Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии вспомогательной и альтернативной коммуникации

Поиск

Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) — любая форма языка помимо речи, облегчающая социальную коммуникацию ребенка.

Критерии при выборе средств коммуникации включают:

– когнитивные и моторные навыки ребенка,

– стиль обучения,

– коммуникативные потребности,

– способность к чтению.

Применение устройств ВАК может быть чрезвычайно эффективным для детей с РАС. Если ребенок с аутизмом никогда не говорил, он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Устройство ВАК поможет такому ребенку применить способ для социальной коммуникации с другими людьми.

Если было решено, что данному ребенку подходит средство коммуникации, то задача всех людей в его окружении - моделировать систему общения.

Существуют различные типы вспомогательной и альтернативной коммуникации, подходящие ребенку РАС:

– жестовый язык

– интерактивные коммуникационные доски (визуальные символы, организованные по темам)

– карточки-подсказки (заменяют вербальные подсказки)

– коммуникационные устройства с синтезаторами речи (например BIGmack).

Пиктограмма — (от лат.Pictus — рисовать и греч. Γράμμα —запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом. Пиктограммы - черно-белые изображения, заменяющие слова, изображения прикрепляются к соответствующим объектам

Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) т. е. отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания, известно со времён неолита (2 тыс. до н. э.). Пиктография – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм. Известно пять видов основных назначений, которые выполняли пиктограммы (любовные, охотничьи, магические, военные, политические).

Лёб-система

Цель занятий по данной методике – научить ребенка не только «читать» символы, но и «отвечать» на вопросы, высказывать свои желания. Данная методика включает понятия, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Это такие разделы, как «Я – ребенок», «Я и моя семья», «Ребенок и его игрушки», «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Ребенок и явления природы».

В качестве системы символов для вступления в коммуникацию с не говорящими детьми используют методику «Лёб - система», разработанная Р.Лёб в Германии. Данная методика охватывает всего 60 символов и используется для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения. Данная система включает следующие разделы: общие знаки взаимопонимания; слова, обозначающие качества; состояние здоровья; посуда, продукты питания; личная гигиена; игры и занятия; религия; чувства; работа и отдых. «Я хочу» – самые важные слова в данной методике. Цель системы – научить ребенка выражать с помощью символов свои желания. На втором плане стоят слова – «Ты должен».

Важным моментом в методике «Лёб-система» является то, что при взаимодействии с ребенком можно опираться на имеющиеся понятия и один символ может обозначать разные желания. Например, символ «кушать» может быть использован для обозначения следующих желаний:

- я хочу что-нибудь кушать;

- я хочу свою любимую еду;

- я покушал, но хочу еще.

 

Система БЛИСС

БЛИСС - система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения. Некоторые из них имеют сходство с реальным объектом. Их называют пиктографическими или изобразительными, например:

 

 

 

Эта языковая система подходит к использованию на разных речевых уровнях, от сигнального слова до грамматически совершенного предложения.

Случайному собеседнику, незнакомому с блисс-методом, не обязательно знать значение символов - он может прочитать слово, сопровождающее каждый символ в блисс - карте.

PECS

Система общения при помощи обмена карточками PECS была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельному инициируемому общению. Теоретическая основа системы сочетает в себе принципы прикладного анализа поведения, представления о нормальном языковом и речевом развитии, а также методические разработки в области дополнительной и альтернативной коммуникации.

Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с аутизмом — некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь. Программа PECS была разработана Программой Делавера по аутизму. Обучение системе PECS происходит в естественной для ребенка среде, в классе или дома, во время его типичных занятий в течение дня. Обучение ребенка такой коммуникации происходит с использованием положительной поведенческой поддержки

 

 

Подбор разных средств коммуникации каждому ребенку с РАС должен быть индивидуальным, в зависимости от уровня интеллектуального развития, потенциальных речевых возможностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.86 (0.01 с.)