Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: философия средних веков и эпохи Возрождения

Поиск

1. Философский смысл христианства. Основные идеи и темы.

2. Апологетика и патристика. Аврелий Августин.

3. Средневековая схоластика:

а) спор реализма и номинализма об универсалиях;

б) проблема соотношения веры и разума. Фома Аквинский.

4. Философия эпохи Возрождения:

а) гуманизм Возрождения о человеке и его месте в мире;

б) пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно.

 

Ключевые понятия: трансцендентный, монотеизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм, патристика, схоластика, реализм, номинализм, концептуализм, антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, деизм, детерминизм, утопия.

Темы рефератов

1. Град Божий и град земной в философии Аврелия Августина.

2. Природа зла и свобода воли в христианской философии.

3. Метафизика «душевных глубин». «Исповедь» Августина Блаженного.

4. Пьер Абеляр. «История моих бедствий».

5. Философия итальянского гуманизма.

6. Томас Мор и его «Утопия».

7. Политическая философия Николо Макиавелли по работе «Государь».

 

Источники

1. Аквинский Ф. О сущности и существовании // Историко-философский ежегодник. М., 1988.

2. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969. – Т. 1. – Ч. 2.– С. 823-862; М., 1970. – Т. 2. – С. 54 – 77, 156 – 176.

3. Мир философии. – М., 1990. – Ч. І. – С. 15, 193 – 198, 483 – 485; Ч. 2. – С. 9 – 10, 375 – 377.

4. Кузанский Николай. Сочинения. – М., 1980. – Т. 2. – С. 7 – 32, 137 – 181, 43 – 437, 442 – 444.

5. Библия. Ветхий Завет. Книга Иова.

6. Библия. Откровения Иоанна Богослова.

 

Учебники

1. История философии. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского и В.П. Яковлева. – Ростов-на-Дону, 1999.

2. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

3. Каратини Р. Введение в философию. – М., 2003.

4. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003.

5. Введение в философию // Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989.

6. Філософія. – К.: Либідь, 2002.

 

Исследования

1. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

2. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

4. Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

5. История диалектики XIV – XVIII вв. – М., 1974.

6. Татуризина З.А. Николай из Кузы // Кузанский Н. Сочинения. – М., 1979. – Т. 1.

7. История философии и вопросы культуры. – М., 1975.

8. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

9. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – Л., 1976.

10. Гайденко П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей // ВФ. – 2002. – № 7.

11. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

 

 

Лекционный материал

Возникновение христианства знаменовало собой радикальный поворот в философском мышлении. В свете христианского мировоззрения предшествующие ему религии средиземноморского ареала предстали как языческие, то есть религии, ориентированные на отдельное замкнутое сообщество людей и являющиеся специфическим продуктом творчества данного народа – религии «одного языка». Вместе с христианством утверждается универсализм мировоззрения. Соответствующий христианскому универсализму новый тип философствования опирается на фундаментальные идеи Священного Писания. Хронологические рамки средневековой философии определяются протяженностью самой эпохи Средневековья – V – XV века. Преддверие средневековой философии – патристика II – VІІІ вв. Различают апологетическую и систематическую патристику. Апологеты вели борьбу с такими течениями как гностицизм и манихейство (дуалистическими учениями, резко противопоставляющими земное и небесное). Систематический период связан с деятельностью «святых Отцов и Учителей церкви», с переходом к углубленным философско-теологическим построениям. Богословствование во многом определялось «встречей» библеизма и эллинизма. Патристика синтезировала христианство с неоплатонизмом. На основе патристики в IX в. начинает складываться схоластика (греч. schola – ученая беседа, школа), которая обращается к рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных «предметов». Главное устремление схоластики заключалось в том, чтобы показать, что между разумом и Откровением нет действительного противоречия.

В основе средневековой онтологии лежит идея творения мира Богом из ничего. В отличие от абстрактного Бога античных философов, христианский Бог являет собою Личность. Наиболее ярко личность воплощается в образе Христа. Только с Богом Личностью могут быть установлены отношения интимной духовности и любви. Дохристианская античность не знала в действительном смысле личного и единого Бога. Христианство, как и иудаизм, на основе которого оно возникает, монотеистическая религия. Бог понимается как абсолютное начало, ничем не ограниченное и не имеющее рядом с собой никакого вечного, но небожественного начала. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное (тварное) не есть бытие как таковое, а лишь обладает бытием, получило бытие через участие в бытии. Концепция «творения из ничего» принято характеризовать как креационизм (от лат creation – создание). Креационизм призван устранить трудности и противоречия, с которыми столкнулась дохристианская философия. К их числу относятся противоречия единого и многого, бесконечного и конечного, неизменного и изменчивого, сверхчувственного и чувственного, абсолютного и относительного. Об этих проблемах шла речь при изучении древнегреческой философии. Согласно Библии, мир един в своем истоке, поскольку бесконечным бытием обладает только Бог: он безначален и бесконечен. Единое начало обладает творчески порождающей энергией. Библейская идея творения есть абсолютный монизм (моно – один). Однако она предполагает и дуализм (дуа – два), поскольку речь идет о принципиальной нетождественности божественного и тварного бытия. Бог сотворил мир согласно божественным законам, которые от самого творения управляют миром. Однако наряду с упорядочивающим началом Бог наделил тварный мир свободой. Тварное бытие имеет возможность отклоняться от божественной воли.

Христианский Бог не только находится выше сферы природных законов, но и дает людям нравственный закон в виде божественного повеления. Законы межчеловеческих отношений, таким образом, не являются природными. Они божественного происхождения. Отказ следовать им составляет сущность греха. Первородный грех – в неповиновении изначальному повелению не трогать плодов с древа познания добра и зла. Грех стал не только атрибутом индивидуальной жизни человека, но вошел в человеческую историю. В отличие от дохристианских мыслителей, искавших спасения по преимуществу в знании, Библия переносит акцент с познания на веру. Вера понимается как особая способность души, которая присуща человеку изначально. Слепота веры неизбежно приводит к поклонению земным кумирам. Если античная философия, рассматривая веру с точки зрения познавательного значения, ставила ее ниже знания, то Откровение призывает осознать ценность веры как таковой. Эта ценность отлична от той, которой обладает интеллект. Библия открывает новое измерение для человека – духовное. Дух – это причастность к божественному, то есть сверхразумному, посредством веры. Духовное бытие и духовные ценности – вне сферы земной утилитарности. Подлинное бытие лежит по ту сторону видимого чувственного мира. Оно задает вертикаль человеческого бытия. Эта вертикаль основывается, прежде всего, на вере.

Главные ценности христианства – вера, надежда, любовь, терпение и смирение. Любовь отличается от античного эроса. Это, прежде всего, любовь к Богу, а человеческая любовь – следование божественному примеру, Христу. Такая любовь требует милосердия, сострадания, самопожертвования. Фундаментальной ценностью христианства становится смирение, удерживающее человека от греха и позволяющее праведно жить. Добродетель смирения решительно непонятна дохристианской античности. Античный мудрец готов стоически переносить тяжесть и несправедливость мира. Он верит лишь в собственные силы и ориентирован на земную жизнь. Христианское смирение предполагает осознание греховной природы человека, упование на божественную благодать и небесное Царство.

В центре внимания Отцов церкви стояли богословские вопросы. Представителями средневековой патристики являются Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин и др. Патристика есть философствование в вере или «под знаком» веры. Задача Отцов церкви – не убеждать кого-то в истинности Откровения, а разъяснить смысл христианских истин, прояснить текст Священного Писания. Учителя церкви творили в условиях противоборства и смешения философско-религиозных идей. Они проводили разграничение между христианской мыслью, греческой философией и представлениями, связанными с иудаизмом. Истины Откровения – «мудрость внутренняя» в отличие от «мудрости внешней», то есть античной философии. Но одновременно с этим патристика использовала категории греческой философии для трактовки проблем христианского богословия. Основными темами были проблемы сущности и бытия Бога, происхождения зла в мире, теодицея (богооправдание), свобода воли и спасение души, проблема божественной предопределенности истории и человеческой жизни, обоснование нового линейного представления об истории. Отношение к иудаизму определялось принципиальным отличием в понимании Бога. Это отличие между Богом лишь дающим закон, диктующим и повелевающим и Богом, который приносит искупительную жертву, который есть любовь.

Схоластика (IX – XV вв.). Первоначальный смысл слова «схоластика» не имеет негативного значения и обозначает «школьную философию», которой обучают в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает проблематику патристики, рационализирует и систематизирует христианское мировоззрение.

Схоластика подразделяется на ряд этапов. Ранняя схоластика (IX – XI вв.): Эриугена, Ансельм Кентерберийский. Зрелая или классическая (XII – XIII вв.). Представители: Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др. Поздняя – (XIII – XV вв.): Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др. Основными вопросами являются проблемы соотношения разума и веры, единичного и особенного, а также вопросы о бытии Бога спасении души и т.д. Центральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях – общих понятиях, идеях, об отношении единичного к общему и реальности существования общего. В зависимости от ответа сформировалось три позиции. Реализм, представители которого утверждали, что общее существует реально в виде идеальной или реальной вещи в уме Бога и не является просто конструктом человеческого разума. Представители: Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский. Номинализм – противоположная реализму позиция. Номиналисты утверждали, что универсалии являются простыми именами вещей, существуют только в разуме человека. Широкое распространение номинализм получил в поздней схоластике. Его представители – Иоанн Росцелин и Уильям Оккам. Концептуализм – философская позиция, примеряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют только отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма был Пьер Абеляр.

Следует подчеркнуть, что сквозной темой всей средневековой философии, ее «экзистенциальным нервом» является проблема соотношения веры и разума. «Верую, ибо абсурдно» Тертуллиана – крайняя позиция по отношению к разуму. Аврелий Августин полагает, что вера есть высший акт воли, и имеет первенство перед разумом, но он склонен настаивать на их единстве: «Разумей, чтобы мог верить и верь, чтобы разуметь». В зрелой и поздней схоластике проблема получает новую интерпретацию. Так Пьер Абеляр господствующему принципу «Верую, чтобы понять» противопоставил принцип «Понимаю, чтобы верить». Абеляр считал, что вера, не просвещенная разумом, недостойна человека. Намеченное Абеляром размежевание философии и теологии в XIII в. стало свершившимся фактом. Сигер Брабантский утверждал, что истины естественного знания ложны для теологии, так как в действие у него вступала концепция двойственной истины (создатель ее Аверроэс, представитель арабской философии, родом из испанской Кордовы). Фома Аквинский, борясь против аверроистов, подчеркивая сверхразумность божественных истин, тоже разграничивает области философии и теологии. Предметом первой являются «истины разума», а второй – «истины Откровения». Однако поскольку конечным источником всякой истины является Бог, противоречия между ними быть не может. Аквинский сторонник гармонии между верой и разумом. Но философия у него является служанкой богословия, так как разум никогда не сможет доказать, что ошибается вера. Оба вида истин разделены лишь постольку, поскольку стоят на разных ступенях лестницы, ведущей к Богу. Но признание относительной самостоятельности разума и концепция двойственности истины привели, в конечном итоге, к новому этапу в развитии философии – этапу освобождения философии от религии.

В эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.) европейское человечество пережило, можно сказать, революционный переворот, сутью которого стало освобождение культуры от религиозного влияния. Появляется светское искусство, философия, политика. Образец для подражания Возрождение нашло в Античности. Характерной чертой философии Ренессанса является антропоцентризм (от греч. «антропос» – человек). Человек становится главным предметом философии. Это способствовало развитию гуманизма – воззрения, признававшего за человеком как личностью высшую ценность, отстаивающего идею достойного существования человека и его право на свободу, всемерное развитие безграничных творческих способностей и обретение счастья не в загробной, а в обычной земной жизни. Вслед за Античностью утверждается единство человека и космоса. Однако вместо подчинения логосу провозглашается бесконечная свобода человеческой личности. Человек считается не пассивным «образом божьим», а богоравным существом, как обладатель разума и свободной воли. Он выступает теперь хозяином своей судьбы, ее творцом и сотворцом Бога. Превознося человека, гуманисты остро критиковали схоластику. Одним из условий возможности реализации гуманистического идеала они считали преобразование общества. Именно в эпоху Возрождения получает свое название и развитие литературный жанр утопии (в переводе с греческого означает «место, которого нет») по названию романа английского гуманиста Томаса Мора.

Философия эпохи Возрождения ознаменовалась введением в научный оборот оригинальных античных текстов. Отсюда сложились такие направления как ренесансовский неоплатонизм (Флорентийская Академия и ее виднейший представитель – М.Фичино 1433 – 1499), неоаристотелизм (Падуанская школа – П.Помпонаци 1462 – 1525), неоэпикуризм (Л.Валла 1407 – 1457).

В философии эпохи Возрождения проявляются пантеистические идеи, отождествляющие Бога и природу. Теолог и кардинал Николай Кузанский (1401 – 1464) в своем главном сочинении «Об ученом незнании» изображает акт божественного творения как беспрерывное «разворачивание» божественного существа во множество. Так формируется пантеистическая точка зрения (от греч. «пан» – все, «теос» – Бог). Следствием пантеизма являются гилозоизм (идея одушевленности природы) и панпсихизм (всеобщая одушевленность). Бог в отличие от средневековых представлений, пребывает не вне мира, но присутствует всюду в мире, пронизывает собою все бытие, является «живой душой», самим бытием мира.

Пантеизм Николая Кузанского можно классифицировать как мистический (учение о недискурсивной – мистической интуиции играет структурообразующую роль в его философии). Другим вариантом пантеизма был натурфилософский Дж.Бруно (1548 – 1600). Если Кузанский рассматривал природу в качестве одной из божественных сущностей, то Бруно наоборот растворял Бога в природе, которая трактовалась им как живое существо, наделенное душой и телом. Бог есть высшая субстанция – монада-монад, божественный разум и мировая душа тождественны. Как целое Бог проявляется в единичном по принципу «все во всем».

Надо подчеркнуть, что для эпохи в целом была характерна эстетическая ориентация на искусство и интерес не только к естественнонаучным исследованиям, но и к магии, алхимии, астрологии. Философия Ренессанса тесно связана с мистикой. В противовес креационизму предлагается принцип деизма, согласно которому Бог творит мир, но не вмешивается в его дела. На смену провиденциализму приходит детерминизм. Большинство философских концепций носят натурфилософский характер. Основные представители эпохи Возрождения Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Николай Кузанский, Николай Коперник, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Мишель Монтень и др.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.124 (0.013 с.)