Тема 12. Социализация и развитие личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Социализация и развитие личности



1. Социально-психологическая адаптация — это процесс приобрете­ния людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими функциями... В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адаптированность личности, т. е. степень приспособленности ее жизни в социуме. Адаптированность может быть: внутренней, появляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенных изменениях среды (в этом случае и внешние формы поведения, и деятельность человека видоиз­меняются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущи­ми извне требованиями — происходит полная, генерализованная адаптация личности); внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность (в результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности); смешанной, при которой личность частично изменяется и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя свое «Я» и самостоятельность.

Противоположная адаптированности характеристика — дезадаптированность личности бывает нескольких типов: устойчивая ситуа­тивная дезадаптированность, характеризующаяся отсутствием у лич­ности механизмов приспособления, когда есть желание, но нет уме­ния адаптироваться; временная дезадаптированность, при которой имеет место нарушение баланса между личностью и средой, порож­дающее адаптивную активность личности; общая устойчивая дез­адаптированность, представляющая собой состояние постоянного напряжения, неудовлетворенности, активизирующее бессознатель­ные патологические защитные механизмы психики.

Термин « социализация », несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки.

Г.М. Андреева предлагает следующее понятие социализации.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.

Таким образом, процесс социализации – это освоение человеческих отношений, социальных норм, ролей, видов деятельности и форм общения.

2. Механизмы социализации

1. Имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.

2. Идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей, как своих собственных.

3. Подкрепление – поощрение поведения обществом и наказание.

Выделяют также механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологиче­ских черт, особенностей поведения, характерных для людей опре­деленного пола. В процессе первичной социализации индивид ус­ваивает нормативные представления о соматических, психологи­ческих, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Ребенок сначала осознает свою принадлежность к опре­деленному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей дан­ного пола (чаще всего матери или отца), и наконец, он стремится имитировать определенный тип полоролевого поведения, транс­формируя первоначально «идеальную» модель в конкретную че­рез включение собственных личностных особенностей.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т.е. некритическое принятие и сле­дование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. Социальный конформизм рассматривается прежде всего как феномен авторитарного и тоталитарного общества, где подавляется про­явление индивидуальности и преобладают ценности коллекти­вистского характера. Посредством группового давления и рас­пространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и ориги­нальности.

Таким образом, конформность можно рассматривать как ме­ханизм социализации, действующий на уровне всего общества.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Во – вторых, центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. В – третьих, это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, так как общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я (Кон, 1978).

Самосознание представляет собой сложный психологический процесс, включающий: самоопределние (поиск позиции в жизни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценку.

3. Стадии процесса социализации (по Г.М. Андреевой)

В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

 б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе.

2. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

3. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст, как возраст вносящий вклад в процессы производства и передачи его другому поколению.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

4. Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

К ним относятся:

1. Семья;

2. Система образования (детские дошкольные учреждения, средне – специальные учреждения, ВУЗы);

3. Трудовые коллективы;

4. Средства массовой информации;

5. Профессиональные организации (трудовой коллектив).

Необходимо отметить, что необходимо различать понятие социализации от понятия воспитания. Так как воспитание – это целенаправленное воздействие психолого-педагогического давления, имеющее целью, что - либо сформировать.

 

document.write(''); Подождите, идёт загрузка курса

Теоретическая часть → курс лекций → Раздел 4. Социальная психология личности → Тема 13. Социальная установка

Тема 13. Социальная установка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.011 с.)