Комплекс тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры у старших подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры у старших подростков



 

Мы предлагаем определенный комплекс тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры у старших подростков.

Цели:

1. Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции.

2. Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.

3. Повышение коммуникативной культуры старших подростков.

Таблица 5

Тренинговые занятия по формированию коммуникативной культуры у старших подростков

Блоки работы Темы и Формы работы Время

Введение

Приветствие, цели и задачи тренинга. Принципы работы группы: · Активность. Разделение ответственности, результат зависит от вас самих, мы - организуем ситуацию · Конфиденциальность. Не разглашение информации об участниках · Здесь и теперь, говорим о чувствах в настоящем времени, обсуждаем ситуацию в конкретной ситуации на тренинге; · Конструктивная обратная связь (с позитивное намерением) · Дисциплина (мобильники, опоздания и т.д)   10 мин.
Игра «Молекулы» Члены группы - «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа. 5 мин.

Знакомство

Магия нашего имени Игра-фантазия. Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают: · От кого я получил свое имя? · Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя? · Есть ли мои тезки среди известных людей? · Знаю ли я литературных или киногероев, носящих то же имя? · Как имя влияет на мое поведение в жизни? Задание группе - каждый должен выдумать историю и рассказать ее своему партнеру. Герой истории носит имя рассказчика. Партнер должен молча заинтересованно слушать историю и одновременно пытаться понять, каким человеком является рассказчик. В конце игры все члены собираются вместе. Каждый из участников представляет своего партнера и пытается охарактеризовать его личность. Цель представления - представить личность партнера с разных, порой неожиданный сторон 30 мин.
Знакомство Игра «Ассоциации» Выбирается ведущий, выходит за дверь. Один из участников придумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птица, дерево, цветок, любой предмет я похож. Участник-ведущий возвращается в группу. Ведущий тренинг озвучивает ассоциации. Задача угадать человека. 3 попытки. Каждый из участников должен побывать в роле ведущего и угадываемого. В конце обсуждаем: что было самым сложным, что нового вы узнали друг о друге, о себе. 5-7 мин. 45 мин.
  Подведение итогов дня. Шеренг: Что было интересным полезным? 10 мин.
  Окончание 1-го дня (обще время 1 ч.40 мин.)  
Пробудка Игра «Пересаживание по признакам» 5 мин.

Основная часть

Упражнение «Скала» Один участник - альпинист, группа выстраивается в шеренгу, имитируя скалу. Задача альпиниста пройти вдоль скалы, преодолевая препятствия. Пройдя путь, альпинист встает в конце шеренги и примыкает к скале, путь начинает следующий участник. 10 мин. 15 мин.
Упражнение «Доверительное падение» Работа в парах, по очереди с каждым участником. Задание, стоя спиной к партнеру упасть к нему на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы. После игры участники садятся в круг. Вопросы ведущего: что тебе было легче делать, падать или ловить, какие чувства ты испытывал при этом, есть ли в реальной жизни ситуации, где ты испытываешь подобные чувства. 15 мин.
Слепой и поводырь Упражнение в парах. Участники договариваются, кто какую играет роль. «Слепой» завязывает глаза платком. Задание ведущего: поводырь знакомить своего подопечного с окружающим миром, передать свое отношение. 5-7 минут, меняемся ролями. В конце - обсуждение. Что было легче, комфортнее. Какие мысли и чувства возникали во время игры. 20 мин.
Правда или ложь Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш. 1. Ведущий дает задание написать участникам три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет. 2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что и сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.   45 мин.
  Вертушка: «Я узнал о тебе...» «Я узнал о себе...» «Я уважаю в тебе...» 10 мин.
Разминка Игра «Коллективный счет» Участники закрывают глаза. Задача группы - называть по порядку числа от 1 до 20. Условия игры - каждое следующее число не может называть рядом сидящий участник, нельзя называть два числа подряд одному и тому же участнику, нельзя одновременно называть число двум и более участником. После каждой ошибки, ведущий возобновляет счет. 15 мин.
  Строим мост Группа делиться на 2 подгруппы. Задание. Построить мост из пачки бумаги через реку шириной 50 см. Мост должен выдержать стакан водой. Время выполнения 15 мин. В конце игры проверяем результаты. Обсуждение. Какие роли вы увидели? Лидер, исполнитель, генератор идей и т.д. Какую роль играли вы? 25 мин.

 

Игра «Автомобиль» Задание сконструировать автомобиль. Запчасти - члены группы. Через 15 минут вы должны представить ваш автомобиль в действии и разъяснить, из чего он состоит, какую функцию выполняет каждый участник. Обсуждение и анализ результатов. Как выбирались роли? Довольны ли вы своей ролью? Совпадает ли данная роль, с той, которую вы обычно играете в жизни? Почему вас выбрали на эту роль? 20 мин.
Коллективный рисунок группы Задание: Нарисовать рисунок-коллаж, который символически характеризует вашу команду. В конце представить мини-презентацию на основе созданного рисунка. Необходимые материал - ватман, краски, заранее заготовленные предметы 30 мин.
Передача ритма Участники легко держат друг друга за руки. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа. Инструкция ведущего: «Сжатые руки - сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне в первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше.» Проводим несколько раундов. От раунда к раунду ускоряем темп. 10 мин.
Окончание встречи, прощание. «Качалка» 5 мин.
Разминка. Игра «Найди и коснись» 5 мин.
  Мини-лекция. «Эмоции в жизни». Как мы реагируем при взаимодействии. Важность саморегуляции для повышения самоценности и уверенности в себе. Упражнение «Скульптор и глина» Работа в парах. 10 мин. 15 мин.
  Упражнение «Кошка-собака» (+ обсуждение) 30 мин.
  Упражнение. Четыре человека сидят по квадрату. За их спиной еще четыре участника держат таблички. (См. приложение) На табличках написано то отношение или манеру поведения, которую необходимо демонстрировать, по отношению к тому человек, за которым табличка. Задание ведущего - вести беседу, так чтобы догадаться, что за поведение демонстрируют участники друг к другу. 20 мин.
  Открытые и закрытые вопросы. Участникам предлагается игра на умение задавать открытые вопросы. Две команды. В каждой выбирается пара, остальные наблюдатели. Один из участников получает карточку с заданием. Второй участник должен с помощью открытых вопросов, выяснить скрытый мотив собеседника. 30 мин.
  Групповая дискуссия «Что нам помогает лучше помогать друг друга?» 20 мин.
  В течение дня с ребятами проводились упражнение на сплочение, динамические игры и упражнения, способствующие закреплению пройденного материала. Упражнения: «Охотник и жертва», «Волна», «Найди и коснись», «Веревочнка», «Групповой танец» День завершился игрой «Мафия» В конце тренинга - заключительный шеренг. Напутственные слова ведущих. Фотографирование. Совместное чаепитие у костра. (Вечер). 3 часа.

Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, коммуникативную культуру:

- умение устанавливать межличностные отношения;

- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

- навыки уверенного поведения;

- навыки совместной (коллективной) деятельности;

- навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей;

- навыки бесконфликтного общения;

- позитивная моральная позиция по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе;

- отработка навыков общения и взаимодействия с окружающими;

- формирование основных навыков эффективного общения;

- создание положительного фона, атмосферы доверия;

- формирование положительного отношения к себе и другим;

- актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого участника.

Предлагаем разные упражнения для формирования коммуникативной культуры (таблица 6)

Таблица 6

Упражнения на формирование коммуникативной культуры

у старших подростков

Название упражнения Цель упражнения Суть упражнения
Упражнение «Комплименты» снятие состояния закрытости от контактов; стимулирование интереса и положительного отношения к членам группы; Дети, сядем в круг и возьмемся за руки. Сейчас мы будем выполнять упражнение «Комплименты». Глядя своему соседу в глаза, нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-нибудь похвалить. Тот, кто принимает комплимент, должен поблагодарить, а затем подарить комплимент другому соседу. Задание понятно? Начали!
Игровое упражнение «Морщинки» учить снимать мышечное напряжение, закреплять эмоциональные состояния: радости, интереса, удовольствия и т.д. предлагает подросткам несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, молодцы!
Упражнение «Покажи эмоцию» Развитие умения распознавать и показывать эмоции. Сейчас я буду показывать вам картинки с изображением эмоций, а вы должны угадать, что за эмоцию я показываю и показать ее сами. После узнавания каждой эмоции подростки по очереди называют ситуации, где данная эмоция может быть применена. Показываются картинки и изображением эмоций: радость, грусть, злость, удивление.
Фраза по кругу Формирование коммуникативной культуры Ведущий предлагает выбрать какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Участники, начиная с первого игрока, произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3-4) победителей. Может быть, игра закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового.
Взамодействие Формирование коммуникативной культуры Все члены группы сидят в кругу. Ведущий передает или бросает кому-нибудь какой-либо предмет (книгу, спичечный коробок и др.) и называет при этом какой-либо другой одушевленный или неодушевленный предмет (ножик, собака, ежик, огонь, вода и т.д.). Этот участник должен проделать действия, характерные для обращения с данным предметом. Затем он передает предмет следующему участнику, называя его по-новому. В упражнении должны быть задействованы все члены группы. Анализ выразительности и адекватности не обязателен. Важно уже то, что игра побуждает фантазию на поиски соответствующего невербального «приспособления», стимулирует двигательную активность, направленность внимания, способствует созданию благоприятной обстановки в группе.

Проведя характеристику возрастных особенностей старших подростков, влияющие на формирование коммуникативной культуры; анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития коммуникабельности у старшего подростка, мы представили наиболее подходящие занятия и упражнения, которые нацелены на нашу экспериментальную группу. В следующем параграфе представим разработанные рекомендации участникам образовательного процесса по организации педагогом оптимальных педагогических условий для формирования коммуникативной культуры, как средства для осуществления плодотворного взаимодействия.

Нами было сделано умозаключение: педагогам необходимо учитывать возрастные особенности подростков, чтобы создать оптимальные условия для развития коммуникативных навыков и способствовать формированию коммуникативной культуры. Педагогу в этом могут помочь психологические особенности старшего подросткового возраста. Это возраст установления рационального отношения к окружающему миру, формирования личностной позиции на основе выбора приоритетных ценностей.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА

 

В настоящее время как никогда усиливается тенденция к повышению роли коммуникативной культуры во всех сферах деятельности человека. Наиболее подходящим и особенно важным для формирования коммуникативной культуры считаем – подростковый возраст. Это делает очень актуальной задачу по формированию культуры общения у старших подростков. Помочь педагогам в решении данной задачи – цель данных методических рекомендаций.

Предлагаем старшим подросткам следующие тесты.

Им предлагается высказать свое мнение о том, что такое культура общения, как они понимают основные качества, необходимые людям для правильного общения. Для этого им предлагалось закончить недописанные предложения.

1. Люди общаются, чтобы _____________________

2. Общаться культурно – это значит ____________________

3. Я знаком (а) с человеком, который всегда вежлив в общении с людьми, то есть он _______________________

4. В общении необходим большой такт, т.е. умение _______

5. Доброжелательные люди – это те, кто ________________

6. Общительному человеку легко ______________________

7. Внимательность к людям означает ___________________

8. Если человек отзывчивый, значит он всегда готов _____

9. Сдержанный человек никогда не ____________________

     10. Чуткость – это умение _____________________________
     Разностороннее и глубокое изучение особенностей коммуникативной культуры старших подростков служит основанием для дифференцированного выбора задач по формированию коммуникативной культуры. Содержание деятельности педагогов по воспитанию у подростков коммуникативной культуры многообразно, о чем свидетельствует приводимый ниже перечень воспитательных задач. Они дают ответы на вопрос, какие знания, качества, умения надо формировать у старших подростков, воспитывая у них культуру отношения к людям. Для удобства ориентации задачи по формированию у подростков коммуникативной культуры сгруппированы в блоки, а именно:

1. Подготовка старших подростков к общению; пробуждение (развитие) интереса к вопросам культурного общения, информирование об источниках знаний о культуре общения, рассказ о культуре общения в разных условиях с различными группами лиц, организация социально-психологической подготовки подростков к общению по заданным моделям (в форме тренинга, практикума), развитие у старших подростков умений самостоятельно изучать особенности своего общения, организация разностороннего общения старших подростков.

 2. Совершенствование процесса общения старших подростков: обогащения содержания общения, корректировка целей общения старших подростков, расширение круга общения, проведение корректировки мотивов общения.

3. Совершенствование средств общения: формирование культуры речи, обогащение словарного запаса, развитие умений пользоваться жестами, мимикой и пр., развитие культуры внешнего вида (походки, осанки, прически, выражения лица).

 4. Формирование у старших подростков положительных коммуникативных качеств: вежливости, чуткости, сдержанности, отзывчивости, доброжелательности, тактичности, внимательности к людям, общительности.

5. Развитие у старших подростков коммуникативных умений: правильно подходить к выбору содержания общения, использование различных средств общения, быстро ориентироваться в конфликтных ситуациях, управлять своим поведением, понимать людей, определять характер человека, создавать ситуации общения, располагать к себе людей, предотвращать конфликтную ситуацию, прогнозировать поведение, слушать собеседника, входить в ситуацию общения.

Коммуникативные качества и умения вырабатываются в процессе повседневного общения старших подростков с различными людьми. От педагога зависит как он организует коллективную деятельность, предоставляющую старшим подросткам широкие возможности для общения, - одна из важнейших задач педагогов.


ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

1. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: мы считаем, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков, возможно,  будет осуществляться посредством тренингов.

2. Изучили особенности формирования коммуникативной культуры у старших подростков, а также возможность и эффективность применения тренингов для формирования коммуникативной культуры у старших подростков. Нами также проверялись доводы о том, что проведение тренингов действительно поможет в формировании коммуникативной культуры старших подростков.

3. База исследования – МАОУ СОШ № 31 г. Ишима Тюменской области. Объем выборки составил 40 испытуемых подросткового возраста, (22 девушки, 18 юношей).

4. Выявили, что старшие подростки имеют различные нарушения в сфере общения, при этом у большей части подростков нарушены разные сферы общения, а именно: кто-то не умеет слушать (15 подростков), другие же недостаточно общительны (14 подростков), некоторые имеют низкий уровень коммуникативных способностей (11 подростков). Следовательно, у подростков присутствуют коммуникативные трудности в общении подросткам с коммуникативными трудностями в общении свойственны переменчивые настроения, преобладание пессимистичности, робости, неуверенности в себе, высокий уровень тревожности, практически отсутствует стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей; основная характеристика подростков с коммуникативными трудностями в общении связана с их высоким уровнем личностной тревоги.

5. Пришли к выводу о том, что приблизительно равное количество подростков эффективными способами урегулирования конфликтов считают соперничество и избегание. Скорее всего, одинаковое процентное соотношение абсолютно противоположных тенденций в разрешении конфликтных ситуаций является лишь свидетельством переходного возраста. Подросткам трудно бывает раз и навсегда выбрать для себя способ поведения в обществе. Меньше всего подростков предпочитают урегулировать конфликты с помощью приспособления, принесения в жертву собственных интересов ради другого. Нежелание приспосабливаться, подчиняться – еще одна из характерных особенностей подросткового возраста. Большинство опрошенных подростков предпочитают такой способ урегулирования конфликтов, как компромисс.

6. Выявлены психологические особенности отношений подростков со сверстниками с помощью методики «Диагностика межличностных отношений (Т. Лири).

7. Предложили определенный комплекс тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры у старших подростков.

8. Разработали практические рекомендации по формированию коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Нами была проанализирована проблема формирования коммуникативной культуры у старших подростков.

2. Предположили, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков осуществиться посредством тренингов. Исследования в данной сфере личности будет способствовать не только выявлению наиболее целесообразных путей положительных изменений, произведение выборки осуществления эффективного процесса формирования коммуникативной культуры у старших подростков и снижению конфликтности в процессе межличностного отношения, агрессивности подростка в целом.

3. Выявили, что решение проблемы концепции «коммуникативная культура» было срочно определено в конце ХХ века и во многих областях философии, культурологии, социологии, психологии и педагогических наук.

4. Предлагаем рассматривать коммуникативную культуру как способность устанавливать и поддерживать успешные отношения с другими людьми в различных контекстах на основе субъективных внутренних и внешних ресурсов, необходимых для создания эффективных коммуникативных взаимодействий в ситуациях межличностного и социального общения.

5. Теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что понятие коммуникативной культуры в педагогике включает в себя в широком смысле индивидуальную культуру, культуру поведения, культуру общения и культуру. речь и нравственность. Включение категории «культура» в это понятие подразумевает ценности, с одной стороны, и нормативные - с другой. Человек проявляется в процессе изменения самого себя, своей личности, своих ценностей, условий жизни и самого себя, а это важные качества.

6. Пришли к выводу, что в тренинг по формированию коммуникативной культуры могут быть включены упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, овладение навыками психофизиологической саморегуляции, развитие навыков наблюдательности, развитие навыков невербального общения, формирование умения управлять вниманием партнеров по общению и т.д.

7. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: мы считаем, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков будет осуществляться посредством тренингов.

8. Изучили особенности формирования коммуникативной культуры у старших подростков, а также возможность и эффективность применения тренингов для формирования коммуникативной культуры у старших подростков. Нами также проверялись доводы о том, что проведение тренингов действительно поможет в формировании коммуникативной культуры старших подростков.

9. База исследования – МАОУ СОШ № 31 г. Ишима Тюменской области. Объем выборки составил 40 испытуемых подросткового возраста, (22 девушки, 18 юношей).

10. Выявили, что старшие подростки имеют различные нарушения в сфере общения, при этом у большей части подростков нарушены разные сферы общения, а именно: кто-то не умеет слушать (15 подростков), другие же недостаточно общительны (14 подростков), некоторые имеют низкий уровень коммуникативных способностей (11 подростков). Следовательно, у подростков присутствуют коммуникативные трудности в общении подросткам с коммуникативными трудностями в общении свойственны переменчивые настроения, преобладание пессимистичности, робости, неуверенности в себе, высокий уровень тревожности, практически отсутствует стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей; основная характеристика подростков с коммуникативными трудностями в общении связана с их высоким уровнем личностной тревоги.

11. Пришли к выводу о том, что приблизительно равное количество подростков эффективными способами урегулирования конфликтов считают соперничество и избегание. Скорее всего, одинаковое процентное соотношение абсолютно противоположных тенденций в разрешении конфликтных ситуаций является лишь свидетельством переходного возраста. Подросткам трудно бывает раз и навсегда выбрать для себя способ поведения в обществе. Меньше всего подростков предпочитают урегулировать конфликты с помощью приспособления, принесения в жертву собственных интересов ради другого. Нежелание приспосабливаться, подчиняться – еще одна из характерных особенностей подросткового возраста. Большинство опрошенных подростков предпочитают такой способ урегулирования конфликтов, как компромисс.

12. Выявлены психологические особенности отношений подростков со сверстниками с помощью методики «Диагностика межличностных отношений (Т. Лири).

13. Предложили определенный комплекс тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры у старших подростков.

14. Разработали практические рекомендации по формированию коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва: Неон, 2014. - 234 с.

2. Баженова Ю.А. Междисциплинарный анализ понятия коммуникативной культуры // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12– С. 1737-1741. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36432 (дата обращения: 05.11.2020).

3. Белкина В.Н., Криулева М.Г. Структура коммуникативного потенциала детей предшкольного возраста. // Ярославский педагогический вестник, 2015 - №1 - Том II. – С. 7-11. 2

4. Белобородов А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия / А. М. Белобородов // Научный диалог. – 2013. – № 9 (21): Психология. Педагогика. – С. 6–20.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. – Москва: Педагогика, 1983. -271 с.

6. Григорьева, М. В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2003. — № 10. — С. 103.

7.  Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. /Н.И. Дереклеева. – Москва: Норма, 2005. – 167 с.

8. Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95523.htm (дата обращения: 05.11.2020).

9. Долгова В.И., Василенко Е.А. Пять важнейших стрессов субъектов образования – экономический, политический, коммуникативный, информационный, экологический // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2016. — № 6. — С. 128–131.

10. Долгова В.И., Жакупова Я.Т. Моделирование эмоционально-коммуникативной культуры (на примере подготовки педагогов-музыкантов) / В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V. — London, 2013. — С. 69-71.

11. Долгова В.И., Мельник Е.В. Моделирование процессов формирования профессиональной коммуникативной компетентности. - В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. — London, 2013. — С. 66-69.

12. Долгова В.И., Мельник Е.В. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов Объединенный научный журнал. — 2009. — № 15. — С. 42.

13. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. - Челябинск: Изд-во «Атоксо», 2007. – 252 с. Сер. Библиотека педагога-психолога.

14. Ерастов, Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов /Н.П. Ерастов. — Ярославль, 2009. – 320с

15. Жажева, С.А. Теоретический анализ дефиниции «коммуникативная компетенция» /С.А. Жажева // Новые Технологии. – 2010. — № 4.

16. Земцова, Е.А.Тренинг в воспитательной работе: принципы, правила, критерии эффективности //Народная сввета, 2008. -No11. –С.73-77.

17. Калинина Т. В., Костин С. В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) // Молодой ученый. 2016. № 23. С. 430–433. URL: https://moluch.ru/archive/127/35033/ (дата обращения: 19.01.2020).

18. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. –284с, стр. 26

19. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса. / Я.Л. Коломинский.- Минск, 2009 – 358 с.

20. Кричевский, Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы / Р.Л.Кричевский, Е.М. Дубовская. – Москва, 2001. - 318с.

21. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Санкт - Петербург.: Питер, 2000. 269 с.

22. Лодыгина И. А. Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2016. № 14. С. 507–509. – URL: https://moluch.ru/archive/118/32690/ (дата обращения: 18.01.2020).

23. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, - С.197-244

24. Обозов Н.Н. Межличностные отношения /Н.Н. Обозов. – Москва, 2009.- 322 с.

25. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – Москва: Просвещение. 2008. –339с.

26. Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков. Ж. Воспитание школьников. - 2008. - №7. С. 33-39

27. Петрова В., Хомякова И. Стульник Т. Правила общения. Ж. Воспитание школьников. – 2004. - №4. С. 34-38

28. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – Москва: Знание, 2008. –384с.

29. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс. –  Москва: Арион, 2014.- 324 с.

30. Руденский, Е.В.Социальная психология: Курс лекций. / Е.В.Руденский – Москва: ИНФРА-М, 2000. - 224 с.

31. Самохвалова А.Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во «Речь», 2012. - 333 с.1

32. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – 418 с.

33. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений: Модифицированный тест интерперсональной диагностики: методическое руководство /Л.Н. Собчик. Москва: Лири.,2010.- 442 с.

34. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения [Текст] / В. В. Соколова. – Москва: Просвещение, 1995., с. 47

35. Строганова Л. Диспут как свободный обмен мнениями. Ж. Воспитание школьников. – 2005. - №5. С. 31-33

36. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. Москва, 1988. С. 331

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Список испытуемых

1 N1 Ирина Андреевна
2 N2 Виктор Алексеевич
3 N3 Артём Анатольевич
4 N4 Мария Федоровна
5 N5 Андрей Александрович
6 N6 Анастасия Сергеевна
7 N7 Артем Сергеевич
8 N8 Александр Сергеевич
9 N9 Михаил Сергеевич
10 N10 Илья Андреевич
11 N11 Владимир Евгеньевич
12 N12 Александр Дмитриевич
13 N13 Никита Сергеевич
14 N14 Евгений Вадимович
15 N15 Анастасия Игоревна
16 N16 Виталий Олегович
17 N17 Кристиан Парвизович
18 N18 Андрей Олегович
19 N19 Егор Андреевич
20 N20 Гарри Станиславович
21 N21 Игорь Сергеевич
22 N22 Алексей Кириллович
23 N23 Никита Сергеевич
24 N24 Евгений Вадимович
25 N25 Анастасия Игоревна
26 N26 Виталий Олегович
27 N27 Егор Владиславович
28 N28 Андрей Олегович
29 N29 Егор Андреевич
30 N30 Гарри Станиславович
31 N31 Игорь Сергеевич
32 N32 Алексей Кириллович
33 N33 Анна Сергеевна
34 N34 Евгения Вадимовна
35 N35 Анастасия Олеговна
36 N36 Валерий Олегович
37 N37 Кристина Вадимовна
38 N38 Андрей Олегович
39 N39 Егор Андреевич
40 N40 Хасин Станиславович

 

Приложение 2

Диагностические методики

Методика «Определение ведущего типа поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас)

Текст опросника

Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.176 с.)