Управление именительным падежом существительных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление именительным падежом существительных.



Управление именительным падежом существительных.

Как слова дружат?»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги

Начинает логопед:

Девочка. Сколько слов я назвала? — Одно. — Девочка играет. А сейчас сколько слов? — Два. — Чтобы вы запомнили эти слова, вместо перво­го слова поставим картинку (девочка), а второе сло­во заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим пред­ложение вместе:

 «Девочка играет» — Кто играет? - Девочка..— Девочка что делает? — Играет. — Что мы узнали о девочке? — Девочка играет.  

— Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте сло­ва в предложении. Сколько слов? Какое первое (вто­рое) слово? Составим это предложение из полосок бумаги.

Посчитаем слова в предложении»

Оборудование: сюжетные картинки, палочки.

Логопед показывает детям картинки:    

Бабушка сидит.

Бабушка вяжет чулки.

Девочка ест суп.                                               

Девочка играет.

Предлагается из палочек составить схему предложения.  

Почему ты положил две палочки? — Потому что два слова в предложении.

— Какое это слово? (указывается первое слово)

— Что говорится о бабушке? (сидит)

Далее детям предлагается самостоятельно соста­вить предложение и графически изобразить схему палочками.

 

 

Какая полоска нужна?»

Оборудование: длинные и короткие цветные полоски.

1 Логопед: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложение — длинную». Ручка. Ручка лежит на столе. Мальчик. Мальчик взял барабан. Рыба. В озере много рыбы. Медведь. Медведь зимой спит. 2 Логопед: «Положите сначала длинную полоску, если услышите предложение, а под длинной по­лоской положите столько коротких, сколько слов в предложении»: Белка песенки поет.

 

Запиши предложение»

Оборудование: предметные картинки, длинные и короткие палочки.

1 У детей предметные картинки. По ним они составляют предложение из двух слов.

«Девочка идет» — Сколько слов в предложении. – Два. —  Назови первое слово.) - Девочка.

— Назови второе слово. — Идет.

— Запиши это предложение. Вместо слова «девочка» положи картинку, вместо слова «идет» -
полоску бумаги.                    

2. Выкладывают схему предложения из трех слов. Используются две предметные картинки. (Зайка — картинка) = (морковку — картинка). Вместо слова «грызет» — полоска бумаги. Kaкое первое (второе, третье) слово?

Какое слово по порядку?»

Оборудование: сюжетные картинки. Дети рассматривают сюжетные картинки, состав­ляют предложения из трех слов. Например:

Мама стирает белье.

Мальчик рисует дом. И т. д.

Дети считают количество слов. Затем произно­сят каждое слово в предложении по очереди

1-й ребенок: мама;

2-й ребенок: стирает;

3-й ребенок: белье.  

Затем все предложение воспроизводят целиком. Са­мостоятельно придумывают предложение из трех слов.

Чего не хватает»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.•     

Дети придумывают предложение  используя в  качестве подлежащего, картинку.

«Маша поливает». Выкладывается схема предложения. Называют 1-е, 2-е слово, соотносят с полосками.

Логопед убирает первую полоску. Предлагает прочитать предложение.  «__________поливает.»

— Получилось предложение? --Нет. — Что мы  не узнали? — Кто поливает?

Полоска ставится на место. Убирается вторая полоска. — Что получилось? — Маша. — Это будет предложение? — Нет. — Что мы не узнали? 

Что делает Маша. Полоска возвращается. Предложение воспроизводится. Затем составляется предложение из трех слов. «Маша поливает цветы». Разбор тот же.

 

Маша - растеряша»

Оборудование: предметные картинки.

Логопед: Вы уже знаете, как важно не потерять слова. А девочка Маша не знала. Вот послушайте, что
на говорит: «Где же, где мои ________. Обыщу все уголки. Их на ________ нет, и под  нет. На нет,  под ________нет. Да вот же они у _____________ кроватки»

— Вы поняли, о чем говорит Маша?

— Нет, потому что Маша пропускала слова.

— Давайте с помощью картинок поможем Маше правильно  сказать. Дети вместе с логопедом рассказывают.

Посмотри и скажи»

Логопед раздает детям игрушки и предлагает  по очереди выполнить с игрушками какое-либо действие.Остальные дети  по демонстрации составляют предложение.

— Витя, возьми стул. Посади на стул мишку

— Что сделал Витя?

— Витя посадил мишку на стул.     

Оля, дай кубик Лене. Что сделала Оля? И т.

Деформированный текст».

Детям предлагается составить предложения из слов:

Орехи, в, белка, прячет, дупло. По, Зайка, лесу,

прыгает. На, ребята, пошли, прогулку.

Кто как передвигается?

Оборудование: карточки с изображением зверей, птиц, насекомых.

Логопед показывает картинку, дети составляют предложения:

Бабочка летает. Белка прыгает. Рыба пла­вает. Кузнечик скачет. Змея ползает.. Лиса крадется.

Можно предложить обобщенное значение: Прыгает кто? Летает кто? Ползает кто? Скачет кто? Крадется к mo? Плавает кто?

Угадай, кто?»

Кричит, каркает, летает, машет крыльями кто? Порхает, кружится, летает, машет крыльями кто?

Игра «Интонация».

При понижении голоса надо хлопнуть в ладо­ши. Сначала читается весь текст (для восприятия целостности предложений в сплошном 'тексте).

За­тем, понижая голос в конце каждого предложения, читающий предлагает детям хлопнуть в ладоши: Было жаркое лето. Дети пошли в лес за гри­ бами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаш.

 

Что не так?»

корова — лакает

свинья — грызет

собака — хлебает

волк — поет

бабочка — кусает

тигр — молчит  

зебра — рычит

баран — клюет

У кого больше»

Оборудование: предметные картинки — слова в единственном и множественном числе.

— У меня красный шар.

— У Вити красные шары.

 

Прогулка».

Оборудование: картинка с изображением време­ни года, например, зимы. У детей мелкие сюжетные картинки.

Читается рассказ. Дети кладут па большую картину свои картинки. Наступила зима. Надает мяг­кий пушистый снег. Дети взяли санки и пошли па горку.

 

Неведомая страна»

Оборудование: мелкие предметы и картинки, «неведомая страна» сделана из бумаги коричнево­го цвета.

Логопед предлагает расположить в неведомой стране картинки с изображением африканских животных. Дети называют животное, рассказывают но картинке, что оно собой представляет, рассуждая так: Это жираф. У жирафа длинная шея, шкура у него пятнистая, ноги топкие, длинные. Жираф ла­комится листочками с деревьев.

У кого похожая картинка?»

Оборудование: сюжетные картинки с изображе­нием предметов в ед. и мн. числе.

— На моей картинке мальчик моет окно. У кого есть такая же?

— На моей картинке мальчики моют окна.
Таким образом, обыгрываются все картинки.

 

Игра «Кого, чем покормим?»

Оборудование: предметные карточки с изобра­жением животных.

Ход игры: Дети по очереди рассказывают, какое у них животное и чем его можно покормить. При­мерный рассказ: «У меня лошадь, я дам ей охапку сена, кусок хлеба, налью ведро воды.»

Игра «В ресторане»

Оборудование: предметные картинки или набо­ры кукольной (детской) посуды.

Ход игры. Выбирается ребенок на роль офици­анта, остальные дети рассаживаются за столами. Официант обходит столы и собирает заказы, кото­рые тут же «выполняет». Примерный диалог:

Клиент: Принесите мне тарелку супа, порцию картофеля, два кусочка хлеба и стакан сока.

Официант: Вот ваша тарелка супа, порция кар­тофеля, два кусочка хлеба и стакан сока.

Игра «Эрудит»

Ход игры: логопед задает вопрос, а дети должны быстро на него ответит.

 За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тог, у кого фишек окажется больше всех.

Примерные вопросы — ответы:

-- У кого большой хобот? -- Хобот у слона.

-- У кого пушистый хвост? — Пушистый хвост у лисы.

- У кого нос пятачком? — Нос пятачком у свиньи.

- У кого длинные уши? -- Длинные уши у зайца.

- У кого есть копыта? Копыта есть у лошади.

Игра «Чьи это вещи?»

- Оборудование: сюжетная картинка с изображе­нием семьи; предметные картинки.

- Ход игры: Детям предлагается внимательно рас­смотреть сюжетную картинку, после этого из набора предметных картинок дети должны отобрать те, на которых изображены предметы, принадлежащие членам этой семьи: «Это очки бабушки! А это лен­та девочки! Это часы папы!» и т. и.

-

-

Игра «Моё желание»

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением стакана, чашки, кружки и т. д.

Ход игры: Дети разбиваются на команды (но числу картинок), получают от логопеда картинку. Логопед просит представить, что на улице жарко, хочется пить, каждый может пожелать чего угодно, но только в той посуде, которая изображена на кар­тинке, доставшейся его команде. Выигрывает та ко­манда, которая высказала больше всего желаний. Примерные желания: «Я бы выпил стакан воды. Я бы хотела чашку чая. Я выпил бы кружку холодно­го молока» и т. п.

Игра «Путаница»

Оборудование: конверты с деталями разных ви­дов одежды.

Ход игры; Дети разбирают конверты с деталя­ми одежды и собирают детали в единое целое. Это полочка от рубашки. Это воротник от рубашки. Это рукав от рубашки. Это манжет от рукава ру­башки. Это снимка от рубашки. Я сложила все дета­ли от рубашки! Это спинка от шубы. Это капюшон от шубы... и т. д.

Игра «Заготовки на зиму»

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением овощей и фруктов.

Ход игры: Логопед говорит детям о том, что осе­нью хорошие хозяйки делают всевозможные заго­товки из овощей и фруктов на зиму.

Это и соки, и варенье, и джемы, и повидло, и компоты, и салаты, и многое другое. После этого детям раздаются предметные картинки с изобра­жением овощей и фру кто;, || предлагается поду­мать и сказать, что бы они приготовили из того, что изображено па их карточках. Примерные отве­ты: «Я приготовлю джем из слив, компот из слив и сок из яблок». «Я сделаю повидло из яблок, салат из перца, варенье из абрикосов» и т. и.

11. Игра «Из чего сделано?»

Оборудование: предметы, игрушки, изготовлен­ные из разных материалов.

Ход игры: Логопед демонстрирует детям пред­мет, дает этот предмет им в руки и спрашивает: «Из чего сделан этот предмет?»

Дети отвечают:

«Это мяч. Он сделан из резины». Или: «Это стакан. Он сделан из стекла». Таким образом обыгрываются все приготовленные для игры предметы.

Играем в сказку «Колобок»,

 рисуем сказку «Колобок»

Оборудование: бумага, карандаши.

Ход игры: все вместе вспоминают сказку «Коло­бок», после чего дети должны нарисовать одного из персонажей сказки (по желанию). Когда работа над рисунком завершена, каждый ребенок должен ответить па вопрос: «От кого ушел колобок?» Ответ дается с опорой па рисунок, который нарисовал ребенок.

Игра «Из чего мы едим»

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением посуды.

Ход игры: Все предметные картинки расклады­вают на столе. Детям предлагается ответить па воп­рос логопеда и взять со стола соответствующую картинку. Примерные вопросы:

Из чего наливают суп? - Суп наливают из кастрюли.

Из чего едят суп? - Суп едят из тарелки.

- Из чего наливают чай? — Чай наливают из чайника.

Из чего пьют чай? — Чай пьют из чашки.

-- Из чего наливают молоко? — Молоко, наливают из бидона.

Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется пи одной предметной картинки. Выигры­вает тот, кто ответит па большее количество вопросов.

 

Игра «Посмотри и скажи»

Оборудование: коробка с мелкими предметами, пенал с ручками, карандашами и фломастерами, шкатулка с набором для рукоделия (нитки, пугови­цы, булавки и т. п.), набор акварельных красок, набор карандашей и т. п.

Ход игры: Логопед поочередно берет и открывает коробки, шкатулки и т. п. и предлагает детям посмотреть и сказать: «Чего много в_____ пенале

(коробке, шкатулке и т. п.)?» Игра заканчивается, когда все коробки будут раскрыты.

 

Игра «Больница для игрушек»

Оборудование: поломанные игрушки Ход игры: Дети разбирают поломанные игруш­ки и идут с ними к «доктору»: «У меня мишка без уха», «У меня кукла без руки», «У меня заяц без хвоста», «У меня машина без колеса», «У меня  самолет без крыла» и т. д.

 


Игра «Мишка - хвастунишка»

Оборудование: предметные картинки или мел­кие игрушки.

Ход игры: На роль мишки-хвастунишки выби­рается ребенок, остальные дети получают предмет­ные картинки или мелкие игрушки. Мишка дол­жен ходить от ребенка к ребёнку и, рассмотрев картинку или игрушку, сказать: «У тебя одна чаш­ка, а у меня в берлоге много чашек!» или «У тебя одна машинка, а у меня в берлоге много машинок!» Дети должны отвечать мишке-хвастунишке: «Здесь нет твоих машинок, а моя — вот она!» или «Сейчас у тебя нет твоих чашек, а у меня она есть!» Таким образом мишка обходит всех детей, после чего мож­но выбирать нового мишку, детям сменить картинки.

 

18. Игра «Для чего эта посуда?»

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением посуды.

Ход игры: Логопед поочередно показывает де­тям предметные картинки и задает один вопрос: «Скажите, для чего нужна эта посуда?» Дети отве­чают: «Это кастрюля для супа», «Это бидон для молока», «Это кувшин для воды» и т. д. Игра за­капчивается определением последней карточки, а вы­игрывает тот, у кого карточек окажется больше.

21. Игра «Считай-ка!»

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением голубей, коней, дверей, карасей и т. п.

Ход игры: Детям предлагается рассмотреть кар­тинку, назвать то, что на ней изображено и ответит)) на вопрос: «Знаешь ли ты, как будет называться 5 таких предметов (птиц, зверей и т. и.)? Попроси их у меня!» За правильный ответ ребенку дают фишку, а выигрывает тот, кто наберет фишек боль­ше всех.

Игра «Магазин игрушек»

Оборудование: стеллаж с игрушками.

Ход игры: Дети выбирают продавца для своего магазина, детальные становятся покупателями. Пе­ред покупателями ставится задача: купить много игрушек (много мишек, много кукол и т. д.) или спросить у продавца игрушку, которой нет на стел­лаже. Примерные диалоги: «Мне нужно много ку­кол для дочек». — «Кукла только одна, других ку­кол пока нет». «Нет ли у нас зайцев? » — «Зайцев пет, по есть много других зверей» и т. п.

 

 

Игра «Овощной магазин»

Оборудование: предметные картинки, муляжи

овощей, фруктов.

Ход игры: Дети выбирают продавца, который объяв­ляет, что в магазин привезли много фруктов и овощей:.апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, баклажа­нов и т. д. Дети-покупатели подходят за покупками: «Взвесьте мне пять килограммов апельсинов! Дайте мне шесть ананасов». Продавец отвечает: «Возьмите, пожалуйста, пять килограммов апельсинов, шесть ана­насов!» Таким образом обыгрываются все картинки (муляжи) овощей и фруктов. Логопед работает «кон­тролёром» и следит за правильностью речи детей; если кто-то ошибается, ошибку исправляют, а фразу-«заказ» повторяют хором все «покупатели».

 26. Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Оборудование: картинки с изображением неза­конченных предметов.

Ход игры: детям показывают картинки и про­сят внимательно посмотреть, что на них изображе­но и чего не нарисовано забывчивым художником.

Например: «Это птица. У птицы нет крыла». «Это медведь- У медведя нет лапы». «Это диван. У дива­на нет снимки» и т. д.

 

Кому что нужно для работы»

а) Удочка нужна кому? -- Рыбаку.

Указка нужна кому?  Учителю.

Кисточка нужна кому? — Художнику.

Лекарство нужно кому? - Врачу, больному

Ружье нужно кому? -- Охотнику.

Ножницы нужны кому?  Портнихе.

б) Кому нужен для работы градусник?

Кому нужна расческа?

Кому нужен огнетушитель?

Кому нужен для работы рубанок?

Кому нужны для работы весы?

Кому нужна поварешка?

Кому нужна швейная машина?

в) Игла (е) — нитка, забор (у) — калитка, суп (у) — картошка, а книжке — обложка.

Мышк(е) - норка, братишк(е) сестра.

г) Улитке -- пруд, а лентяйке -- груд.

Солнышку -- Л ЕТО,

а рифмы  поэту.

 И всем, без сомненья, нужны воскресенья!

 

Нарисовать, кто что любит.

Что любит заяц? собака? корова? коза?

4. Закончи предложения:

Учитель учит кого? Машинист ведет кого? Врач лечит кого? Художник рисует что? Почтальон разносит что? Конюх поит кого? Повар готовит что? Доярка доит кого?

Кто что делает (профессии).

Оборудование: картинки с изображением про­фессии: повар, портниха, врач, продавец, тракторис­ты, пастух, художник.

Логопед показывает картинку и спрашивает: «Что делает повар?»

Вариант: Вопрос задает один из друзей.

 

 


1. Исправь ошибки:

Играли в прятки.

Прятались все.

Коля в овес, Оля — за Кол_,

Егорка - за горк_,

Андрейка — за лейк_,

Тимоша - за кошк_,

Лена — за сено_,

Света - за ветк_,

Игнат - за ушат,

Филипп - за гриб.

 Шарик пришел,

 Сразу всех нашел.

 

2. «День рождения у козы».

У коровы день рождения. В гости придут разные звери. Для каждого коза приготовила угощение. Кошке........... - молоко, корове - траву, собаке  - косточку, свинье — похлебку. Много хлопот у хо­зяйки-козы. По вот пришли гости. Сели очи за стол и с удовольствием съели угощение.

Корова жевала____

Кошка лакала____

Собака грызла____

Свинья хлебала

Гости ушли сытые и довольные.

 

Дополни предложение.

Полотер натирает что? (пол) Пылесос собирает что? (пыль)

Утюг гладит что?_____

Швейная машина шьет что?

Хлеборезка режет что?____ (хлеб, булка)

Картофелечистка чистит что? ____

Мясорубка мелет что?____

 

 

Добавь слово.

К каждому слову-действию придумать ряд слов, которые называют предметы, отвечающие па воп­рос винительного падежа:

Читаю что?____

Мою что?_____

Слушаю что? _____

Жду кого? _____

Сажаю что?

Поливаю что?_

Завязываю что?

Покупаю что?_

Догоняю кого? _

Люблю кого?

 

Что перепутал Буратино?

Буратино говорят детям: «Я ходил па лес. увидел белка. Белка прыгнула на дупло.»

Выполнение действий.

Оборудование: игрушки. 

 а) Логопед шепотом дает задание ребенку, кото­рый выполняет его.

I Дети строят фразу по увиденному:

Аня поло­жила куклу на кровать.      

Вова убрал карандаш в шкаф.   

б) Логопед вызывает ребенка и говорит:

Положи  кубик стол (на стол, под стол - ребенок не знает).

7. Измени форму слов:

Люблю кого? что? (мама, Родина, сад) Цепи что? (груд, забота, дружба) Береги что? (книга, игрушка, деревья, птицы) Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение)

Соблюдай что? (порядок, чистота, правило)

Кто что делает?

Картинки с изображением детей, совершающих какое-либо движение.

Ответ: Оля поет песню (читает книгу, траст в мя ч).

—Я пропустила очень важное слово. Догадай­тесь, какое.

-- Убери карандаш____ ящик.

Положи вилку ____ тарелку и т. д.

 

Кому что» (Дикие животные)

а) Игра 13 мяч. Логопед называет животное, ребе­нок говорит, что он этому животному приготовит
на обед. Можно использовать картинное лото.

б) Усложнение: добавить лишние картинки.

в) Усложнение. Подобрать из картинок животное к данному «меню».

Собираемся на прогулку.

Оборудование: предметы одежды и обуви.

Логопед: На улице весна, тепло, бегут ручьи. Дима

открыл____ (Шкаф) и надел па себя сначала______ ___,

затем      , потом        и наконец____.

Что спрятано?

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, мешочек.

Употребление нарицательных существительных в винительном падеже.

На ощупь определить, какой предмет. Я взяла ________свеклу).

Вариант: Развитие зрительного внимания: За­помнить предметы па столе. Закрыть глаза. Один предмет убирается.

Птичка.»

Села птичка пи окошко.

Посиди у нас немножко.

Посиди, не улетай!

Улетела птичка, ай!

Куда может сесть птичка? - (на окошко, на пол­ку, на шкаф)

Игра «Цирк»

Дети в масках. Придуман. Медвежонок играет в мяч. Слоненок продает шары. Лев прыгает в обруч. Тигр рисует дом.

16. Ответь на вопросы:

Дети любят маму, родителей, конфеты, игрушки, сладости.

— Кого любят дети?

— Что любят дети?

Маша запомнила песню, загадку, стихотворение, сказку.

— Что запомнила Маша?

Петя соблюдает порядок, чистоту, правила.

— Что соблюдает Петя?

Подбери картинку.

Утюгом гладят что? Веником подметают что? Лейкой поливают что? Холодильник заморажи­вает что?

Тряпкой вытирают что? Ножницами режут что?

Вариант «Кукла идет па прогулку». Картинка времени года. Дети определяют, какое время года, и соответственно отбирают одежду для куклы.

Сообщают: Я надену на куклу вязаную красную шапку.

Вариант: Оборудование: картинки, на которых нарисованы сапки,.лыжи, лопатка.

Логопед: На улице выпал снег. Ира пошла па прогулку. Что она взяла с собой?

 

Что взяла, клади на место»

Это Оленьке известно: Что взяла, клади па место! Только девочка мала, Забывает, где взяла.

На диван кладет калошу: А на стол сажает кошку. На пол ставит красный мак — Это гак или не так?

Если мама промолчала, надо делать все сначала.

 

 

Игра «Кто, чем защищается?»

Оборудование: картинки животных, птиц, фишки.

Ход игры: Логопед предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных и подумать: кто чем защищается?

Дети отвечают: «Слон защищается хоботом», «Собака защищается зубами», «Олень защищается рогами», «Еж защищается иголками», «Гусь защи­щается клювом», «Кошка защищается когтями» и т. д. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку, а выигрывает гот, у кого в конце игры фи­шек окажется больше.

 

 


1. Игра «Кто, чем питается?»

Оборудование: Предметные картинки с изобра­жением животных; предметные картинки с изоб­ражением продуктов питания.

Ход игры: Детям раздаются картинки с изобра­жением продуктов питания. Логопед показывает картинки с изображением животных, дети должны «покормить» это животное, используя свои картин­ки, при этом сказать фразу: «Дятел питается жука­ми и гусеницами». «Лошадь питается овсом и се­ном». «Белка питается орехами и грибами». «Кошка питается мясом и молоком» и т. д.

Игра «Мамины помощники»

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением веника, тряпки, тазиков с водой, полотенец, ваз с цветами.

Ход игры: Логопед предлагает детям помочь ей в составлении рассказа о брате и сестре, которые помогали маме. Для этого им нужно будет внима­тельно слушать рассказ и заканчивать фразу, опи­раясь на картинку, которую показывает логопед. Итак: «Мамы пет дома. Мы с (брат или сестра) решили убрать квартиру. Я подмел пол (веник), сестра стерла пыль влажной (тряпка). Брат вымыл посуду в (газ с водой), вытер чашки (полотенце). На стол мы поставили (ваза с цветами). Мама была довольна (помощники)».


Игра «Что чем делают?»

Оборудование: предметные картинки с изображением инструментов: пилы, топора, лопаты, иглы, ножа, ножниц и т. д.

Ход игры: предметные картинки раздают детям. Дети должны составить словосочетания, отвечая па вопрос «Чем?» Пилят, копают, шьют, режут и т. д.

Игра«Эрудит»

Ход игры: логопед задает вопрос, а дети должны быстро ответить на него. — Чем рисует художник?

 Чем режут хлеб?

 Чем гладят белье?

 Чем едят суп?

 

5. Игра «Машенькино угощение»

Оборудование: маски животных.

Ход игры: Одна из девочек выбирается на роль Машеньки, остальным дают маски животных. Ма­шенька зовет зверей к себе в гости и предлагает им угощение.  Но вот беда: не знает она, кому что предложить!   Животные  должны себя назвать и под­сказать Машеньке, чем же они питаются.

13. Игра: «Определи место игрушки!»

Оборудование: игрушки.

Ход игры: дети отправляются в игровой уголок и определяют, где стоят игрушки. Рядом с кем? Рядом с чем? Например: Кукла стоит рядом с миш­кой. Машина стоит рядом с кубиками.

9. «Измени по образцу!»

Ход игры: детям предлагается изменить по об­разцу следующие словосочетания: вьется как вьюн — вьется вьюном

смотрит, как волчонок —_____

скачет, как козел —_____

вертится, как юла —_____

воет, как волк —

смотрит, как баран —

и т.п.

 

Игра «Кто с кем?»

Оборудование: картинки с изображением живот­ных и их детенышей.

Ход игры: Логопед говорит: «Вышли па полян­ку разные животные. Разбрелись, разошлись но всей полянке. Стали мамы своих детей к себе подзы­вать... Помогите мамам, найдите их детенышей и скажите: кто с кем вышел гулять?» Дети выполня­ют инструкцию и отвечают «Лиса вышла с лисята­ми, белка вышла с бельчатами» и т. д.

 

Пары»

Оборудование: фишки.

Ход игры: Логопед предлагает детям найти пару:

чашка с блюдцем, суп с____, иголка с____, каша с

_____, чай с____, ваза с____, хлеб с___, лыжи с

___, косичка с____, пальто с_____, коробка с_____,

лошадь с__, корова с_____, овца с____, медведица с   , курица с, утка с      и т. д.

За правильный ответ дается фишка.                         


 


Игра «Кто за кем?»

Оборудование: фишки.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Водя­щие стоят впереди команды, спиной к детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за кем стоит? Пра­вильный ответ поощряется фишкой.

11. «Когда это бывает?»

Оборудование: картинки времен года.

Ход игры: Логопед предлагает детям разложить картинки, назвать времена года и сказать, что за чем идет: За зимой приходит весна, за весной приходит лето и т. п.

 

Игра «С чем корзиночки?»

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением грибов, ягод, орехов.

Ход игры: Логопед говорит: «Пошли дети в лес, а в лесу много грибов, ягод, орехов. Набрали дети полные корзиночки. Скажите, с чем у них корзин­ки?» Дети говорят; «У них корзинки с грибами!» «У них корзинки с малиной!»  т. д.

 

 

Игра «Прятки»

Ход игры: логопед предлагает детям спрятаться а в группе. После этого дети «находятся»: «Петя, выходи!» Петя выходит и отвечает на вопрос: «Куда ты спрятался?» Варианты ответов:

- Я был под столом!

—Я была за дверью!

—Я прятался за шкафом!

Игра «Угадай с чем?»

Оборудование:

Ход игры: логопед рассказывает, что на кухне готовят разные вкусные блюда: пекут пироги, варят супы, делают салаты и многое другое. Детям пред­лагается дополнить рассказ. «На первое варят суп. С чем же может быть суп?» - дети подсказывают: «Суп с мясом, суп с рыбой, суп с фасолью, суп с овощами» и так далее.

Логопед предлагает вспомнить, что можно при­готовить на второе. Дети говорят: «Пюре с карто­фелем, пюре с маслом, пюре с овощами» и т. п.

Таким образом обыгрываются разнообразные блю­да. Дети за верное дополнение получают фишки.

Игра «Ателье»

Оборудована приемная в ателье. Выбирается приемщица, которая будет принимать заказы у детей.

Дети собирают образцы кусочки ткани, и за­казывают разные виды одежды. При этом они дол­жны сказать, что просят сшить (юбку, платье, паль-го), из какой ткани, с какой отделкой.

Игра проводится в форме диалога.

 

 

Угадай, что изменилось»

Оборудование: игрушки.

Ребенок определяет изменение в расположении предметов игрушек: мишка сидел па столе, сейчас под столом.

Скажи, куда мы положили»

(предлоги: на, за, под)

Оборудование: игрушки, мелкие предметы.

Один ребенок выходит из комнаты, остальные прячут игрушку пли предмет. Ребенок возвращает­ся и ищет. Дети подсказывают: мяч под, мишка за.

 

Что нужно медвежонку»

Логопед раздает картинки: мыло, шарф, тарелка, зубная щетка, носки, шапочка, книги.

.Логопед: «Медвежонок проснулся, встал, надел _________, хотел умыться. Он взял      .

 Чем он чистил зубы? Чем вытирался? Мишка умылся и пошел  завтракать. Что ему дала мама? Нора идти в детский сад. Что он надел?»

 

Птичка и кошка»

(предлоги: в, на, с, из, под)

Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, дед, бабка,    кукольный театр.

Логопед расставляет игрушки на столе. Посередине избушка, перед нею садик, в саду дерево, под ним скамейка.

Дети дополняют предложения, сказанные лого­педом, и расставляют предметы.

-- Дед вышел откуда? (из избушки)

— И сел куда? (па скамейку)

— Под чем? (под деревом)

-- Птичка сидела где? (на дереве) и пела. Услышала ее кошка и прыгнула.

—  За кем? (за птичкой)

- Куда? (на дерево)

- Но птичка улетела и села.

- Куда? (па крышу избушки)

- Кошка полезла за кем? (за птичкой)
Но птичка улетела.

- бабушка вышла откуда? (из избушки)

- Рассердилась на кого? (па кошку)

- И прогнала ее куда? (па чердак)

Всякой вещи свое место».

Оборудование: картинки — шкаф, мыльница, футляр для зубной щетки, пенал и т. д.

— Где хранят платья, книги, ручки, чашки. Вилки, зубные щетки и т. д.

 

Где изготовляют?»

Картинки: фабрика, типография, завод, пекарня.

— Где пекут хлеб?

— Где делают машины?

— Где печатают книги?

— Где ткут ткани? И т. д.

 

Где что покупают?»

Лекарства покупают в аптеке.

Хлеб покупают в__ магазине,

Газеты покупают в _ киоске. и т. д.

 

Как люди передвигаются?»

По суше. По воде. По воздуху Словарь:

а) лошадь, машина, автобус, мотоцикл, трамвай, велосипед, ослик, олень, собаки, верблюд.

б) плот, лодка, катер, пароход.

в) самолет, вертолет, ракета.

Образец фразы: люди едут па лошади по суше (земле).

                      11. «Ботаническое лото»

группировка картинок по темам:

 растения леса

растения поля

растения сада

Образец высказывания:

Грибы, орехи, ягоды рас­тут в лесу.

Лес и двор»

У детей картинки с изображением животных. На столе две большие картины с изображением леса и двора у дома. Дети берут свою картинку и определяют, где кто живее:

«Это лиса. Она живет в лесу».

 

 

12. «Ответь на вопросы и нарисуй»

Где растут грибы? (в лесу)

Где растут ягоды? (в лесу, саду)

Где плавает рыбка? (аквариум, река, море)

Где живет крокодил? (Африка)

Где пасется корова? (луг, пастбище)

Где стоит машина? (улица, гараж)

Где растет картофель? (поле, (пород)

 

Что где растет»

 Логопед показывает картинки овощей, ягод, фруктов,  грибов.

Дети кидают мяч друг другу и гово­рят: «Грибы) растут  в лесу, ягоды растут в саду».

Заботливые дети»

Оборудование; сюжетные картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями.    

 —С) ком заботятся дети?

— О чем заботятся дети?

Дети рассматривают картинки и составляют предложение.

Управление именительным падежом существительных.

Как слова дружат?»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги

Начинает логопед:

Девочка. Сколько слов я назвала? — Одно. — Девочка играет. А сейчас сколько слов? — Два. — Чтобы вы запомнили эти слова, вместо перво­го слова поставим картинку (девочка), а второе сло­во заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим пред­ложение вместе:

 «Девочка играет» — Кто играет? - Девочка..— Девочка что делает? — Играет. — Что мы узнали о девочке? — Девочка играет.  

— Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте сло­ва в предложении. Сколько слов? Какое первое (вто­рое) слово? Составим это предложение из полосок бумаги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.399 с.)