Тема 1. Хозяйственный и общественный строй Древней Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Хозяйственный и общественный строй Древней Греции



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет»

                     Кафедра всемирной истории и историографии

      

  

 

 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

 (часть II)

 

 

Методические рекомендации

к практическим занятиям и выполнению контрольных работ

для студентов очной и заочной форм обучения

(специальность 030600.65)

 

Курган 2015

                              

Кафедра: Всемирная история и историография

 

Дисциплина: «История Древнего мира» (специальность 030600.65).

 

Составитель: канд. ист. наук, доцент С.Г. Федоров

 

Утверждены на заседании кафедры «25» февраля 2014 г.

 

Рекомендованы методическим советом «20» декабря 2013 г.

 

                              

 

 

                                                          Содержание

                                                                                                                         Стр.

                                                                                                                                                  

                                                                                                                            5   

Введение                                                                                                                   

Темы практических занятий по Истории античных обществ                     10                                                                               

Тема 1. Хозяйственный и общественный строй Древней Греции по данным гомеровских поэм                                                                                                10

Тема 2. Общественный и государственный строй Древней Спарты           12

Тема 3. Возникновение афинской рабовладельческой демократии            14

Тема 4. Афинское государство периода расцвета                                              17

Тема 5. Экономическое и политическое положение Греции в IV в. до н.э.    19

Тема 6. Политическое и экономическое развитие эллинистических гос-в 21                                                                                                                                                                 

Тема 7. Культура Греции классического периода                                        23

Тема 8. Законы XII таблиц как исторический и юридический памятник ранней Римской республики                                                                                        26

Тема 9. Аграрное движение в Риме во II в. до н.э. и реформы Гракхов     28                                                                                                   

Тема 10. Кризис Римской республики и диктатура Цезаря                         30

Тема 11. Социально-политическая сущность принципата Августа            32

Тема 12. «Императорский Рим в лицах»                                                        35

Темы контрольных работ по Истории античных обществ                           38

Тема 1. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как исторический источник          38

Тема 2. Г. Шлиман и Троя                                                                               38

Тема 3. Гомер и мировая художественная литература                                 38

Тема 4. Мессенские войны                                                                              39

Тема 5. Солон: политический портрет                                                           39

Тема 6. Спартанская олигархия и афинская демократия: сравнит. анализ 40                                                                                                            

Тема 7. Роль тирании в развитии афинской демократии                               40

Тема 8. Перикл и Аспазия                                                                               41

Тема 9. Пелопоннесская война: причины, ход, результаты                        41

Тема 10. Филипп II и Демосфен                                                                     41

Тема 11. Александр Македонский и Восток                                                 42

Тема 12. Диадохи Александра Македонского                                              42

Тема 13. Эллинизм: сущность и оценка в отечественной и зарубежной историографии                                                                                                               43

Тема 14. Философия Греции классического периода                                  43

Тема 15. Архитектура и искусство классической Греции                           44

Тема 16. Литература Греции классического периода                                  44

Тема 17. Быт и нравы жителей Древней Греции                                         44

Тема 18. Законы XII таблиц как исторический и юридический источник  45

Тема 19. Братья Гракхи и аграрное движение в Риме                                  45

Тема 20. Пунические войны                                                                           46

Тема 21. Записки Юлия Цезаря о Галльской и гражданской войнах, как исторический источник                                                                                               46

Тема 22. Ход и события второй гражданской войны                                   46

Тема 23. Диктатура Цезаря                                                                             47

Тема 24. Марк Тулий Цицерон: политич. портрет                                       47

Тема 25. Антоний и Клеопатра                                                                       48

Тема 26. Принципат Августа                                                                          48

Тема 27. «Жизнь двенадцати цезарей» как исторический источник          49

Тема 28. Марк Аврелий: философ и император                                            49

Тема 29. Диоклетиан и Юлиан: политические портреты                             49

Тема 30. Падение Западной Римской империи                                             50

Тема 31. Римская культура эпохи Принципата                                             50

Вопросы к экзамену по истории античных обществ (для очной и заочной форм обучения)                                                                                                           51

 

                                                      

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История античных обществ изучается после истории Древнего Востока в курсе «История Древнего мира», поэтому важно с самого начала усвоить общее и различное в развитии обществ античности и Востока. Современный уровень развития исторической науки не позволяет их рассматривать как две стадии или два этапа развития древней цивилизации. Изучение огромного конкретного материала как отечественными, так и зарубежными исследователями показывает, что Древний Восток и античная цивилизация – это два различных пути формирования и развития классовых обществ и государств.

В античном мире существовали отличные от обществ Древнего Востока формы организации производства, социальной структуры и политического устройства.

Практические занятия по истории античных обществ предусмотрены учебным планом очно-заочной формы обучения студентов-историков. Целью практических занятий является углубленное изучение определенной темы курса, формирование и развитие навыков самостоятельного изучения источников, монографической литературы, научных статей и учебных пособий. В процессе подготовки работы вырабатываются умения по отбору и систематизации фактов и их обобщению.

Темы семинарских занятий и контрольных работ составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой курса «История Древнего мира». Включенные в данное пособие темы занятий охватывают наиболее важные проблемы курса по экономическому, политическому и культурному развитию античных обществ, роли и значения личности политических деятелей и массовых движений в историческом процессе.

Каждая тема практического занятия сопровождается методическими рекомендациями, списком источников и литературы, терминами и понятиями, заданиями, обязательными для выполнения. Данные списки литературы не являются исчерпывающими. Студент может приложить усилия для самостоятельного поиска литературы по конкретной теме.

Методические рекомендации к семинарским занятиям позволяют выделить основные аспекты изучаемых вопросов. При подготовке к занятиям необходимо использовать сведения, содержащиеся в источниках. Они могут служить основанием для каких-либо положений и содержать самостоятельную важную информацию. К каждому практическому занятию дано довольно большое количество разнородных источников, что предполагает работу студента по сопоставлению документов, выяснению классовых и политических позиций античных авторов.

Материалы статей и монографий, используемых при подготовке к ответам, должны быть органично соединены с изучаемыми источниками, то есть данные материалы необходимо предварительно осмыслить и лишь затем использоватьпри освещении того или иного вопроса.

Контрольная работа по истории античных обществ предусмотрена учебным планом заочной формы обучения студентов-историков (специ­альность 030600.65 «История»). Ее целью является выработка самостоятельно­го изучения монографий, научных статей и учебных пособий и свободного владения ими. Подготовка контрольной работы подразумевает глубокое изу­чение конкретной, как правило, имеющей важное значение для понимания исторического процесса темы курса.

В данные методические рекомендации включены несколько типов тем, предусматривающих анализ каких-либо важных процессов или событий в истории античных обществ, изучение историографических проблем, рассмотрение культуроло­гических, социологических, этнологических вопросов и концепций.

Тематика контрольных работ составлена в полном соответствии с программой курса «История Древнего мира. Спи­ски литературы ориентированы на наличие их в библиотеках г. Кургана или в интернете.

Студенту целесообразно приложить усилия по самостоятельному поиску литературы по избранной теме. Кроме того, после издания данной брошюры неизбежен выход в свет новых статей и мо­нографий по данной проблематике. Преподаватель будет обращать особое вни­мание на их использование студентами.

Изложение должно строго соответствовать собственному плану. Он не должен быть громоздким. Обязательно наличие введения, основной части и заключения. Основная часть может включать в себя 3-4 пункта плана. За­ключение должно содержать выводы по теме, вытекающие из содержания данной контрольной работы, а не какой-то монографии или статьи.

В случае цитирования необходима ссылка на использованную литературу. Сноски следует оформлять в соответствии с существующими стандар­тами. Контрольная работа должна быть правильно оформлена. В нее входит титульный лист, план работы на отдельной странице, списки литературы в алфавитном порядке, содержание работы.

Работа должна быть набрана на компьютере. Объем работы – 20-25 страниц развернутого текста. Текст работы печатается с одной стороны листа стандартного формата А4, поля делаются с левой стороны. Интервал при машинописном варианте - 1,5. Как правило, студент выполняет работу, номер которой совпадает с последней цифрой в номере зачетной книжки. В случае, если студент заинтересован в какой-либо другой теме работы, ему следует согласовать ее с преподавателем.

   Контрольная работа должна быть выполнена за месяц до начала сессии.

 

 

Таблица 1 ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

 

Наименова­ние

Содержание

1

Распределе­ние баллов за семестр по видам учеб­ной работы, сроки сдачи учебной ра­боты (при необходимо­сти)

Распределение баллов за 2-й семестр

Вид УР

Ответы на се­минар­ских заня­тиях

Собесе­дование по изу­ченным моно­графи ям Боннар А. Гре­ческая цивили­зация; Утченко С.Л. Юлий Цезарь

Рубежный контроль по блокам тем

Р8-Р11; Р15 – Р19.

Посеще­ние заня­тий

Экза­мен
           Балль­ная оценка          

 

1...2

(в зави­симо­сти от актив­ности)

 

      9       

 

   14 (по 7)

 

17

  30
При­меча­ния

15 за­нятий по 2 часа.

Макси­мум 30

в зави­симости от сте­пени изучен­ности моно­графии – макси­мальная оценка 7 баллов

На 6-м, 17-м практи­ческих за­нятиях

За 34 посещен­ных ау­диотор­ных заня­тия (по 0,5 балла за заня­тие)

 

2

Критерий пересчета баллов в традицион­ную оценку по итогам работы в се­местре и эк­замена

В соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе контроля и оценки академической активности студентов в ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Набранная студентами сумма балов R Дис

                            Вид оценки

    Традиционная оценка

  Оценка

   ECTS

91-100

       5

Отлично

       A

84-90

       4

очень хо­рошо

       B

74-83

      4

Хорошо

       C

68-73

     3

удовлетво­рительно

      D

31-60

    2

неудовле­твори­тельно

     Fx

0-30

     2

неудовле­твори­тельно

     F

3 Критерий допуска к итоговому контролю, возможности получения автоматиче­ского зачета (экзаменаци­онной оценки) по дисциплине

Для допуска к промежуточной аттестации (экзамену) студент должен набрать по итогам текущего и рубежного контроля не менее 50 баллов и должен выполнить все прак­тические работы.

Для получения экзаменационной оценки «автоматиче­ски» студенту необходимо набрать за семестр следующее минимальное количество баллов:

- 68 для получения «автоматически» оценки «удовлетво­рительно» во 2-м семестре.

По согласованию с преподавателем студенту, набравшему минимум 68 баллов, могут быть добавлены дополнительные (бонусные) баллы за активное участие в научной и методи­ческой работе, оригинальность принятых решений в ходе выполнения практических работ, за участие в значимых учебных и внеучебных мероприятиях кафедры и выставлена за экзамен «автоматически» оценка «хорошо» или «от­лично». Максимальное количество бонусных баллов – 10

4 Формы и виды учеб­ной работы для неуспе­вающих (восстано­вившихся на курсе обуче­ния) студен­тов для по­лучения не­достающих баллов в конце семе­стра

В случае, если к промежуточной аттестации набрана сумма менее 50 баллов, студенту необходимо набрать не­достающее количество баллов за счет выполнения дополни­тельных заданий, до конца последней (зачетной) недели се­местра. При этом необходимо проработать материал всех пропущенных практических работ.

Формы дополнительных заданий (назначаются препода­вателем):

- выполнение и защита отчетов по пропущенным прак­тическим занятиям (1…2 балла);

- прохождение рубежного контроля (баллы в зависимо­сти от рубежа).

Ликвидация академических задолженностей, возникших из-за разности в учебных планах при переводе или восста­новлении, проводится путем выполнения дополнительных заданий, форма и объем которых определяется преподавате­лем.

                     

 

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ИСТОРИИ АНТИЧНЫХ ОБЩЕСТВ [1]

 

План

1 «Гомеровский вопрос» в античной историографии.

2 Экономический строй греческих племен:

а) сельское хозяйство;

б) ремесло;

в) торговля.

3 Общественный строй:

а) черты родового стоя по данным «Илиады» и «Одиссеи»;

б) имущественное и социальное расслоение;

в) рабство;

г) органы управления;

4 Военная жизнь греческих племен.

 

Сообщения

 

1 Шлиман и Троя.

2 Гомер и мировая художественная литература.

 

Дайте толкование следующих терминов и понятий:

 

Аэд, басилей, геронт, демиург, клер, промаха, метанист, ойкос, темен, фила, фратрия.

 

Вопросы и задания

 

1 Почему все боги Эллады похожи на людей, а большинство богов Египта похожи на животных?

2 Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троянской войны?

3 Приведите примеры того, что в поэмах Гомера присутствуют различные временные эпохи.

4 В чем заключается разница между агорой и экклесией?

 

Методические рекомендации

 

 Основными источниками при подготовке к занятию по данной теме, являются эпические древнегреческие произведения «Илиада» и «Одиссея». Рекомендуется полностью изучить одну из поэм и подобрать из нее несколько отрывков, иллюстрирующих пункты плана занятий.

 В антиковедении существует так называемый «гомеровский вопрос». Студенту необходимо выяснить суть данной проблемы и современное состояние вопроса в антиковедении.

«Илиада» и «Одиссея» являются особым видом исторического источника, поэтому при их изучении необходимо иметь в виду, что в поэмах Гомера смешаны разные исторические эпохи. Исторические события, отраженные в поэмах относятся как к Микенской эпохе, так ко времени формирования раннегреческого полиса.

При изучении экономического строя греческих племен необходимо обратить внимание на развитие основных отраслей сельского хозяйства, аграрные отношения в обществе. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли привело к имущественной и социальной дифференциации древнегреческого общества. Следует установить, на какой экономической основе формировалась знать, определить, какие черты родового строя сохранились или деформировались во время указанного процесса.

При ответе на вопрос о рабстве студент должен определить источники рабства, характер эксплуатации рабов, их социальное положение и общий уровень развития рабства, учитывая разновременные элементы, представленные в поэмах.

Желательно сравнить рабство гомеровского времени с рабством древневосточным.

В вопросе об органах управления необходимо определить органы «военной демократии», функции басилея, геронтов и совета, выявить отличия агоры гомеровского времени от экклесии Греции классического периода.

Практические занятия завершаются исследованием военной жизни греческих племен. Студент должен определить принципы формирования воинских соединений древних греков, роль знати и рядового общинника в военной жизни, основные принципы ведения боевых действий в гомеровское время, опять же учитывая смешение разновременных элементов в «Илиаде» и «Одиссее».

 

Источники

 

1 Гомер. Илиада. Одиссея.   М., 1967. Или любое издание.

2 Практикум по истории Древнего мира. Вып.2. Древняя Греция и Рим / Под ред. И.С. Свенцицкой.  М., 1981.

 

 

Список литературы

 

1 Андреев Ю. В. Мужские союзы в поэмах Гомера // Вестник Древней истории (далее ВДИ). 1964. № 4.

2 Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.

3 Андреев Ю. В. Об историзме гомеровского эпоса // ВДИ. 1984. № 4.

4 Андреев Ю. В. Раннегреческий полис. Л., 1976.

5 Боннар А. Греческая цивилизация. Любое издание.  Кн. 1. Гл. 2, 3.

6 Всемирная история. М., 1955. Т. 1.

7 Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997.

8 Захаров А. А. Гомер. М., 1960.

9 История греческой литературы / под ред. С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. Г. Гринберга, Ф. А. Петровского, С. И. Радцига. М.-Л., 1946. Т. 1. 

10 Квеннелл М., Квеннелл Ч. Гомеровская Греция. Быт, религия, культура. М., 2005.

11 Кравчук А. Троянская война: миф и история. М., 1991.

12 Линкольн Б. Эпизод с Терситом в «Илиаде» (неавторитетное выступление) // ВДИ. 1994. № 2.

13 Лосев А. Ф. Гомер. М., 2006.

14 Маркиш С. Гомер и его поэмы.  М., 1962.

15 Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991.

16 Фор П. Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны. М., 2004.

17 Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

18 Штоль Г. Шлиман. Мечта о Трое. М.,  1965.

19 Ярхо В. Н. Проблемы ответственности и внутренний мир гомеровского человека // ВДИ. 1963. № 2.

 

Тема 2. Общественный и государственный строй Древней Спарты (2часа)

 

План

 

1 Взаимоотношения спартиатов и автохтонного населения Пелопоннеса.

2 Организация «общины равных» у спартиатов.

3 Государственный строй древней Спарты.

4 Воспитание у спартанцев.

5 Разложение «общины равных» в древней Спарте.

 

Сообщение

Мессенские войны.

 

 

Дайте толкование следующих терминов и понятий:

 

Апелла, архагеты, гармосты, гиллеи, герусия, диманы, илоты, криптии, наварх, обы, олигархия, памфилы, педоном, периэки, фидитии, эфоры.

Вопросы и задания

 

1 Спарта была основана гораздо позже, чем Афины, но государственное устройство выглядело более примитивным, чем афинское. Почему?

2 В Афинах было больше рабов, чем в Спарте. Но афиняне считали спартанцев самыми жестокими рабовладельцами Эллады. Почему?

3 Почему Спарта - единственный город Эллада – не была окружена крепостной стеной?

4 Древние свидетельства отмечают, что в Спарте не было ни одного поэта, скульптора или ученого. Почему?

5 Почему Спарта не стремилась стать морской державой?

 

Методические рекомендации

 

Специфика спартанской истории обусловила отсутствие исторических произведений, написанных самими спартанцами, поэтому изучать историю Спарты приходится по источникам, созданным жителями других греческих государств. Позиция этих авторов определялась их симпатиями или антипатиями к политическому и государственному устройству спартанцев.

Основными источниками при изучении данной темы являются работы Плутарха, Ксенофонта, Павсания, Диодора, Аристотеля.

Спартиаты были объединены в «общину равных», противостоящую массе местного коренного населения. Поэтому в первом вопросе семинарского занятия необходимо рассмотреть ход покорения спартанцами Южной Греции, их взаимоотношения с автохтонным населением, категории и их различия зависимого населения от спартанцев.

        Во втором вопросе исследуются экономическая и политическая основы «общины равных», причины ее длительного существования, противостояние данной организации массе автохтонного населения, методы, при помощи которых спартанцы добивались господства над численно превосходящими илотами и периэками.

       При изучении источников, характеризующих государственное устройство Древней Спарты, рекомендуется обратить внимание на сохранение пережитков военной демократии в спартанских государственных органах. Также рекомендуется изучить структуру государственного устройства Спарты, сравнить формы правления Спарты и Афин.

       Рассматривая воспитание спартанцев, необходимо обратить внимание на его особенности, выявить причины этих особенностей, желательно определить специфику культурного развития спартанского общества в сравнении с другими греческими полисами.

         Экономическое и политическое развитие спартанского государства привело к разложению «общины равных». Необходимо определить причины данного процесса, привести примеры из источников разложения «общины равных», исследовать столкновение личности и государства в Спарте, последствия и результаты разложения «общины равных».

Источники

 

1 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Любое издание. (Ликург).

2 Практикум по истории Древнего мира. Вып.2. Древняя Греция и Рим / под ред. И. С. Свенцицкой. М., 1981.

3 Хрестоматия по истории Древней Греции / под ред. Д. П. Каллистова.

М., 1964.

Список литературы

 

1 Андреев Ю. В. Архаическая Спарта: Культура и политика // ВДИ. 1987. № 4.

2 Андреев Ю. В. Гражданская община и государство в античности // ВДИ. 1989. №4.

3 Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т. 1. Становление и развитие полиса / отв. ред. Е. С. Голубцова.

М., 1983.

4 Винничук Л.  Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

5 Всемирная история. Т. 1. Гл. 29. М., 1955.

6 Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 1998.

7 Дьяконов И. М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // ВДИ. 1973. № 4.

8 Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997.

9 Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940.

10 Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

11 Колобова К.М. Древняя Спарта V-VI вв. до н.э. Л., 1957.  

12 Колобова К. М., Глускина Л.М. Очерки истории Древней Греции. Л.,  1958.

13 Миронов В. Б. Древняя Греция. М., 2006.

14 Печатнова Л. Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб., 2001.

15 Сергеев B. C. История Древней Греции. СПб. 2002.  

16 Строгецкий В.М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. (478-431 гг.). СПб., 2008.

17 Фролов Э. Д. Из предыстории младшей тирании. (Столкновение личности и государства в Спарте на рубеже V-VI вв.) // ВДИ. 1972. № 2.

 

План

 

1 Экономическое и политическое положение в Аттике в конце VII- начале VI вв. до н.э.

2 Реформы Солона, их значение для развития государства.

3 Тирания Писистрата.

4 Реформы Клисфена, их роль в образовании демократического государства.

5 Характеристика Афинского государства и общества конца VI в. до н.э.

 

Сообщение

 

Политический портрет Солона.

 

Дайте толкование следующих терминов и понятий:

 

Аподект, ареопаг, архонт, гимнасиархия, дем, диакрин, зевгит, колакрет, литургия, панафинеи, паралии, педии, пентакосиомедимны, полемарх, синойкизм, сисасхфия, стратег, триерархия, тритий, фет, хорегия, эвпатрид, эфеб.

 

Вопросы и задания

 

1. В чем заключается основные отличия законодательства Дракона от законодательства Солона?

2. Почему реформы по демократизации государства в Афинах проводились преимущественно в период правления тиранов?

3. Почему законодательство Ликурга было направлено на закрепление основ олигархической формы правления, а законодательство Солона - на развитие демократических порядков?

 

Методические рекомендации

 

Источники по данной теме имеют противоречивый характер, поэтому, чтобы правильно их оценивать, необходимо ознакомиться с политическими взглядами древних авторов (Геродота, Плутарха, Фукидида, Аристотеля).

Изучая историю возникновения Афинского государства, желательно ее сопоставить с историей Спарты. В первом пункте плана семинарского занятия необходимо обратить внимание на экономическое развитие Аттики в период образования государства. Здесь же необходимо изучить политическую и социальную ситуацию в Афинах, причины обострения борьбы между народными массами и эвпатридами, ход этой борьбы.

Результатом социально-политических противоречий между аристократией и остальной массы аттического свободного населения – демоса – стали реформы Солона. Студенту необходимо рассмотреть все экономические, политические и социальные мероприятия Солона, обратить внимание на их компромиссный, характер, оценить их значение для дальнейшего развития Афинского государства и формирования рабства в его классической античной форме и расцвета рабовладельческой демократии.

Приход к власти Писистрата свидетельствовал об острой политической и социальной борьбе в Аттике и после реформ Солона. Экономическое и политическое значение старой знати уменьшилось, но не было уничтожено. Требовались дальнейшие радикальные меры. Студенту следует конкретизировать на материале источников комплекс реформ Писистрата и их значение в развитии демократии.

Усвоив содержание и значение реформ Клисфена, определив коренное отличие деятельности Клисфена от его предшественников, студент в последнем вопросе семинарского занятия дает обобщающую характеристику Афинского государства и общества конца VI в. до н.э., раскрывает сущность рабовладельческой республики, определяет общие и различные черты государственного строя Афин и Спарты.

 

Источники

 

1 Античная лирика. М., 1968.

2 Геродот. История. Любое издание.

3 Плутарх. Сравнительные жизнеописания.Любое издание. (Солон).

4 Практикум по истории Древнего мира. Вып. 2. Древняя Греция и Рим / под ред. И. С. Свенцицкой. М., 1981.

5 Фукидид. История. Любое издание.

6 Хрестоматия по истории Древней Греции / под ред. Д. П. Каллистова.

М., 1964.

 

Список литературы

 

1 Андреев Ю. В. Тираны и герои. Историческая стилизация в политической практике старшей тирании // ВДИ. 1999. № 1.

2 Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т. 1. Становление и развитие полиса / отв. ред. Е. С. Голубцова. М., 1983.

3 Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966.

4 Всемирная история. Т. 1. Гл. 29. М., 1955.

5 Берве Г. Тираны Греции. Ростов н/Д., 1997.

6 Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1.  Любое издание.

7 Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 1998.

8 Зельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э.

М., 1964.

9 История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. Т. 1. Древняя Европа / под ред. Е. С. Голубцовой. М., 1988.

10. Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах // ВДИ. 1986. № 1.

11.Кошеленко Г. А. Полис и город: к постановке проблемы // ВДИ. 1980. № 1.

12. Макаров И. А. Идеологические аспекты ранней греческой тирании // ВДИ. 1997. № 2.

13. Радциг С. И. Килонова смута в Афинах. (Эпизод из истории родовых отношений в Аттике) // ВДИ. 1964. № 3.

14. Строгецкий В. М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. (478-431 гг.). СПб., 2008.

15. Строгецкий В. М. Клисфен и Алкмениды // ВДИ. 1972. № 2.

16. Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика. М., 2005.

17. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII – V вв. до н.э.). СПб., 2002.

18. Фролов Э. Д. Греческие тираны. М., 1997.

 

Тема 4. Афинское государство периода расцвета (4 часа)

 

План

 

1 Источники рабства и положение рабов в Афинах.

2 Труд свободных ремесленников и крестьян.

3 Торговля.

4 Развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.

5 Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э.

6 Афинский морской союз в V в. до н.э.

 

Сообщение

 

Перикл и Аспазия.

 

Дайте толкование следующих терминов и понятий:

 

Агораномы, апофора, акифы, архе, вилик, демотий, диета, дулос, исополития, метеки, остракизм, притании, проксения, симбола, трапезит, форос, эргастерии.

 

Вопросы и задания

 

1 Какую оценку давал А. Боннар Афинскому морскому союзу и чем она отличается от оценки Р. Ю. Виппера?

2 Почему Периклом была введена плата для граждан за посещение экклесии?

3 Установите логическую связь и объясните ее между словами: Фемистокл, Аристид, Афинский морской союз.

 

Методические рекомендации

 

 Источники о развитии Афин V-IV вв. до н.э. различны по своему характеру. Это отрывки из речей ораторов, трудов историков античности, литературных произведений. При анализе источников необходимо учитывать их характер, время их создания, степень достоверности приведенных в нем сведений.

При изучении первого пункта плана необходимо обратить внимание на происхождение рабов, источники рабства, применение рабского труда в основных отраслях производства, уяснить основное содержание понятия «классическое рабство», его отличие от других форм рабства.

При изучении экономики Греции в V в. до н.э. нужно выделить основные черты хозяйства Греции периода расцвета, определить его отличие от хозяйства Греции предшествующего времени, отметить роль метеков в торговле и ремесленном производстве.

В вопросах по развитию демократии и государственного строя в Афинах следует отметить роль Перикла.

Необходимо выяснить особенности афинской гражданской общины: состав демоса, права граждан, участие их в управлении государством. Следует иметь в виду, что в V в. до н.э. демос был неоднороден и по занятиям, и по имущественному положению, и по политическим интересам. Какие слои были заинтересованы в реформе Эфиальта? На какие группы опирался Перикл?

Нужно сравнить оценки афинской демократии, данные Аристотелем и  Периклом (в изложении Фукидида), установить их различия.

Характеризуя отношения афинян к союзным государствам, следует выделить экономические и политические ограничения прав союзников. Эксплуатация союзников способствовала укреплению внутреннего и внешнего положения Афин, в то же время, вызывая резкое недовольство среди населения союзных полисов.

 

Источники

 

1 Аристофан. Комедии. М., 2000.

2 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Любое издание. (Аристид; Перикл).

3 Практикум по истории Древнего мира. Вып. 2. Древняя Греция и Рим / под ред. И. С. Свенцицкой. М., 1981.

4 Фукидид. История. Любое издание.

5 Хрестоматия по истории Древней Греции / под ред. Д. П. Каллистова.

М., 1964.

 

Список литературы

 

1 Андреев В. Н. Аттическое общественное землевладение V-III вв. до н.э. // ВДИ. 1967. № 2.

2 Андреев В. Н. Аттическое общественное землевладение.  // ВДИ. 1972. № 4.

3 Арский Ф. Н. Перикл. М., 1971.

4 Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1. Гл. 7, 10. Любое издание.

5 Брюле П. Повседневная жизнь греческих женщин в классическую эпоху. М., 2005.

6 Валлон А. История рабства в античном мире. Греция. М., 1936.

7 Виппер Р. Ю. Лекции по истории Греции. Т. 1. Гл. 7, 8. Ростов н/Д., 1995.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.272 с.)