Это объясняет название первой подсистемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Это объясняет название первой подсистемы.



В качестве второй подсистемы выделена модельно-репрезентативная подсистема. Через нее осуществляется связь теории с реальностью. Основным конструктивным элементов этой подсистемы является первичная модель объекта из предметной области теории.

Третья подсистемапроблемно-эвристическая. Она представляет научную теорию как механизм постановки и разрешения познавательных и практических задач строгими и эвристическими методами

Четвертая подсистемапрагматико-процедурная. Ее выделение в теории связано с тем, что теория существует в реальной научной практике как система преобразований, действий, операций над конструктивными элементами.

В прагматико-процедурной подсистеме научной теории в качестве подсистем более низкого уровня выделены: операционная система и аксиологическая система.

Выделение операционной системы связано с тем, что с каждым конструктивным элементом теории соотнесены определенные операции. Например, понятия вводятся, модели обосновываются, утверждения доказываются, гипотезы проверяются. Понятия формируются с помощью операций абстрагирования и идеализации; значения свойств находятся с помощью операций наблюдения, измерения и вычисления; с задачами связаны операции их разрешения, формулировки и переформулировки; с моделями связаны операции их конструирования, анализа и соотнесения с экспериментальными данными о моделируемых явлениях и т. д.

В аксиологической системе основным конструктивным ее элементом является понятие оценки как операции.

Итак, на основе перечисленных положений можно сделать следующий вывод. Существенные различия между теориями заключаются в уровне зрелости и развития входящих в них подсистем.

Таким образом, в структурно-номинативном подходе не утверждается, что все названные компоненты (т.е. подсистемы) должны присутствовать в любой научной теории с начального момента ее формирования. Но современное состояние науки характеризуется тем, что теории различаются по степени наличия в них тех или иных описанных выше компонентов.

Начиная исследование, социолог стоит перед необходимостью разработки конкретной научной проблемы. Для этого необходимо собственное теоретико-методологическое самоопределение, необходима своя точка зрения на исследуемый предмет. Для такого самоопределения и служит Концепция.

В отличие от парадигмы Концепция обладает свойством теоретической конкретности.

Свойство – это категориальное понятие, выражающее сравнительную характеристику предмета, обусловливающую его различие или общность с другими предметами, поставленными в отношение к нему.

Обоснование Концепции заключается в рассмотрении различных теорий и выборе из них тех, которые позволяют с научной точки зрения объяснить существенные свойства исследуемого явления.

Обоснование Концепции исследования предполагает содержательные рассуждения, в которых оцениваются различные теоретические подходы с точки зрения возможности их использования для теоретического анализа Предмета исследования.

Пример

Исследовательский вопрос: Как различные виды общения родителей с подростком формируют его склонность к совершению преступлений.

Вкачестве теоретической основы исследования склонности подростков к совершению преступлений могут выступать:

Вариант 1 – Теория преступления;

Вариант 2 - Теория социальной аномии Р. Мертона;

Вариант 3 - Теория уровней межличностной зрелости Салливана и Гранта.

Пример обоснования выбранной теоретической основы для объяснения существенных свойств явления – «Склонность подростков к совершению преступлений», – рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной

В исследовании

Вариант 1 – Теория преступления

Теория преступления дает понимание сущности и содержания такого явления как преступление. Она раскрывает виды преступных действий и их содержательные характеристики, что является необходимым для оценки характера склонности подростков к совершению преступлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.007 с.)