Направления педагогического контроля в спортивной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления педагогического контроля в спортивной деятельности



Направление Характеристика
1 контроль совокупности внешних факторов направленных воздействий на обучаемых контроль внешних условий (санитарно- гигиенического                                                    состояния, метеорологическую информацию, средовых факторов: среднегорья, повышенной солнечной радиации); контроль        воздействия        педагога (профессиональность действий педагога и соблюдение норм педагогической этики)
2 контроль двигательной контроль формирования и совершенствования двигательных умений и навыков; контроль

  деятельности занимающихся объема и характера нагрузок, режима их чередования с отдыхом; контроль взаимодействий обучаемых (парных и групповых взаимных воздействий, а также межличностных отношений); контроль функционального состояния организма (функциональный сдвиг).
3 контроль «эффекта воздействий» определение вклада занятий в формирование умений, навыков и знаний у обучаемых, в их физическое развитие и совершенствование личностных качеств. Различают эффект текущих воздействий (одного или нескольких занятий) и кумулятивный эффект физического воспитания

Таким образом, главное направление педагогического контроля заключается в анализе соотношений динамики педагогически направленных воздействий и педагогически обусловленных изменений уровня образования, развития и поведения занимающихся. Несоответствие реальных отношений планируемым целевым результатам определяет необходимость уточнения направленности и параметров педагогических воздействий и внесение соответствующих корректив в предварительно намеченный план.

Данные контроля заносятся в учетную документацию в соответствии с официальными требованиями, предъявляемыми к их ведению:

· журнал учета работы группы (списочный состав, учебный материал, посещаемость занятий, успеваемость);

· учетная карточка (учет участия в соревнованиях и у спортсменов, может быть несколько десятков граф);


· протоколы тестирования и соревнований;

· медицинские карточки (данные врачебного контроля, ведутся медицинскими работниками);

· журнал учета травм (на спортивных базах);

· книга учета спортивных достижений (регистрируются рекорды, чемпионы по видам спорта);

· неофициальным документом является рабочий дневник педагога (тренера). В нем отражается практический опыт работы, содержание и методические особенности занятий, дается характеристика занимающихся. Дневниковые записи помогают всесторонне осмыслить важные в педагогическом отношении факты, не отражаемые в официальных документах учета. Они приучают к постоянному контролю за собой, способствуют критичности мышления и накоплению материала для последующих научных исследований;

· журнал учета наличия и состояния оборудования.

 


· прогнозирование спортивных результатов.

Большая часть информации может быть получена с помощью метода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за занимающимися, обращают внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеянное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и прочее).

Метод опроса предоставляет возможность получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения – это результат физиологических процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.

Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показательны, и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в планах. Так, например, если уровень физической подготовленности не повышается или становится ниже, то пересматривают содержание, методику занятий, физические нагрузки.

Для контроля за освоением техники физического упражнения могут использоваться некоторые подводящие упражнения, применяемые на данном этапе обучения.


Успешность процесса физического воспитания в значительной мере

определяется своевременностью контроля (соотношением его по времени со структурными звеньями этого процесса) и его постоянством.

Содержание контроля определяется спецификой предмета и дидактическими задачами этапа обучения.

Предварительный контроль проводится для определения

возможностей занимающихся к овладению физическими упражнениями и выполнению ими нормативов учебной программы. Он позволяет внести уточнения в планирование учебных задач, средств и методов их решения.

Данный вид контроля позволяет проверить:

· выполнение упражнений, структурно схожих с новыми;

· проверить знания, умения и навыки после длительных перерывов в занятиях для планирования индивидуальных занятий. Исключение составляют физические упражнения, требующие длительной подготовки организма к большим объемам работы (лыжные гонки, бег на длинные дистанции).

Оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов предполагает оценку реакций организма занимающегося на физическую нагрузку в процессе занятия и после него, а также мобильные операции,


принятие решений в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации от занимающегося. Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения. При организации оперативного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие – непосредственно в процессе тренировки.

Текущий контроль предполагает непрерывное проведение контроля на каждом занятии (от урока к уроку) в течение недели. Определяется результативность обучения и повседневное изменение состояния занимающихся. Прослеживается и динамика показателей индивидуального состояния между данным и очередным занятием для оценки последствия и хода восстановительных процессов (от чего зависит эффект очередного занятия). Результаты текущего контроля способствуют уточнению содержания плана на данном этапе и более эффективному осуществлению учебно-тренировочного процесса.


· обобщающую обработку материалов текущего контроля для характеристики общих черт и параметров этапов и циклов педагогического процесса (подсчет суммарных затрат времени на разделы и решение различных задач физического воспитания; суммарных величин физической нагрузки в спорте и долей по уровню и направленности; определение средних величин показателей изменения состояния занимающихся. Таким образом анализируется структура и динамика педагогического воздействия и тенденции изменения их эффекта);

· итоговые тестирующие и другие диагностические процедуры в конце этапа для определения общего кумулятивного эффекта проведенных занятий и сдвигов, прошедших в состоянии обучаемых (педагогическая диагностика: контрольные процедуры по выявлению эффекта педагогически направленных воздействий и изменений в состоянии воспитуемых);

· сравнительный анализ динамики 1-го и 2-го показателей.

Итоговый контроль проводится для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявление положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень «нормативных результатов) являются основой для последующего планирования учебно- воспитательного процесса.

Его основными показателями являются:

· результаты итоговой успеваемости занимающихся;

· количество спортсменов-разрядников и туристов;

· спортивные рекорды и достижения;

· выводы и предложения по совершенствованию процесса физического воспитания.


1.5 ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для получения информации об этапах подготовки спортсменов используют субъективные и объективные критерии контроля (табл. 3).

Для контроля интенсивности нагрузок в спорте используют показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давление (АД), ориентируясь на их динамику в процессе занятия.

Комплексный контроль в процессе занятия учитывает также изменение внешних условий окружающей среды: понижение температуры воздуха, изменения направления ветра, появления дождя, снега, что приводит к необходимости внесения изменений в содержание занятий, распределение средств, методов и так далее.

Все виды комплексного контроля представляют необходимую информацию, используемую в процессе управления тренировочным процессом, позволяющую установить исходный уровень физического состояния спортсмена и контролировать динамику результирующих показателей тренировочных воздействий в процессе занятий.

Контроль за темпами прироста результатов, определяемых в различных тестах и унифицированных системой в баллах, может быть представлен графически, что дает представление об индивидуальном профиле физической подготовленности и помогает корректировать управляющие воздействия.

Общий положительный оздоровительный эффект в процессе тренировочного процесса оценивается улучшением уровня индивидуального физического состояния, критериями которого могут быть:


· уменьшение количества острых повторных заболеваний, обострений хронических заболеваний;

· ускорение процессов восстановления после перенесенных заболеваний и так далее;

· снижение выраженности факторов риска развития сердечнососудистых заболеваний (нормализация или уменьшение избыточной массы тела, нормализация или снижение артериального давления, нормализация липидного обмена, отказ от вредных привычек, повышение двигательной активности);

· снижение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя, после сна и при стандартных физических нагрузках;

· улучшение результатов в двигательных тестах;

· повышение уровня физического состояния;

· повышение мотивации к занятиям.

Таблица 3 Критерии комплексного контроля в спортивной деятельности

Критерии Примеры
1 Субъективные одышка, покраснение или побледнение кожных покровов, тошнота, головокружение, боль и чувство тяжести в области затылка, шум в ушах, боль за грудиной, под лопаткой, отдающая в левую руку, а также признаки перенапряжения (появление бессонницы, беспокойства, ухудшения настроения, нежелания заниматься)
2 Объективные параметры морфофункционального состояния физической      работоспособности     и подготовленности

Повышение уровня физического состояния служит основой для внесения коррекции в параметры оздоровительных программ в соответствии с возрастным уровнем физического состояния.

Методологическую основу педагогического контроля можно сформулировать как: определение степени стабильности в развитии показателей физического состояния спортсмена, их значимости и влияния на процесс спортивного совершенствования; поиск и разработка отдельных тестов и комплексных тестирующих программ; разработка нормативных требований, норм, способов статистической и педагогической оценки результатов тестирования.

Таким образом, контроль в спортивной деятельности является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения процесса обучения и воспитания занимающихся, управления его результативностью.

Учет получаемых результатов – необходимое условие целенаправленности любого педагогического процесса. Проверка и оценка позволяют определить уровень физической подготовленности, степень развития отдельных физических качеств и сформированности двигательных навыков. Объективный анализ полученных результатов дает специалистам конкретные данные для оперативного влияния на использование различных средств и методов с целью управления процессом физического воспитания. Сущность контроля в физическом воспитании – определение эффекта педагогических воздействий, то есть сравнение запланированного и реально достигнутого. Внесение регулярной коррекции в план и процесс его реализации в случае наличия несоответствия и предполагает наличие «принципа перманентного планирования и контроля». Следовательно, проблема управления в процессе физического воспитания решается с помощью аппарата управления, которым является педагогический контроль.


ПОНЯТИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ

Тестирование двигательных возможностей человека является одной из наиболее важных областей деятельности спортивных педагогов, позволяющее решать педагогические задачи по выявлению уровня развития его функциональных возможностей, физических способностей, технической и тактической подготовленности.

Тестирование также даёт возможность выполнять сравнительный анализ результатов (как отдельных спортсменов, так и целых групп занимающихся), на основании которого можно будет в дальнейшем:

· проводить объективный контроль учебно-тренировочного процесса и результатов соревновательной деятельности;

· осуществлять отбор наиболее перспективных детей, подростков и, даже, взрослых для конкретного вида спорта;

· составлять, либо корректировать индивидуальные и групповые планы подготовки спортсменов (микро, мезо и макроциклы).

Тест – это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека.

Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений. Однако далеко не каждое физическое упражнение или испытание можно рассматривать как тест.

В качестве тестов следует использовать лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям и в соответствии с которыми должны быть:


· определена цель применения любого теста (или тестов);

· разработаны стандартизированная методика измерения результатов в тестах и процедура тестирования;

· определена надёжность и информативность тестов;

· реализована возможность представления результатов тестов в соответствующей системе оценки.

Тестирование – система использования тестов в связи с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется тестированием. Полученное в ходе измерений числовое значение – результатом тестирования (теста). Например, прыжок в длину с места – это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов – тестирование; длина прыжка – результат теста.

В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания).

Такие тесты называются двигательными, или моторными. Различают единичный и комплексный тесты.

Единичный тест служит для измерения и оценки одного признака (координационной или кондиционной способности). Поскольку структура каждой координационной или кондиционной способности является сложной, то с помощью такого теста оценивается обычно только один компонент данной способности (например, способность к равновесию, быстрота простой реакции, сила мышц рук).

Комплексный тест позволяет проводить оценку нескольких признаков или компонентов разных способностей или одной и той же способности (например, прыжок вверх с места – со взмахом рук, без взмаха рук, на заданную высоту). На основании такого теста можно получить информацию об уровне скоростно-силовых способностей (по высоте прыжка), координационных способностей (по точности


дифференцирования силовых усилий, по разности высоты прыжка со взмахом и без взмаха рук).

Различают три основных группы тестов (табл. 4).

Таблица 4 Основные группы тестов в спортивной деятельности

Группы тестов Примеры
1 Контрольные упражнения дистанции бега, время пробегания дистанций
2 Стандартные функциональные пробы регистрация ЧСС,  оценка                      скорости пробегания дистанций при ЧСС, равной 160 уд/мин
3 Максимальные функциональные пробы функциональные пробы с дозированной нагрузкой (проба Руфье, Гарвардский степ- тест); гипоксические пробы (пробы Штанге, Генчи)

Тестовая серия дает возможность один и тот же тест использовать в течение длительного времени, когда измеряемая способность существенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются.

Тестовый профиль состоит из нескольких отдельных тестов, на основании которых оцениваются или несколько различных физических способностей (гетерогенный тестовый профиль), или несколько проявлений одной и той же физической способности (гомогенный тестовый профиль). Результаты теста могут быть представлены в форме профиля, что дает возможность быстро сравнивать индивидуальные и групповые результаты.


ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕСТАМ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При самой строгой стандартизации результаты теста должны обладать достаточной надежностью, то высокой степенью совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

Для стандартизации проведения тестирования в спортивной практике следует соблюдать определенные требования:

· режим дня, предшествующего тестированию, должен строиться по одной схеме. В нем исключаются средние и большие нагрузки, но могут проводиться занятия восстановительного характера. Это обеспечит равенство текущих состояний спортсменов, и исходный уровень перед тестированием будет одинаковым;

· разминка перед тестированием должна быть стандартной (по длительности, подбору упражнений, последовательности их выполнения);

· тестирование по возможности должны проводить одни и те же умеющие это делать люди;

· схема выполнения теста не изменяется и остается постоянной от тестирования к тестированию;

· интервалы между повторениями одного и того же теста должны ликвидировать утомление, возникшее после первой попытки;

· спортсмен должен стремиться показать в тесте максимально возможный результат. Такая мотивация реальна, если в ходе тестирования создается соревновательная обстановка.

Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными, или аутентичными (достоверными).


Под надежностью теста понимают степень точности, с которой он оценивает определенную двигательную способность независимо от требований того, кто ее оценивает. Надежность проявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях; это стабильность или устойчивость результата теста индивида при повторном проведении контрольного упражнения. Надежность тестов определяют также по сопоставлению средних оценок четных и нечетных попыток, входящих в тест. Например, среднюю точность бросков в цель из 1, 3, 5, 7 и 9 попыток сравнивают со

средней точностью бросков из 2, 4, 6, 8 и 10 попыток. Такой метод оценки надежности называется методом удвоения, или расщеплением.

Стабильность теста основывается на зависимости между первой и второй попытками, повторенными через определенное время в одинаковых условиях одним и тем же экспериментатором. Способ повторного тестироваиия на определение надежности называется ретестом. Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, временного интервала между тестом и ретестом.

Эквивалентность теста заключается в корреляции результата теста с результатами других однотипных тестов.

Под объективностью (согласованностью) теста понимают степень согласованности результатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами (учителями, судьями, экспертами).

Для повышения объективности тестирования необходимо соблюдение стандартных условий проведения теста:

· время тестирования, место, погодные условия;

· единое материальное и аппаратурное обеспечение;

· психофизиологические факторы (объем и интенсивность нагрузки, мотивация);


· подача информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация).

Информативность теста – это степень точности, с какой он измеряет оцениваемую двигательную способность или навык. Информативность чаще всего на практике определяется эмпирически, в этом случае результаты теста сравнивают с некоторыми критериями. Чаще всего критериями служат:

· спортивный результат (чаще всего выбирается);

· результат другого теста, информативность которого доказана;

· принадлежность к определенной группе испытуемых (например, сравнивать результаты разрядников с мастерами) и др.

Для оценки информативности теста на практике рассчитывают коэффициент корреляции между тестом и принятыми критериями. Такой коэффициент называют коэффициентом информативности, который сильно зависит от надежности теста и критерия.

При использовании тестов следует руководствоваться следующими правилами:

· тест должен соответствовать анатомо-физиологическим и функциональным возможностям испытуемого;

· необходимо использовать простые по биомеханической структуре тесты;

· перед выполнением тестов у испытуемых должна создаваться хорошая мотивационная установка;

· для комплексной проверки необходимо использовать батарею тестов;

· оценке физической подготовленности должно предшествовать ее тестирование;


· выполнение тестов (их реализация) должно занимать от одного до трех учебных занятий.

Способы повышения надежности тестов:

· стандартизация тестирования;

· увеличение числа попыток;

· увеличение числа экспертов;

· увеличение числа эквивалентных тестов;

· лучшая мотивация испытуемых;

· выбор технических средств, обеспечивающих заданную точность измерений в процессе тестирования.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Физическая подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью.

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно- сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).

Основным средством достижения физической подготовленности является упражнение.

Выделяют текущий, оперативный и этапный контроль физической подготовленности.


Текущий контроль демонстрирует уровень физической подготовленности после одного или нескольких тренировочных занятий; оперативный контроль – после выполнения одного или серии упражнений; этапный контроль – после длительного (более полугода) цикла тренировочных занятий.

Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях на силу, выносливость и так далее.

Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить.

Общая физическая подготовленность (ОФП) измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели.

Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

Задачи ОФП:

· достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

· приобрести общую, выносливость;

· повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

· увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;


· улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

· научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Специальная физическая подготовка – это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Специальная физическая подготовка (СФП) направлена преимущественно на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств, строго применительно к требованиям избранного вида спорта.

Специальная физическая подготовка состоит из двух видов:

· предварительная специальная физическая подготовка;

· основная специальная физическая подготовка.

СФП – основа поддержания спортивной формы, быстрого овладения техникой упражнений вида спорта, достижения высокого уровня функциональных возможностей спортсмена и способности переносить большие тренировочные, а также соревновательные нагрузки.

Средствами специальной физической подготовки являются упражнения «своего» вида спорта, сходные по структуре с соревновательными действиями.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ГИБКОСТИ

Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-


двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.

Гибкость определяется как способность человека к достижению большой амплитуды в выполняемом движении.

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым.

Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.084 с.)