Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зачем нужно содержательное определение концептуальных понятий исследования?

Поиск

Сущностное определение концептуального понятия выделяет только обобщающий видовой признак исследуемого социального явления, то есть его границу.

И хотя задача исследования состоит в измерении состояния исследуемого явления, но обобщающий видовой признак измерить нельзя, поскольку в действительности он не существует и, следовательно, не поддается наблюдению. Как таковой обобщающий видовой признак является бессодержательным.

Пример Нельзя наблюдать « Склонность мальчиков-подростков кпреступлению», ибо в действительности такое явление как общественно-опасное деяние, подлежащее уголовному наказанию не существует и его нельзя наблюдать.

Но можно наблюдать конкретные действия людей:

¨ которые подпадают под его сущностное качество (преступление – общественно-опасное деяние, подлежащее уголовному наказанию);

¨ и эти конкретные действия представляют собой содержание данного явления.

Чтобы измерить состояния исследуемого явления, необходимо раскрыть содержание его сущностного качества.

Под содержанием исследуемого явления понимается множество конкретных свойств, которые соответствуют его сущностному качеству.

 

Сущностное качество                                       Содержательные свойства

Процедура содержательного определения концептуальных понятий состоит в раскрытии структуры свойств сущностного качества исследуемого явления, а именно в выделении состава свойств, которые выступают в виде признаков данного явления.

Пример выделения состава входящих в данное социальное явление

частных (видовых) явлений и отношений между ними

Явление, рассматриваемое как источник формирования независимой переменной Я вление, рассматриваемое как источник формирования зависимой переменной
Сущностное определение: Общения матери с мальчиком-подростком – это такое взаимодействие женщины с мальчиком, находящимся в возрасте от 12 до 19 лет, с которым она связана кровными отношениями по факту рождения, которое носит межличностный характер Сущностное определение: Склонность мальчиков-подростков к преступлению - это предрасположенность мальчиков, находящихся в возрасте от 12 до 19 лет, к такому общественно-опасному действию или бездействию, которое подлежит уголовному наказанию
Обобщающий видовой признак взаимодействие, которое носит межличностностный характер Обобщающий видовой признак - общественно-опасные действия или бездействия, которые подлежат уголовному наказанию
Содержательное определение: Общения матери с мальчиком-подростком – это межличностное взаимодействие, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций, образцов поведения, посредством чего женщина регламентирует поведение и действие мальчика, находящегося в возрасте от 12 до 19 лет, с которым она связана кровными отношениями по факту рождения Содержательное определение: Склонность мальчиков-подростков к преступлению - это предрасположенность мальчиков, находящихся в возрасте от 12 до 19 лет, к общественно-опасному действию или бездействию, которое характеризуется причинением или угрозой причинения вреда интересам общества в целом, либо имеющим общественное значение правам и благам отдельных граждан и подлежит уголовному наказанию

Для чего необходимо раскрыть содержание сущностного качества исследуемого явления? – Для того, чтобы:

¨ Получить целостное представление о свойствах исследуемого явления.

¨ Уточнить те стороны, которые будут исследоваться.

¨ Определить основания типологизации исследуемого явления.

Структура свойств обобщающего видового признака исследуемого явления берется из теоретических основ исследования.


[1] См.: Концептуализация и смысл /Отв. ред. И.В.Поляков. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1990.; Бургин М.С. Абстрактная теория свойств и шкалирование в социологии //Экспертные оценки в социологических исследованиях /Отв. ред. С.Б.Крымский. – Киев, 1990. С. 243-264.; Кузнецов В.И. Понятие и его структуры. Методологический анализ. Киев: Ин-т философии НАН Украины, 1997.; Бургин М.С., Кузнецов В.И. Теория именованных множеств как инструментарий методологического анализа //Методологическое сознание в современной науке. Киев: Наукова думка, 1989. С.135-171.

[2] См.: Иванов А.Ю. Введение в технологию концептуализации предметных областей социологии: основы полагания ядра теории (на примере родственных отношений) //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2017. № 1. С. 4-27. (http://vestnik.socio.msu.ru/jour/article/view/240/21); Никаноров С.П. Концептуализация предметных областей. – М.: Концепт, 2009.– 268 с.; Никаноров С.П. Концептуальные методы // Проблемы и решения, № 12, 2001. – М.: Концепт, 2001. – С. 118-127.; Кучкаров З.А., Шаляпина С.К. Некоторые методические аспекты концептуализации предметных областей (на примере построения концептуальной схемы “друзья и враги”) //Социология: методология, методы, математические модели (4М). М., 1996. № 7. С. 9-29.; Кучкаров З.А. Методы концептуального анализ и синтеза в теоретическом исследовании и проектировании социально-экономических систем /Курс лекций. В 2-х т. – М.: Концепт: МФТИ, 2008. 216 с., 200 с. (3-е изд., доп. и испр.).; Кононенко А.А., Кучкаров З.А., Никаноров С.П., Никитина Н.К. Технология концептуального проектирования /Под ред. С.П.Никанорова. – М.: Концепт, 2008. – 580 с. (2-е изд.); Никаноров С.П. Теоретико-системные конструкты для концептуального анализа и проектирования. – М.: Концепт, 2008.– 312 с. (2-е изд.); Иванов А.Ю., Никаноров С.П., Гараева Ю.Р. Справочник по теоретко-системным конструктам. – М.: Концепт, 2008. – 314 с.; http://www.acconcept.ru/publish/monograph.php

[3] См.: Бурбаки Н. Теория множеств. М., “Мир”, 1965.; Бурбаки Н. Математика или математики (La Mathematique ou les Mathematiques?)/ Архитектура математики (L’Architecture des mathematiques, Les grandas courants de la pensee mathematiques (Cahiers du Sud), 1948, p. 35 – 47. Русский перевод напечатан в сборнике “Математическое просвещение, вып. 5, 1960. стр. 99 – 112.

[4] См.: Бальцер В., Мулинз К.У., Снид Дж.Д. Архитектоника науки. Структуралистская программа /Общественные науки за рубежом // РЖ ИНИОН Сер."Науковедение. 1989, № 2. Авторы реф. М.С.Бургин и В.И.Кузнецов; Никаноров С. П., Персиц Д. Б. Об одном направлении в развитии теории систем и его значении для приложений. // Вопросы кибернетики. /АН СССР – М., 1977. – Вып.32. – с.74-89.; Никитина Н.К. Логико-математические средства проектирования сложных структур //Математические методы управления и обработки информации. – М.: МФТИ, 1985. С. 67-72.

[5] См.: Никаноров С.П., Масленников Е.В. Социологические исследования и концептуальный анализ //Социология: методология, методы, математические модели (4М). 1996. № 7. С. 59-60; Масленников Е.В. Концептуализация теоретической социологии: методологический подход и задача //Освоение и концептуальное проектирование интеллектуальных систем /Под ред. С.П.Никанорова. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. М., 1990. С. 124-129.

[6] См.: Аверин Ю.П. Построение концептуальной модели как инструмента социологического исследования социальной действительности // Тезисы докл. III Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения: Социальные процессы в современной России: традиции и инновации» / Под ред. В.И. Добренькова и др. Т.1. – М.: КДУ, 2007. С. 155-158.

[7] См.: Масленников Е.В. Принципы формирования концептуальной модели предмета в методологическом контексте социологического измерения //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология, 2011, № 3. С. 115-116.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.009 с.)