Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности коммуникативной культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Все возрастные этапы развития человека имеют свои особенности, которые образуют целый комплекс физических, интеллектуальных, мотивационных и эмоциональных характеристик, ценностей, влияющих на характер межличностных отношений в целом. Период человеческого развития между детством и взрослостью известен как отрочество. В этот момент происходит наиболее интенсивное развитие уверенности в себе личности, формирование характера. На подростковый возраст приходится основной этап в формировании межличностных отношений. Основой межличностных отношений является общение индивидов друг с другом [15]. В подростковом возрасте потребность в общении возрастает. Вся жизнь подростка построена на общении, установлении контакта со сверстниками или со взрослыми. Так, например, согласно разработанной Д. Б. Элькониным периодизации психического развития, в подростковом возрасте интимно-личное общение со сверстниками становится основным видом деятельности. Так, например, выстраивая межличностные отношения, подростки учатся самостоятельно получать необходимую информацию, принимать опыт, насыщаться моральными знаниями и моральными ценностями, а также учатся правилам поведения в обществе, при этом создают свой стиль общения[6]. Межличностные отношения подростков становятся важнейшим критерием их личностного развития, поэтому проблемы, связанные с межличностными отношениями современных подростков, приобретают особую актуальность и вызывают большой интерес у исследователей. Психологические особенности взаимоотношений подростков и их сверстников связаны с тем, что подросток стремится занять желаемое положение среди сверстников. Для достижения этой цели ребенок может игнорировать свои взгляды и убеждения, предпринимать действия, нарушающие его или ее моральные принципы, и даже нарушать нормы и правила поведения. Обратная связь со сверстниками очень важна, и ребенок серьезно воспринимается учителем перед одноклассниками и рассматривается как оскорбление его или ее поведения перед своими сверстниками. По мнению отечественного ученого Д. И. Фельдштейна, значимое влияние на развитие отношений подростков друг с другом оказывает совместная деятельность, являющаяся для них не просто деятельностью, но и школой взаимоотношения людей [19]. Что касается общеобразовательной школы и взаимодействия подростков внутри образовательной среды, то И. А. Лодыгина отмечает, что образ жизни подростков в школе и особенности их деятельности также накладывают определенный отпечаток на их взаимоотношения [9]. Соответственно, взаимодействие со сверстниками - ключевая деятельность для подростков и одна из основных потребностей самих подростков. При определенных условиях общественного развития проблемы общения подростков, формирующиеся под влиянием определенных, зачастую негативных, условий общественного развития, могут значительно обостриться. Подросткам особенно важны отношения со сверстниками. Друзья - важная среда для подростков. Он подает пример своим друзьям. Для их достижения он привносит необходимые качества. Подростки получают оценку своих знаний, навыков, способностей, сострадания, сочувствия, понимания и поддержки от своих сверстников. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются подростки, - это общение со сверстниками. В центре внимания подростка - отношения между сверстниками. Держать его в маленькой семье невозможно. Подростки изучают основы школьного общения и общаются со своими одноклассниками. Потому что обучение и общение - основные занятия подростка. Роль сверстников и складывающиеся отношения начинают играть в ее жизни особую роль. Каждый хочет, чтобы его уважали. Если подросток соответствует этим требованиям, он может завоевать авторитет. Взаимодействие со сверстниками делает его жизнь более увлекательной, насыщенной, интересной и дает ему привычку жить в команде. Поэтому мы должны рассматривать общение в качестве приоритета в этот период. Ориентация на мнение сверстников как на специфическую личностную характеристику ярко проявляется в подростковом возрасте и актуализируется в тех ситуациях, когда имеется расхождение между собственным мнением и ожидаемым, мнение, значимое для сверстника в силу незрелости самооценка, неуверенность в себе. Следовательно, половое созревание - самый трудный и трудный из всех возрастов детства, период активного формирования личности. Характеристики социального развития подростков определяют характер их взаимодействия с окружающими, что может привести к приобретению и выражению негативного психологического содержания при учете педагогических ошибок, неуверенности и недостаточного учета характеристик подросткового возраста. Конфликты и потеря контакта с детьми, в свою очередь, могут отражаться на личностном развитии и психическом здоровье подростков. Анализ показал, что одним из важных направлений психолого-педагогического сопровождения подростков является развитие, а чаще всего - коррекция их межличностных отношений. Специфика межличностных взаимоотношений подростков и взрослых и сверстников. В первую очередь такая работа необходима с подростками, находящимися в особой ситуации социального развития, при которой проблемы, связанные с возрастными особенностями подростков, усугубляются проблемами, вызванными негативным социальным контекстом их развития. Считаем важным уделять достаточное внимание формированию коммуникативной культуры. Задача педагога – разработка технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленное влияние на процесс воспитания коммуникативной культуры подростков в условиях учебной, трудовой, досуговой деятельности, применение тренингов для формирования коммуникативной культуры у подростков, так как коммуникативная культура является показателем культуры личности в целом. Сформированность коммуникативной культуры личности определяется некоторыми группами критериев (рис. 1) Рис. 1. Критерии сформированности коммуникативной культуры Коммуникативная культура подростков имеет спектр существенных особенностей, которые, в свою очередь, качественно отличаются от общения со взрослыми (таблица 1): Таблица 1 Особенности общения подростков
Следовательно, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности при формировании коммуникативной культуры подростков. Подростковый возраст - один из самых важных и трудных периодов в жизни ребенка. В процессе развития происходят изменения во всех психических процессах, изменяющих личность подростка. Для формирования школьного общения необходимо создание педагогических условий, а именно: - создание коммуникационной и информационной среды, которая облегчает обмен информацией и предоставляет специально подобранную информацию о реальном мире и роли человека в нем, в свою очередь выступает четким инструментом для обмена мнениями участников; - создание условий для деловых отношений подростков. В результате таких отношений подростки заняты общими интересами. Они должны координировать свои действия и учитывать действия партнера для достижения общего результата. Этот тип взаимодействия называется сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве нужно всегда поддерживать. Проведем некоторый анализ понятий и литературы по данной теме, которые в свою очередь помогут сделать вывод о том, какие же условия будут считаться самыми оптимальными для благоприятного развития коммуникативных умений старших подростков. Мы рассмотрим мнения, следующих авторов: доктора психологических наук И.А. Зимняя, А. В Петровский, С.П. Баранов; доктора педагогических наук А.В. Мудрика и выдающегося социолога И.С. Кона. А. В Петровский [16, с 163] писал: «способность к многоаспектному общению и взаимопониманию является одной из важнейших предпосылок для счастливой жизни. Формирование коммуникативных умений – это одна из важнейших педагогических задач. Также есть особенности развития коммуникативных навыков у старших подростков. Поэтому данный аспект обучения современных старшеклассников казался интересным и необходимым для изучения. Этот инструмент предназначен для развития коммуникативных навыков и в целом для формирования коммуникативной культуры [18]. Необходимо как можно раньше начинать обучать детей основам общения, используя самые разные методы и приемы, в том числе через обучение. И.С. Кон обращает наше внимание на то, что с учетом личностных характеристик участников взаимоотношений помогает вырабатывать эффективные командные взаимодействия, также это можно достичь применяя тренинги. Любое сотрудничество должно быть индивидуальным и личным, в зависимости от жизненного опыта и конкретных занятий подростков старшего возраста [12, с 94]. Оно разработано с учетом стремлений каждого подростка без необходимости не касаясь друг друга, без адаптации их речи и поведения к каким-либо другим действиям (играм, практикам, познанию и т. Д.). Групповые занятия будут особенно интересны для развития уверенности в себе и предоставления подросткам возможности продемонстрировать свои личные навыки. Только отдавая предпочтение подросткам старшего возраста, они могут расслабиться и самостоятельно общаться со взрослыми и сверстниками. Рекомендуется использовать тренинг по культуре общения, который рассмотрит возможность тренинга по развитию коммуникативной культуры у старших подростков.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.007 с.) |