Состояние формирования корпоративной культуры на предприятиях Украины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние формирования корпоративной культуры на предприятиях Украины



 

Исследования показывают: украинский бизнес уже сформировал или вскоре сформирует свою, особую корпоративную культуру. Что же вкладывают в само понятие корпоративной культуры? На сегодняшний день наиболее популярны следующие варианты определения этого понятия.

Корпоративная культура - это корпоративные ценности и нормы, писанные и неписанные правила, по которым живет компания - 67,4%

Корпоративная культура - это система корпоративных коммуникаций, направленных на достижение баланса интересов внутри компании - 25,6%

Современная практика управления, а также исследования отечественных специалистов - Решетило Н.С., Кременева Н.Ю. Панькова О.В. - указывают на то, что сегодня украинские компании не уделяют достаточного внимания развитию корпоративной культуры. В определенной мере корпоративная культура-это инновационное направление современного управления предприятием и персоналом и позволяет эффективно управлять предприятием, совершенствовать модели поведения и работников, и управленцев на основе этических норм, правил поведения, ценностей, содействует сохранению и развитию трудового потенциала, достижению высокой экономичности и конкурентоспособности. Проблема внедрения корпоративной культуры связана с необходимостью проведения социологических опросов, которые бы раскрывали ее базовые составляющие: социальные ценности персонала, характер поведения в трудовом коллективе и пр. Специфика проведения таких исследований заключается в необходимости опроса, как работников, так и руководителей разных уровней. В этом должно быть заинтересован управленческий состав, который должен стремиться к формированию рыночного экономического мышления у работников всех уровней, стремиться к реализации таких ценностей, как индивидуальная ответственность, дисциплина, инициативность, мобильность. Экспертные оценки проводились учеными-экономистами Института экономики промышленности НАН Украины [32], Кировоградского национального технического университета [31] ”Западная" модель оказывает сильное влияние на формируемую культуру украинского бизнеса - сопоставимое с влиянием, оказываемым на нее всеми предшествующими периодами организационного развития в Украине. Одновременно происходит адаптация "западной" модели к украинским реалиям, и, судя по всему, это не только не снижает, а наоборот, повышает эффективность работы международных компаний, работающих на отечественном рынке. Следует отметить, что исходные матрицы, закрепленные в стереотипах "типичной украинской" и "типичной западной" культур, по мнению опрошенных, диаметрально отличаются друг от друга. Главным отличием является ориентация на власть, в первом случае, в противовес ориентации на задачу, во втором. Различия этих двух типов культур столь глубоки, что они прослеживаются даже на уровне глубинных, цветовых ассоциаций. В целом, по своим характеристикам "западная" модель значительно более упорядочена и более ориентирована на персонал, а не на руководство. Главным достоинством типично "украинской" культуры опрошенные считают ее гибкость, адаптивность. В результате взаимного влияния формируется действительно особая корпоративная культура. 44 % опрошенных убеждены, что корпоративная культура эффективных украинских компаний не похожа ни на "западную", ни на традиционную "украинскую" модель. Реальный портрет культуры компаний, работающих на украинском рынке, отличается от обеих моделей-стереотипов. Главный тренд, который в этом прослеживается, - попытка создать культуру, сходную с "западной" моделью по упорядоченности, но более гуманную - культуру "с человеческим лицом". Следует также отметить, что на сегодняшний день во многих компаниях достигнута высокая степень осознания собственной корпоративной культуры, особенно ее идеологической составляющей - свыше 60% опрошенных компаний обладают документально закрепленными миссией и ценностями. В то же время, существенно ниже процент компаний, обладающих четким поведенческим кодексом (менее 20%). Видимо, предстоит еще немалый путь от формулировки идеалов до определения, и тем более соблюдения, реальных норм и правил поведения. Какова же оптимальная схема управления формированием корпоративной культуры? Преобладающим на сегодняшний день среди специалистов мнением является не закрепление этой задачи за PR- или HR- подразделением компании, а их совместная работа. Выделение этой задачи в компаниях в отдельный функционал является пока скорее исключением, чем правилом. Однако вполне назревшим является введение в компаниях специальной должности, в функционале которой закреплена задача развития корпоративной культуры - в этом убеждено 44% опрошенных. Что же является основным результатом развития корпоративной культуры компаний? Прежде всего, уровень мотивации персонала, имидж компании среди клиентов и ее репутация как работодателя. Вряд ли можно ожидать прямого влияния корпоративной культуры на текущую экономическую эффективность, но вполне очевидно, что развитие корпоративной культуры - это инвестиции в сегодняшнюю стабильность и будущую перспективу, инвестиции в рост нематериальных активов. На сегодняшний день все страны постсоветского пространства, в том числе и Украина, переживают серьезные изменения в социально-экономической системе. Поиски путей ее развития в большинстве случаев ограничиваются решением экономических вопросов. Что же касается "человеческого фактора", то он зачастую не учитывается, хотя именно человек является субъектом хозяйственной деятельности, а эффективность его труда напрямую зависит от ценностных ориентации, убеждений, морали, веры, традиций. В современных условиях жесткой конкуренции, быстрой смены рыночной конъюнктуры, обновления технологий, увеличения объемов информации предприятия находятся в состоянии постоянного изменения. Относительно стойкими остаются лишь ценности и культура. Однако уровень развития данных категорий всецело зависит от состояния развития социально-экономических факторов. Кризисные явления начального этапа перехода Украины к рыночной экономике сыграли негативную роль на формировании ценностных ориентиров и культуры, в том числе, и в производственной сфере. Так, на построении организационной культуры отечественных предприятий отрицательно сказываются психологические факторы, связанные с тоталитарным режимом работы, в частности, безынициативность, беспомощность, двойная мораль, привычка полагаться на опеку государства и в то же время не доверять ему (нарушать законы). Поэтому на сегодня одной из наиболее важных задач управления персоналом является формирование качественного нового отношения к труду, повышение общего культурного уровня персонала. При этом больше всего возможностей для формирования организационной культуры у крупных организаций и предприятий - корпораций. Корпорации, как правило, занимают ведущие позиции в экономике государства, оказывают влияние не только на нее, но и на политику, социальную жизнь. По сути, корпоративная культура является примером того, как развитие цивилизации и научно-технический прогресс формируют у общества потребность развивать духовную культуру, а также осознавать приоритетность этики в трудовой деятельности. Если сегодня предприятие, компания, фирма или государственная структура желают быть успешными, им необходимо создать в своем коллективе определенный климат, основу которого составляет корпоративная культура. Чем сильнее корпоративная культура, тем сильнее компания, как внешне, так и внутренне, а мощная корпорация является важной составляющей стабильности экономической и общественной жизни государства. Этим и объясняется то, что в последнее время вопрос корпоративной культуры всё больше привлекает внимание теоретиков и практиков управления. Он относительно нов и недостаточно освещен с научной точки зрения. В современном украинском обществе смысл понятия "корпоративная культура" несколько искажается. Довольно часто ее понимают исключительно как совместные увеселительные вечеринки и поздравления, тогда как осознание единого корпоративного духа, стиля, имиджа зачастую отсутствует.

Таким образом, нужно понимать, что корпоративную культуру формирует поведение сотрудников, то есть культуру определяют те факторы, которые способны повлиять на поведение: прежде всего персональная и групповая мотивация сотрудников, их ценности и нормы, система стимулирования и вознаграждения (сотрудник определяет, что является ценным для компании и какие нормы поведения тут приемлемы, исходя из того, что компания вознаграждает и за что наказывает). Очень сильными факторами, которые влияют на корпоративную культуру, являются поведение лидеров, внешние и внутренние информационные потоки, выдающиеся и торжественные события, которые происходят в компании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.194 (0.006 с.)