Основные методы и принципы диагностирования машин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы и принципы диагностирования машин



 

Методы диагностирования подразделяют на две группы (рисунок 3.2): ор-ганолептические (или субъективные) и инструментальные (объективные). По ха-рактеру измерения параметров различают прямой и косвенный методы.

 

 


Методы диагностирования

 

                         
     

Прямые

   

Косвенные

   
                         
                         
                         
                         

 

 

Органолептические

       

Инструментальные

 
                                 
             

 

         

 

 
     

На с л у х

     

Пневмогидрав-

       

Вибро-

 
                     
         

 

 

Лический

 

 

 

Акустический

 
           
                           

 

 
                         

Магнито-

 
     

Визуальные

     

Тепловой

       
                 

Электрический

 
                   
                           
             

 

         

 

 
             

Энергетический

     

Спектро-

 
                     
   

С помощью ор-

             
                     

Графический

 
   

Ганов обоня-

                   
                             
               

Д р у г и е

     
   

Ния и осязания

           

 

 
                     
                                 
                                 

 

Рисунок 3.2 - Классификация методов диагностирования


 

57


Органолептические методы диагностирования включают в себя ослу-шивание, осмотр, проверку осязанием и обонянием.

 

Ослушиванием выявляют места и характер ненормальных стуков,шумов,перебоев в работе двигателя, отказов в трансмиссии, ходовой системы и т.п.

 

Осмотром у станавливают места подтекания воды,масла,топлива,тормоз-ной жидкости. Анализируют цвет отработавших газов, Дымление из сапуна, бие-ние вращающихся частей, натяжение ременных и цепных передач, качество вы-полняемой работы и т.д.

 

Осязанием определяют места и степень повышенного нагрева сопряжений,вибрации деталей, вязкость и липкость жидкости и т.п.

 

Обонянием выявляют по характерному запаху отказ муфт сцепления и по-воротов, течь бензина, электролита и охлаждающей жидкости, неисправность электропроводки и т.п.

 

Инструментальные или объективные методы применяют для измерения

 

и контроля всех параметров технического состояния, используя при этом техни-ческие средства.

 

По характеру измерения параметров методы диагностирования подразде-ляются на прямые и косвенные. Прямые методы основаны на измерении струк-турных параметров технического состояния машин (зазоров в подшипниках, про-гиба ременных и цепных передач, размеров деталей и т.д.). Из-за своей простоты прямые методы нашли широкое применение особенно при контроле механизмов

 

и узлов, расположенных снаружи машин. Применение прямых методов измере-ния параметров технического состояния объектов, находящихся внутри машины, ограничено большой трудоемкостью, связанной с разборкой сборочных единиц машины.

 

Косвенные методы основаны на определении структурных параметровтехнического состояния сборочных единиц машин по косвенным (диагностиче-ским) параметрам без разборки механизмов машины. Многие из этих методов осуществляются на основе преобразования механических величин в электриче-ские с применением электронных диагностических приборов и установок.

Рассмотрим основные методы определения диагностических параметров.

 

Измерение давления. Величины давления Р,нарастания давления dP dt,пе-

 

 


репад давления Р в значительной степени определяют техническое состояние и показатели работы многих сборочных единиц и систем машин. Физическая сущ-ность основана на том, что в системах и полостях новых машин при работе уста-

 

навливаются определенные величины Р,

dP

, Р характерные для соответству-

 

dt

 
     

 

ющих конструкций и марок. В процессе эксплуатации машины в результате износа сопряженных деталей, нарушения регулировок, загрязнения фильтров и т.п. проис-ходят изменения этих параметров. Определив их текущие значения, можно оценить состояние того или иного структурного параметра. Так, например, по давлению в системе смазки двигателя, которое изменяется в процессе эксплуатации от началь-ного (0,2…0,7 МПа) до предельного (0,1..0,15 МПа), определяют техническое со-


 

58


стояние масляного насоса и фильтров и подшипниковых сопряжений коленчатого и распределительного валов. Исключив фактор влияния масляного насоса и

 

фильтров, по изменению давления (dP dt) в системе смазки определяют общее техническое состояние подшипниковых узлов.

 


Давление в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в конце такта сжатия характеризует герметичность надпоршневого пространства (техни-ческое состояние поршневых компрессионных колец, плотность прилегания кла-панов газораспределения). Конкретизация объекта диагностирования в этом слу-чае происходит путем измерения объема газов, прорывающихся в картер двига-теля.

 

Важнейшими показателями технического состояния топливоподающей си-стемы дизельного двигателя являются давление Р начала впрыскивания топлива форсункой в цилиндр двигателя, давление, развиваемое плунжерной парой топ-

 

ливного насоса, время падения давления dP dt в топливопроводе над нагнетатель-ным клапаном, перепад Р в системе низкого давления.

 


Для гидросистем основными оценочными показателями являются: давле-ние и производительность, развиваемые насосом; давление срабатывания автома-тов возврата золотников в нейтральное положение; давление срабатывания предохранительного клапана, утечки в прецизионных парах при заданном давле-нии.

 

Измерение температуры в разных участках машины является важным ди-агностическим действием для определения технического состояния многих сбо-рочных единиц. Так, например, температура газов в цилиндре двигателя в конце такта сжатия определяет его пусковые качества, температура отработавших газов

 

– характер протекания рабочего процесса в цилиндрах двигателя. По темпера-турным параметрам определяется техническое состояние систем охлаждения вентиляции и отопления. Повышение температуры выше допустимого значения в точках подшипниковых узлов, тормозных колодок и фрикционных передач сви-детельствует о появлении неисправностей в соответствующих сопряжениях ма-шин.

 

Измерение параметров ускорения вращения коленчатого вала при не-установившихся режимах работы ДВС производится с целью определениямощностных характеристик.

 

Индикаторный крутящий момент двигателя в динамических режимах опре-деляется выражением

 

M i

M м.п

J

,

(3.1)

 

dt

 
           

 

где M i –индикаторный крутящий момент двигателя,Н·м;


 

59


M м.п -момент механических потерь,Н·м;

J - приведенный момент инерции двигателя, Н·м/с2;

- угловое ускорение коленчатого вала, рад/с2.

 


dt

 

Если при работе двигателя на холостом ходу с минимальной частотой вра-щения быстро передвинуть рычаг подачи топлива до упора, то разгон двигателя произойдет при полной цикловой подаче топлива. Это будет соответствовать ха-рактерной ветви характеристики до момента уменьшения подачи топлива за счет работы регулятора. В условиях разгона индикаторная работа двигателя затрачи-вается на преодоление инерционных сил сопротивлений и механических потерь.

 

На основании уравнений моментов можно получить

 

Ne

(M i

М м.п)ω J ω dω

,

(3.2)

 
             
  1000  

Dt

 
                   

 

где Ne -эффективная мощность двигателя,кВт;

ω - угловая скорость вращения коленчатого вала, рад/с2.

 

Учитывая, что приведенный момент инерции для конкретной марки двига-теля величина примерно постоянная, можно записать:

 

Ne C    ωdω ,                                                              (3.3)

ω   dt

 

где С ω -постоянный коэффициент для конкретной марки двигателя.

 

Из выражения (3.3) видно, что по изменению углового ускорения можно определить эффективную мощность двигателя.

 

Эффективную мощность двигателя можно определить и по временному интервалу разгона двигателя от минимальной частоты вращения n min до макси-мальной n max при резком изменении подачи топлива.

 

Этот метод реализован в электронном диагностическом приборе ИМД-Ц, автоматизированной диагностической установке КИ-13940 и в машинотестере КИ-13950.

 

Виброакустический метод диагностирования основан на измерении сиг-нала, поступающего от датчика, закрепленного в определенном месте машины. Виброакустический сигнал характеризует механические колебания, сопровожда-ющие работу технического объекта, и содержит информацию о структурных па-раметрах его технического состояния.

 

Методы виброакустики отличаются от многих других большой универ-сальностью, мгновенной реакцией на незначительные изменения в системах и механизмах машин.

 

Для выделения полезной составляющей сигнала из всего вибрационного процесса используют различные методы локализации: временной, частотный,


 

60


амплитудный, перераспределение нагрузки на проверяемый механизм с целью повышения уровня полезного сигнала и снижения помех от неисправных меха-низмов.

 

Приближение места установки вибропреобразователя (датчика) к месту взаимодействия сопряжений машины (см. рисунок 3.1), направленность его чув-ствительного элемента относительно возмущающей силы служат эффективным способом повышения уровня полезного сигнала. Это особенно важно при диа-гностировании сравнительно простыми малогабаритными электронными прибо-рами типа ЭМДП-2М, ЭМДП-3.

 

Магнитоэлектрический метод диагностирования основан на регистра-ции изменяющегося магнитного потока в датчике диагностического прибора, взаимодействующего с вращающимися (движущимися) деталями механизмов машины. Индуцируемая ЭДС в магниточувствительном элементе датчика про-порциональна скорости движения детали, т.е.

 

U вых = k υ (t), (3.4)

 

где    U вых -ЭДС на выходе датчика;

 

k - коэффициент пропорциональности;

υ - скорость движения детали;

 

t -время.

 

Метод позволяет регистрировать перемещения, фазовые параметры (мо-мент впрыска, начала подачи топлива, фазы газораспределения) и определять от-ношение этих параметров от номинальных значений.

 

Реализация этого метода нашла применение в разработках таких диагно-стических средств как ЭМДП, ИМД-2М, стробоскоп и других

 

Кинематометрия является одним из наиболее эффективных методов кон-троля и диагностирования технического состояния машин и механизмов, в состав которых входят зубчатые и винтовые передачи, подшипники качения и скольже-ния, муфтовые соединения и т.п. По сравнению с близкими по назначению и ши-роко применяющимися в настоящее время методами диагностирования, основан-ными на измерении и анализе шума и вибрации машин, данный метод имеет ряд принципиальных особенностей и преимуществ, из которых можно выделить как минимум четыре наиболее важные.

 

Во-первых, он является прямым методом диагностирования, что позволяет без разборки механизма по результатам измерений определять не только вид де-фекта того или иного из его звеньев, но и оценивать величину и степень развития данного дефекта. Полученные с использованием этого метода данные о величине кинематической погрешности и её отдельных составляющих могут быть легко сопоставлены с допусками, установленными для контролируемых механизмов в нормативной и (или) конструкторской документации, что существенно облегчает


 

61


постановку диагноза. Кроме того, эти же данные могут быть использованы для расчета динамических нагрузок, возникающих при работе машины, что повыша-ет достоверность прогнозирования её эксплуатационного ресурса.

 

Во-вторых, кинематометрия обеспечивает возможность контроля и диагно-стирования низкооборотных машин и механизмов, что практически невозможно

 

в случае использования виброакустических методов. Кроме того, при необходи-мости, современные кинематомеры могут применяться при проведении статиче-ских измерений, позволяющих, например, выявлять деформации валов или вели-чины зазоров в механических передачах.

 

Третьим важным достоинством данного метода является то, что он обладает повышенной чувствительностью, позволяющей измерять геометрические по-грешности кинематических звеньев с разрешающей способностью для угловых перемещений до 0.3 угловых секунд, а для линейных до 0.1 мкм. Эта особенность позволяет использовать контроль кинематической точности для выявления де-фектов машин на самой ранней стадии их развития.

 

Ещё одним (четвёртым) положительным качеством кинематометрии является то, что данный метод обладает высокой помехозащищённостью. С одной сторо-ны это проявляется в том, что на результаты измерения кинематической погреш-ности диагностируемого механизма практически не оказывает влияние работа соседних механизмов. С другой стороны в спектре сигнала кинематической по-грешности механизма полностью отсутствуют паразитные составляющие, свя-занные с резонансными колебаниями его корпусных деталей. В случае использо-вания виброакустических методов диагностирования эти составляющие в той или иной степени обязательно присутствуют. Более того, при определённых условиях они могут существенно искажать реальную картину и приводить к ошибочным выводам при постановке диагноза.

 

Спектрографический метод диагностирования предусматривает анализпроб масла и иных жидкостей из полостей механизмов машины с целью выявле-ния интенсивности изнашивания деталей, работающих в соответствующей среде. Средствами электрографии можно установить темп износа движущихся и сопря-женных с ними деталей, трансмиссии и ходовой части машин. Для специального анализа масел применяется установка КИ-13955.

 

Диагностирование с помощью встроенных контрольно-измерительных приборов (функциональное диагностирование)осуществляется в процессе ис-пользования машин по назначению. По указателям температуры судят о состоя-нии системы охлаждения и режимах загрузки машины; по указателям и сигнали-заторам давления – об исправности системы смазки и пневмосистемы; с помо-щью тахометров и спидометров контролируют скоростные режимы и степень за-грязненности воздушного фильтра и т.д. Чем больше встроенных средств, обес-


 

62


печивающих непрерывный контроль за показателями работы машин и агрегатов, тем выше их надежность и эффективность работы.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.081 с.)