Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и развитие зарубежной социальной психологии
Историческое развитие социально-психологических идей происходило в течение длительного времени. 1. Развитие социальной психологии в VI в. до н. э. — середине XIX в. В нашей стране и за рубежом родоначальниками социально-психологических идей считают древнегреческих философов, что не вполне соответствует истине, поскольку при этом забывают о школе древнекитайских ученых, которая возникла раньше — в VI-V вв. до н. э. Ее представители делали выводы, поражавшие своей глубиной и содержательностью. Так, по мнению Суньцзы (конец VI — начало V в. до н. э.), самой главной социальной ценностью людей должна быть четкая направленность их общественной жизни (пути). Согласно точке зрения другого древнекитайского мыслителя, Уцзы (IV в. до н.э.), особые требования должны предъявляться и к правителю. Древнекитайские философы оставили после себя очень много замечаний относительно того, как правильно оценивать настроения людских масс, что надо делать для эффективного управления ими, как строить и регулировать взаимоотношения в обществе и т.д. Впоследствии древнегреческие ученые Платон (427-347 гг. до н. э.), Аристотель (284-322 гг. до н. э.) и другие более подробно описали некоторые социально-психологические характеристики личности, установили определенные психологические закономерности социального поведения людей, выявили мотивы их поведения и объединения в группы и т. д. Таким образом, в древности китайские и греческие ученые своими исследованиями положили начало зарождению социально-психологической мысли. А уже в Средние века представители европейской науки стали уделять особое внимание изучению социально-психологических закономерностей развития общества и отношений в нем между представителями различных социальных групп. Итальянский общественный деятель, философ и историк Николо Макиавелли (1469-1527) в двух основных произведениях «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) и «Государь» (1532) уже более четко очерчивает концепцию анализа форм управления людьми. В «Государе» основное внимание уделяется анализу процесса завоевания и удержания власти в различных государствах. В нем мы находим множество социально-психологических зарисовок и обобщений. Макиавелли полагал, что когда-то воспетые его предшественниками возвышенные чувства — любовь, дружба, преданность, благородство, благодарность — могут продаваться и покупаться, как любые другие вещи. Человек, особенно правитель, должен отдавать себе отчет в этом, а также помнить, что люди ценят имущество, деньги, богатство и уважают прежде всего силу, которая внушает им страх. Он советует правителям не бояться прослыть скупыми, ибо, когда люди увидят, что благодаря бережливости в государстве на все хватает доходов, они сочтут своих правителей щедрыми. Если государь, писал Макиавелли, желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит большее милосердие, чем те, кто при избытке его потворствует беспорядку, ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица.
Приблизительно такой же точки зрения на природу социально-психологических качеств людей придерживался и английский философ Т. Гоббс (1588-1679), полагавший, что люди в силу своей натуры проявляют главным образом враждебность по отношению друг к другу и «борьба всех против всех» является естественной для жизни в обществе. Однако идеи Гоббса подверглись с течением времени дальнейшей переработке. Так, положение о том, что человек старается находить удовольствия и избегать страдания стал развивать английский ученый И. Бентам (1748-1832). Главным принципом поведения он считал оценку всех явлений с учетом их полезности как для отдельного индивида, так и для большого числа людей. Удовлетворение частных интересов рассматривалось как средство достижения «наибольшего счастья» для людей. Таким образом, общественные интересы понимались как совокупность интересов индивидуальных. Французский просветитель Ш. Монтескье (1689-1755), рассматривая социальную и политическую реальность как нечто целое, ввел в научный оборот понятия «социальная система» и «социальная структура», сопроводив их конкретным социально-психологическим характеристикам. Кроме того, он впервые обосновал необходимость отказа от априорного мышления в пользу наблюдения за значимыми явлениями и фактами социальной действительности. Монтескье подчеркивал, что исследователь, занимающийся изучением социальной реальности, должен констатировать факты, а не делать социально-психологические оценки. «Надо говорить о том, что есть, а не о том, что должно быть», — считал он.
Бурное развитие философии, возникновение на ее основе социологии, становление психологии как самостоятельной науки в целом привели в начале XIX в. к необходимости изучения массовидных социально-психологических явлений, общества в целом. 2. Социологические концепции 19 века. Французский социальный историк А. Толквиль (1805-1859) в своей работе «Демократия в Америке» дал, в частности, довольно полный анализ американского общества и происходивших в нем социально-психологических процессов, а также факторов, приведших к упадку власти аристократии и роли экономического развития в социальной централизации американского общества. К. Сен-Симон (1760-1825) разработал в свою очередь «социальную физиологию». Ш. Фурье (1772-1837) и П. Прудон (1809-1865) рекомендовали вскрывать все новые противоречия, лежащие в основе социальной гармонии, «принципов притяжения» людей в обществе. К. Маркс (1818-1883), соединив диалектическую немецкую философию истории Г. В. Ф. Гегеля, английскую политическую экономию А. Смита и французский утопический социализм Сен-Симона и Фурье, написал «Капитал», в котором предложил научное объяснение социальной действительности и различных феноменов, ее составляющих. Ф. Энгельс (1820-1895), совместно с К. Марксом написавший «Святое семейство», «Немецкую идеологию» и другие работы, показал на практике, как необходимо делать закономерные выводы в области социальной и политической психологии. В этот же период начало исследовать многие социально-психологические проблемы языкознание: языковое общение и взаимодействие народов, связь языка с различными компонентами национальной психологии. Другие науки — антропология, этнография и археология — также обратились к изучению социально-психологических феноменов. Английский антрополог Э. Тейлор завершил работы о первобытной культуре. Американский этнограф и археолог Л. Морган исследовал социальную жизнь и быт индейцев. Французский социолог Л. Леви-Брюль изучил особенности мышления первобытного человека. Во всех этих исследованиях требовались уже собственно психологические знания, а также соответствующая им интерпретация фактов. Только психологи могли это сделать. Вот почему наступило время (середина XIX в.) выделения социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний. Однако для этого должны были быть созданы определенные методологические предпосылки, которыми и стали три социально-психологические теории. Основателями первой теории — психологии народов — стали М. Лацарус (1824-1903), X. Штейнталь (1823-1899) и В. Вундт (1823-1920). В 1869 г. М. Лацарус вместе с немецким философом и языковедом X. Штейнталем основал журнал «Психология народов и языкознание». В программной статье его первого номера «Вводные рассуждения о психологии народов»ими была предложена идея о том, что представители конкретных этнических общностей являются носителями «духа целого» — психологии своего народа. Последний выступает движущей силой исторического развития, а результаты его жизни и деятельности находят выражение в языке, мифах, обычаях, нравах, религии и искусстве.
Немного позже немецкий психолог В. Вундт, обобщив существовавшие на тот период взгляды на предмет психологии как науки о душе, сначала сформулировал и развил положение о существовании не только индивидуального, но и общественного сознания, т. е. психологии больших социальных общностей. По его мнению, психологическая наука, помимо экспериментального изучения внутренних состояний отдельного человека, должна разрабатывать законы социальной психологии, под которой он подразумевал «психологию народов». Вундт также предложил и программу эмпирических исследований общественной психологии людей. Вторая теория получила название психологии масс. Ее основателями были Г. Тард (1843-1930), С. Сигиле (1868-1913) и Г. Лебон (1841-1930). Г. Тард делил общество на элиту и массы. Элиту, по его мнению, отличает склонность к творчеству и неспособность к подражанию. Массы же, наоборот, способны лишь к подражанию и не склонны к творчеству. Поэтому массы, словно дети отцу, подражают и подчиняются элите, вождям. Общество своим развитием, прогрессом обязано именно вождям. Они, т. е. выдающиеся личности, порождают прогрессивные идеи, совершают открытия, внедряют новые идеи в массы. Развиваясь сами, они подтягивают до своего уровня остальную часть общества, которая им безоговорочно подражает и, следовательно, подчиняется. С. Сигиле в работе «Преступная толпа» (1895) обратил внимание исследователей на утрату людьми в массе чувства личной ответственности и способности к рациональному поведению, что в определенных условиях приводит к превращению ее в криминальное сообщество. Г. Лебон в своих главных произведениях «Психология народов и масс» (1896), «Психология социализма» (1908), «Психология революции» (1895) сформулировал положения, которые служили в то время основой для осмысления поведения людей в социальных общностях. Лебон исходил из того, что общественная психика проявляется двояко. Она имеет верхний уровень, представленный сознанием, разумом, интеллектом, под влиянием которых люди действуют в обыденной, повседневной жизни, и нижний — включающий инстинкты, страсти, чувства, верования, обычаи и т. д., которые находят выражение в религии, политике, морали, симпатиях и антипатиях, привязанностях людей. Нижний, бессознательный, уровень психики формируется, по мнению Лебона, на протяжении многих и многих поколений, так что корни его уходят в историческое прошлое человечества. Он абсолютно одинаков у всех людей, принадлежащих к одной культуре.
Позднее эту идею позаимствовал Карл Густав Юнг, назвавший этот уровень «коллективным бессознательным». Лебон же считал его «коллективной душой», которая является причиной возникновения такого феномена, как масса, толпа (или группа). По его мнению, собираясь вместе, люди регрессивно возвращаются к своему доиндивидуальному, первобытному, состоянию, когда еще не существовало «Я-сознания», но была группа — семья, род, племя — носители «Мы-сознания». В массе или толпе интеллект людей, ее образующих, резко идет на убыль, вследствие чего исчезают индивидуальные различия. «В толпе, — писал Лебон, — верх берет "низ", т. е. бессознательное, и люди становятся одинаковыми, стереотипными в своих чувствах, мыслях, верованиях, а значит, и в поступках. Когда интеллект утрачивается, коллективная душа выходит на первый план и делает всех людей одинаковыми, т. е. массой. Поэтому толпа не может быть интеллектуальной... в ней происходит накопление глупости, а не ума». Значительный вклад в развитие научных представлений о психологии масс внес и 3. Фрейд, который всегда подчеркивал, что необходимо не только изучать различные проявления массовой психики, но и стремиться понять психические механизмы, лежащие в основе ее функционирования. Основателем третьей теории — инстинктов социального поведения — был английский социальный психолог В. Макдугалл (1871-1938), считавший, что движущими силами, которым подчиняется поведение человека, являются инстинкты, названные впоследствии склонностями, стремлениями. По его мнению, они представляют собой психофизиологические образования (наследственно определенные каналы для разрядки нервной энергии человека) и состоят: из афферентной (рецептивной) части, ответственной за восприятие воздействий окружающей действительности; центральной части, благодаря которой люди испытывают специфическое эмоциональное возбуждение при восприятии внешних воздействий, и эфферентной (двигательной) части, которая обусловливает характер наших реакций на влияние внешней среды. Макдугалл описал около десятка таких инстинктов, обращаясь впоследствии к ним снова и снова, часто изменяя их названия и объединяя в пары по происхождению — инстинкты борьбы и гнева, инстинкты бегства и чувства самосохранения; инстинкты приобретения и чувства собственности; стадный инстинкт и чувство групповой принадлежности и др.. 3.Предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Развитие социальной психологии в XX в. В конце второй половины XIX — начале XX в. значительно возрос интерес к социально-психологическим знаниям как таковым во многих странах (Германии, Франции, Англии, Италии, США и России). Начинается активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии как самостоятельной научной отрасли знаний. В 1908 г. В. Макдугалл и Э. Росс публикуют первые научные работы, посвященные собственно предмету социальной психологии. На разработку ее содержания перенацеливаются усилия представителей основных школ психологической науки на Западе: сначала бихевиоризма, гештальт-психологии, а потом психоанализа, когнитивизма и интеракционизма.
Бихевиоризм ориентировал исследователей на изучение не собственно общественного сознания людей, а различных форм их поведения, понимаемых как совокупность реакций людей на стимулы внешней среды. В 30-е гг. XX в. ему на смену пришла необихевиористская теория («смягченный» бихевиоризм), связанная в первую очередь с именами американских психологов Э. Толмена и К. Халла, которые включили в формулу «S — R» так называемые промежуточные переменные (навык, потенциал возбуждения и торможения — К. Халл; намерение, ожидание, знание — Э. Толмен). Предпринятая впоследствии сначала Б. Скиннером, а затем Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой попытка применить новую концепцию «оперантного обусловливания» для объяснения и формирования социального поведения привела к созданию теории социального бихевиоризма. Бихевиоризм предпочитает не иметь дело с такими социально-психологическими явлениями и процессами, какими являются познание, мышление и чувства людей. Он считает их слишком неопределенными и совершенно незначимыми при рассмотрении поведения. В рамках бихевиоризма был разработан и осмыслен ряд продуктивных идей и проблем: социальной агрессии и ее возможных детерминант, путей и методов социального научения, технологий межличностного взаимодействия и опосредующих его факторов, была создана своя социально-психологическая практика активного обучения и групповой психотерапии. Гештальтпсихология считала, что люди мыслят целостными образами (геш-тальтами), которые не являются суммами элементарных единиц, например, ощущений, восприятий и т. д. Именно поэтому, по мнению ее представителей, психику нельзя разложить на отдельные элементы. Восприятие окружающего мира осуществляется вследствие естественного врожденного стремления человеческого сознания к простым, замкнутым, симметричным, целостным формам. В противовес бихевиоризму гештальтпсихологи старались объяснить социальное поведение с помощью описания процесса познания человека. В ходе этого познания его впечатления о мире трансформируются в систему закономерных образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге действия и поступки людей. Представители этого направления Э. Гуссерль, К. Левин, Т. Ньюком и другие оказали большое влияние на развитие социальной психологии, разъясняя важность рассмотрения людей в перспективе социальной ситуации и истолкования их социального окружения. Когнитивизм (социальный) оформился в самостоятельное направление как результат критического переосмысления бихевиоризма, и его теоретические модели были основаны на изучении различных когнитивных процессов, формирующих социальные реакции человека. «Впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения»,— утверждали его представители. Главным же мотивирующим фактором такого поведения они считали потребность в установлении соответствия и сбалансированности его когнитивной структуры, которые объяснялись в рамках теории сбалансированных структур Ф. Хайдера, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома, теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. В целом социальный когнитивизм стремится изучать то, как люди думают о самих себе и социальном мире, в частности, как люди отбирают, интерпретируют, запоминают и используют социальную информацию. Гуманистическая психология уделяла преимущественное внимание исследованию проблем самореализации и самоутверждения людей, осознанию смысла жизни, проблем достижения успеха и т. д. Ведущие ее представители Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс способствовали привнесению в западную социальную психологию реалистической мудрости, жизненности специальных исследований, ориентированных на помощь людям. Интеракционизм сводил социально-психологические явления и процессы к межличностному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов. Его главные положения выражались в следующем: становление личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом, которые должны пониматься как системы взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени; состояние общества, общественные отношения и личность являются не чем иным, как продуктом коммуникации между людьми, результатом их приспособления друг к другу. Разработанные в рамках этого направления ролевые теории (Э. Гофман, Р. Линтон, Т. Сарбин и др.) и теории референтной группы (Г. Келли, Р. Мертон, Т. Ньюком, М. Шериф) сыграли большую роль в развитии социально-психологических исследований за рубежом. Социально-психологическими исследованиями занимался и 3. Фрейд (1856— 1939), который пришел к выводу, что, изучая с позиций психоанализа общественную жизнь и политическую деятельность, необходимо воспринимать личность более реалистично, как целостный организм, многие действия, поступки, поведение которого обусловлены социальными причинами, зная которые можно составить ее социально-психологический (психоаналитический) портрет. Вместе с американским дипломатом У. Буллиттом 3. Фрейд предпринял первую попытку такого рода, написав биографию президента Вудро Вильсона [319]. Задача авторов состояла в том, чтобы выявить мотивы политической и социальной активности этого выдающегося американца, не лежащие на поверхности, скрытые не только от наблюдателей со стороны, но от самого этого человека, бывшего весьма любопытной фигурой, незаурядной личностью, явно опережавшей свое время. И 3. Фрейд сделал вывод, что ораторское искусство, риторика — это как бы внутренняя психологическая доминанта Вильсона, всегда настраивающая его на определенное политическое и социальное поведение. Однако сам Вильсон, да и многие другие общественные деятели подобного масштаба, большинство своих поступков и действий не могли адекватно объяснить. Исследование 3. Фрейда стало первым среди работ, посвященных психобиографическому описанию личности политических лидеров. За рубежом были достигнуты результаты, позволяющие приходить к определенным социально-психологическим выводам. Это направление в окончательном итоге трансформировалось в 1957 г. в новую отрасль знаний, условно названную психоисторией, занимающуюся моделированием прошлого и будущего на основе социально-психологического анализа исторического опыта жизни и деятельности выдающихся общественных деятелей. В частности, всесторонне были исследованы эпохи правления, социально-психологическое и политическое поведение таких известных личностей, как Бисмарк (О. Пфланзе, 1972), Ленин и Сталин (Д. Кеннон, 1961), Гитлер (Э. Эриксон, 1942,1950; Р. Лоенберг, 1975), Мао Цзэдун (Р. Лифтон, 1968), М. Ганди (Э. Эриксон, 1969), Т. Герцль (Р. Лоенберг, 1975) и др., что позволило правильно понять социально-психологическую атмосферу многих политических эпох, роль и значение социальных факторов в формировании социально-психологических характеристик личности политических лидеров, доминировавших в то время. Важным событием для социальной психологии стало появление крупного исследования американца У. Томаса и поляка (работавшего в основном в США) Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», состоявшей из пяти томов, выходивших в свет с 1918 по 1920 г. в США. Это было исследование, посвященное психологической адаптации к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Ученые обнаружили сильное влияние своей этнической группы на поведение и установки ее членов. Благодаря этой работе понятие социальной установки вошло в научный арсенал зарубежной социальной психологии. Огромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал XX в. и которые оказывали огромное влияние на жизнь и социальное благополучие всех людей на земном шаре. И это не случайно, так как в их ходе особенно остро встают вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологические явлений и процессов (страх, паника, снижение сплоченности населения и военнослужащих в группах, социальная дезорганизация и дезинтеграция, социальные конфликты и т. д.), затрагивающих все стороны жизни и деятельности людей. По заданию военных ведомств многих зарубежных государств было проведено большое количество социально-психологических исследований, охвативших широкий круг проблем изучения: лидерства, морального состояния войск, природы паники, первичных воинских коллективов, отношений между представителями различных государств в военное время, функционирования слухов, психологического воздействия на противника и ряд других проблем «психологической войны». В 20-30-е гг. XX в. Началось изучение социально-психологических феноменов и их роли в общественной жизни людей, их взаимодействии и межличностных отношениях. Некоторые из них, например, понятие социального архетипа и коллективного бессознательного, заимствованные из концепции бессознательного К. Юнга, согласно которой опыт филогенетического и социального развития человека передается по наследству с помощью архетипов, т. е. всеобщих, априорных схем поведения, как бы хранящихся в подсознательной сфере социальной психики представителей определенных общностей, постоянно воспроизводятся, усваиваются людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием, не выдержали испытания временем. Другие, как, например, явление социального когнитивного диссонанса (от лат. cognitio — знание + dissonans — разнозвучный), т. е. состояние психического дискомфорта, вызванное одновременным наличием в психике человека, включенного в конкретную группу, противоречивых, логически несовместимых представлений, взглядов, взаимоисключающих потребностей, мотивов совместной деятельности, которые приводят порой к межличностным конфликтам (скажем, идея честного служения общим интересам группы, сочетающаяся с желанием и намерением обогатиться за счет ее, часто существует благодаря проявлению социально-психологических защитных механизмов), стали аксиомой для осмысления поступков людей в общностях. 4. Начало экспериментального развития социальной психологии в США нач. 20 века. Социальная психология в это время превращается в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями, разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов. Например, лингвистики. Так, профессор Амстердамского университета Ван Дейк исходил из того, что в основе понимания текста, рассказа лежат ситуационные модели, сущностью которых являются не абстрактные стереотипные знания, а результат воздействия реальной ситуации из социального опыта слушающего и говорящего. Из этих реальных ситуаций строятся схемы моделей, состоящие из ограниченного числа категорий, находящихся в определенной последовательности и взаимозависимости. Когда кто-либо слушает или старается понять текст (рассказ), интерпретируя его для себя, он тем самым актуализирует определенную социальную схему, наполняя ее конкретной информацией. Модель, согласно Ван Дейку, есть когнитивный аналог ситуации, она не остается неизменной на протяжении жизни. Из каждой новой ситуации, через которую человек проходит, он извлекает уже иную информацию о мире, которая аккумулируется в памяти в идеальных образах-моделях, постоянно наполняя их новым содержанием. Типовая модель лежит в основе любого текста, рассказа представителей той или иной общности, социальный опыт которых и необходимо анализировать. Или другой пример — выработка методик изучения психологических и культурных особенностей людей, осуществлявшегося параллельно в нескольких группах испытуемых, относящихся к различным социумам, в 1901-1905 гг. американским ученым К. Риверсом. Он экспериментально доказал, что жители острова Мэррей и индейцы племени тода в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы. Это исследование, обратившее на себя внимание многих ученых, стимулировало появление множества аналогичных работ по изучению самых разнообразных психологических феноменов. Общей для всех этих работ является только исходная схема построения, когда в зависимости от целей исследования (изучения познавательных процессов, личностных характеристик, культурных особенностей) подбиралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала, адекватная поставленным задачам и применяемая при сравнительном исследовании социальных групп. Несмотря на кажущуюся простоту, доступность и легкость проведения эксперимента, на практике встретились серьезные трудности. Во-первых, перед психологами постоянно вставал вопрос о валидности методик, достоверности сравнения полученных результатов, поскольку каждая из методик создается в определенной стране и предназначена для исследования специфических для данного социума культурных и психологических явлений. Поэтому все методики должны быть адаптированы к особенностям конкретной группы. Во-вторых, необходимо было вырабатывать специальные процедуры эксперимента для конкретных общностей, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей других социумов неодинаково. В-третьих, всегда возникал вопрос, сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» культуры и «чужой» или же он имеет право изучать только те социальные группы, к которым сам не принадлежит. Однако, несмотря на определенные ограничения, разрабатываемые методики дают принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной общности. К середине нашего столетия в западной социальной психологии сформировалась самостоятельная отрасль знаний — этнопсихология, которая выступала в качестве междисциплинарной науки, включала в себя элементы психологии, психиатрии, социологии, антропологии и этнографии, что наложило отпечаток на способы анализа и интерпретации эмпирических данных. Постепенно научные взгляды зарубежных этнопсихологов оформились в стройную теорию, основные положения которой сводились к понятию «базовой личности», под которой понимался некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий, по мнению зарубежных этнопсихологов, его базу. Поэтому, как считали они, вполне законно переносить данные психологического изучения личности на общество в целом. Этнопсихология на Западе в это время внесла много ценного в изучение национального характера народов Австралии и Океании, Дальнего и Ближнего Востока. В 50-60-е гг. XX в. многие ученые-этнопсихологи стали отходить от концепции «базовой» личности. На смену ей пришла теория «модальной личности». Последняя лишь в абстрактно общем виде выражает главные характеристики психологии, присущие тому или иному народу. На основе этой теоретической модели в 70-80-е гг. были проведены широкие специальные исследования. В ходе их применялись адаптированные к национальной специфике новейшие достижения в области тестовых, психодиагностических, аппаратурных и других методик, в результате чего на сегодняшний день имеется достаточно много данных о специфических чертах национальной психологии многих народов мира. В последние годы этнопсихологические исследования на Западе приняли форму кросскультурного изучения представителей различных национальных общностей в процессе их общения, взаимодействия и взаимоотношений. К концу 1970-х гг. из социальной психологии выделилась политическая психология.В настоящее время политическая психология на Западе — многогранная, имеющая широкую исследовательскую и теоретическую базу, чрезвычайно продуктивная отрасль знаний. Главенствующим направлением в развитии зарубежной социальной психологии в тот период было изучение малой группы. Исследование ее проходило в три этапа. На первом из них, до 1950-х гг., ученые пытались ответить на вопросы, которые относятся к категории здравого смысла: каковы структура этой группы и отношения людей, ее составляющих; что собой представляют мотивация и поведение людей, взаимодействующих между собой в группе; как формируются роли, позиции, авторитет, лидерство членов группы и т. д. К этому времени относятся и фундаментальные исследования американских социальных психологов С. Эша, М. Шерифа, С. Милграма, Р. Крачфилда, которые досконально изучили феномены конформизма, процесса формирования групповых норм, механизмов их проявления в процессе взаимодействия и нахождения людей в различных ситуациях. На втором, в 1950-1970-х гг., исследовались прежде всего иррациональные моменты во взаимоотношениях людей в группе, приводящие к шокирующим социальным результатам, даже преступлениям, а также пути преодоления такого рода феноменов. В это время изучались: механизмы социально-психологической компенсации человека в группе; способы замещения им своей реально существующей или воображаемой интеллектуальной и другой неполноценности; эффекты преодоления им психологических затруднений посредством мобилизации волевых усилий, развития недостающих качеств и достижения более высокого личностного статуса; процессы формирования установок, интересов, умений и навыков личности, дающих возможность осуществить свое деятельность, согласуясь с нормами поведения других членов общности. Представляет интерес в этом смысле исследование американского ученого К. Оберга, по мнению которого при вхождении индивида в новую для него группу происходит его дезориентация, проявляющаяся в следующих характерных состояниях: ♦ напряжении из-за усилий, требующихся в процессе психологической адаптации, называемом социальной утомляемостью, которая вызывает раздражительность, бессонницу, психосоматические расстройства; ♦ чувстве тревоги в связи с потерей старых друзей, профессионального и социального статуса из-за оторванности от привычного окружения, сопровождающемся ощущениями деривации в новой среде; ♦ чувстве отверженности из-за пристального внимания и враждебности, которые проявляют представители другой общности. Наконец, на третьем этапе особое внимание стало уделяться не только малой группе, но и исследованию межгрупповых отношений, конфликтов. Современные концепции социального конфликта на Западе рассматривают подавление человеческих потребностей в качестве его источника (К. Ледерер, Б. Бертон). Понятием, противоположным по значению конфликту (конкуренция, соревнование — виды противостояния), является кооперация. Кооперация характеризуется взаимопомощью, сотрудничеством, взаимовыгодными отношениями. По мнению зарубежных ученых, наличие противоречия — это условие возникновения конфликта, но не сам конфликт. В течение нескольких последних десятилетий XX в. можно было наблюдать активное развитие социально-психологической науки не только в США и в Западной Европе, но и в других регионах нашей планеты. В Латинской Америке социальная психология широко представлена на Кубе, в Аргентине, Мексике, Перу, Панаме, Чили. Основные направления ее изучения: ♦ роль и значение социально-психологических явлений и процессов в политической жизни конкретных государств; ♦ самоидентификация, социализация и поведение латиноамериканцев в составе конкретных социальных общностей с их особой психологией, традициями, миросозерцанием; ♦ социально-психологические механизмы вовлечения личности в общественную и экономическую деятельность. На Ближнем, Среднем Востоке и в Африке социальная психология развита достаточно слабо. Исключение составляют лишь такие государства, как Египет, Израиль, Мозамбик, Сирия, Танзания и ЮАР. Достаточно хороша развита социальная психология в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Богатое культурное и национальное своеобразие региона и государств, в него входящих, определило и главное направление ее интересов, которое можно назвать сравнительным. Вместе с тем эта наука хорошо представлена лишь в Японии, Индии, Китае, Вьетнаме и Таиланде. В Японии социальной психологии стала уделять внимание после Второй мировой войны под влиянием интереса западных психологов к традициям, культуре, национальному характеру и жизни населения, месту и роли этой страны в отношениях с другими государствами. В 1970-е гг. сложилось устойчивое научное направление, получившее название «нихонцзинрон», в рамках которого в небывалых размерах изучались не только своеобразие национального характера японцев, но и многие социально-психологические стороны их жизни и деятельности. Специализация социальной психологии в Индии была совершенно иной. Во-первых, ученые этой страны в основу своих исследований положили традиционные западноевропейские теории психологической науки и с этих позиций в основном исследовали вопросы политической деятельности в своей стране. И, во-вторых, работы индийских психологов продолжили традицию изучения национального своеобразия оценки роли и места человека в государстве. Социальная же психология в Китае в XX в. в основном ориентировалась на изучение проблем, связанных с соотношением идеологических и психологических факторов в общественном сознании населения, разрабатывала эффективные приемы и способы коммуникативного и информационного воздействия на все его категории, а также исследовала характер взаимоотношений и взаимодействия между его представителями. Во Вьетнаме социальная психология до сих пор развивается под активным влиянием научных школ России, и проблематика ее исследований практически ничем от них не отличается.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.052 с.) |