Понятие «коммуникативная культура» В психолого-педагогической литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «коммуникативная культура» В психолого-педагогической литературе



 

В настоящее время присутствует большое количество контактов между людьми, причиной этому служит развитие средств связи и выраженный коллективный характер большинства разнообразных видов деятельности, в которых участником является человек. В таких связях повышается значимость знаний об эффективных способах взаимодействия между людьми, а также в целом межличностных отношений.

В. В. Соколова [34, с. 47] приводит такую формулировку коммуникативной культуры, как: «Это совокупность умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения».

Данная трактовка свидетельствует о том, что понятие «коммуникативная культура» является синонимичным понятию «культура общения». В целом, в основу коммуникативного плана общения входят специфические средства коммуникации. Благодаря им осуществляется коммуникация, для которой необходима коммуникативная культура.

В основе культуры общения лежит целостная культура человека и его высокий уровень развития, что находит отражение в потребностях, конкретных характеристиках и деятельности общества. Таким образом, культура общения включает в себя основные характеристики личности, в частности навыки, знания, способности, навыки, отношения, ценностные ориентации и личностные качества. Все это является обязательным условием успешной реализации личностных качеств.

Исследование нынешних изучений согласно вопросу коммуникативной культуры демонстрирует, то что явление «коммуникативная культура» зачастую отождествляется со суждениями: «культура общения» (Э.С. Макарян, И.А. Ильяева), «коммуникативная компетентность» (С.Л. Братченко, Е.В. Руденский, Ю.Н. Емельянова), «коммуникативная компетенция» (М.Н. Вятютнев), «культура речи» (Л.Г. Павлова, Л.А. Введенская, Б.Н. Головин), «культура речевого общения» (О.М. Казарцева), «культура речевого поведения» (А.К. Михальская). В современном социокультурном контексте возрастает значение культурной составляющей, определяющей единое и гуманное явление в жизни человека. По мере расширения международных отношений ученые в различных областях научного знания все больше сосредотачиваются на изучении культурных феноменов коммуникации, их развитии и определении способов их формирования. Культурный феномен общения постепенно превращается в самостоятельную науку, которая является элементом и компонентом культуры и общения.

В Национальной доктрине образования (2000–2025 годы) приоритет отдается сохранению духовного, нравственного и социального здоровья общества, его благополучия и культуры в целом. Закон РФ «Об образовании» (2012 г.). Государственная программа «Развитие образования» (2013-2020 гг.) - одна из приоритетных задач совершенствования современного образования. Образовательные системы определяют формирование и развитие коммуникативной культуры у субъектов образовательного процесса.

В современном мире культура общения, охватывающая все культурные процессы, связанные с профессиональным и межличностным взаимодействием, требует специальных подробных и всесторонних исследований. Реальные потребности современной социальной науки должны быть удовлетворены теоретическим и систематическим знанием феномена культуры общения, в частности культуры общения.

Проблема феномена коммуникативной культуры раскрылась с разных позиций: в контексте философии раскрыта сущность понятия «коммуникативная культура» (М.М. Бахтин, Ф.Ф. Байкин, В.С. Библер); психология выявила этические и социальные проблемы коммуникации личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев); социальная психология исследовала понятие «коммуникативная культура» как определенного элемента социально-психологического взаимодействия (Г.М. Андреева, Г.Е. Зборовский, Ю.Н. Емельянов, Г.П. Орлов, Б.Д. Парыгин, Л.А. Петровская, Е.В. Руденский); лингвистика определила взаимосвязь понятий «коммуникативная культура», культура общения, речевая культура (С.М. Андреева, М.А. Викулина, И.Б. Игнатова, В.Ю. Жуков, О.Б. Сиротинина); педагогика описала феномен коммуникативной культуры как социально-педагогического явления (Н.П. Аникеева, Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин). Феномен коммуникативной культуры понимается как качество личности (В.В. Соколова, В.П. Фурманова). Существуют подходы к определению феномена коммуникативной культуры: методологический (Е.В. Бондаревская, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин); мировоззренческий (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев); психологический (Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.Б. Котова, Ю.А. Шерковин); социологический (Т.М. Дридзе, С.И. Самыгин, А.А. Реан, Е.В. Руденский); лингвистический (Н.Н. Кохтерев, Б.Н. Головин, А.К. Михальская, О.Б. Сиротинина); искусствоведческий (А.А. Мурашов, П.М. Ершов); адаптивный (Г.М. Якушева, В.Т. Ащепков); духовный (А.И. Солженицын, Э.В. Соколов).

Феномен коммуникативной культуры является предметом философии, лингвистики, социальной психологии, теории коммуникации, теории информации, психологии и педагогики. Культура общения не является самостоятельной характеристикой, а скорее зависит друг от друга, дополняет друг друга. Личностные качества: главный критерий социализации человека (А. В. Мудрик); личные качества специалиста (В.В. Соколова).

В конце ХХ века решение проблемы понятия «культура общения» было срочно найдено во многих областях философии, культурологии, социологии, психологии и педагогики. Понимание природы культуры общения как социально-педагогический ориентир для В.С. Библер, М. Каган, М. Мамардашвили и М. Хайдеггер понимают культуру общения в связи с осознанием высших ценностей, которые являются решающим фактором в личностном развитии.

Коммуникативная культура – это особая форма социальной культуры, поскольку она охватывает все аспекты человеческого взаимодействия и играет важную роль в жизни общества и отдельных людей.

Мы понимаем культуру общения как способность устанавливать и поддерживать успешные отношения с другими людьми на основе внутренних и внешних ресурсов, необходимых для создания эффективных коммуникативных взаимодействий в контексте межличностных и социальных отношений.

Теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил констатировать, что понятие коммуникативной культуры в педагогике охватывает широко понимаемые индивидуальную культуру, культуру поведения, культуру и культуру общения. речь и нравственность. Включение категории «культура» в это понятие подразумевает ценности, с одной стороны, и нормативные, с другой. Человек проявляет себя в процессе изменения себя, своей личности, своих ценностей, условий жизни и самого себя, и это важные черты.

Таким образом, понимание формирования коммуникативной культуры как части жизни предполагает твердую веру в то, что вы не можете жить для себя, для своих собственных нужд, для самосознания, для самовыражения, для самоутверждения. В то же время нет другого выбора, кроме как жить для других и только во взаимодействии с другими людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.005 с.)