Речной транспорт Российской Федерации в конце XX—ХХI вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речной транспорт Российской Федерации в конце XX—ХХI вв.



В конце 1991 г. Советский Союз распался. Из прежде союзных республик образовались суверенные независимые государства, в том числе и Российская Федерация — Россия. 1 июля 1992 г. вышел Указ Президента РФ: Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества. На речном транспорте к акционированию и приватизации было намечено около 80% стоимости основных производственных фондов — все имущество речных пароходств и структурных подразделений, входящих в их состав. В 1994 г. на базе 21 пароходства с входящими в их состав эксплуатационными и промышленными предприятиями было образовано 135 самостоятельных акционерных обществ, в том числе 25 судоходных компаний (пароходств) 57 портов, свыше 50 промышленных предприятий. В 1992 г. в России было образовано Министерство транспорта с соответствующими отраслевыми подразделениями (департаментами): морского транспорта, речного транспорта, воздушного транспорта, автомобильного транспорта и автомобильных дорог.

В кризисные 90-е годы объем грузоперевозок в стране резко сократился. В 1999 г. он был в 3,5 раза меньше, чем в 1990. В 2018 г. объем грузоперевозок составлял 124,8 млн. т. Главной причиной стало сокращение промышленного и с/х производства в результате радикальной рыночной реформы и разрыва, сложившихся за десятилетия хозяйственных связей между российскими регионами и республиками СССР, представлявшими собой единый народнохозяйственный комплекс. Сокращение грузооборота было связано также со старением речного флота. В 2000 г. около 2/3 его состава составляют суда возраста 15 лет и более. Новых речных судов в возрасте до 5 лет насчитывалось в РФ не более 5%. В 2017 г. средний возраст судов речного флота преодолел отметку в 30 лет. Еще одной причиной стало плохое состояние внутренних водных путей, в первую очередь ЕГС. Резкое сокращение финансирования на содержание водных путей привело к тому, что к 2000 г. только 31% гидросооружений ЕГС соответствовала нормам безопасности.

За последние 20–25 лет с внутренних водных путей практически ушли контейнерные перевозки, перевозки грузов в пакетированном виде. Не востребована стала транспортировка угля, леса и т.д. Как следствие сократилось количество речного флота, особенно специализированных судов — контейнеровозов, цементовозов, судов для перевозки хлеба. Резко сократилось число пассажирских речных судов. В 1990 г. российский речной флот состоял из 14 тыс. грузовых и 1,7 тыс. пассажирских судов. В настоящее время в России эксплуатируется 11855 судов валовой вместимостью более 100 рег. т, возраст которых превышает 20 лет. Средний возраст судов речного флота превышает 33 года, при этом средний возраст транспортных судов составляет 36 лет, не транспортных – 30 лет. За период 2000 – 2016 гг. российские судовладельцы получили всего 317 грузовых самоходных судов. Среди них 301 судно ограниченного морского и смешанного «море-река» плавания и 16 — внутреннего плавания, в том числе 166 танкеров, 14 танкеров-бункеровщиков, 5 комбинированных судов и 132 сухогрузных судна. Практически с момента распада СССР было построено лишь одно пассажирское судно в 2019 году.

В тоже время сохраняются принципиальные преимущества внутреннего водного транспорта: низкая себестоимость перевозок, возможность транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, низкие издержки на содержание и развитие инфраструктуры, способность доставлять грузы в районы, недоступные для других видов транспорта. Удельный расход топлива на водном транспорте составляет соответственно 53% и 25% от уровня этого показателя на автомобильном и ж/д транспорте. Соотношение удельных расходов бюджета (руб./км) на содержание инфраструктуры внутренних водных путей и автомобильных дорог в настоящее время составляют по текущим затратам — 1:30 и по капитальным затратам —1:12. В последние годы наметился также спрос на пассажирские перевозки и речные туры, в частности со стороны иностранных туристов.

Таким образом, повышение пропускной способности речного флота стало актуальнейшей задачей в настоящее время. Отраслевым документом стратегического планирования России в сфере внутреннего водного транспорта стала стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная правительством 29 февраля 2016 г. В документе ставятся следующие цели:

1. Создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт для обеспечения сбалансированного развития транспортной системы.

2. Обеспечение роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по отношению к другим видам транспорта.

3. Повышение доступности и качества услуг внутреннего водного транспорта для грузоотправителей.

4. Обеспечение социальной функции внутреннего водного транспорта по перевозке пассажиров.

5. Повышение уровня безопасности, экологичности внутреннего водного транспорта.

Ставится задача построить к 2030 г. 825 единиц флота, в том числе 70 земснарядов, 403 обстановочных судна (промерные, тральные, экологические и др.). Механизм реализации мероприятия предполагает прямое финансирование из федерального бюджета. В том числе, предусматривается строительство 55 судов для использования на туристских маршрутах.

В настоящее время существуют все необходимые организационно-производственные структуры, финансовые механизмы и потенциальная заинтересованность хозяйствующих субъектов для решения проблемы повышения эффективности внутреннего водного транспорта. Предполагается, что суммарный социально-экономический эффект от реализации комплекса мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, с учетом необходимых инвестиций составит 932 млрд. рублей.

Контрольные вопросы

1. Какие водные системы использовались в Древней и Средневековой Руси?

2. Назовите основные типы речных судов IX—XVI вв.?

3. Какие судоходные речные пути активно использовались в XVIII– ХIX вв.?

4. Каковы были основные достижения в области речного судостроения России XIX – начала ХХ веков?

5. Какие основные типы речных судов существуют в настоящее время?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.007 с.)