Особенности развития социальной психологии в России и СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития социальной психологии в России и СССР



Зарождение и трансформацию социально-психологических идей в нашей стране, так же как и на Западе, можно представить в систематизированном виде.

Первоначально в XVIII-XIX вв. социальная психология формировалась в рус­ле философии и общей психологии. На конец XIX — начало XX в. приходится период эмпирического описания социально-психологических процессов и явле­ний, начало применения эксперимента в групповых условиях. 30-50 гг. XX в. бы­ли временем отказа от социально-психологических исследований под влиянием культа личности И. В. Сталина. В 1950-1970-е гг. социальная психология посте­пенно возрождается и превращается в самостоятельную отрасль знаний. С начала 1980-х гг. вплоть до настоящего времени наблюдается бурное развитие социаль­но-психологических исследований и формирование основ социально-психологи­ческой теории.

Особенности развития социальной психологии в нашей стране. Присталь­ный интерес к психологии народов, населяющих издавна Россию, обусловил и своеобразие развития социальной психологии в нашем государстве, всесторонне рассматривавшей проблемы национальных отношений и этнической специфики. Такие известные общественные деятели, как Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, П. А. Столыпин, выдающиеся русские ученые Н. Я. Данилевский, А. И. Герцен, великие русские писатели А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой и многие другие обращали серьезное внимание на психологические различия, существую­щие в быту, традициях, обычаях, проявления общественной жизни представите­лей различных этнических общностей страны.

Они анализировали характер межнациональных отношений, прогнозировали их развитие в будущем.

Именно в России, раньше чем в других странах, были сформированы устойчи­вые теоретические этнопсихологические взгляды и впервые в мире проведены планомерные прикладные исследования национально-психологических особен­ностей, представителей ее народов.

Задолго до вундтовской идеи создания психологии народов члены только что образованного этнографического отдела Русского географического общества ака­демики В. К. Бэр, Н. Д. Надеждин, К. Д. Кавелин в конце 40-х гг. XIX в. сформули­ровали основные принципы этнографической науки, в том числе психологиче­ской этнографии, которые и стали проводиться в жизнь.

С 1850 г. начала осуществляться программа изучения этнографического свое­образия населения России, в соответствии с которой во все губернские отделения географического общества были разосланы исследовательские запросы. В 1851 г. общество получило 700 рукописей, в 1852 г. — 1290, в 1858 г. — 612, в которых да­вались этнопсихологические характеристики сначала малороссов, великороссов и белороссов, а впоследствии и представителей почти всех этнических общностей страны. В результате к концу XIX в. был накоплен внушительный банк данных эт­нопсихологических и этнографических характеристик народов России, который вплоть до 20-30-х гг. XX в. широко использовался в психологических и педагоги­ческих изданиях.

Значительный вклад в развитие этнопсихологии как отрасли социальной пси­хологии в России внес А. А. Потебня (1831-1891) — украинский и русский философ-славянист, разрабатывавший вопросы теории фольклора, этнографии и язы­кознания. Он стремился раскрыть и объяснить механизмы формирования этно­психологической специфики мышления. По мнению А. А. Потебни, главным не только этнодифференцирующим, но и этноформирующим признаком любого этноса, обусловливающим существование на­рода, является язык. Все языки мира роднят два свойства — звуковая «членораз­дельность» и то, что все они есть системы символов, служащих выражению мысли. Остальные же их характеристики этносвоеобразны и главная среди них — система приемов мышления, воплощенная в языке.

А. А. Потебня считал, что язык не есть средство обозначения уже готовой мыс­ли. Если бы это было так, было бы неважно, какой язык использовать, они были бы легко взаимозаменяемы. Но этого не происходит, потому что функция языка, согласно взглядам Потебни, не обозначать уже готовую мысль, а творить ее, пре­образовывая первоначальные доязычные элементы. При этом представители раз­ных народов посредством национальных языков формируют мысль своим, отлич­ным от других способом.

Много пользы для развития этнопсихологических идей в нашей стране при­несли работы Д. Н. Овсянико-Куликовского — ученика и последователя А. А. По­тебни, стремившегося выявить и обосновать механизмы и средства формирова­ния психологического своеобразия наций.

Согласно его концепции, основными факторами формирования национальной психики являются элементы интеллекта и воли, а эмоции и чувства в их число не входят. Поэтому, например, чувство долга не является этноспецифичным для нем­цев, как это было принято считать раньше. Вслед за своим учителем Д. Н. Овсянико-Куликовский пришел к выводу, что национальная специфика заключается в особенностях мышления и искать их нужно не в содержательной стороне мышле­ния и не в его результативности, а в бессознательной сфере психики человека. Язык при этом выступает стержнем народной мысли и психики и является особой формой накопления и сбережения психической энергии народов.

Он считал, что все нации можно разделить условно на два основных типа: ак­тивные и пассивные — в зависимости от того, какая из двух видов воли, «дейст­вующая» или «задерживающая», преобладает у данного этноса. Каждый из этих типов, в свою очередь, можно разложить на ряд подтипов, отличающихся друг от друга определенными этноспецифичными добавочными элементами. Например, к пассивному типу ученый относил русский и немецкий национальные характеры, различающиеся присутствием у русских элементов волевой лени. К активному типу он относил английский и французский национальные характеры, различаю­щиеся наличием у французов излишней импульсивности. Многие идеи Овсянико-Куликовского были эклектичны и слабо аргументированы, что объясняется неудачным применением им взглядов 3. Фрейда, однако в последу­ющем они помогли исследователям этнопсихологии при анализе интеллектуаль­ных, эмоциональных и волевых национально-психологических особенностей.

Особые заслуги в развитии этнопсихологии в России принадлежат Г. Г. Шпету, первым в России начавшему читать курс этнопсихологии и организовавшему в 1920 г. единственный в стране кабинет этнопсихологии. В 1927 г. он опубликовал работу «Введение в этнопсихологию», где в форме дискуссии с В. Вундтом, М. Лацарусом и Г. Штейнталем выразил свои взгляды на предмет и методологию этно­психологии.

Этническая психология, с точки зрения Г. Г. Шпета, должна быть описатель­ной, а не объяснительной наукой. Предметом ее выступает описание типичных коллективных переживаний представителей конкретного народа, которые высту­пают следствием функционирования их языка, мифов, нравов, религий и т. п. На­сколько бы отдельные представители той или иной этнической общности ни были индивидуально различимы и сколь бы несхожим было их поведение, всегда мож­но найти нечто общее в их реакциях. При этом общее не есть усредненное целое, не есть совокупность сходств. Общее понималось им как «тип», как «репрезентант психики многих индивидов», как характеристика, объединяющая и показываю­щая нюансы всего своеобразия мыслей, чувств, переживаний поступков и дейст­вий людей той или иной национальности.

В конце XIX в. в России с различных позиций началось осмысление массовидных социально-психологических феноменов. Так, последователь Лебона социо­лог Н. К. Михайловский (1842-1904) призывал всесторонне изучать «толпу», от­носясь к ней негативно и понимая под ней скопление людей, которым свойствен­ны истеричность, агрессивность, безответственность и анархизм.

По-другому предлагал оценивать психологию разных социальных групп В. И. Ленин (1870-1924), подчеркивая, что такие процессы, как стихийность и сознательность народных масс, социально-психологический смысл взаимодейст­вия с ними политических лидеров, должны изучаться тщательно.

Г. В. Плеханов (1856-1918) сформулировал представления о «общественной психологии», рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление и показывая ее место и роль в социальной структуре общества.

Большую роль в формировании социальной психологии в нашей стране сыг­рал В. М. Бехтерев, распространив на нее свои естественно научные взгляды, со­здав в результате новую науку — коллективную рефлексологию, объясняющую происхождение социальной психики наследуемыми «сочетательными рефлек­сами», свойственными коллективам, группам, массам людей, толпе и появляю­щимися как результат воздействия биосоциальных раздражителей. Коллектив как малая группа, в понимании В. М. Бехтерева, характеризовал­ся единством совместных восприятий и реакций, взаимодействием его членов.

Толпа же представлялась ему группой, члены которой связаны лишь общим на­строением.

Значимость работ В. М. Бехтерева определялась в первую очередь новатор­ским подходом к изучению социально-психологических явлений и предмету со­циальной психологии. Он одним из первых разработал ори­гинальные экспериментальные методики, применил их на практике, получил до­статочно надежные результаты и тем самым открыл путь для подлинно научных исследований.

В целом как в дореволюционной России, так и в первые годы советской власти, по мнению Е. А. Будиловой, социально-психологическая мысль во многом суще­ственно опережала европейскую и американскую.

Развитие социальной психологии в советский период. В 20-30-е гг. прошлого века в разработку актуальных проблем социальной психологии в нашей стране внесли вклад многие ученые, среди которых были представители различных на­ук — психологи и педагоги В. А. Артемов, В. В. Беляев, П. П. Блонский, Л. С. Вы­готский, К. И. Корнилов, философ Г. И. Челпанов, зоолог В. А. Вагнер, юрист М. А. Рейснер, филолог Л. Н. Войтоловский. Этот период характеризовался ост­рыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических (методо­логических) основах.

Так, Г. И. Челпанов считал необходимым разделение психологической науки на две самостоятельные части: эмпирическую, независимую от мировоззренче­ских установок (в частности, материалистических) и марксистскую социальную психологию. П. П. Блонский выдвигал на передний план идею социальности как особой деятельности людей, связанной с взаимодействием с другими индиви­дами. Своеобразной точки зрения придерживался и К. И. Корнилов, стояв­ший на позициях реактологии, когда коллектив рассматривался как объединение людей, связанных общей реакцией на единый раздражитель, и задача социальной психологии как раз и должна включать измерение ее скорости, силы и дина­мики. Основатель культурно-исторического подхода к сущности психики Л. С. Выготский считал главным механизм ее развития усвоение людьми соци­ально-исторических форм деятельности, которое изменяет не только содержа­ние психической жизни, но и создает новые формы психических процессов. По его мнению, психологическая наука должна изучать характеристики отдельных лиц, а не собирательный образ личности, в то время как для социальной психоло­гии наибольший интерес должен фокусироваться на проявлениях личности в ус­ловиях коллективной деятельности.

В СССР, кроме того, был накоплен признанный за рубежом большой опыт ак­тивных социально-психологических исследований, связанных с процессами фор­мирования личности и создания благоприятных условий для функционирования разнообразных коллективов. Свой вклад в него внесли и такие известные впо­следствии ученые, как Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. Г. Кузьмин, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, А. С. Прангишвили и многие другие. Вместе с тем следует пом­нить, что в 30-50-х гг. XX в. под влиянием культа личности Сталина социальная психология по существу не развивалась.

Только в начале 1960-х гг. встал вопрос о выделении ее в самостоятельную нау­ку. В этом процессе важную роль сыграли выступления и работы философов, со­циологов и психологов Г. М. Андреевой, Ф. В. Константинова, Б. Д. Парыгина, В. П. Рожина, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова и др.; психологов В. Н. Колбановского, А. Г. Ковалева, Н. С. Мансурова, А. В. Петровского, К. К. Платонова, Б. Ф. Порш-нева, Е. В. Шороховой.

С этого же времени уделялось большое внимание разработке методологии и теории, положившей начало серьезным прикладным исследованиям. В програм­му Второго съезда психологов СССР, проходившего в Ленинграде в 1963 г., был включен целый ряд докладов о предмете социальной психологии, ее методах. Съезд обратил внимание на необходимость всемерного развития социально-пси­хологических исследований в стране. В дальнейшем были проведены многочис­ленные дискуссии психологов и философов о путях и перспективах исследований в области социальной психологии.

С конца 1960-х гг. в СССР возникают первые кафедры, отделения, а затем и факультеты социальной психологии. Она становится официально признанной дисциплиной, имеющей как теоретическое, так и прикладное значение, а резуль­таты ее исследований отражаются в трудах многочисленных международных кон­ференций и симпозиумов по социальной психологии, которые проходили в раз­ных городах нашей страны.

В настоящее время издается большое количество литературы по различным проблемам социальной психологии, в том числе монографической, а сама эта наука в условиях нового экономического и политического развития России в 1990-е гг. стала одной из наиболее приоритетных общественных наук, востребованных практикой.

 

   
 
   

Оглавление

Реж

document.write(''); Подождите, идёт загрузка курса

Теоретическая часть → курс лекций → Раздел 1. Введение в социальную психологию → Тема 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования

Тема 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.013 с.)