внимание не только на "провалы" рынка, но и на "провалы" государства (правительства). С этой XII Предисловие целью после главы об участии государства в экономике дана глава о теории общественного выбора, приверженцы которой призывают к ограничению вмешательства государства в рыночное хозяйство. Третьей отличительной чертой учебника является ориентация на российские реалии и менталитет. Учет российской специфики в современной учебной литературе явно недостаточен. В практике ее преподавания современная экономика России часто трактуется как простая разновидность рыночной. Такой подход неприемлем для автора данного учебника, поскольку он видит глубокие системные различия между современной экономикой развитых стран и переходной экономикой России. Поэтому актуализацию учебного курса для российского читателя он стремился осуществить более тонко Прежде всего, с учетом российской ментальности сделан акцент на анализе методологических основ современной экономической теории и институциональных предпосылок рыночного хозяйства. Особое значение при этом имеет глава 1, в которой, в частности, показаны эволюция экономических систем и спектр течений экономической мысли в их развитии. Автор стремится дать читателю возможность многомерного видения экономических процессов во всей их неоднозначности и противоречивости. Развивая принципы классического либерализма, автор тем не менее уделил большое внимание актуальной для России проблеме роли государства в экономике. Наконец, практически в каждой теме приводятся примеры из отечественной экономической практики, естественно, в той мере, в какой это соответствует анализу рыночного хозяйства. К каждой главе дана литература для дальнейшего углубленного изучения исследуемой темы, причем в списки включены прежде всего публикации на русском языке, которые позволяют существенно углубить представления по рассматриваемым в учебнике проблемам. Автор придавал большое значение системе определений основных понятий. Содержание учебника было подчинено этой задаче. "Фонарики" позволяют легко ориентироваться в книге и быстро найти объяснение встречающихся терминов. В книге наряду с русскими понятиями приводятся их английские эквиваленты, это было вызвано тем, что понятийный аппарат современной экономической теории еще окончательно не сложился. Этой же цели служит и приведенный в конце учебника краткий словарь экономических терминов. В подготовке учебно-методических материалов (вопросов для повторения, примеров решения задач и тестов) принимали участие: д. э. н., проф. Р. М. Нуреев (главы 1—14); к. э н, доц. С. Б. Авдашева (главы 2, 9, 10, 11); к э н, доц Ю. В. Латов (главы 1, 3, 6); к. э. а, доц. А. Н. Олейник (глава 13); к. э н., доц. Н. М. Розанова (главы 4, 7, 8); к э. н, доц. Т. В. Теп- лова (глава 12) Апробация курса осуществлена в различных высших учебных заведениях России, прежде всего в Высшей школе экономики, а также на экономическом факультете МГУ, в Школе культурной политики, в Новосибирском государственном техническом университете, Пермском государственном университете и многих других Учебник издается в авторской редакции. Автор учебника приносит глубокую благодарность всем, кто помогал работать над ним, и прежде всего Ю В. Латову, Е. Н. Калмычковой и Б. Я. Шпигелю, замечания которых помогли значительно улучшить первоначальный вариант рукописи Глава 1. Предмет и метод экономической теории 1.1. Развитие предмета экономической теории 1.1.1. Экономия — наука о воспитании Достойных граждан В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономике „ Предмет экономической теории как науки опре- к омия делился далеко не сразу, он является результа- и хрематистика r J r J г том длительного исторического развития. Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Однако эти представления еще не выделились в самостоятельную область знаний и существовали в рамках нерасчле- ненного, синкретического общественного сознания, ведущей стороной которого была религия С возникновением первых классовых обществ на древнем Востоке в центре экономической мысли оказались проблемы организации и управления государственным (царско-храмовым) хозяйством, в результате чего появились специальные произведения ("Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикару", "Артхаша- стра", "Гуаньцзы"), а также теории (учение Конфуция и др), направленные на поддержание стабильности в государстве и обществе. Однако взгляды древневосточных мыслителей оказали лишь косвенное влияние на становление экономической науки, которая родилась в лоне европейской цивилизации Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Термин "экономия" впервые предложен Ксенофонтом Встречается он и у Аристотеля (384—322 гг. до н. э) в рамках учения о справедливости {Аристотель. "Политика". Кн. 1, 1256b—1258b) Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию — хозяйство ради самообеспечения и хрематистику — хозяйство с целью обогащения Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества К экономии Аристотель, правда, относил и рознич- 2 Глава 1. Предмет и метод экономической теории ную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей. Аристотель критически относился к хрематистике, считая, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеют источником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения Аристотеля, противоестественна. Определенные успехи в решении проблем организации и управления рабовладельческой виллой (типичным средних размеров хозяйством зажиточных граждан) были достигнуты римлянами. Наивысшее развитие эти вопросы получили в трудах римских агрономов Катона ("О земледелии"), Варрона ("Сельское хозяйство"), Колумеллы ("О сельском хозяйстве") и в энциклопедическом сочинении Плиния Старшего ("Естественная история". Кн. XIV и XV). Проблемы частной собственности глубоко анализировались римскими юристами ("Институции" Гая, Кодексы Грегория и Гермогена, Сборник императорских институций Феодосия II, Дигесты, Кодекс Юстиниана). Важной проблемой, которую разрабатывала экономическая мысль античности, было рабство. В его трактовке античное общество прошло длинный путь от полного оправдания рабства как ''удела варваров", когда раба считают "одушевленным орудием труда", "имуществом, приносящим доход" (в трудах Аристотеля), до признания принципиального равенства между всеми людьми (в произведениях раннего христианства). С идеей равенства тесно связано утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Моральному осуждению в раннехристианской литературе подвергаются социальное неравенство и ростовщичество. Радикальные моменты первоначального христианства являлись идейными источниками крестьянско-плебейских ересей средневековья и утопического социализма. С „ холастика — первый „ В произвед/е ниях средневек-овых ученых- г схоластов (преподавателей университе- опыт систематизации тов), экономические про * б лемы также рас- категорий ' г г сматривались в рамках учения о справедливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права. Христианское вероучение Стало важным средством для преодоления характерного для античности презрительного отношения к труду. В средневековую эпоху, когда индивид поглощается корпорацией, а личность заслоняется обществом, школа приобретает огромное значение. Само слово "схоластика" обязано своим происхождением школе. Принадлежность к школе определяет темы исследований, их идейную направленность и метод доказательства. Это касается и канонического права, с помощью которого пытались 1 1. Развитие предмета экономической теории 3 регулировать экономические процессы. Дело в том, что экономическая доктрина канонистов была скорее сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами всеобщей справедливости, чем обобщением реальных фактов экономической жизни. Экономические проблемы рассматривались с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага как конечного критерия деятельности людей. Таким образом, в экономии нормативный аспект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) — над рациональным (научным), должное — над сущим, дедуктивный метод — над индуктивным. Вопросы управления вотчинным хозяйством получили определенное развитие в произведениях монахов. Монастыри выступали как организаторы крупного, нередко хорошо налаженного сельскохозяйственного и ремесленного производства, что нашло отражение, например, в Сен-Жерменском полиптике, Фульдском поли- птике, других произведениях этой эпохи. В X—XIII вв. складывается особый социальный слой феодального общества — горожане Экономические представления средневековых бюргеров отражены в цеховых уставах и городском праве. Цеховые уставы осуществляли мелочную регламентацию производства каждого из членов корпорации. Ее целью было ограничение конкуренции как внутри самого цеха, так и со стороны деревенского и другого нецехового ремесла. Это способствовало стабилизации рынка, однако в то же время ограничивало капиталистические потенции цехового строя. Поэтому в дальнейшем цеховые уставы стали препятствовать экономическому развитию. Укрепление городского строя, с одной стороны, и постепенный переход крестьян с барщины на натуральный, а позднее и денежный оброк, с другой, обострили противоречия между городом и деревней Соотношение цен между городскими ремесленными и деревенскими сельскохозяйственными товарами отражало столкновение классовых интересов Поэтому стала актуальной разработка учения о "справедливой цене", т. е. такой цене, которая, по мнению средневековых ученых-схоластов (Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт, Уильям Оккам и др.), не только возмещала бы издержки производства и обращения, но и обеспечивала бы соответствующее каждому сословию существование "Справедливая цена" поэтому рассматривается, например, Фомой Аквинским (1225/1226—1274) с точки зрения христианских норм морали (Thomas Aquinas. Summa Theologica. Secunda Secundae, quaestio LXXVII — LXXVIII). Библейские тексты широко использовались также для осуждения ростовщичества как противоестественного средства обогащения, как стяжательства, губящего человеческую душу. Начав с запрещения ростовщичества, католическая церковь постепенно сдавала одну позицию за другой и закончила тем, что к концу средневековья фактически легализовала его Достаточно было представить процент как результат "труда", "расходов", "риска" или облечь в форму "товарищества", чтобы избежать осуждения церкви. t Глава 1. Предмет и метод экономической теории В условиях, когда христианство освящало существовавший феодальный строй, движение вперед было невозможно без реформы католической церкви. В борьбе с католицизмом теоретики Реформации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) использовали антисословную направленность первоначального христианства. Важную роль при этом сыграли работы М. Лютера, разграничившего позднефеодальное стяжательство (накопление первоначального капитала любыми, в том числе и грязными, методами) и раннекапиталистическое предпринимательство (основанное на действии законов рынка, а не на методах феодального ограбления). Ж. Кальвин идет дальше, развивая учение о божественном предопределении Если ты правильно понял свое назначение, деятельности будет сопутствовать успех, который находит свое конечное выражение в росте денежного богатства Идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности обмена товаров, идея честного труда — в обоснование буржуазного предпринимательства и т. д. Мечты об устройстве будущего справедливого общества отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.). Политическая экономия — Наука о богатстве народов Становление капитализма предопределило воз- меркантилисты никновение самостоятельной науки — политической экономии. В центре ее внимания первоначально находилась не сфера производства, а сфера обращения Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем его интересов стала первая школа, возникшая в политической экономии, — меркантилизм (XVI—XVIII вв) В 1615 г. Антуан де Монкретьен публикует "Трактат политической экономии", давший название будущей науке. Целью исследований меркантилистов (А. Серра, Т. Мен, С. Фор- трей) были поиски источников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом пристального внимания — движение денег и товаров между отдельными странами. Меркантилисты не были пассивными наблюдателями, они пытались активно воздействовать на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства. Торговая буржуазия стремилась выдать свою точку зрения за национальный общегосударственный интерес. Протекционистская политика стала выражением временного союза дворянства и торговой буржуазии В своем развитии меркантилизм прошел два этапа Ранние меркантилисты, сторонники денежного баланса, выступали против вывоза золота и серебра из страны. Поздние меркантилисты, сторонники системы торгового баланса, допускали вывоз драгоценных металлов, если в целом в торговле достигается положительное сальдо. Они выступали за промышленную переработку сырья и использо- 1 1. Развитие предмета экономической теории 5 вание выгод транзитной торговли. Их взгляды уже отражают интересы не только купеческого, но и промышленного капитала. Однако они не замечали всей глубины противоречивого развития капитализма и судили об этом процессе главным образом по внешнему его проявлению в сфере обращения. К тому же и это проявление они понимали односторонне. Литература меркантилизма носила главным образом эмпирический, практический характер. Формирование классической полити- Классическая политическая ч е с к о й э к о н о м и и б ы л о п о д г о т о в л е но экономия — философия " „ „ "*Г„ о „„ развитием капитализма. Ее первы- рыночного хозяйства ^,r r ми представителями были Уильям Петти (1623—1687) в Англии и Пьер Буагильбер (1646—1714) во Франции. Оба они предприняли попытку свести стоимость к труду и тем самым сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник капиталистического богатства в сфере производства. Во Франции ведущей отраслью оставалось земледелие. Поэтому представители французской классической политической экономии — физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.), источник прироста капитала искали в земледелии, а "чистый доход" рассматривали как дар природы. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ (1694—1774) заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель. Ее основу составляло движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: классом земельных собственников, производительным (к которому он относил земледельцев) и непроизводительным классом (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием). Распространение мануфактурного и становление машинного производства означали создание адекватной материально-технической базы капитализма. Классики политической экономии пытаются открыть источник капиталистического богатства уже в сфере производства. Адам Смит (1723—1790) выяснил условия производства и накопления богатства. В основе его концепции лежит идея "неуравнительного равенства". Каждый человек уникален, он обладает данными от природы (или благоприобретенными) способностями. Эти различия индивидов становятся общественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности. Их односторонность и ограниченность превращаются в их достоинство, так как специализация повышает производительность труда. Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться "глубокими специалистами в узкой области". Индивиды становятся полноправными членами общества, необходимыми друг другу благодаря своей специализации. Обмен, в результате, играет двоякую роль: "подключает" отдельных людей к цивилизации и развивает их потребности, способствуя всестороннему развитию личности. 6 Глава 1. Предмет и метод экономической теории В своем главном экономическом сочинении "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы. Мануфактурный труд, отмечал он, дробит единый процесс труда на мельчайшие операции, значительно упрощая их. В этом заключается общественный прогресс, соединяющий специфичное и всеобщее, труд отдельного работника и труд вообще. Именно труд вообще, существующий в рамках общественного разделения труда, А. Смит провозглашает источником материального богатства при капитализме. Стремясь не только проникнуть в сущность капиталистического производства, но и описать внешние формы его проявления, он дал четыре определения стоимости, что породило многочисленные противоречия, которые попытался преодолеть Давид Рикардо (1772—1823). В центре внимания Рикардо находится уже не сфера производства, а сфера распределения, что отражается и на определении предмета политической экономии. Он открыто формулирует экономическую противоположность классов буржуазного общества — капиталистов и пролетариата, что позволило некоторым из его учеников — социалистам-рикардианцам (Т. Годскин, У. Томпсон и др.) — сделать революционные выводы. Заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости. Однако полностью выдержать монистический принцип ему не удалось. Отчасти это произошло потому, что он дал двойственный принцип определения стоимости (трудом и редкостью), отчасти потому, что он некритически заимствовал понятия из обыденной жизни ("цена труда" и т. п.), отчасти из-за того, что он пытался прямо и непосредственно свести сложные категории капиталистической действительности к определению стоимости трудом В результате возникали противоречия, которые ни сам Рикардо, ни его ученики так и не смогли разрешить. На смену монистической концепции Д. Рикардо приходит плюралистическая концепция факторов производства, фактически похоронившая трудовую теорию стоимости К такому же результату пришли и противники школы Рикардо (Т. Р. Мальтус, С. Бейли, Н. У. Сениор, Ж. Б. Сей). Уже Т. Р. Мальтус осуществил переход от закона стоимости к теории спроса и предложения. С. Бейли прямо отождествил стоимость с меновым отношением, а Н. У. Сениор пытался найти основания меновых отношений в психологических ощущениях человека (теория воздержания) Попытку примирить различные течения экономической мысли предпринял Джон Стюарт Милль (1806—1873) Однако в центре его исследований оказалась не теория стоимости как таковая, а теория спроса и предложения. Фактически его интересовала не стоимость как основа цены, а различные факторы, влияющие на нее, и механизм ценообразования в целом. Завершая краткую характеристику политической экономии богатства, отметим особый вклад Жана Шарля Леонара Симонда 1.1. Развитие предмета экономической теории 7 де Сисмонди (1773—1842). Для Сисмонди важно уже не столько абсолютное увеличение капиталистического богатства, сколько его относительный рост — рост, соотнесенный с динамикой населения, размерами его потребления. Свободная конкуренция способствует, по его мнению, не только развитию буржуазного индивидуализма, чувства личной свободы, ответственности и инициативы, она заражает общество утилитаризмом. Подведем итоги. В отличие от меркантилистов классики политической экономии (Ф Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо и др) искали источник капиталистического богатства в сфере производства. Однако в центре внимания даже лучших представителей классической политической экономии был не сам общественный процесс производства, а в основном лишь внешний его результат — капиталистическое богатство. А. Смит уделял наибольшее внимание условиям его производства и накопления, Д. Рикардо — распределения, С. де Сисмонди — потребления По мере того как борьба с феодальной идеологией уходила на задний план, философия хозяйства вытеснялась практическими рекомендациями. Если А. Смит колебался между эзотерическим и экзотерическим подходами, между теорией стоимости и теорией цены, то у учеников (Р. Торренс, Дж. Милль, Д. Р. Мак-Куллох) и противников (Т. Р. Мальтус, С. Бей- ли, Н. У. Сениор) Д. Рикардо теория цены вытесняет теорию стоимости, теория факторов производства — трудовую теорию, анализ конкретных ситуаций — теоретические абстракции Экономические кризисы перепроизводства, обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее ставили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. Феодальный, мелкобуржуазный, "истинный", консервативный и критически- утопический варианты социализма предлагают свои рецепты решения конфликта между неудовлетворенной и ищущей личностью, отчужденной от общества, и буржуазной социальной средой. Неудивительно поэтому, что для большинства таких теорий характерны элементы романтизма и утопизма (С. де Сисмонди, П. Ж. Пру- дон и др.). Попытка рассмотреть капиталисти- От политической экономии чеСкое богатство с позиции пролета- богатства к политической та б ы л а в п е р в ы е предпринята со- экономии труда циалистами-рикардианцами (Т. Год- скин, У. Томпсон и др) и более последовательно — К. Марксом и Ф.' Энгельсом (учение о двойственном характере труда, теория прибавочной стоимости). Карл Маркс (1818—1883) иФридрих Энгельс (1820—1895) первоначально разделяли идеи революционного романтизма. Движение от романтического дуализма к историческому монизму началось у Маркса с критики государства и права. Лишь постепенно К. Маркс и Ф Энгельс переходят от критики буржуазной и мелко- 8 Глава 1 Предмет и метод экономической теории буржуазной идеологии к критике "гражданского общества", порождавшего эту идеологию. Успеху исследований К. Маркса в немаловажной степени способствовала совершенная им революция в методе исследования. Используя достижения немецкой классической философии, К. Маркс впервые успешно применил метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило ему не только дать критику предшествовавшей политической экономии, но и поставить перед собой задачу рассмотреть систему категорий и законов капиталистического способа производства с позиций рабочего класса. К Маркс и Ф Энгельс не ограничивались исследованием капитализма. На протяжении всей жизни они изучали докапиталистические способы производства, высказали ряд интересных мыслей о будущей коммунистической формации и тем самым заложили основы политической экономии в широком смысле слова. Политическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций. Важную роль в дальнейшем развитии ортодоксальной марксистской политической экономии сыграли исследования Владимира Ильича Ленина (1870—1924) Центральное место в работах В. И. Ленина 90-х гг. занимает теория товарного производства. Это связано с анализом теоретических концепций экономистов — либеральных народников по вопросу о роли рынка в развитии капитализма. Ленинский анализ имел большое значение для исследования становления рыночной экономики на периферии капиталистического мира. В. И. Ленин показал, что политическая экономия изучает не только наиболее развитые страны, но и переходные отношения от одного способа к другому и даже различные варианты (модели) такого перехода. Обобщая обширную экономическую литературу и опираясь прежде всего на работы Дж. А. Гобсона, Р. Гильфердинга и Н. И. Бухарина, В. И. Ленин охарактеризовал основные признаки монополистического капитализма, выявил тенденции его перерастания в государственно-монополистический капитализм. Ленинская теория империализма хотя и преувеличивала степень кризиса капиталистической экономики, однако помогла более глубоко осмыслить всемирное хозяйство как предмет экономической теории, дала ключ к исследованию различных аспектов интернационализации хозяйственной жизни как органических составных частей, как взаимосвязанных сторон единого целого. Ленинские работы были направлены и на конкретизацию представлений К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунистической формации, однако попытка реализовать эти идеи в крестьянской России не увенчалась успехом и привела к искажению первоначального марксизма. Освоение марксизма в СССР в 20-е гг. вылилось в серию дискуссий по узловым проблемам экономической теории (о предмете 1 1 Развитие предмета экономической теории 9 политэкономии, об азиатском способе производства, о двойственном характере труда, о законе — регуляторе социалистической экономики и т. д) По мере становления и укрепления культа личности "большие дискуссии" прекращаются. Им на смену приходит слепое подчинение авторитету. Происходит искусственное сужение источников марксизма вследствие отрыва от лучших достижений западной экономической мысли и репрессий против отечественных "немарксистов". Самоизоляция сталинизированного марксизма прикрывалась тезисом о нарастающей вульгаризации немарксистской политической экономии. Неудивительно, что в этих условиях на первый план выдвигались идеологические аспекты политэкономии в ущерб всем остальным. По мере углубления экономических противоречий происходило "закрытие" остроактуальных тем и сужение их эмпирической, статистической базы, что вело в конечном итоге к 'вырождению практической функции политической экономии и упадку ее научного авторитета.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.014 с.) |