Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Древнеиндийская философияСтр 1 из 16Следующая ⇒
1. Ведийская предфилософия. Особенности формирования индийской философской традиции: а) пантеон Ригведы; б) «Насадия-сукте». Поиск единой первоосновы бытия; в) предфилософия Упанишад. Концепция Атмана и Брахмана; г) связь «Бхагавадгиты» как одной из философских частей «Махабхараты» с Упанишадами. 2. Философия Индии классического периода: а) метафизическая и антропологическая концепция «Бхагавадгиты»; б) основные философские системы Древней Индии.
Темы рефератов 1. Чхандогья-упанишада. Учение Уддалаки «Тат твам аси!». 2. Основные даршаны древнеиндийской философии. Их отношение к «Бхагавадгите». 3. Сравнение идей раннего буддизма и идей «Бхагавадгиты». 4. Йога в философской традиции Индии. «Йога-сутра» Патанджали и «Бхагавадгита». 5. «Бхагавадгита» в современной мировой культуре.
Источники 1. Космогонія (Насадія-сукте) // Голоси стародавньої Індії. – К., 1982. – С. 112 – 113. 2. Ригведа. – М., 1972. 3. Семенцов В.С. Бхагавадгита в традиции и современной научной практике. – М., 1985. 4. Бхагавадгіта // Всесвіт. – 1991. – № 11. – С. 137 – 155; № 4. – С. 121 – 141. 5. Насадия-сукте // Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. – М., 1983. – С. 34.
Учебники 1. Філософія. Курс лекцій. – К., 1991. – С. 32 – 34. 2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981. – С. 69 – 73. 3. История философии в кратком изложении. – М., 1991. – С. 17 – 41. 4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1983. – С. 174 – 234. 5. Буддизм. Словарь. – М., 1992.
Исследования 1. Франкфорт Г., Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якоби Г. В преддверии философии. – М., 1984. 2. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. – М., 1986. – С. 11 – 84. 3. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. – М., 1983. – С. 17 – 84. 4. Неру Дж. Открытие Индии. – М., 1989. – Кн. 1. – С. 116-167. 5. Островская Е.Д., Рудой В.И. Реконструкция системы // Классическая йога. – М., 1992. – С. 15 –83. 6. Радхакришнан С. Индийская философия // Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ века. – М., 1987. – С. 455 – 522. 7. Семенцов В.С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. – М., 1988. – С. 5 – 32. 8. Классическая йога. – М., 1992. 9. Шохин В.К. С чего началась индийская философия? // ВДИ. – 1996. – № 2.
10. Шохин В.К. Брахманистская философия. – М., 1994. 11. Рахманкулова Н.Ф. Ценности и возникновение национальной философской традиции (Индия и Китай) // Вестник МГУ. – Сер. 7. – 2000. – № 1.
Лекционный материал При изучении данной темы представляется необходимым обратить внимание на следующие аспекты: 1. Эволюция традиционного мировоззрения индоариев, отраженная в Ведической литературе. 2. Изменения в онтологической концепции при переходе от стадии предфилософии к протофилософии. Ведическая литература создавалась с середины II тыс. по VI в. до н.э. Ее можно разделить на 4 сборника: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Атхарваведа (Веда заклинаний). Данные сборники составляют древнейшую часть Вед – Самхиты, за ней идут толкования гимнов, описания ритуалов – Брахманы. При этом каждая Брахмана относится к определенной Самхите. Далее располагаются Араньяки – наставления для отшельников, затем Упанишады – философские размышления безымянных авторов. Араньяки примыкают к соответствующим Брахманам, а Упанишады – к Араньякам или Брахманам. Схематически структуру Вед можно изобразить следующим образом.
К древнейшему уровню арийского мировоззрения относится богиня Адити-Притхиви (мать-Земля), имеющая 12 сыновей: Варуна (ночное звездное небо), Митра, Сурья, Пушан и прочие олицетворения Солнца. Позднее добавились божества Индра (бог грома), Агни (бог огня), Сома и другие. После арийского вторжения в Индию на первый план выдвинулись Индра, Сурья-Савитар и Агни, распределившие между собой три сферы: Агни – землю, Индра – воздух, Сурья – небо. В позднейших гимнах Ригведы формируются представления о Пуруше – космическом человеке, из частей тела которого возникла Вселенная; о сущем и не сущем, при этом предполагалось «происхождение сущего в не сущем». Третий слой арийского мифологического мировоззрения составляет брахманизм с его триадой: Брахма (бог-творец), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель). В качестве воплощения Вишну выступает бог Кришна.
По мере систематизации Вед, переосмысления архетипов традиционного мировоззрения при помощи письменного знания мифология сменяется предфилософией – промежуточной ступенью между мифом и философией. К этой стадии обычно относят Упанишады, где сформировались абстрактные понятия «брахман» и «атман». Под первым понимается все общее, что лежит в основе однородных явлений и предметов, первооснова и первопричина сущего, абсолютная субстанция. Понятие «атман» имеет несколько значений: тело или дыхание, индивидуальная человеческая душа или всеобщая душа, тождественная брахману. Брахман и атман отдельно и вместе отождествляются со всем сущим. Отсюда «все есть брахман, а брахман есть атман». Субъект растворен в объекте, а мироздание понимается антропоморфно. Следующий этап в развитии древнеиндийской мысли связывается с Бхагавадгитой (песнь Бхагавата – то есть Кришны), которая входит в состав 6-й книги 18-книжной Махабхараты, датируемой VI – V вв. до н.э. Бхагавадгита, таким образом, относится к периоду протофилософии – то есть ранней философии, характеризующейся нерасчлененностью субъекта и объекта, отсутствием четкого деления на материальное и идеальное. В отличие от Упанишад, в Бхагавадгите усилена этическая проблематика, стержнем которой стало учение о должном действии. Кришна объясняет Арджуне, что все в мире определено в соответствии с космическим законом – дхармой, восходящим к первичной духовной субстанции брахмо-атман. Чувственный мир изменчив и не обладает истинным бытием. Каждый его элемент содержится в брахмане. Поскольку брахмо-атман вечен, то никто не убивает и не бывает убитым. Существование и несуществование едины. Так как долг кшатрия – война, то Арджуна должен выполнять его, но должное дело нужно совершать без привязанности. Он не совершит греха, если будет сражаться отрешенно. Философская проблематика Бхагавадгиты в целом генетически связана с Упанишадами, развивая уже обозначившиеся тенденции. Одной из наиболее значимых представляется проблема соотношения между пракрити-пуруша с одной стороны и брахмо-атманом – с другой. В философском плане пракрити может пониматься как природа, пуруша – как мировой дух. Состояние пракрити (проявленное, непроявленное) связано с деятельностью безличных качеств (гун). Когда пракрити находится в непроявленном состоянии, то гуны уравновешены, процесс проявления связан с нарушением равновесия гун. Понятие «материя» не может быть в полной мере отождествлено с понятием «пракрити», поскольку наряду с вещественными элементами к ней же отнесены органы восприятия и действия, субъективные состояния (влечение, отвращение, неприятное, приятное и т.д.). На долю пуруши, то есть знания, остается ряд свойств (смирение, честность, самообладание и др.), направленные на познание брахмо-атмана. Таким образом, отсутствует деление на субъект и объект, материальное и идеальное. Дуализм пракрити-пуруша не есть дуализм материального и идеального. Высшее знание предполагает сведение дуализма пракрити-пуруша к брахмо-атману. Онтологические и гносеологические идеи Бхагавадгиты нашли свое продолжение в философских школах (даршанах), особенно ортодоксального толка (веданта, миманса, йога, санхья, ньяя, вайшешика). Однако даже в тех учениях, что отвергают авторитет Вед (чарвака-локаята, буддизм, джайнизм), можно усмотреть ряд параллелей с Бхагавадгитой, что, бесспорно, свидетельствует о ее огромном влиянии на развитие индийской философии.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.006 с.) |