Основные периоды развития социальной работы в США. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные периоды развития социальной работы в США.



«Дружелюбные посетители» (визитеры) из организации благотворительности могут считаться первыми социальными работниками - Ассоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х годах 19 в. в целях оказания материальной помощи бедным людям. Они сосредоточили свое внимание на выяснении условий возникновения нищеты. К концу 19 в. на смену «дружественным визитерам» в большинстве случаев пришли посещения оплачиваемых служащих.

Движение сеттльментов (особые микрорайоны города — квартал, район или дом, — где проживали главным образом иммигранты) положило начало социальной групповой работе.

Первым американским сеттльментом была Соседская гильдия, появившаяся в Нью-Йорке в 1886 г. К 1896 г. было уже 44 сеттльмента, а в 1911 г. — почти 400. В целом их интересовала образовательная деятельность и организация досуга, чем оказание благотворительности и преображение.

История социального обеспечения в США демонстрирует увеличивающуюся роль как государственных, так и частных агентств. тенденцию в течение трех периодов.

1 период: 1900—1930 гг., когда соц. помощь действовала на уровне местных органов управления, органов управления штатов и местных частных учреждений, организованных под эгидой Общественного фонда. Власть в вопросах социальной политики обычно принадлежала правительствам штатов, а федеральное правительство не имело отношения к этим многочисленным властным функциям.

2 период: 1930—1968 гт., когда федеральное правительство предприняло важные инициативы в области социального обеспечения.

В течение этого периода значительно возросла роль федерального правительства в деле социального обеспечения Наиболее важным новшеством было создание системы социального страхования государственной помощи, финансируемой федеральным правительством, и принятие федеральных законов, регулирующих условия труда (гарантирующих минимум зарплаты и ограничивающих рабочие часы) и отношения между трудящимися и администрацией

Программы поддержания доходов имели два направления — социальное страхование и материальная помощь. Социальное страхование предлагалось в качестве замены благотворительности, в 1930 г.

С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования —

·пенсии по старости

·пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем — пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше.

В 1948 г. социальное законодательство прежних лет и новый курс получили название курса на построение «государства всеобщего благосостояния» – этот термин прочно вошел в обиход. Политика была представлена в плане Бевериджа — английского экономиста, который считал, что государство должно гарантировать каждому гражданину в качестве основного права некоторый минимум экономической безопасности.

3 период: начиная с 1968 года, когда движение к «государству всеобщего благосостояния» сменилось политикой консерватизма.

3 период. 1968-1990 гг. Политика «кооперативного федерализма», которая стимулировала расширение системы дотаций и аппарата регулирования, была заменена «Новым федерализмом», впервые предложенным Президентом Никсоном. Снижение расходов на соц. сферу – т.к. это тормозит развитие. приоритетное значение для федерального финансирования имеют военные расходы и обеспечение экономического роста путем снижения налогов.

38. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТРУДАХ МЭРИ РИЧМОНД.
М. Ричмонд много усилий приложила для выявления общих закономерностей, позволяющих объяснять и прогнозировать результаты профессиональной деятельности, а также для систематизации процесса сбора информации, которая лежала в основе кейс метода.

М. Ричмонд сформулировала последовательность действий, составившую методику кейс работы. Весь процесс кейсработы был представлен ею в единстве 4 структурных элементов:
1) тщательное исследование;
2) точный диагноз;
3) кооперация со всеми возможными источникамисоциальной помощи;
4) воздействие. Как можно заметить, первые два – это собственно «социальный диагноз», вторые – процесс непосредственнойработы по разрешению вскрытой проблемы.
Наибольших успехов в области теоретических исследований добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода индивидуальной социальной работы.
 М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь неспособность инди-ида самостоятельно организовать свою независимую жизнь.
 Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель.
М. Ричмонд считала, что в социальной работе самое важное — грамотно поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помо-щи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий. Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения. М. Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самого индивида, так и социальной среды.
Социальные мероприятия М. Ричмонд на основе подходов психоанализа подразделяла на две взаимодополняющие друг друга категории:
- косвенный метод «лечения» состоит в воздействии на среду, в возможности по-средством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении.
-Непосредственный метод заключается в прямом воздействии на само-о клиента при помощи предложений, советов, уговоров, а также рациональных дискуссий с целью вовлечения клиента в выработку и принятие решений.

В книге «Социальные диагнозы» (1917) впервые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента.
Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы. Определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называла «принципами ментальной гигиены»:
- симпатизировать клиенту,
- отдавать ему предпочтение,
-поощрять его,
-строить с ним совместные ясные планы действий.
Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника.

39. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ В XX В.
подходы к социальной работе, которые делятся на:

1) психолого-ориентированные;

2) социолого-ориентированные;

3) комплексные.

В основе психолого-ориентированного подхода находится познание закономерностей и психологического развития и статуса человека в обществе. При этом выделяется несколько моделей организации социальной работы, на основе которых возникли такие ее виды:
- проблемно-ориентированная
-функциональная
-кризис-интервентная
-эго-ориептированиая
Их особенности, в том числе и в целостном осознании, постижении человека связаны с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, проистекающего из его детства и юности, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми.
  Объектом познания для социального работника в данном случае выступает клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта человека на его текущее состояние, на противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяет добиваться известных успехов.

Еще одной весьма распространенной традицией в развитии психолого-ориентированных подходов к социальной работе является бихевиористский или, как его иногда называют, бихевиорально-когнитивный подход.

Основной идеей, определяющей суть данной разновидности теоретического видения социальной работы, является утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его путем воздействия различного рода стимулов.

В последние три десятилетия в западной теоретической традиции как относительно самостоятельная ветвь сформировалась гуманистическая модель теории социальной работы, которую нередко называют экзистенциально-гуманистической. Данное направление в теории социальной работы сформировалась под влиянием К. Роджерса, А. Маслоу, развивших гуманистическую психологию, А. Камю,

Основные положения гуманистических моделей социальной работы исходят из понимания человека как целостной личности, находящейся в постоянном взаимодействии со своим окружением. Постигая человека, гуманистические модели теории социальной работы видят в нем, прежде всего, именно это. При этом обычно акцентируется внимание на партнерских отношениях клиента и социального работника, приоритетной представляется самопомощь нуждающихся, их активная роль в решении своих проблем.

Социолого-ориентированные подходы теоретического осмысления социальной работы сводятся к познанию закономерностей социального развития и структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов.

Известно, что становление социолого-ориентированных моделей теории социальной работы испытало влияние классического позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер), трактовавшего социологию как "социальную физику".

я роль клиента социальной работы ориентируется на учет естественных потребностей воспроизводства индивидуально-личностной и социальной жизни, объективных закономерностей эволюции человека и общества.

Важно учитывать возможности и культурологического аспекта теории социальной работы, возникшего не в последнюю очередь благодаря социологической теории П. Сорокина – создателя учения о социокультурной динамике современного общества, развивавшего идеи "интегральной социологии".Важно и то, что человек рассматривается здесь как неотъемлемая часть той культурной среды, социокультурной традиции, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы.

Комплексные подходы к теории социальной работы ориентируются на целостное видение социальных проблем человека. При этом широкое развитие получает ролевая теория, основателем которой считается Якоб Леви Морено. В ее развитии важную роль сыграли как социология, так и психология.

Представление о личностных ролях, используемое в ролевой модели социальной работы, предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни.

Наиболее распространенными технологиями, используемыми при работе с ролевой теорией, являются:

перемена ролей;

групповая дискуссия (ее предметом, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения в группе и т.д.);

групповая поведенческая терапия, целью которой является освоение новых ролей в группе и с помощью группы коррекция поведения клиента (в данном случае используются такие методики, как угасание, переобусловливание, моделирование, научение социальным навыкам, межличностным контактам);

арттерапия, направленная на раскрытие клиентом своей роли перед группой, интерпретация ее, стимулирование активности клиента;

методика "запрограммированных ролей" и др.

Среди других разновидностей моделей этого подхода выделяется социально-педагогическая модель. В ее основе лежит идея о том, что воспитание выступает частью процесса социального становления человека как сознательное целенаправленное воздействие на индивида, социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенных социальных качеств.

На процесс социального становления человека, формирования его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.017 с.)