Речь её формы, функции и значение в жизнедеятельности человека. Особенности развития речи детей раннего возраста и методика работы на занятиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речь её формы, функции и значение в жизнедеятельности человека. Особенности развития речи детей раннего возраста и методика работы на занятиях.



Билет №1

Подобрать д/и на развитие речи детей раннего возраста.

"Угадай, кто в корзине"

Задачи. Развивать сообразительность, внимание, желание высказываться по собственной инициативе, пополнять словарь за счет глаголов в единственном и множественном числе; упражнять в звукопроизношении.

Материал. Игрушки (кошка, собака, два ежа), спрятанные в корзине.

Содержание игры

Воспитатель берет корзину, говорит, что в ней спрятались игрушки, и предлагает угадать, какие. Загадывает загадку:

Мягкие лапки,

На лапках - царапки. На молоко глядит, "Мяу! Мяу!" - говорит.

Из корзинки показывается кошачья лапка.

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Билет №2

Подобрать д/и на формирование словаря детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача. Учить детей различать и называть предметы по характерным признакам. Активизировать словарь: вилка, расческа, ножницы, лента, кукла, мяч; есть, расчесывать, стричь, завязывать, играть, катать (возить); большой - маленький, название цветов (красный, синий и др.), острые, мягкий - твердый, пушистый, узкий - широкий, круглый.

Игровые правила. Отгадать знакомый предмет на ощупь.

Игровые действия. Ощупывание предмета.

Ход игры. Воспитатель показывает детям красивый мешочек.

- Дети посмотрите, какой красивый мешочек. Какого он цвета? Это мешочек не простой, а чудесный. С ним всегда разные чудеса происходят, откуда-то в нем появляются разные предметы. Сейчас мы посмотрим, что там лежит.

Воспитатель достает предметы по одному, а дети их называют. Затем он снова складывает их в мешочек и предлагает поиграть, определить предмет на ощупь.

- Кто хочет первым узнать предмет на ощупь? (Воспитатель вызывает первого ребенка по желанию). Опусти руку в чудесный мешочек, возьми предмет, но не вытаскивай руки из мешочка. Что ты взял?

- Я взял расческу.

- Достань предмет из мешочка, чтобы все видели. Ты,…., правильно угадал. Какого цвета расческа? Для чего она нужна? Что есть у расчески?

Таким образом, воспитатель вызывает всех детей, пока предметы не кончатся.

Чудесному мешочку понравилось с вами играть, и он решил на память подарить вам эти предметы. Воспитатель переводит детей на самостоятельную игру.

Билет №3

1. Развитие структурных компонентов речи в дошкольном детстве. Задачи, методы и содержание работы по развитию словаря с детьми раннего возраста

Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика; словаря – лексикология, а грамматического строя – грамматика. Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка.

Словарь, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны и взаимообусловлены, но формирование каждого из них имеет свою специфику и свои сроки, что в свою очередь обусловлено физическими и психическими изменениями развития ребенка. звуки закрепляются в период лепета через многократное повторение простых открытых слогов типа па- па- па, да- да- да и т. п. Принято выделять четыре основные задачи: Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а так же новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Закрепление и уточнение словаря. Активизация словаря. Устранение из речи детей нелитературных слов. Основное внимание в словарной работе уделять накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребёнка жизни, активизации разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, имён прилагательных, наречий.

Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Рассматривание игрушек. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети добыли в жизни опытным путём, и для обусловленных этими представлениями словесных форм. Подобрать д/и на согласование существительных и прилагательных.

Билет №4

Билет №5

1. Предмет, цели, задачи и содержание методики развития речи как учебной дисциплины.

Методика развития речи — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду.* Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целе­направленного педагогического воздействия. Она изучает за­кономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков ре­чевого общения у детей дошкольного возраста.**

Основная задача методики — разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими воспитателей детских садов, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности.
Основное содержание данного курса — формирование устной речи детей, навыков речевого общения с окружающими.
Методика развития речи, как и другие частные методики, дает ответ на такие основные вопросы:

2. 1) чему учить (какие речевые умения воспитывать у детей);

3. 2) как учить (какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи, при каких условиях);

4. 3) почему именно так учить (какими данными теории и практики обосновываются предлагаемые способы развития речи).
В методической теории отражены объективные особенности обучения детей родному языку, обобщено все лучшее в области методики развития речи, что создавалось в отечественном дошкольном воспитании и существует сейчас. Методикой устанавливается ряд твердых норм при решении тех или иных задач развития речи (например, необходимость специальных приемов обучения рассказыванию, определенная структура занятий по заучиванию стихотворений, разнообразие речевой деятельности детей на литературном утреннике и т. п.). Важно, чтобы эти нормы были достаточно аргументированы, осмыслены каждым педагогом.

Билет №6

Билет №7

1. Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Роль наблюдений и экскурсий в развитии словаря.

Экскурсии развивают мышление, внимание. Способствует развитию восприятия. У детей расширяется словарь. Большую роль играет и в эстетическом развитии детей.Главная задача – во время экскурсии учить детей планомерному наблюдению, умению последовательно переходить от анализа одной стороны объекта к анализу другой стороны. В процессе наблюдения осуществляется словарная работа с детьми. Воспитатель подбирает слова, которые будет вводить в словарь детей или закреплять. Приемы работы на экскурсии:

1)Сочетание непосредственного восприятия объекта, слова воспитателя и речи самих детей

2) Речевой образец (называние) имеет большое значение. Новые слова должны произносится четко, внятно. Можно интонационно выделять и

3)Можно многократно повторять необходимые слова и словосочетания. Необходимо варьировать методику повторений (используется буквальное повторение: (хоровое и индивидуальное), совместное произнесение слов педагогом и детьми. Игровое повторение: «А кто лучше скажет?» Ответы на вопросы: «Как ты думаешь, как надо сказать?”

4)Пояснение смысла слов, его происхождения.

 

Билет №8

1. Теоретические основы технологий развития речи. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста звукопроизношения, словообразования и средств интонационной выразительности.

развитие речи следует рассматривать не только с лингвистической стороны (здесь имеется ввиду процесс овладения ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и с точки зрения процесса формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (где речь идет о коммуникативных умениях), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения. высокий уровень развития речи дошкольника включает не только владение литературными нормами и правилами родного языка, но и развитую культуру общения со сверстниками и взрослыми, а кроме этого знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации; ну и конечно же, умение читать.

Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами Вначале появляется лепет, не имеющий еще социального значения.

В 10–11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период фонемного развития речи.

К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков.

Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько звуковых вариантов.

Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.

Большое значение имеет изучение смены «звуков-заместителей». Система замены одних звуков другими базируется, главным образом, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже – по способу образования».

 Овладев произношением звука ш (раньше произносился с), ребенок говорит «шобака», «волоши».

К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки.

В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.

Речь формируется под контролем слуха.

Следовательно, важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.

Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта.

 

Билет №9

1. Задачи и содержание работы по воспитанию качеств и навыков правильного и чёткого звука в разных возрастных группах.

Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.

Можно выделить следующие задачи:

1. Формирование правильного произношения звуков. Звук речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей совершенствование движений органов артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, которая проводится во второй младшей, средней и старшей группах; 2. Выработка дикции. Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со второй младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятий по развитию речи. Для ее решения в старших группах используют специальные методы и приемы обучения.

. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов.

Воспитатель должен знать типичные особенности в словопроизношении детей: в младшем возрасте — сокращение слов («весипед» — велосипед), перестановка и пропуск звуков и слогов («чевряк»— червяк, «коричвенный» — коричневый, «бривточка» — бритвочка), добавление звуков («реблята»— ребята, «иржавая» — ржавая, «игруша» — груша). Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибки словопроизношения детей.

В старшем возрасте нужно обратить внимание на правильность произношения некоторых трудных слов (ошибки детей: «кофий», «морква», «сандали», «какава», «синитарка», «тролебус», «кокей» — хоккей и др.).

Ребенка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Ударение — выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Ударение в русском языке является средством различения грамматической формы. При формировании грамматического строя детской речи воспитатель должен также следить за правильной постановкой ударений: коса — косу, кони — коней, коням и др.

4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения. В младшем возрасте ребенок усваивает орфоэпические нормы исключительно практически, в силу подражания. Воспитатель должен предоставить детям образцы устной речи. В старших группах эта задача является составной частью обучения родному языку. Внимание детей этого возраста можно привлекать к сознательному усвоению некоторых правил (произношение отчеств, отдельных иноязычных слов: пионер, шоссе, ателье и др.).

5. Формирование темпа речи и качеств голоса. Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т. д.

Ребенок, особенно младшего возраста, склонен к быстрой речи, делает короткие и неуместные паузы. Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль.

Начиная со старшей группы эти задачи несколько усложняются. Педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса).

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится.

Очень важная задача — развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе.

со старшими, не следует первым подавать руку.

Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы ребенка в момент публичной речи: отвечая на занятия, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений (не раскачиваться, не переминаться с ноги на ногу, ни на что не облокачиваться и т. д.).

Все эти навыки должны быть прочными.

8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развить и более высокую ступень речевого слуха — фонематическое восприятие, т. е. умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество.

Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию

 

Билет №10

Билет №11

Ход занятия

1. Организационный момент. Дидактическая игра «Кто к нам пришел». Воспитатель показывает игрушку (или картинку) с изображением утки, индюка, утки, петуха, гуся и предлагает вспомнить, как они подают голоса.

2. Рассматривание картины и беседа по ней. – А теперь посмотрите на картину. Кого вы видите на ней? Как можно по другому назвать эту курицу? (наседка, клуша) Почему ее так называют? – Ты знаешь, как появляются на свет цыплята? Расскажи. – Курица – это птица или нет? Курица умеет летать? – Курица домашняя птица или дикая? Почему? - Сколько у наседки цыплят? (много) Чем питается курица? – Каких домашних птиц вы еще знаете? – Продолжи: у курицы - цыплята, у утки - …, у индюшки - …, у гусыни - …. - Чем отличаются цыплята от курицы? - А что у них общего? - Курица-мама, детишки-цыплята. Можно сказать, что это птичья семья? - Кого здесь не хватает? – Кто папа? - В какое время года это происходит? Почему вы так считаете? – Где гуляют курица с цыплятами? – Они спокойно гуляют или встревожены? – Чего они испугались? - Как называется такая погода? - Какое небо? (грозовое) – Какого цвета облака? - Дует ли ветер? – Что еще видно на небе? (молния). – Как курица зовет своих цыплят? (ко-ко-ко) – Как пищат цыплята? (пи-пи-пи) – А как кричит папа-петух? (ку-ка-ре-ку!) – Что растет на лугу? – Сколько здесь ромашек? (много).

 

Билет №12

Билет №13

1. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений. Задачи и содержание работы по ознакомлению детей с художественной работой.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив.

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения является одной из задач воспитателя детского сада.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

 

Билет №14

Билет №15

Билет №16

Билет №17

Подготовка к обучению грамоте в системе работы д/с.

дети дошкольного возраста рано начинают проявлять интерес к учению. Даже если в детском саду и в семье детей не учат читать, некоторые из них все же овладевают чтением, узнают отдельные буквы. Обучаясь самостоятельно, дети нередко начинают читать по буквам, а не по слогам. Так называемое побуквенное чтение крайне нежелательно. Оно затрудняет понимание прочитанного, замедляет темп чтения, ведет к ошибкам на письме. В настоящее время «Программа воспитания в детском саду» предусматривает подготовительную работу к усвоению грамоты, не связанную с заучиванием букв алфавита. Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова - из слогов, слоги - из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

Найди место звука в слове.

Цель. Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры. Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

 

Билет № 18

 1.Особенности восприятия у детей дошкольного возраста. Технология работы с картиной в разных возрастных группах.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирова-ния, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок и т. п. Все эти виды активной деятельности ребенка пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.

Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития

Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, т. е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и т. д., не отделяют-ся у ребенка от самого предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их не-раздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а ино-гда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например, трава зеленая, лимон кислый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаружи-вать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его спо-собность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном пред-мете.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложе-ния, прикладывания предметов друг к дру-гу, измерения и др. В процессе активного познания ребенок знакомится с разновид-ностями свойств: цветом, формой, величи-ной, характеристиками времени, простран-ства, вкуса, запаха, звука, качества поверх-ности. Он учится воспринимать их прояв-ления, осваивает способы обнаружения, назначения, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него форми-руются представления об основных гео-метрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о про-странстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, мину-ты и др.); особые свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребенок учится различать разно-видности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, описы-вать свойства словами, использовать свой-ства предметов в разных видах деятельно-сти. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребенка в разных сферах окружающей дей-ствительности: искусстве, природе, обще-нии с людьми. Он осваивает приемы вос-приятия более сложных явлений.

Существуют 3 этапа работы с картиной

1. Вызвать у детей интерес и желание рассмотреть картину, подготовить их к её восприятию (в мл и ср. группе вопросы, загадки, худ. Слово), (в ст. и подг. Группах вводная беседа, загадки, вопросы детей, ответы которых они находят на картине)

2. Создать целостное представление по всей картине и установить связи и отношение (мл и ср. гр. Задаются вопросы от внесенного персонажа), (в ст и подгт. Задаются вопросы по содержанию картины)

3. Обобщить в монологе представление детей об увиденном на картине (во всех возрастных группах используется образец воспитателя или частичный образец, план рассказа и коллективное рассказывание).

      2.Разработать беседу по картине с детьми дошкольного возраста.

Цели:

1. Развивать умение узнавать и называть время года.

2. Учить детей называть основные признаки весны.

3. Учить детей называть весенние месяцы.

4. Учить детей читать картину, понимать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания.

5. Воспитывать любовь к природе.

- Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине Исаака Ильича Левитана "Март".

- Посмотрите на картину. Что вы видите на ней?

(Выслушиваются ответы детей).

Обобщение ответов детей:

На картине художник изобразил природу. Голубое небо, еще тонкие без листвы осинки. Птицы еще не прилетели, скворечник пустой. Солнце освещает стену дома, березки. В лесу еще лежит снег.

3. Обучение чтению картины.

- Как называется картина И. И. Левитана? (Март).

- О чем эта картина?

(Эта картина о весне, о марте, о весенней погоде, о начале весны).

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Правильно. Возникает чувство радости, что начинается весна. А это всегда приятно и радостно!

- Как удалось художнику показать чувство радости?

(Он изобразил много света, яркое, теплое мартовское солнце, голубое небо).

- Левитан запечатлел не весь дом, а только часть его стены, на которую падают прямые лучи весеннего солнца.

- А еще чувствуется, что купаются в золотистых лучах солнца березки и осинки.

- Что еще дает возможность ощутить чувство радости перед наступлением весны?

- Посмотрите, какой снег на картине?

(Снег под лучами солнца потемнел, осел. На дороге он рыжеватый, пропитан водой. Чистый, белый снег лежит на крыше дома, на крыльце, под деревьями. Вокруг деревьев еще лежат сугробы.)

- Кого еще изобразил художник на этой картине? (Лошадку).

- Что делает лошадка?

- А как вы думаете, почему лошадка стоит?

- Лошадка с санями стоит у крыльца. Она спокойно дремлет на теплом мартовском солнышке. Наверное, она ждет своего хозяина. Ей приятно стоять под ласковыми и теплыми лучами весеннего солнца.

Вам понравилась картина? Чем?

- Картина И. И. Левитана "Март" радостная. Своей картиной художник заставляет нас понять и полюбить красоту родной природы, которая окружает нас и которую мы так часто не замечаем.

 

                                                                                                                                                               

 

Билет №19

1.Условия обучения грамоте детей с недоразвитием речи.

Обучение чтению и письму ведется только на правильно произносимых звуках и словах. Опора на правильное произношение нужна для предупреждения затруднений в различении и выделении звуков из речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.Каждый звук изучается вначале на уроках произношения, и лишь после того, как достигнуто правильное произношение и различение его, на уроках чтения и письма проходится соответствующая буква. Порядок прохождения звуков и букв на уроках грамоты иной, чем в массовой школе. Он подчинен доступности различения звуков на слух и усвоению их в произношении. Темп прохождения всех звуков речи и букв более медленный, чем в массовой школе. Он тесно связан с общим уровнем развития речи детей, и в зависимости от этого его продолжительность может колебаться от четырех до одного месяца. Большое вниманий отводится развитию навыка быстро ориентироваться в звукобуквенном составе слова.

   2.Подобрать дидактическую игру направленную на развитие активного словаря.

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.

Содержание: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

Речевой материал:

• По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;

• По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки;

• По теме «Посуда»: в кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;

• По теме: «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пушистый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле;

• По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсестре нужна метла;

• По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.

Билет №20

     1.Характеристика современных методик обучения чтению.

Фонетический метод – это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе В основе ее – обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.

Метод обучения по кубикам Зайцева. Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

Обучение по карточкам Домана. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Методика Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми, а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

      2.Подобрать д/игру на формирование навыков чтения.

От самой маленькой. На листе бумаги изображены слова с разными размерами букв и ребенок должен прочитать слово от самой маленькой буквы до самой большой. Например: ИАсН, ТКуА

                                                                                                                                                           Билет №21

               1.Рассказывание как средство формирования монологической речи у детей.

Монологическая речь- психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. При обучении детей монологической речи важно учитывать то, что тематика рассказов должна быть близка к опыту детей, понятна для их восприятия и должна быть связана с общими задачами воспитателя. Самое главное чтобы ребёнок осовил завязку (начальный момент развития событий),  развития действия (изображение событий после завязки и до кульминации), кульминацию (высшее напряжение действия в художественном произведении), и развязку (момент в развитии действия художественного произведения.

Билет №23

Билет №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.130 (0.133 с.)