Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплекс тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры у старших подростков
Мы предлагаем определенный комплекс тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры у старших подростков. Цели: 1. Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции. 2. Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия. 3. Повышение коммуникативной культуры старших подростков. Таблица 5 Тренинговые занятия по формированию коммуникативной культуры у старших подростков
Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, коммуникативную культуру:
- умение устанавливать межличностные отношения; - навыки общения и достойного поведения с одноклассниками; - навыки уверенного поведения; - навыки совместной (коллективной) деятельности; - навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей; - навыки бесконфликтного общения; - позитивная моральная позиция по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе; - отработка навыков общения и взаимодействия с окружающими; - формирование основных навыков эффективного общения; - создание положительного фона, атмосферы доверия; - формирование положительного отношения к себе и другим; - актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого участника. Предлагаем разные упражнения для формирования коммуникативной культуры (таблица 6) Таблица 6 Упражнения на формирование коммуникативной культуры у старших подростков
Проведя характеристику возрастных особенностей старших подростков, влияющие на формирование коммуникативной культуры; анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития коммуникабельности у старшего подростка, мы представили наиболее подходящие занятия и упражнения, которые нацелены на нашу экспериментальную группу. В следующем параграфе представим разработанные рекомендации участникам образовательного процесса по организации педагогом оптимальных педагогических условий для формирования коммуникативной культуры, как средства для осуществления плодотворного взаимодействия.
Нами было сделано умозаключение: педагогам необходимо учитывать возрастные особенности подростков, чтобы создать оптимальные условия для развития коммуникативных навыков и способствовать формированию коммуникативной культуры. Педагогу в этом могут помочь психологические особенности старшего подросткового возраста. Это возраст установления рационального отношения к окружающему миру, формирования личностной позиции на основе выбора приоритетных ценностей. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА
В настоящее время как никогда усиливается тенденция к повышению роли коммуникативной культуры во всех сферах деятельности человека. Наиболее подходящим и особенно важным для формирования коммуникативной культуры считаем – подростковый возраст. Это делает очень актуальной задачу по формированию культуры общения у старших подростков. Помочь педагогам в решении данной задачи – цель данных методических рекомендаций.
Предлагаем старшим подросткам следующие тесты. Им предлагается высказать свое мнение о том, что такое культура общения, как они понимают основные качества, необходимые людям для правильного общения. Для этого им предлагалось закончить недописанные предложения. 1. Люди общаются, чтобы _____________________ 2. Общаться культурно – это значит ____________________ 3. Я знаком (а) с человеком, который всегда вежлив в общении с людьми, то есть он _______________________ 4. В общении необходим большой такт, т.е. умение _______ 5. Доброжелательные люди – это те, кто ________________ 6. Общительному человеку легко ______________________ 7. Внимательность к людям означает ___________________ 8. Если человек отзывчивый, значит он всегда готов _____ 9. Сдержанный человек никогда не ____________________ 10. Чуткость – это умение _____________________________ 1. Подготовка старших подростков к общению; пробуждение (развитие) интереса к вопросам культурного общения, информирование об источниках знаний о культуре общения, рассказ о культуре общения в разных условиях с различными группами лиц, организация социально-психологической подготовки подростков к общению по заданным моделям (в форме тренинга, практикума), развитие у старших подростков умений самостоятельно изучать особенности своего общения, организация разностороннего общения старших подростков. 2. Совершенствование процесса общения старших подростков: обогащения содержания общения, корректировка целей общения старших подростков, расширение круга общения, проведение корректировки мотивов общения. 3. Совершенствование средств общения: формирование культуры речи, обогащение словарного запаса, развитие умений пользоваться жестами, мимикой и пр., развитие культуры внешнего вида (походки, осанки, прически, выражения лица). 4. Формирование у старших подростков положительных коммуникативных качеств: вежливости, чуткости, сдержанности, отзывчивости, доброжелательности, тактичности, внимательности к людям, общительности. 5. Развитие у старших подростков коммуникативных умений: правильно подходить к выбору содержания общения, использование различных средств общения, быстро ориентироваться в конфликтных ситуациях, управлять своим поведением, понимать людей, определять характер человека, создавать ситуации общения, располагать к себе людей, предотвращать конфликтную ситуацию, прогнозировать поведение, слушать собеседника, входить в ситуацию общения. Коммуникативные качества и умения вырабатываются в процессе повседневного общения старших подростков с различными людьми. От педагога зависит как он организует коллективную деятельность, предоставляющую старшим подросткам широкие возможности для общения, - одна из важнейших задач педагогов. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: мы считаем, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков, возможно, будет осуществляться посредством тренингов. 2. Изучили особенности формирования коммуникативной культуры у старших подростков, а также возможность и эффективность применения тренингов для формирования коммуникативной культуры у старших подростков. Нами также проверялись доводы о том, что проведение тренингов действительно поможет в формировании коммуникативной культуры старших подростков. 3. База исследования – МАОУ СОШ № 31 г. Ишима Тюменской области. Объем выборки составил 40 испытуемых подросткового возраста, (22 девушки, 18 юношей). 4. Выявили, что старшие подростки имеют различные нарушения в сфере общения, при этом у большей части подростков нарушены разные сферы общения, а именно: кто-то не умеет слушать (15 подростков), другие же недостаточно общительны (14 подростков), некоторые имеют низкий уровень коммуникативных способностей (11 подростков). Следовательно, у подростков присутствуют коммуникативные трудности в общении подросткам с коммуникативными трудностями в общении свойственны переменчивые настроения, преобладание пессимистичности, робости, неуверенности в себе, высокий уровень тревожности, практически отсутствует стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей; основная характеристика подростков с коммуникативными трудностями в общении связана с их высоким уровнем личностной тревоги. 5. Пришли к выводу о том, что приблизительно равное количество подростков эффективными способами урегулирования конфликтов считают соперничество и избегание. Скорее всего, одинаковое процентное соотношение абсолютно противоположных тенденций в разрешении конфликтных ситуаций является лишь свидетельством переходного возраста. Подросткам трудно бывает раз и навсегда выбрать для себя способ поведения в обществе. Меньше всего подростков предпочитают урегулировать конфликты с помощью приспособления, принесения в жертву собственных интересов ради другого. Нежелание приспосабливаться, подчиняться – еще одна из характерных особенностей подросткового возраста. Большинство опрошенных подростков предпочитают такой способ урегулирования конфликтов, как компромисс. 6. Выявлены психологические особенности отношений подростков со сверстниками с помощью методики «Диагностика межличностных отношений (Т. Лири). 7. Предложили определенный комплекс тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры у старших подростков. 8. Разработали практические рекомендации по формированию коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Нами была проанализирована проблема формирования коммуникативной культуры у старших подростков. 2. Предположили, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков осуществиться посредством тренингов. Исследования в данной сфере личности будет способствовать не только выявлению наиболее целесообразных путей положительных изменений, произведение выборки осуществления эффективного процесса формирования коммуникативной культуры у старших подростков и снижению конфликтности в процессе межличностного отношения, агрессивности подростка в целом. 3. Выявили, что решение проблемы концепции «коммуникативная культура» было срочно определено в конце ХХ века и во многих областях философии, культурологии, социологии, психологии и педагогических наук. 4. Предлагаем рассматривать коммуникативную культуру как способность устанавливать и поддерживать успешные отношения с другими людьми в различных контекстах на основе субъективных внутренних и внешних ресурсов, необходимых для создания эффективных коммуникативных взаимодействий в ситуациях межличностного и социального общения. 5. Теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что понятие коммуникативной культуры в педагогике включает в себя в широком смысле индивидуальную культуру, культуру поведения, культуру общения и культуру. речь и нравственность. Включение категории «культура» в это понятие подразумевает ценности, с одной стороны, и нормативные - с другой. Человек проявляется в процессе изменения самого себя, своей личности, своих ценностей, условий жизни и самого себя, а это важные качества. 6. Пришли к выводу, что в тренинг по формированию коммуникативной культуры могут быть включены упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, овладение навыками психофизиологической саморегуляции, развитие навыков наблюдательности, развитие навыков невербального общения, формирование умения управлять вниманием партнеров по общению и т.д. 7. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: мы считаем, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков будет осуществляться посредством тренингов. 8. Изучили особенности формирования коммуникативной культуры у старших подростков, а также возможность и эффективность применения тренингов для формирования коммуникативной культуры у старших подростков. Нами также проверялись доводы о том, что проведение тренингов действительно поможет в формировании коммуникативной культуры старших подростков. 9. База исследования – МАОУ СОШ № 31 г. Ишима Тюменской области. Объем выборки составил 40 испытуемых подросткового возраста, (22 девушки, 18 юношей). 10. Выявили, что старшие подростки имеют различные нарушения в сфере общения, при этом у большей части подростков нарушены разные сферы общения, а именно: кто-то не умеет слушать (15 подростков), другие же недостаточно общительны (14 подростков), некоторые имеют низкий уровень коммуникативных способностей (11 подростков). Следовательно, у подростков присутствуют коммуникативные трудности в общении подросткам с коммуникативными трудностями в общении свойственны переменчивые настроения, преобладание пессимистичности, робости, неуверенности в себе, высокий уровень тревожности, практически отсутствует стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей; основная характеристика подростков с коммуникативными трудностями в общении связана с их высоким уровнем личностной тревоги. 11. Пришли к выводу о том, что приблизительно равное количество подростков эффективными способами урегулирования конфликтов считают соперничество и избегание. Скорее всего, одинаковое процентное соотношение абсолютно противоположных тенденций в разрешении конфликтных ситуаций является лишь свидетельством переходного возраста. Подросткам трудно бывает раз и навсегда выбрать для себя способ поведения в обществе. Меньше всего подростков предпочитают урегулировать конфликты с помощью приспособления, принесения в жертву собственных интересов ради другого. Нежелание приспосабливаться, подчиняться – еще одна из характерных особенностей подросткового возраста. Большинство опрошенных подростков предпочитают такой способ урегулирования конфликтов, как компромисс. 12. Выявлены психологические особенности отношений подростков со сверстниками с помощью методики «Диагностика межличностных отношений (Т. Лири). 13. Предложили определенный комплекс тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры у старших подростков. 14. Разработали практические рекомендации по формированию коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва: Неон, 2014. - 234 с. 2. Баженова Ю.А. Междисциплинарный анализ понятия коммуникативной культуры // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12– С. 1737-1741. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36432 (дата обращения: 05.11.2020). 3. Белкина В.Н., Криулева М.Г. Структура коммуникативного потенциала детей предшкольного возраста. // Ярославский педагогический вестник, 2015 - №1 - Том II. – С. 7-11. 2 4. Белобородов А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия / А. М. Белобородов // Научный диалог. – 2013. – № 9 (21): Психология. Педагогика. – С. 6–20. 5. Бодалев А.А. Личность и общение. – Москва: Педагогика, 1983. -271 с. 6. Григорьева, М. В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2003. — № 10. — С. 103. 7. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. /Н.И. Дереклеева. – Москва: Норма, 2005. – 167 с. 8. Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95523.htm (дата обращения: 05.11.2020). 9. Долгова В.И., Василенко Е.А. Пять важнейших стрессов субъектов образования – экономический, политический, коммуникативный, информационный, экологический // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2016. — № 6. — С. 128–131. 10. Долгова В.И., Жакупова Я.Т. Моделирование эмоционально-коммуникативной культуры (на примере подготовки педагогов-музыкантов) / В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V. — London, 2013. — С. 69-71. 11. Долгова В.И., Мельник Е.В. Моделирование процессов формирования профессиональной коммуникативной компетентности. - В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. — London, 2013. — С. 66-69. 12. Долгова В.И., Мельник Е.В. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов Объединенный научный журнал. — 2009. — № 15. — С. 42. 13. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. - Челябинск: Изд-во «Атоксо», 2007. – 252 с. Сер. Библиотека педагога-психолога. 14. Ерастов, Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов /Н.П. Ерастов. — Ярославль, 2009. – 320с 15. Жажева, С.А. Теоретический анализ дефиниции «коммуникативная компетенция» /С.А. Жажева // Новые Технологии. – 2010. — № 4. 16. Земцова, Е.А.Тренинг в воспитательной работе: принципы, правила, критерии эффективности //Народная сввета, 2008. -No11. –С.73-77. 17. Калинина Т. В., Костин С. В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) // Молодой ученый. 2016. № 23. С. 430–433. URL: https://moluch.ru/archive/127/35033/ (дата обращения: 19.01.2020). 18. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. –284с, стр. 26 19. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса. / Я.Л. Коломинский.- Минск, 2009 – 358 с. 20. Кричевский, Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы / Р.Л.Кричевский, Е.М. Дубовская. – Москва, 2001. - 318с. 21. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Санкт - Петербург.: Питер, 2000. 269 с. 22. Лодыгина И. А. Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2016. № 14. С. 507–509. – URL: https://moluch.ru/archive/118/32690/ (дата обращения: 18.01.2020). 23. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, - С.197-244 24. Обозов Н.Н. Межличностные отношения /Н.Н. Обозов. – Москва, 2009.- 322 с. 25. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – Москва: Просвещение. 2008. –339с. 26. Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков. Ж. Воспитание школьников. - 2008. - №7. С. 33-39 27. Петрова В., Хомякова И. Стульник Т. Правила общения. Ж. Воспитание школьников. – 2004. - №4. С. 34-38 28. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – Москва: Знание, 2008. –384с. 29. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс. – Москва: Арион, 2014.- 324 с. 30. Руденский, Е.В.Социальная психология: Курс лекций. / Е.В.Руденский – Москва: ИНФРА-М, 2000. - 224 с. 31. Самохвалова А.Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во «Речь», 2012. - 333 с.1 32. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – 418 с. 33. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений: Модифицированный тест интерперсональной диагностики: методическое руководство /Л.Н. Собчик. Москва: Лири.,2010.- 442 с. 34. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения [Текст] / В. В. Соколова. – Москва: Просвещение, 1995., с. 47 35. Строганова Л. Диспут как свободный обмен мнениями. Ж. Воспитание школьников. – 2005. - №5. С. 31-33 36. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. Москва, 1988. С. 331
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Список испытуемых
Приложение 2 Диагностические методики Методика «Определение ведущего типа поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас) Текст опросника Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее. 1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных. 3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. 4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. В. Я стараюсь добиться своего. 7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно. В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы. 9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего. 10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. В. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. 12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне. 13. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности. 16.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.176 с.) |