Использование визуальных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование визуальных систем



Многим детям с расстройствами аутистического спектра необходимо знать, что происходит в данный момент, и что будет происходить далее. Они трудно справляются с изменениями, а неожиданные события и отмены каких-либо мероприятий могут вызывать стресс. Они испытывают трудности в самоорганизации и могут испытывать чрезмерное беспокойство, столкнувшись с неизвестным. Ребенок, видящий перед собой распорядок дня в школе в виде картинок или слов, чувствует себя намного спокойнее.

Визуализированное расписание занятий — это один из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения, который сообщает учащемуся с аутизмом, какие занятия будут проводиться и в какой последовательности.

Расписание должно быть организовано в формате «сверху вниз» или «слева направо». У учащихся должна быть возможность отметить в расписании, что определенный вид деятельности закончен.

Пример: вычеркнуть или пометить задание как выполненное, переместить карточку с заданием в конверт или коробку «выполненное», провести линию, отделяющую выполненное от не выполненного и т.п.

Перед учеником всегда должны быть представлены два пункта расписания, чтобы он постепенно понял, что виды деятельности следуют друг за другом, а не каждый сам по себе.

При составлении расписаний можно использовать фотографии, символы, рисунки или слова, в зависимости от уровня понимания ребенка. Здесь значимо то, что такие расписания дают четкую, недвусмысленную информацию. Ребенок не получает слишком много информации в раз. Расписание может быть составлено в виде перечня занятий на листе бумаги или представлено в ряд на полоске картона. Также можно использовать табличное расписание для разложения школьного дня или одного занятия на выполнимые этапы.

 Визуальное расписание может состоять из отдельных объектов, может представлять собой скрепленные между собой листки с обозначением видов деятельности, папку с файлами, доску, с которой можно стереть выполненное задание, липкую ленту по краю парты с прикрепленными в определенной последовательности карточками с видами деятельности и т.п.

Для аутичного ребенка необходимо разработать индивидуальное расписание в дополнение к общему классному расписанию.

Визуальные расписания помогают ребенку с РАС структурировать день, правильно выполнять последовательности действий, облегчают коммуникацию с ребенком, снимают у него тревожность и помогают ребенку справиться с переменами.

Планшет «СНАЧАЛА — ПОТОМ»

Планшет «СНАЧАЛА — ПОТОМ» — визуальная система, основанная на методах ABA (принципа Примака).Она мотивирует ребенка с аутизмом к совершению непривычной деятельности (обучение новым навыкам) либо той деятельности, которая ребенку не нравится.

Применение данного метода состоит в следующем — когда вы хотите чтобы ребенок выполнил действие, которое не является для него желаемым (съел овощное пюре, почистил зубы, убрал игрушки и т.д.), предложите ему после выполнения этого действия приятную для ребенка деятельность (съесть конфету, посмотреть телевизор, поиграть в видеоигру).

Для ребенка может быть достаточно словесной инструкции: «Ты можешь покачаться на качели после того, как помоешь посуду», «Сначала ты сделаешь домашнее задание, потом посмотришь сериал», «Сначала съешь овощи, потом пирожное». Если ребенок с РАС плохо понимает обращенную речь, для него можно подготовить табличку-планшет «Сначала — потом».

Пооперационные карты

Помощниками в выполнении учебных и бытовых действий могут быть пооперационные карты, представляющие собой последовательность выполнения той или иной операции (алгоритма). Карты могут быть статичными – закрепленный порядок определённых действий.

Приготовим тосты

тостер

Хлеб

тряпка

Включить тостер

Заложить нарезанный хлеб

Настроить время

Опустить рычаг

подождать

Рычаг автоматически выбрасывает тосты

Вынуть тосты. Отключить тостер

Протереть сухой тряпкой

       

 

 

Вариативными - подразумевающими подбор карточек самим ребенком в уже знакомых социальных ситуациях.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении детей с РАС – это ярко выраженное дезадаптивное поведение.

Дезадаптивное поведение – это социально неприемлемые формы поведения, которые препятствуют интеграции человека в общество.

Наличие такого поведения у детей с РАС в значительной степени мешает процессу их адаптации к школе, делает невозможным освоение ими адаптированной основной образовательной программы, «срывает» образовательный процесс в классе, препятствует формированию адекватных связей с окружающими людьми. Поэтому, если у ребенка с РАС проявляется такое поведение, то его коррекция становится приоритетной задачей специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Не все реакции ребенка с РАС следует рассматривать как нежелательное поведение, а только то, что мешает самому ребенку – это:агрессия, самоагрессия, повторяющиеся действия (стереотипии), ритуалы, деструктивное поведение, вспышки гнева, импульсивное поведение, общественно неприемлемое поведение.

В процессе формирования продуктивного взаимодействия с детьми с аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

¾ необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

¾ по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами;

¾ избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

¾ учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

¾ помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

В первую очередь корригируются явные негативные проявления поведения, которые мешают успешному коммуникативному взаимодействию педагога и ребенка. Обучение новым навыкам поведения происходит постепенно. При этом хорошее поведение неизменно поощряется, а плохое игнорируется (возможно, плохое поведение ребенка является его способом привлечения к себе большего внимания). По мере улучшения результатов требования педагогов повышаются.

Коррекционная работа с детьми РАС по формированию поведения направлена на преодоление и предупреждение нежелательных поведенческих реакций ребенка.

Так, при поведении, приносящем вред самому себе, проводится тактика предварения таких действий:

¾ быстрое перехватывание руки, которую ребенок подносит ко рту для укуса;

¾ отодвигание стола от стены во избежание ударов головой о стену.

При оплевывании рекомендуется вложить на мгновение в рот ребенка кончик салфетки, смоченной кислым или горьким раствором (яблочный уксус, сок лимона, раствор полыни).

Нарастание усталости ребенка во время занятия и проявление агрессии (например, хочет ударить) по отношению к взрослому предупреждается следующими действиями:

¾ педагог задерживает руку ребенка в своей руке и твердо произносит: «Не бить!»

¾ параллельно ребенок обучается действию (знаку, жесту), информирующему взрослого о его нежелании продолжать деятельность (отрицание покачиванием головы, руки). При подаче ребенком такого сигнала его следует похвалить, разрешить делать некоторое время то, что он захочет, и только после этого продолжить занятие.

Прекращение деятельности и бросание предметов предупреждается переключением внимания ребенка с таких его действий. Взрослый задерживает руку ребенка в своей руке, опускает и прижимает ее к телу, твердым тоном произносит: «Не бросать!». В случае повторения разбросанные предметы не поднимаются, занятие продолжается. Необходимо иметь достаточное количество дидактического материала, чтобы можно было закончить упражнение не поднимаясь. Так следует поступать всегда, когда ребенок что-то бросит. Если же он сумеет высидеть занятие, не бросая предметы, надо обязательно поощрить его игрушкой или конфетой, улыбкой, словами.

Ребенок учится выполнять небольшие посильные задания без речевой инструкции (мозаика, кубики, рисование). В поле зрения ребенка находится вознаграждение, которое он получит по выполнении задания. Если ученик прекращает деятельность, взрослый не подсказывает и не дает никаких речевых указаний. А в случае затруднения помогает ребенку, поддерживает, выполняя задание его рукой. После выполнения задания ребенка поощряют.

Если ребенок берет в рот несъедобные предметы, на них капают горький раствор (например, горчицу) и произносят: «В рот не брать!». При выполнении команды ребенка поощряют.

Если ребенок постоянно задает стереотипные вопросы, организуется интересная для него безречевая игра (конструирование, рисование). При этом используются две чашки: одна для ребенка, другая для педагога. После правильного выполнения задания педагог кладет в чашку ребенка небольшую игрушку (например, из киндер-сюрприза). Как только ребенок задает обычный вопрос типа «Поедем на автобусе?», педагог произносит: «Закрой рот!», качает головой, плотно сжав губы. В этом случае он забирает из чашки ребенка одну игрушку и перекладывает в свою. По знаку игра продолжается, ребенка хвалят, поощряют игрушками. Для предупреждения повторного задавания вопросов педагог предостерегающе поднимает палец, показывает на игрушку, сжимает губы. Когда задание выполнено и все игрушки в чашке ребенка, ему дается возможность поиграть с ними.

В случае кусания, оплевывания других людей используется перерыв: ребенка относят (отводят) в угол и сажают на стул лицом к стене на 10—12 секунд. Педагог молча уходит, не реагируя на крик. Более продолжительный перерыв нецелесообразен, так как ребенок может забыть причину наказания. Затем ребенка возвращают на место и продолжают работу с ним.

Организация взаимодействия



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.014 с.)