Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Красным цветом выделены объяснительные составляющие модели исследования и исследовательского вопроса, которых в случае описательно-объяснительного исследования может не быть.

Поиск

3.1.2. Разработка концептуальной модели

Слово, которое используется для обозначения понятия, не есть еще само понятие, а только его название – термин. Понятие появляется, когда термину дают определение, раскрывающеесодержание термина и включающее описание присущих ему явлений и их свойств.

Понятие в философии – это 1) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; 2) это синоним «понимания сути дела», т.е. понимания присущего данному типу явлений закона их существования, их конкретного единства в составе некоторого объективно-выделенного целого.

Понятие получает свою законченную форму только в процессе развития определений в составе развернутого теоретического отображения определенного рода явлений. И поэтому понятие является формой движения (процесса) теоретического познания, подчеркивая синтетический характер познания. Отдельные абстрактные определения составляют лишь моменты понятия. Но в целом содержание и определение понятия может быть установлено лишь посредством его генезиса (происхождения).

В диалектике (по Гегелю) понятие в самом себе несет принцип своих различений и определений. Род (и родовое понятие) служит той определенностью, которая является принципом видовых различений, служащих основанием для отделения одного вида от других. Родовое понятие есть единство противоположных моментов. И в силу этого единства род является целостностью своих видов. Определениями понятия, принадлежащими ему по самой его природе, являются единичное, особенное и всеобщее. Это не «виды» понятия, а его «моменты», т.е. категории, развитые из тождества, различия и основания. «Определением понятия» выступает выраженное через совокупность знаков, терминов, слов объективное единство различных моментов той особенной сферы явлений, которая составляет объект (предмет) данного понятия.

Понятие в формальной логике – это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Основная логическая функция понятия – это выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

В науке под понятием понимают системы знаний, представляющие собой фрагменты тех или иных научных теорий. Для установления связей между понятиями применяется логическая операция определения понятия.

Понятия закрепляются и выражаются в языковой форме в виде отдельных знаков, терминов, слов или словосочетаний в качестве имен понятий с закрепленными за ними значениями, отражающими существенные признаки предмета понятия, раскрывающими сущность определяемого.

В каждом понятии различают его содержание и объем. Содержание понятия – это совокупность существенных признаков, присущих предмету, (классу предметов, множеству явлений) данного понятия. Объем понятия – это множество (класс) предметов, обладающих всеми признаками, относящимися к содержанию понятия.

Операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением понятия. В широком понимании любое определение может обозначаться с помощью слова «дефиниция». Но более точно, когда под «дефиницией» понимается явное определение через ближайший род и видовое отличие. На первом этапе операции «дефиниция» определяемое понятие «подводится» под более обширное по объему (и ближайшее к нему по соответствующему признаку) родовое понятие (т.е. интерпретируется как видовое по отношению к этому родовому). На втором – указывается видовое отличие (определяемого понятия), т.е. значение некоторого дополнительного признака, добавление которого к родовому понятию порождает его виды по данному признаку. Это значение признака отличает определяемый предмет (вид этого рода) от других видовпо данному признаку, входящих в данный род (перечисляются существенные признаки, отличающие содержание определяемого понятия). Например, «Трапецией называется четырехугольник, две стороны которого параллельны». Определяемое понятие «трапеция» представляет собой вид родового понятия «четырехугольник». Дополнительным признаком является параллельность сторон четырехугольника, а значением этого признака – параллельность двух из них. Это видовое отличие отличает трапецию от других четырехугольников с другими значениями этого дополнительного признака (четырехугольники, у которых ни одна пара сторон не параллельна, и параллелограммы – четырехугольники, у которых обе пары сторон параллельны) и от четырехугольников с другими дополнительными признаками, например, соотношением длин сторон или углами между сторонами.

 

В основе разработки понятийных моделей как подсистем теоретического знания лежит выстраивание отношений, например, в формальной логике – родовидовых (в различных их сочетаниях: родовые с видовыми, родовые с родовыми, видовые с видовыми и т.д.) между отобранными понятиями в зависимости от отражаемых в их определениях свойств обобщаемых предметов.

Примеры методов скрупулезной работы с понятиями и отношениями между ними существуют не только в формальной логике[1]. Но в силу сложности освоения этих методов, а также действия инновационных «барьеров», они пока не получили широкого распространения у тех, для кого разрабатывались: исследователей и проектировщиков.

Один из возможных подходов к разработке концептуальных (понятийных) моделей, сформированный в рамках отечественного научного направления – это концептуальный анализ и проектирование. В нем предложены основы разработки методов концептуализации предметных областей[2]. Концептуальная (понятийная) схема (модель) – одно из центральных понятий методологии концептуального анализа и проектирования.

Использование аппарата структурной математики (теории структур, шкалы множеств Н.Бурбаки[3]) для построения формально строгого описания отношений между понятиями, образующими модели объектов, связано с тем, что объекты, таким образом, могут быть представлены в своих моделях не только своими именами, свойствами и отношениями, но и свойствами свойств, свойствами отношений, отношениями между свойствами и т.п., что значительно обогащает возможности средств теоретического описания (теорий) сложных предметных областей[4].

Для социологов проблема разработки понятийных (концептуальных) моделей социальной реальности является весьма актуальной темой[5]. От успешности решения этой проблемы зависит эффективность методологической части программы социологического исследования. Формирование концептуальной модели предмета социологического исследования – ключевой этап разработки теоретико-методологического раздела программы исследования[6]. Это этап, на котором происходит теоретическое самоопределение социолога-исследователя, когда он выбирает уже существующую объяснительную схему, адаптирует ее с учетом поставленной прагматической задачи и особенностей конкретной исследовательской ситуации или предлагает свой вариант теоретической объяснительной схемы[7].

Далее будет рассматриваться только упрощенная процедура («слабая форма» концептуализации) построения и использования концептуальной модели в социологическом исследовании. Однако и ее применение существенно повышает конструктивность разработки социологических исследовательских проектов.

Разработка концептуальной модели представляет собой построение взаимосвязанных определений понятий (образующих модель), в которых указываются свойства объектов, составляющих содержание многомерного предмета исследования.

 

Итак, определить понятие – это означает:

– определить понятие через родовые признаки, видовые признаки и их значения. Родовые и видовые признаки – это взаимоопределяемые признаки. Родовые признаки обозначают некоторое целое, а видовые признаки – его структурные части или свойства целого. В зависимости от цели анализа в одном случае определяемое понятие может иметь признаки родового (более абстрактного) обобщающего понятия по отношению к видовым (менее абстрактным) понятиям. А в другом случае определяемое понятие может иметь признаки видового (менее абстрактного) понятия по отношению к родовому (более абстрактному) обобщающему понятию.

Общие признаки, относящиеся ко всем обобщаемым предметам в пределах выделяемого класса предметов, называются родовыми.

Дополнительные признаки, позволяющие отличать обобщаемые предметы друг от друга в пределах выделяемого более обширного класса предметов, задаваемого родовым/ми признаком/ами, называются видовыми.

Родовой признак – это признак,характеризующий выделяемый класс предметов как множество (структурное целое), каждый элемент которого обладает этим признаком.

Если в качестве элементов этого множества выделить «подмножества данного множества», то полным логическим определением множества будет «множество В(М) всех подмножеств данного множества», т.е. «булеан» (понятие из теории множеств Н.Бурбаки).

Определить понятие через родовые признаки – это, значит, указать в данном понятии все общие признаки (обобщающий признак) выделяемого класса предметов. Эта совокупность признаков обладает следующим свойством: если какой-либо из этих признаков убрать, то получится более общее понятие, чем то, которое мы хотим определить; если какой-то признак добавить – то часть предметов, который мы относим к объему определяемого нами понятия, не будут соответствовать определению.

Видовые признаки – это дополнительные признаки,характеризующие отличие друг от друга каждого из предметов, выделенных на основе родового признака в общий класс.

Определить понятие через видовые признаки – это, значит, указать в данном понятии те особенные признаки предмета и значения этих признаков, которые отличают его от других предметов, входящих в выделяемый общий класс предметов как структурное целое, которому они принадлежат в качестве его частей – элементов.

 

Пример: социологическое определениепонятия «Семья» задается через выделение её свойств, значимых для изучения в социологии (а не в экономии, юриспруденции, психологии и т.д.).

Так,понятие «Семья» задается через выделение её (абстрактных) свойств, как явления вообще, следующими родовыми признаками.

Семья – а) это такая малая социальная группа(т.е. одна из совокупности малых социальных групп), члены которой: б) связаны кровно-родственными отношениями и в) ведут совместное хозяйство.

В данном случае семью (социологически понимаемую) как особенную малую группу существенно отличают от других малых социальных групп два указанных родовых признака.

– кровно-родственные отношения между членами малой социальной группы (обратим внимание, что дополнительным признаком, по которому проходит видообразование малых социальных групп, являются отношения между членами группы, а значением этого признака, которое порождает данные вид – кровно-родственные отношения)

– ведение совместного хозяйства членами малой социальной группы (опять же, дополнительный признак – совместная деятельность, его значение – ведение совместного хозяйства).

Видовыми признаками понятия «Семья» могут быть:

Разнообразие кровно-родственных отношений между членами малой социальной группы (т.е. дополнительные признаки кровно-родственных отношений).

Разнообразие форм ведения совместного хозяйства членами малой социальной группы (т.е. дополнительные признаки ведения совместного хозяйства).

Другие дополнительные признаки малых социальных групп (количество членов семьи, их национальная принадлежность и т.п.).

 

Понятия, входящие в концептуальную модель называются концептуальными понятиями. Определение концептуальных понятий выражает наивысший уровень обобщения свойств исследуемого явления.

Определения концептуальных понятий берутся из тех теорий, которые положены в основу концептуальной модели исследования.

Поскольку понятия бывают простыми и сложными в зависимости от структуры предмета исследования, то важно знать алгоритм конструирования определений сложных концептуальных понятий.

Простое концептуальное понятие – это понятие, которое определяет видовые признаки одного явления, представляющего предмет исследования.

Пример: понятие «Семья».

Сложное концептуальное понятие – это понятие, которое определяет видовые признаки нескольких явлений, представляющих в своем сочетании исследуемый предмет.

 

Конструирование сложных концептуальных понятий представляет собой соединение нескольких определений простых понятий, составляющих сложное понятие, в одно понятие.

Пример: «общение с подростком в семье».

Сложная структура явления, выражающего Предмет исследования, состоит из трех простых явлений:

- Семья,

- Подросток,

- Общение.

Семья - это такая малая группа, члены которой связаны кровно-родственными отношениями и ведут совместное хозяйство.

Подросток – это большая социально-демографическая группа, находящаяся в возрастном диапазоне от 11 до 15 лет.

Общение специфическое межличностное взаимодействие людей как представителей определенных социальных групп.

Общение с подростком в семье – это межличностное взаимодействие людей, связанных кровнородственными отношениями и ведущих совместное хозяйство с одним из своих представителей, находящемся в возрастном диапазоне от 11 до 15 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.122 (0.012 с.)