Тема 4. Правовое и нормативное регулирование охраны труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Правовое и нормативное регулирование охраны труда



План

1. Международные нормы в области охраны труда.

2. Основные законодательные и нормативно-правовые акты в области охраны труда в ДНР.

3. Ответственность за несоблюдение законодательства в области охраны труда.

 

Охрана труда - система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

Управление охраной труда - подготовка, принятие и реализация правовых, организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе его трудовой деятельности.

Международные нормы в области охраны труда. основные законодательные и нормативные правовые акты по охране труда в отрасли

Социальное партнерство (социальный диалог) в охране труда

Согласование социально-экономических интересов между субъектами, а также между ними и государством образует целую систему общественных отношений, получивших в зарубежных странах название института социального партнерства, который пронизывает социально-экономические отношения от национального уровня до конкретного предприятия (работодателя).

В ДНР существуют отдельные формы социального партнерства:

коллективные договоры,

производственные совещания,

советы трудовых коллективов.

Однако новые отношения требуют создания нового правового механизма регулирования коллективных отношений в обществе.

Социальное партнерство - взаимодействие органов государственной власти, объединений работодателей и профсоюзов в определении и проведении принятия согласованной социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двусторонние отношения между работодателями и профсоюзами, направленные на обеспечение согласования их интересов.

Социальное партнерство в охране труда выгодно для обоих партнеров: совместный вклад в улучшение условий труда ведет к росту производительности и повышению качества важно для работодателей, и одновременно помогает сохранить здоровье работников.

Государство как субъект социального партнерства оставило за собой такую важную функцию как создание правовой базы для регулирования социально-трудовых отношений, установление на государственном уровне минимальных гарантий для трудящихся в сфере труда.

Процесс достижения согласия между сторонами трудовых отношений определяется как социальный диалог.

Социальный диалог - процесс определения и сближения позиций, достижения общих договоренностей и принятия согласованных решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти, местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социальной и экономической политики, регулирования трудовых, социальных, экономических отношений.

Социальный диалог осуществляется на:

ü национальном,

ü отраслевом,

ü территориальном и

ü локальном (предприятие, учреждение, организация) уровнях на трехсторонней или двусторонней основе.

Субъектами (сторонами) социального партнерства (диалога) являются работники - в лице профсоюзов, работодатели - в лице объединений работодателей и государство - в лице органов государственной власти.

Социальный диалог осуществляется на следующих принципах:

- законности и верховенства права;

- репрезентативности и правомочности сторон и их представителей;

- независимости и равноправия сторон;

- конструктивности и взаимодействия;

- добровольности и принятия реальных обязательств;

- взаимного уважения и поиска компромиссных решений;

- обязательности рассмотрения предложений сторон;

- приоритета согласовательных процедур;

- открытости и гласности;

- обязательности соблюдения достигнутых договоренностей;

- ответственности за выполнение принятых обязательств.

Социальная ответственность

Компании имеют возможность добровольно внедрять Международный стандарт SAI SA 8000:2001 "Социальная ответственность", который был опубликован в 1997 году, пересмотрен - в 2001 году (SAI – Social Accountability International – Международная неправительственная организация "Социальная ответственность ", основана в 1987 г.). Стандарт SA 8000 был создан для того, чтобы компании могли подтвердить использование социально-ответственных подходов в своей деятельности. Система менеджмента, основанная на требованиях SA 8000, имеет общие требования с ISO 9001.

Цель стандарта - способствовать постоянному улучшению условий найма и осуществления трудовой деятельности, выполнение этических норм цивилизованного общества.

Социальная ответственность - это ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачность и этическое поведение, которое:

• способствует устойчивому развитию, здоровью и благосостоянию общества;

• учитывает ожидания заинтересованных сторон;

• соответствует действующему законодательству и согласуется с международными нормами поведения;

• интегрированная в деятельность всей организации и реализуется ею на практике.

Этот стандарт определяет требования по социальной защите по таким направлениям:

• детский труд;

• принудительный труд;

• охрана труда.

 

В области охраны труда устанавливаются следующие критерии социальной ответственности.

1. Компания, с учетом специфики своей отрасли промышленности и определенных факторов опасности, обеспечивает безопасные условия труда и принимает соответствующие меры для предотвращения несчастных случаев и ущерба здоровью, нанесенного работой или в ее процессе, путем сокращения, в возможных пределах, факторов опасности, характерных для производственной среды.

2. Компания назначает представителя высшего руководства, отвечающего за охрану труда персонала и выполнение положений данного стандарта, касающихся охраны труда.

3. Компания предоставляет персоналу, включая новых сотрудников, регулярное, с обязательным документированием, обучение по охране труда и технике безопасности.

4. Компания организует систему управления, которая позволяет выявлять и предотвращать потенциальные угрозы здоровью и безопасности персонала.

5. Компания предоставляет персоналу для использования чистые туалетные комнаты, доступ к питьевой воде, а также, при необходимости, условия для хранения продуктов питания.

6. Компания обеспечивает чистоту и безопасность мест отдыха персонала, а также их соответствие основным потребностям работников.

• Свобода объединений и право на коллективный договор;

• Дискриминация;

• Дисциплинарные меры;

• Рабочее время. Стандартная рабочая неделя должна определяться законодательством, но не должна на регулярной основе превышать 48 часов. Персонал должен иметь, по крайней мере, один выходной день за каждый семидневный период. Вся сверхурочная работа должна оплачиваться в размере выше обычного и ни в коем случае не должна превышать для работника 12 часов в неделю;

• Заработная плата. Удержания из заработной платы не применяются как дисциплинарная мера;

• Системы управления.

Стандарт ISO 26000 "Руководство по социальной ответственности " - это добровольное руководство по социальной ответственности и не является документом, который предусматривает сертификацию, как, например, ISO 9001 и ISO 14001 и предоставляет инструкции по основным принципам социальной ответственности, ключевых тем и вопросов, имеющих отношение к социальной ответственности такие как защита прав человека, окружающей среды, безопасность труда, права потребителей и развитие местных общин, а также организационное управление и этику бизнеса.

Международное правовое регулирование труда - это установленная международными договорами (актами) система стандартов по регулированию труда, которую государства, присоединившиеся к соответствующему международному договору (ратифицировали его), используют в национальном трудовом законодательстве. Субъектами международно-правового регулирования труда является ООН и ее специализированный орган - Международная Организация Труда (МОТ).

Международная Организация Труда - это специализированное агентство ООН, которая занимается распространением социальной справедливости и признанных международным сообществом человеческих и трудовых прав.

Она была основана в 1919 году и остается доныне единственным сохраненным большим результатом Версальского договора. МОТ определяет международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций, которые устанавливают минимальные стандарты основных трудовых прав. МОТ обеспечивает техническую помощь, в основном в области профессионального обучения и переподготовки, политики трудоустройства, управления трудом, трудового законодательства и производственных нормативов, условий труда, кооперативов, социального обеспечения, статистики труда, охраны безопасности и производственной санитарии.

Конвенция МОТ - это международное обязательство, которое разработано и принято МОТ. Конвенции подлежат ратификации государствами-членами Организации. Страна, которая ратифицировала Конвенцию МОТ, принимает на себя обязательства по применению положений настоящей Конвенции.

Рекомендация МОТ - международный документ, который разработан и принят МОТ и расширяет содержание той или иной Конвенции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.01 с.)