Организация и методики исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методики исследования



 

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: мы считаем, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков, возможно, будет осуществляться посредством тренинга.

Для того чтобы проверить данное гипотетическое предложение мы изучили особенности формирования коммуникативной культуры у старших подростков, а также возможность и эффективность применения тренингов для формирования коммуникативной культуры у старших подростков. Нами также проверялись доводы о том, что проведение тренингов действительно поможет в формировании коммуникативной культуры старших подростков.

База исследования – МАОУ СОШ № 31 г. Ишима Тюменской области. Объем выборки составил 40 испытуемых подросткового возраста.

Эмпирическое исследование состояло из двух частей. Первая часть была основана на наблюдении за участниками, и целью было изучение коммуникативных расстройств у подростков с коммуникативными трудностями. Вторая часть эмпирического исследования заключалась в изучении психологических характеристик подростков с коммуникативными проблемами.

Исследование, которое было основано на методе включенного наблюдения, позволило нам сделать следующие выводы:

· старшие подростки имеют различные нарушения в сфере общения, при этом у большей части подростков нарушены разные сферы общения, а именно: кто-то не умеет слушать (15 подростков), другие же недостаточно общительны (14 подростков), некоторые имеют низкий уровень коммуникативных способностей (11 подростков). Следовательно, у подростков присутствуют коммуникативные трудности в общении;

· подросткам с коммуникативными трудностями в общении свойственны переменчивые настроения, преобладание пессимистичности, робости, неуверенности в себе, высокий уровень тревожности, практически отсутствует стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей;

· основная характеристика подростков с коммуникативными трудностями в общении связана с их высоким уровнем личностной тревоги.

Методы: исследования:

1. Этап. Теоретический анализ работ современных авторов (пройден ранее)

2. Этап. Опытно-экспериментальное исследование. Были применены 2 методики, а именно:

Нами была применена методика «Определение ведущего типа поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас).

Исследование было проведено среди подростков старшего возраста на базе МАОУ СОШ № 31 г. Ишима Тюменской области. Приняли участие 40 подростков. Подросткам было предложено ответить на вопросы тестов, которые позволили оценить их коммуникативные навыки. После проведения исследования, полученные данные были обработаны и систематизированы.

В начале исследования респондентам предлагалось оценить свои коммуникативные навыки по тесту К. Томаса. Результаты проделанной работы представлены в Таблице 3, а также Систематизированная таблица полученных результатов по тесту К. Томаса (таблица 4)

Таблица 3

Сводная таблица полученных ответов по тесту К. Томаса

 

вопроса

Варианты ответа

 

вопроса

Варианты ответа

А (кол-во ответивших) Б (кол-во ответивших) А (кол-во ответивших) Б (кол-во ответивших)
1 31 9 16 22 18
2 14 26 17 12 28
3 22 18 18 14 26
4 36 4 19 16 24
5 4 36 20 6 34
6 9 31 21 20 20
7 29 11 22 32 8
8 29 11 23 33 7
9 37 3 24 11 29
10 7 33 25 12 28
11 10 30 26 34 6
12 32 8 27 18 22
13 22 18 28 11 29
14 11 29 29 28 12
15 13 27 30 7 33

Таблица 4

Систематизированная таблица полученных результатов по тесту К. Томаса

Соперни-чество Сотрудни-чество Компромисс Избегание Приспо-собление
1 3 5 10 8 14
1 0 0 0 33 7
2 0 22 18 0 0
3 29 0 0 0 11
4 0 0 36 0 4
5 15 0 0 25 0
6 30 0 0 10 0
7 0 0 9 31 0
8 30 10 0 0 0
9 7 0 0 33 0
10 2 0 38 0 0
11 3 0 0 0 37
12 0 0 0 5 35
13 5 0 35 0 0
14 33 7 0 0 0
15 0 0 0 17 23
16 17 0 0 0 23
17 35 0 0 5 0
18 0 0 38 0 2
19 0 21 0 19 0
20 0 3 37 0 0
21 0 20 0 0 20
22 6 0 34 0 0
23 0 38 0 2 0
24 0 0 31 0 9
25 29 0 0 0 11
26 0 3 37 0 0
27 0 0 0 33 7
28 3 37 0 0 0
29 0 0 35 5 0
30 0 34     7

 

Приблизительно равное количество подростков эффективными способами урегулирования конфликтов считают соперничество и избегание. Скорее всего, одинаковое процентное соотношение абсолютно противоположных тенденций в разрешении конфликтных ситуаций является лишь свидетельством переходного возраста. Подросткам трудно бывает раз и навсегда выбрать для себя способ поведения в обществе. Меньше всего подростков предпочитают урегулировать конфликты с помощью приспособления, принесения в жертву собственных интересов ради другого. Нежелание приспосабливаться, подчиняться – еще одна из характерных особенностей подросткового возраста. Большинство опрошенных подростков предпочитают такой способ урегулирования конфликтов, как компромисс.

Стоит отметить, что всем возрастным этапам развития человека свойственны свои определённые особенности, которые составляют комплекс физических, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, ценностных ориентаций, оказывающих влияние на характер межличностных отношений. Период в развитии человека между детством и взрослостью называют подростковым возрастом, когда наиболее интенсивно происходит развитие самосознания личности, становление характера.

Цель проведенного нами исследования заключалась в выявлении психологических особенностей отношений подростков со сверстниками с помощью методики «Диагностика межличностных отношений (Т. Лири). В исследовании приняли участие 40 испытуемых подросткового возраста.

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г., которая предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. При помощи данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Так, при исследовании межличностных отношений чаще всего выделяют два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал схему в виде круга, который разделил на секторы. В данном круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование, подчинение, дружелюбие, враждебность. Эти секторы разделены на восемь и потом ещё на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Рис. 2. Схема Т. Лири

По результатам диагностики установлено, что у подростков преобладают следующие типы межличностных отношений: доброжелательный (55% или 22 подростка), авторитарный (45% или 18 подростков).

 

 

Рис. 3. Схема Т. Лири

Также была проведена методика «Личностный опросник Басса-Дарки» диагностика основных форм агрессии и степени выраженности агрессивности у детей подросткового возраста (таблица 4):

Таблица 5

Результаты изучения степени выраженности агрессивности у детей подросткового возраста

Степень агрессивности

кол-во испытуемых выраженная менее выраженная невыраженная
40 18 10 12
100% 45% 25% 30%

На основании полученных результатов нами были выделены следующие группы испытуемых:

Из 40 испытуемых у 18 (45%) подростков выявилась выраженная степень агрессивности. У 10 (25%) подростков менее выраженная степень агрессивности, 12 (30%) подростков вошли в группу с невыраженной степенью агрессивности. Данные показатели выражают проявление в классном коллективе разные степени агрессивности.

    На основе анализа результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы о психологических особенностях отношений подростков со сверстниками:

1. Межличностные отношения подростков со сверстниками являются важнейшим условием их личностного развития в целом.

2. Самооценка подростка выступает важным фактором формирования межличностных отношений в коллективе, а неадекватная самооценка способствует возникновению конфликтных ситуаций со сверстниками, что в свою очередь усиливает негативные переживания подростка, поэтому необходимым бывает оказать психологическую помощь.

3. Для формирования межличностных отношений в коллективе и формирования коммуникативной культуры подростков необходима целенаправленная работа классного руководителя, в том числе посредством тренингов.

В процессе психолого-педагогического сопровождения подростков для укрепления позитивных межличностных отношений между ними, работа должна осуществляться в рамках взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также с социальным педагогом, классным руководителем, учителями-предметниками. Обязательно также является привлечение родителей и других членов семьи. Это мы предлагаем осуществлять посредством тренингов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.8.127 (0.011 с.)