Кафедра истории и теории музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра истории и теории музыки



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ МАЙМОНИДА

Факультет мировой музыкальной культуры

Кафедра истории и теории музыки

 

Пеньковская Ксения Александровна

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

«Феномен мелизматики в джазовой вокальной музыке ХХ века. Методическая разработка упражнений для обучения и совершенствования мелизматики и мелкой вокальной техники у эстрадно-джазовых вокалистов»

 

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Полеха Ангелина Евгеньевна

 

Москва

2011
Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………3

1. Глава 1. Терминологический очерк………………………………….5

2. Глава 2. Аналитический очерк………………………………………14

3. Глава 3. Очерк глазами современности……………………………..21

4. Глава 4. Методический очерк………………………………………..29

5. Заключение……………………………………………………………37

6. Приложение 1 «Упражнения для обучения мелизматике и мелкой вокальной технике у эстрадно-джазовых вокалистов»..…………...39

7. Приложение 2. Видео-запись урока «Обучение и совершенствование мелкой вокальной техники у эстрадно-джазовых вокалистов»

8. Библиографический список…………………………………………..52


Введение

Эстрадно-джазовая музыка, несмотря на достаточно молодой в масштабах мировой истории музыки возраст (около 100 лет), уже успела сформировать отдельный самостоятельный пласт. А это значит, что существует ряд особенностей, отличительных черт, без которых трудно себе представить современную (в частности, зарубежную) эстрадную музыку. Одной из таких особенностей является мелизматика.

Обращаясь к этимологии слова «мелизматика», можно сказать, что слово это имеет как общее значение, так и более конкретный смысл. Мелизматика (или орнаментика) – учение об украшении мелодии.[1] Понятие «орнаментика» не используется в современной эстрадной музыке, поэтому в нашей работе мы не будем пользоваться этим термином. В более узком значении мелизматика представляет собой принцип исполнения мелодической линии.

Мелизм (греч. melisma – песнь, мелодия) – мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии. Обозначается в нотном письме специальными знаками или мелкими нотами.[2]

Мелизмы – небольшие мелодические обороты, украшающие основной рисунок мелодии.[3]

Широко используются мелизмы как в инструментальной, так и в вокальной музыке. В силу специфики собственной профессиональной деятельности, считаем наиболее актуальным для себя обратиться, по большей части, к вокальной мелизматике. Хотя мелизмы не являются ни частью мелодии, ни обязательным условием исполнения современной музыки, практически каждый вокалист стремится разнообразить и украсить исполняемые песни различными вокальными приемами (такими, как вибрато, субтон, расщепление), в том числе и мелизмами. Можно даже сказать о том, что умение уместно и стилистически грамотно использовать мелизм – это один из показателей техничности и чувства музыкального стиля вокалиста.

В структуре нашей работы мы решили выделить четыре части, причем тема каждой из них настолько интересна и важна, что вполне могла бы существовать самостоятельной темой для любой статьи, книги или научной работы. В то же время, упустить какую-либо из частей и совсем не уделить ей внимания мы тоже не могли. Именно поэтому каждую часть нашей дипломной работы мы решили представить в виде очерка, ведь именно эта форма изложения текста носит описательный и познавательный характер, сочетая в себе черты художественной литературы и публицистики.

Итак, наш первый очерк – терминологический. Мы даем развернутые определения существующих на данный момент мелизмов с пояснениями и приводим некоторые варианты их исполнения. Во второй части работы, которую мы назвали очерком историческим, мы попытались воссоздать ретроспективу исторического развития мелизмов, проследить как менялись особенности написания, исполнения и использования мелизмов в разные временные эпохи, понять причины возникновения такого музыкального приема, как мелизматика.

Третий очерк отображает актуальность и разнообразие использования мелизматики в современном вокальном эстрадно-джазовом исполнительстве. Мы рассматриваем и анализируем конкретные примеры песен нескольких современных исполнителей, определяем их принадлежность к тому или иному узкому музыкальному направлению, пытаемся понять принципы использования мелизматики в современной музыке. А уже в четвертом, методическом очерке, мы описываем ряд конкретных упражнений, которые способствуют развитию мелизматики и мелкой вокальной техники у эстрадно-джазовых вокалистов, основываясь на конкретных знаниях, приобретенных в ходе студенческой и преподавательской деятельности.


Глава 4. Методический очерк

Теперь, когда мы получили достаточное количество информации об истории возникновения мелизмов, а также рассмотрели конкретные примеры их применения на практике, мы можем перейти к заключительному и, возможно, самому важному разделу нашей работы. Здесь мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся непосредственно техники исполнения мелизмов, а также обучения мелизматике и мелкой вокальной технике.

Наш методический очерк мы решили оформить в виде развернутых ответов на наиболее актуальные и часто задаваемые вопросы среди вокалистов. Для начала сформулируем эти вопросы:

1. Физиологический аспект исполнения мелизматики. Как ведут себя голосовые связки и гортань в момент исполнения мелко-техничных вокальных приемов?

2. Теоретический аспект. Все ли могут исполнять мелизмы?

3. Практический аспект. Возможно ли этому научиться?

4. Методический аспект. Существуют ли конкретные упражнения, способствующие развитию мелизматики и мелкой вокальной техники у эстрадно-джазовых исполнителей?

Информации, изложенной в ходе ответов на данные вопросы, будет достаточно, чтобы разобраться в технике исполнения мелизмов и научиться применять полученные знания на практике.

Очень часто мы слышим фразы вроде «это очень сложный вокальный прием», «он(она) очень техничный(ая) вокалист(ка), кроме него(нее) так никто не сможет», «это дано не всем». Создается ощущение, что умение петь мелизмы – это действительно удел «избранных» и научиться этому нельзя. Возможно, ответ скрыт в физиологии нашего вокального аппарата? Попробуем разобраться, чем же «избранные» отличаются от других вокалистов. Для этого начнем с описания исполнения мелизматики как физиологического процесса. Что же происходит с голосовыми складками во время исполнения мелизмов? Как ведет себя гортань?

Ответить на эти вопросы нам помог кандидат медицинских наук, доцент, врач-отоларинголог высшей квалификационной категории, фониатр, Президент Российской общественной академии голоса, Лев Борисович Рудин[22]. После беседы с Львом Борисовичем в голове осталось легкое недоумение: «неужели все так просто»? Дело в том, что при исполнении мелких вокальных приемов единственной особенностью является скорость. Другими словами, в момент, когда мы поем мелизм, в функционировании вокального аппарата не меняется ровным счетом ничего по сравнению с тем моментом, когда мы поем любую другую мелодическую фразу. Отличие только в скорости исполнения. «Когда мы поем более высокий звук, связки вытягиваются и становятся более тонкими; если спускаемся по звукоряду вниз – связки уплотняются и сжимаются. Все абсолютно так же, как и при обычном пении. То же самое касается и гортани: чем выше звук, тем выше положение гортани, соответственно, чем ниже звук, тем больше опускается гортань, - говорит Лев Борисович, - единственная сложность для связок заключается в необходимости быстро среагировать и перестроиться на необходимое для следующего звука положение. Ведь одно дело, когда это происходит неспеша, постепенно и связки привычно меняют свою форму, и другое – когда неподготовленный аппарат просто не успевает среагировать и поменять положение связок и гортани».

Единственная рекомендация, которую дал нам Лев Борисович, – наращивать скорость исполнения постепенно, чтобы аппарат запоминал мышечное положение связок и гортани и мог приходить в это положение из любого другого и, в конечном итоге, с любой скоростью.

Итак, мы ответили на первый из поставленных вопросов, смогли понять, как работает наш вокальный аппарат при исполнении мелизматики, и остались довольны результатом. Оказывается, все очень просто, и нам не требуется специально искать непривычные нашим связкам положения, форсировать или искажать звук. Нужно только работать над увеличением скорости исполнения. Но об этом мы поговорим чуть позже. Кроме того, получается, что для исполнения мелкой техники не обязательно обладать какими-то особенными физиологическими природными данными. И мы плавно переходим ко второму вопросу:

«А все ли могут научиться петь мелизмы?». Теперь мы с уверенностью можем ответить утвердительно.

Вернемся к физиологии: голосовые связки – это такие же мышцы человеческого тела, как и любые другие. А, значит, они, так же, как и любые другие мышцы, поддаются тренировке. Человек ходит в тренажерный зал или на занятия по аэробике, чтобы привести в порядок свое тело: мышцы нужно держать в тонусе - подкачивать, растягивать. Всем известно, что для достижения лучшего результата занятия должны быть регулярными и ориентированы на те группы мышц, которым мы хотим уделить большее внимание: будь то мышцы пресса, рук или, допустим, спины. То есть с помощью регулярных тренировок мы можем сделать любые наши мышцы эластичными и крепкими. Любые. Значит, этому правилу точно так же подчиняются и «вокальные мышцы» - голосовые связки.

При этом, все ли могут создать красивый пресс с помощью физических упражнений? Скорее всего, все. Конечно, у разных людей мышцы разные, и требуют индивидуального подхода. Кому-то хватит 15 минут в день, а кому-то - минимум 40; у одних результат становится заметен уже через несколько месяцев, а другим приходится трудиться год-два… То же самое можно сказать и о процессе обучения вокалу, в нашем случае – конкретно исполнению мелизмов. Научиться петь мелизмы может каждый вокалист, просто кому-то придется посвятить обучению чуть больше времени и сил. И, конечно, очень важно, не останавливаться на середине пути, а все время идти дальше и дальше, совершенствуя уже наработанные навыки.

Хотелось бы еще раз повторить: научиться петь мелизмы может любой, вопреки существующим мнениям по поводу «избранности» и «уникальности». Главное, набраться терпения и не отчаиваться, если процесс будет идти медленнее, чем ожидалось. Кропотливый труд непременно принесет свои плоды.

Теперь настало время перейти непосредственно к упражнениям, которые помогут нам в исполнении мелизматики. Эти упражнения были использованы в ходе личной студенческой и педагогической практики. На основании этого мы можем утверждать, что они действительно способствуют развитию мелкой вокальной техники у эстрадно-джазовых вокалистов.

Наша задача, как мы уже говорили ранее, натренировать связки так, чтобы они могли с любой скоростью менять положения, соответствующие разным по высоте звукам. Другими словами, нам нужно добиться очень высокой скорости исполнения мелодии. Наверное, всем известно, что лучшим способом достижения высокого темпа является его постепенное наращивание. Поэтому начинать упражнения необходимо с темпа, в котором петь удобно и каждая нота мелизма максимально озвучена. Еще одним важным условием для занятий мелизматикой является принцип «от простого – к сложному». Это значит, что начинать занятия необходимо с самых простых, коротких мелизмов, состоящих из трех нот. И лишь добившись качественного исполнения трехзвучных упражнений, можно увеличивать сложность мелизма, т.е. постепенно добавлять звуки. Этот же принцип работает и применительно к ритмической составляющей мелизмов. Не следует сразу приступать к исполнению ритмически неровных мелизмов, в самом начале занятий необходимо научиться исполнять мелизмы, в которых все звуки равнозначны по длительностям. Менять ритмику упражнения можно только тогда, когда голосовые связки научатся переключаться с одного звука на другой в достаточно быстром темпе.

Разберем методику разучивания одного и того же упражнения (мелизма, состоящего из 5 нот).

Метод 1 «Сглаживания ритма»

Для удобства обучения, сначала мы изменим ритмический рисунок мелизма:

Мы взяли удобный нам темп и начинаем пропевать в этом темпе данный мелизм такое количество раз, которое понадобиться для достижения автоматизма в данном темпе. При этом обязательно нужно контролировать, чтобы голосовые связки и глотка были абсолютно расслаблены, как и при обычном пении. Звук выводим максимально близко – также, как и в привычном нам исполнении любой мелодии. Поем на закрытый рот и на все гласные звуки. Когда мы добились качественного звучания всех нот мелизма в выбранном нами темпе, можно сделать попытку увеличить скорость. Если в более быстром темпе ноты не пропеваются, звучат смазано, или начинают зажиматься мышцы аппарата, следует снова вернуться к медленному темпу. Такими постепенными шагами можно будет достичь необходимого темпа, не потеряв качества звука. Совсем не обязательно, что это произойдет на первых же занятиях; не нужно стараться спеть в быстром темпе на каждом занятии, голосовые связки и гортань должны постепенно привыкать принимать положения для каждого звука мелизма.

Первое упражнение является основой для всех последующих упражнений, которые будут описаны ниже. Все эти упражнения необходимо также петь на все гласные звуки и на закрытый рот. Темп необходимо выбрать комфортный для исполнения.

Метод 2 «Свинговый»

Здесь мы видим, что звуки нашего мелизма остались прежними, но поменялся ритмический рисунок. Мы, по сути, поем шестнадцатые ноты, как бы свингуя. Сначала мы выделяем каждую первую ноту, а затем – каждую вторую.

Ломанные ритмические рисунки способствуют развитию эластичности связок и делают более подвижной гортань.

Метод 3. «Триольный»

Еще одна ритмическая вариация:

Здесь мы снова поем те же звуки, но в триольном биении. Полезным также будет петь это упражнение в трех вариантах: акцентируя сначала первую, потом вторую и, наконец, третью ноту в триоли.

Выполнив все три упражнения, мы можем вернуться к исходному мелизму. Гибкость вокального аппарата, приобретенная в ходе этих упражнений, позволит спеть этот мелизм, даже если раньше он не получался совсем.

Есть еще один совет для облегчения исполнения мелизмов. Самую первую ноту мелизма можно петь через букву «х». Это поможет вывести звук максимально близко, кроме того именно при произнесении буквы «х» связки смыкаются очень мягко. Этот прием поможет на первых порах обучения и может быть в дальнейшем использован в исполнительской практике как краска.

Можно сказать, что перечисленных упражнений может оказаться вполне достаточно, чтобы овладеть мелкой вокальной техникой, однако есть еще одно упражнение, которое может помочь нам в исполнении коротких мелизмов, таких, как форшлаги или трели.

Заключение

Мелизматика занимает очень важное место в современном исполнительском искусстве среди эстрадно-джазовых вокалистов. Ею пользуются практически все современные соул- и R’n’B-исполнители, и каждый вокалист стремится в совершенстве овладеть мелкой вокальной техникой. Однако, несмотря на актуальность вопроса использования мелизмов, практически не существует методических пособий, обучающих мелкой вокальной технике и мелизматике. Именно этот факт послужил основной причиной, по которой мы выбрали данную тему для написания нашей работы.

Изучение мелизматики мы начали с теоретического аспекта. Для этого в Терминологическом очерке мы представили основные понятия, относящиеся к мелизматике, а также определили, когда возникли первые мелизмы и проследили их развитие и изменения с течением времени.

Отдельную часть мы выделили для исследования и анализа мелизматики у современных эстрадно-джазовых исполнителей. Для этого мы детально рассмотрели несколько известных композиций современной эстрадной зарубежной музыки и выяснили, какими мелизмами пользуются исполнительницы этих песен. Анализ показал, что мелизматика в современной вокальной музыке очень разнообразна; все известные нам виды мелизмов используются как в чистом виде, так и в сочетании с другими вокальными приемами.

В следующей главе работы мы сравнили несколько музыкальных эпох и постарались проследить, как использовалась мелизматика несколько веков назад. В результате такого исследования нам удалось выяснить, что использование мелизмов с течением времени приобретает все большую популярность. Отметим также, что в современной музыке мелизматике присущ импровизационный характер, тогда как все мелизмы других музыкальных эпох были предписаны самим композитором.

Мы разобрались в теории и провели практическое исследование мелизматики на примерах произведений нескольких эпох. И, наконец, в последней части работы мы освещаем методичсекий аспект, то есть приводим методы и упражнения, которые способствуют развитию мелкой вокальной техники у эстрадно-джазовых вокалистов. Эти упражнения были использованы в ходе личной студенческой и педагогической практики, поэтому мы можем утверждать, что с их помощью действительно можно достичь отличных результатов в области исполнения мелизматики.


Приложение 1.

Упражнение №1. Полутон


Упражнение №2. Тон


Необходимо отметить, что систематизация упражнений, приведенная в таблице, работает не только для двухзвучных примеров. По такому же принципу мы рекомендуем разучивать любые другие мелизмы.

Упражнение №8. Группетто

Обращаем внимание, что по мере возрастания сложности исполняемых упражнений мы все больше отклоняемся от строгой системы, приведенной в таблице. Так, в упражнении №8 мы вносим некоторые изменения. Вместо триольных групп мы исполняем шестнадцатые квинтоли. Также по-новому выглядит и метод «Смещения акцентов», где мы группируем восьмые длительности с тридцать вторыми.

Библиографический список

1. Багрунов В. Азбука владения голосом. М. – 2008

2. Брокгауз Ф.А.и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - С.-Пб. 1890-1907

3. Гарсия Н. Новый вокальный курс. Практическое руководство по созданию и совершенствованию техники эстрадно-джазового певческого голоса. М., 2001

4. Келдыш Г.В. Музыка. Большой энциклопедический словарь. – М., 1998

5. Козлов А. Рок истоки. – М., 1998

6. Краткий музыкальный словарь – Яндекс. Словари, интернет-ресурс

7. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XVIII век. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1983.

8. Малухин А.В. Современная энциклопедия – М, 2000

9. Маттезон И. Новейшее исследование зингшпилей (Die neueste Untersuchung der Singspiele) – Гамбург, 1744

10. Осипов Ю.С. Большая Российская Энциклопедия., М., 1998

11. Свободная энциклопедия – Википедия, интернет-ресурс  

12. Степурко О. Скэт-импровизация. Орнаментика стиля соул. - М. - 2007

13. Уилсон-Диксон Эндру, История христианской музыки - С.-Пб.,2001

14. Чудинов А.Н. Словарь слов, вошедших в состав русского языка. – М., 1910

 


[1] Брокгауз Ф.А.и Ефрон И.А.. Энциклопедический словарь. - С.-Пб. 1890-1907

[2] Wikipedia. Независимая энциклопедия

[3] Краткий музыкальный словарь – Яндекс. Словари

[4] Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – М. 1910

[5] Брокгауз Ф.А.и Ефрон И.А.. Энциклопедический словарь. - С.-Пб. 1890-1907

[6] Келдыш Г.В. Музыка. Большой энциклопедический словарь. – М., 1998.

[7] Келдыш Г.В. Музыка. Большой энциклопедический словарь. – М., 1998.

 

[8] Келдыш Г.В. Музыка. Большой энциклопедический словарь. – М., 1998.

 

[9] Соул (от английского soul music, буквально – музыка души, сердца) – один из стилей американской поп-музыки, основанный на музыкально-танцевальных традициях негритянского фольклора. – Малухин А.В. Современная энциклопедия – М, 2000

[10] Аффектов теория (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – распространенные в 17-18 вв. музыкально-эстетические воззрения, согласно которым музыка «изображает» человеческие чувства (аффекты) и управляет ими. – Келдыш Г.В. Музыка. Большой энциклопедический словарь. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

[11] Маттезон И. Новейшее исследование зингшпилей (Die neueste Untersuchung der Singspiele) – Гамбург, 1744

[12] Уилсон-Диксон Эндру. История христианской музыки - С.-Пб.,2001. Стр.39

[13] Уилсон-Диксон Эндру. История христианской музыки - С.-Пб.,2001. Стр.50

[14] Соул – продукт слияния ритм-н-блюза и музыки госпел(Gospel – Евангелие). Козлов А. Рок истоки. –М.: Мега-сервис, 1998

[15] Фистула (от лат. fistula – труба, флейта) – звук особой окраски самого высокого регистра, отличается своеобразным тембром с оттенком искусственности. Келдыш Г.В. Музыка. Большой энциклопедический словарь. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

[16] Расщепление связок – прием пения в некоторых экстремальных музыкальных стилях, в основном в блэк-, дэт- и дум-иетале, а также в грайндкоре и дэткоре. Расщепление лежит в основе таких приемов, как гроулинг (рычание) и скриминг (крик). – Википедия – Свободная энциклопедия

[17] Блюзовый лад – особая разновидность мажоро-минора, специфичная для многих образцов блюза (и родственных жанров). Связана с введением характерных «блюзовых нот» - ступеней мелодического лада: н7, н3, а также н5. - Келдыш Г.В. Музыка. Большой энциклопедический словарь. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

[18] Блюз (англ. blues, от blue devils – меланхолия, грусть) – сольная лирическая песня американских негров, возникшая во 2-й п. 19 в. В 1920-х гг. сформировался т.н. классич. или гор., Б., в основе форме к-рого 12-тактовый период (соответствующий 3-строчной стихотворной строфе) с общей схемой гармонич.последовательностей: первая 4-тактовая фраза – T, 2-я – S и T, 3-я – D и T. – там же.

[19] Госпел (англ. Gospel music – евангельская музыка) – жанр духовной христианской музыки, развившийся в первой трети XX века в США. – Википедия – свободная энциклопедия.

[20] R&B – музыкальный жанр, особенно популярный в США. Несмотря на то, что сокращение «R&B» производит ассоциации с традиционной музыкой в стиле ритм-энд-блюз, сегодня эта аббревиатура используется чаще для определения стиля афроамериканской музыки, появившегося после диско в 1980-х. Этот новый стиль сочетает в себе элементы соула, фанка, танцевальной музыки и – в результате появления течения нью-джек-свинг в конце 1980-х – хип-хопа. – там же.

[21] Первоначально песня была написана Шубертом в 1825 году в составе вокального цикла на стихи из поэмы английского писателя Вальтера Скотта «Дева озера» в немецком переводе Адама Шторка. Третья песня Эллен, шестой номер в цикле из семи песен, представляла собой молитвенное обращение героини поэмы, Эллен Дуглас, к Деве Марии и начиналась латинскими словами «Ave Maria!», что дало в дальнейшем основания для исполнения на эту музыку полного латинского текста.

[22] 24 января 2012 года нам удалось лично побеседовать с Л.Б.Рудиным. Встреча состоялась в Центре отоларингологии и фониатрии Льва Рудина, расположенном по адресу: г.Москва, ул.Большая Грузинская, д.20

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ МАЙМОНИДА

Факультет мировой музыкальной культуры

Кафедра истории и теории музыки

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.054 с.)