Развитие монастырской системы помощи. Основные направления помощи женщинам (XIV – первая половина XVII 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие монастырской системы помощи. Основные направления помощи женщинам (XIV – первая половина XVII



Монастырская система помощи представляет два основных этапа развития монастырей. Фирсов

1. объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси (XIV-XVI вв.).
=
Объединение земель вокруг монастырей происходит со второй половины XIV в., когда меняется характер монастырского управления, начинается переориентация жизнедеятельности монастырей, которые ставят перед собой прежде всего решение хозяйственных задач, превращая эти обители в самостоятельную феодальную вотчину. =Во главе нового монастырского реформирования стояли Сергий Радонежский и митрополит Алексий.

=Освобождение от налогов. Селившимся на монастырские земли давалась свобода от податей на 10 или 20 лет, а также свобода от суда княжеской волостей, с подчинением игуменскому суду во всех делах, «опричь душегубства».

= Монастыри-вотчины предоставляли посадскому человеку или крестьянину прибежище «на старости лет под монашеской рясой или в качестве бельца, живущего в тиши монастырской ограды», играя роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обязательным условием («отдар»)

=Монастыри заложили основу «пансионной» системы поддержки не только для мужчин, но и для женщин. Институт вдов за это время получает юридическое признание и «учреждение» (что позволяло вдовам жить в достатке на протяжении целого ряда лет). Более того, многие русские княгини (или их мужья) специально строили монастыри для проведения оставшегося срока жизни в его стенах. Постриги стали неотъемлемой частью женского жизненного сценария.Так, известна поместная грамота архиепископа Леонида вдове Марфе Пешковой с детьми, муж которой погиб на «государьской службе» (в государьском походе), в соответствии с которой семья обеспечивалась всесторонней помощью: обработка пашни, выплачивание денежного и хлебного оброка и другие виды помощи. Примечательна и грамота вдове Феодосье митрополита Киприана (1404 г.) на усыновление приемыша, приймачка, которому отдается: «...свой статок весь своему дитяти Тимошке, да село Поретовское съ деревнями».

2.колонизация Севера (XVI-XVII вв.).
=
Особенность формирования монастырей-вотчин на Севере связана с укрупнением разрозненных на погостах монастырей.
=Погост на Севере представлял «из себя пространство земли, где находился храм с прилегающим к нему кладбищем». На этих погостах стояли кельи, где поселялись монахи и монахини.
=Каждый из них имел свое хозяйство, а общими были храм и игумен, начальствовавший над ними.

=после постановления Собора 1503 г. об отделении мужских и женских монастырей, происходит их дальнейшее реформирование. Монастыри переходят на общинное общежительство: монахи уже не имеют личной собственности, все принадлежит только монастырю.

13. ОФОРМЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ (XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВВ.)
Массовые бедствия вели к формированию формы общественной самопомощи. Пример, связанный с массовыми эпидемиями. Иван IV в борьбе с эпидемиями начинает применять «полицейско-санитарные методы»: чтобы не произошло их распространение, организовываются специальные заставы.

=Тенденции к образованию государственных институтов.
Их задача — поддерживать определенный вид связи.
Деятельность Приказа Большого Дворца. Его задача — «выдача руги и милостных денег монастырям и церквам из государевой казны...»

=Ограничение роли церкви в деле помощи. В Судебниках 1550 г. впервые ставится вопрос о правомерности призрения лиц, не являющихся «клиентами церкви». Согласно церковному законодательству, под защиту церковной власти попадали: «...женщины, дети, престарелые, родители, рабы». Церковь нарушает свои же постановления, когда берет под свой патронаж торговых и городских людей. Именно против этого и направлено данное постановление.

=Помощь при пожарах - пожары, которые становились просто гибельными для многих жителей России. Поэтому в качестве охранной грамоты потерпевшим от пожара в 1560 г. появляется указ об отсрочке долгов с погорельцев: «В долгах приставов давати не велел и правити на них долгов не велел пять лет».

=В законодательстве отражена охрана нищих и убогих государственная власть официально легализовала институт нищенства (впоследствии он превратился в определенный образ жизнедеятельности).Под защиту закона попадают калики, городские нищие, а причинившие им насилие должны платить штраф.

=Государство стало стараться сгладить социальные болезни. И если Церковь выделяла такие, как пьянство, содомский грех, языческие обряды, то превентивные меры государственной власти направлены против «разбоя», «татьбы», «воровства», «зерни».

= Регулирование цен на хлеб в период массового голода. забота о простолюдинах. К таким мерам прибегает Б. Годунов в 1601 г., когда резко возрастают цены на хлеб, вводятся государственные твердые цены: «...продовати ржи четь по полтине, овса четь в полпо-тины, ячменя четь в четыри гривны». Предусматриваются карательные действия в отношении лиц, утаивающих хлеб или завышающих цену на него.

14. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В XIV-XVII ВВ (СУДЕБНИК 1550 Г., СТОГЛАВ, ДОМОСТРОЙ, СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 Г.).
Изменение способов помощи шло параллельно с укреплением законодательства. Оно становилось мерилом поступков, норм и требований к призрению. Прямая священная обязанность русских царей как преемников православного царства позволяла законодательно вмешиваться в дела церкви.

В Судебнике 1550 г. были сделаны попытки устранить неразбериху в церковной благотворительности.
=Было запрещено уходить жить в монастырь торговому люду (городским и черноволостным).
=Судебник защищал честь любого члена общества, однако штрафы за "бесчестие" (оскорбление словом или делом) различались. За бесчестье боярина обидчик платил штраф 600 рублей, за дьяка - 200 рублей, за первостепенного купца - 50 рублей, за посадского человека — 5 рублей, крестьянина — 1 рубль.

Стоглавый собор 1551 г. поставил задачу улучшить нравы духовенства.
=Собор признал, что пьянство наносит наибольший ущерб монастырскому благочестию. Приняты меры по борьбе с пьянством священников.
= Внимание собора было уделено и проблеме борьбы с ересями и суевериями, ради сохранения нравственного здоровья подданных.
= был поднят вопрос благотворительности. Собор констатировал широкое распространение нищенства при практически полном отсутствии надлежащих мер призрения как со стороны церкви, так и со стороны государства. На Соборе царю было рекомендовано поставить на учёт всех нищих, создать мужские и женские богадельни, куда селить всех нуждающихся прокажённых и стариков. Таким образом,

1. признавалось необходимым регулирование попечения о нищих со стороны государства, путём особых царских повелений;

2. впервые различаются категории нищих с установлением для каждой особых мер попечительства:

1) прокаженные и престарелые (нетрудоспособные нищие) должны получать от церкви кров, пищу и одежду, то есть помещаться в особые «богадельни»;

2) здоровые («здравые»), которые не могут работать по слабости сил (например, дети-сироты) либо по роду постигшего их несчастья, должны питаться, ходя по дворам «нищелюбцев», то есть просить милостыню;

3) здоровые и трудоспособные «должны подлежать страды», то есть определяться на общественные работы.

Домостро́й — памятникрусской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Содержание:
о строении духовном («Как веровати»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.005 с.)