Теоретические основы педагогического контроля в спортивной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы педагогического контроля в спортивной деятельности



ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогический контроль – это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.

Термин «педагогический» в первую очередь подчеркивает, что контроль квалифицированно осуществляется педагогом, специалистом физической культуры с помощью средств и методов, приобретенных им на базе специального физического образования и практического опыта работы по специальности.

ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 

                                                                                   

оценка динамики физического развития, уровня общей и специальной подготовленности, функционального состояния организма   адекватности тренировочных нагрузок возможностям занимающихся

 

Рис. 1. Цели педагогического контроля в учебно-тренировочном процессе

 

 

Педагогический контроль позволяет получить информацию о физическом состоянии спортсмена с целью проверки правильности


педагогических воздействий для повышения эффективности тренировочной работы (рис. 1).

Оценка состояния спортсмена, параметров тренировочных и соревновательных нагрузок является важной составляющей педагогического контроля спортивной деятельности.

Основная задача контроля состоит не в том, чтобы фиксировать те или иные недостатки в различных видах подготовки спортсмена, сколько в умении на основе полученной информации своевременно вносить коррективы, способствующие эффективной подготовке.

Различают три типа состояний спортсмена (табл. 1).

Задачи педагогического контроля:

· оценка эффективности применяемых средств и методов тренировки;

· осуществление плана тренировки (в том числе и многолетнего);

· установление контрольных нормативов, оценивающих различные стороны подготовленности спортсменов (физическую, техническую, тактическую и теоретическую);

· выявление динамики развития спортивных результатов и прогнозирование достижений отдельных спортсменов;

· отбор талантливых спортсменов.

 


Педагогический контроль процесса физического воспитания использует и медико-биологические показатели для всесторонней и углубленной характеристики состояния систем организма.

Таблица 1

Типы состояний спортсменов

Тип состояния Характеристика
1 Перманентный сохраняется относительно длительный период времени (недели или месяцы): состояния спортивной           формы,                         недостаточной тренированности и другие.
2 Текущий изменяется под влиянием одного                   или нескольких                   занятий:  мышечные                  боли, состояние повышенной работо-способности.
3 Оперативный изменяются под влиянием выполнения физических упражнений: утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции;       временное                         повышение работоспособности после разминки.

Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответствие между педагогически направленными воздействиями, запланированными результатами и реально полученными. В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания.

       Основные требования к педагогическому контролю:             

· своевременность (соответствие срокам планирования);

· систематичность (регулярность);

· объективность, точность и достоверность (повышает достоверность информации);


· полнота (достаточная всесторонность, охват основных показателей процесса физического воспитания).

Для эффективного управления тренировочным процессом необходимо использовать количественную информацию с анализом качественной зависимости взаимосвязи спортивного результата и различных характеристик деятельности.

Успешное осуществление подготовки спортсменов во многом определяется точностью и современностью контроля за состоянием подготовленности, что в свою очередь выдвигает необходимость нахождения объективных и информационных показателей, характеризующих различные стороны деятельности спортсменов, при помощи которых может быть осуществлена оценка их состояния. Если в процессе управления исходить только из информации, описывающей систему лишь в данный момент (как это принято в педагогическом контроле) и не принимать во внимание будущие условия ее функционирования, то управление не будет оптимальным.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В педагогическом контроле можно выделить 3 основных направления (табл. 2):

· контроль совокупности внешних факторов направленных воздействий на обучаемых;

· контроль двигательной деятельности занимающихся;

· контроль «эффекта воздействий».

Предпосылкой планирования и начальной частью педагогического контроля является контроль исходного уровня возможностей обучаемых к реализации поставленных задач:


· индивидуального уровня физического развития (в частности физических качеств);

· фонд двигательных умений и навыков;

· мотивацию и индивидуальные установки к предстоящей деятельности.

На основании его происходит распределение занимающихся по группам и конкретизация программы занятий.

Общее состояние функциональной дееспособности спортсменов целесообразно оценивать с позиции соответствия их основных функциональных систем норме.

Состояние специальной физической подготовленности лучше оценивать с помощью специфических показателей, адекватных естественным условиям спортивной деятельности и максимально приближенных к соревновательным.

Таблица 2



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.008 с.)