Основные направления развития корпоративной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития корпоративной культуры



 

Эффективность деятельности компании определяется следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. Эти механизмы, обычно регламентируются в различных нормативных документах (технических паспортах, планах, программах, тарифной системе и др.). В то же время в коллективе любой корпорации имеется такая сфера отношений, которая не поддается формальной регламентации. Эти отношения складываются в течение ряда лет по неписаным правилам под влиянием исторического опыта, менталитета людей, местных обычаев и традиций, духовных ценностей и вкусов. И все это объединяется понятием "корпоративная (или организационная) культура". Высокий уровень корпоративной культуры является важным стратегическим фактором, мобилизующим все структурные звенья корпорации и ее отдельных работников на достижение поставленных целей в рамках продекларированной миссии компании. При развитии предприятия основные элементы культуры обобщаются, обрастают мифами и легендами. Этот уровень становится плацдармом для дальнейшего развития коллектива и культуры в широком смысле. То есть культура выходит за рамки собственно корпоративной и становится межкорпоративной культурой, а затем и культурой бизнеса в целом. Те компании, которые выходят на уровень культуры бизнеса, имеют лучшие условия для своего развития, так как:

способствуют формированию новых возможностей для развития бизнеса;

формируют новую культурную среду, обеспечивающую возникновение новых потребностей общества в развитии дополнительных видов бизнеса.

Естественно, что компании, находящиеся на разных уровнях развития корпоративной культуры, имеют и разные перспективы (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1

Перспективы компаний с различным уровнем корпоративной культуры

Уровень Характеристика компании Перспективы компании
Корпоративная культура Развитая атрибутика корпоративной культуры; ориентация на получение прибыли, завоевание и удержание позиций на рынке; патриотизм, командный дух При отсутствии способности учитывать быстро меняющиеся условия макросреды компания может стать неэффективной
Межкорпоративная культура Открытость, готовность к изменениям. Корпоративная культура компании толерантна к другим культурам, их ценностям, нормам и атрибутам Дополнительные возможности ведения бизнеса, расширение информационных ресурсов, развитие персонала, стабильное функционирование компании
Культура бизнеса Готовность к социальному партнерству; взаимное обогащение корпоративной культуры компании и общественных ценностей Развитые ценности и потребности формируют предпосылки для появления новых направлений деятельности

 

Совокупность всех перечисленных факторов можно охарактеризовать как источники, определяющие корпоративную культуру. Таким образом, Опыт показывает - корпоративная культура является неотъемлемой составляющей компании, она требует глубокой проработки и разного рода вложений. Компании, не жалеющие инвестиций в ее развитие, занимают самые выгодные позиции в своем сегменте и способны не только привлечь лучших специалистов рынка труда, но и удержать их. Среди многообразия типов корпоративных культур выделяются несколько основных, авторами которых являются К. Камерон и Р. Куинн [22]:

иерархический тип - культура, ориентированная на системность, порядок;

клановый тип - культура, фокусирующая внимание на качестве отношений;

адхократический тип - культура, ориентированная на предпринимательство и творчество;

рыночный тип - культура, в первую очередь, ориентированная на результат и выполнение задачи любой ценой.

Как и в характере человека, где основой является сочетание нескольких типов темперамента, так и в корпоративной культуре компании проявляются несколько основных типов культуры. Исходя из базовых ценностей, формулируются стандарты поведения членов организации, традиции и символика. Весь процесс и его результаты целесообразно отразить в таком документе, как корпоративное руководство. Он особенно полезен в ситуациях приема на работу, адаптации новых сотрудников и дает возможность практически сразу понять, насколько сотрудник разделяет ценности организации [39].

Можно выделить ряд факторов, совокупность которых ложится в основу корпоративной культуры [35].

В условиях глобальной интеллектуализации экономики все больше проявляется движение к новой модели развития и использования человеческих ресурсов. С замещением "классического" труда знаниями на первый план в деятельности современных корпораций выходит задача аккумулирования интеллектуального капитала, выявления, накопления и распределения информации и опыта, создания предпосылок для распространения и передачи знаний. Сердцевиной развития творческого потенциала работника становится система "управления знаниями", действующая в рамках корпоративной культуры. Институт корпоративной культуры представляет собой социокультурную оболочку производственных процессов и является общей основой формирования инновационного потенциала корпорации. В противовес тейлоризму-фордизму новая модель корпоративной, инновационной организации труда предусматривает расширение функций работника и переход от "частичного" работника к работнику "широкого диапазона", способного осуществлять верификацию, оценку, творческий синтез информации, проникать в суть проблемы, осуществлять корректировку технологического процесса, то есть быть не только субъектом производственного освоения продуктов НТР, но и ее движущей силой.

Главные направления развития корпоративной культуры таковы:

формирование и реализация единого видения корпоративной культуры в компании;

формирование имиджевой и брендовой стратегий, разработка элементов дизайна и внедрение корпоративного стиля в компании (возможно, с привлечением внешних консультантов);

формирование и развитие делового этикета (корпоративного поведения) в компании;

интеграция в процесс обучения и развития персонала пропаганды внутрикорпоративных норм и ценностей, в первую очередь для молодежи и кадрового резерва;

разработка инструментария и методологии мотивационной политики;

организация и управление исполнительской дисциплины на всех уровнях управления компанией;

организация и управление процессом внутренней пропаганды;

организация и проведение внешних PR-мероприятий, формирование взаимоотношений со СМИ;

дизайн, полиграфия и выпуск корпоративного издания;

организация и проведение корпоративных, праздничных и культурно-массовых мероприятий;

сохранение существующих и формирование новых традиций в компании;

участие в благотворительных и спонсорских мероприятиях.

Объектом корпоративной культуры является персонал, а вот субъекты организационных изменений могут быть лидеры трех типов:

) топ-менеджеры, другими словами, директора различных функциональных направлений деятельности компании;

) линейный менеджмент;

) неформальные лидеры.

У каждой из вышеперечисленных типов аудитории своя сфера влияния и свои основные функции при внедрении корпоративной культуры.

Топ-менеджеры - это своеобразные законодатели изменений, идеологических направлений и веяний. У данного типа лидеров есть все инструменты, однако работа топ-менеджеров носит скорее стратегический характер, и заключается, во-первых, в постановке стратегических задач в рамках проекта, распределении ответственности, прав и полномочий, во-вторых, в оценке реализации мероприятий и степени вовлеченности в этот процесс всех подразделений компании, а в-третьих, в последующем инициировании новых проектов.

Линейные менеджеры наиболее вовлечены в процесс организационных изменений с точки зрения оперативной деятельности. Линейные менеджеры выполняют кропотливую и порой самую сложную работу, поскольку именно они несут организационную и функциональную ответственность за все, что происходит в процессе реализации проекта.

Неформальные лидеры или лидеры мнений (ретрансляторы идей). Это весьма важная группа сотрудников, поскольку она имеет особый статус среди коллег. Неформальные лидеры психологически и эмоционально ближе всему коллективу. Они реализуют цели в рамках организационных изменений, основываясь лишь на добровольном проявлении желания содействовать внедрению нововведений.

И в итоге основным индикатором эффективности работы в направлении развития корпоративной культуры будет изменение организационного поведения сотрудников: манеры общения, взаимодействия и мышления. Корпоративная культура должна стать "эмоциональным допингом" для каждого сотрудника и поддерживать здоровый климат в компании. Что в нашем понимании представляет собой здоровый климат? Это развитый менталитет и высокие моральные качества сотрудников, эмоциональное и физическое благополучие работающих в сплоченной команде людей, преданность общему делу, повышенная внутренняя мотивация и, как следствие, повышенная производительность труда. Это участие в создании и реализации возможностей для раскрытия индивидуального потенциала каждого сотрудника и, наконец, формирование и развитие существующих и новых традиций, личностных желаний сотрудников вместе "штурмовать неизведанные дали", работать во благо компании и вместе с компанией праздновать заслуженные победы.

Таким образом, глобализация, острая конкуренция, необходимость поиска и эффективного внедрения инноваций определяют новые задачи и параметры функционирования корпоративной культуры: Создание атмосферы уверенности сотрудников в том, что их конструктивные инициативы серьезно и заинтересованно рассматриваются руководством, повышает инициативность производства и развивает интеллектуальный капитал корпорации, четкого представления ими направления совершенствования своей деятельности и концентрирования своих усилий на решении новых задач и целей корпорации. Учета национальных, социокультурных особенностей сотрудников в процессе формирования единого корпоративного духа. Условий, в которых сотрудники сами определяют, как их производственный потенциал может совместиться с целями корпорации и обрести формы сотрудничества.

Выводы по разделу 1

 

Сформулируем выводы, которые были сделаны в вышеизложенном материале.

.   Главными элементами корпоративной культуры, большинство авторов называет: человеческий фактор, лояльность работника к фирме, набор традиций, призванных укреплять внутреннюю структуру организации. Соответственно корпоративную культуру можно определить как комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность компании.

2. Корпоративную культуру формирует поведение сотрудников, то есть культуру определяют те факторы, которые способны повлиять на поведение: прежде всего персональная и групповая мотивация сотрудников, их ценности и нормы, система стимулирования и вознаграждения (сотрудник определяет, что является ценным для компании и какие нормы поведения тут приемлемы, исходя из того, что компания вознаграждает и за что наказывает).

.   Глобализация, острая конкуренция, необходимость поиска и эффективного внедрения инноваций определяют новые задачи и параметры функционирования корпоративной культуры. Условий, в которых сотрудники сами определяют, как их производственный потенциал может совместиться с целями корпорации и обрести формы сотрудничества.


Раздел 2. Анализ эффективности формирования корпоративной культуры ток "судак"

 

2.1 Общая характеристика деятельности ТОК "Судак"

 

Туристско-оздоровительный комплекс "Судак" был основан в 1948 г. как дом отдыха "Судак". В 1995 г. предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество - № свидетельства госрегистрации серия А01 №309288 от 23.01.1995 г. В 1998 г. открытое акционерное общество "Оздоровительный комплекс "Судак" преобразовано в открытое акционерное общество "Туристский-оздоровительный комплекс "Судак" (ТОК "Судак"), а 12.05.2011 г. была проведена перерегистрация организационно-правовой формы предприятия на частное акционерное общество.

Основное направление деятельности ТОК "Судак": предоставление медицинской помощи с использованием санаторно-курортного лечения и оздоровления. Общество занимается отельным и туристическим хозяйством, создает высококачественные условия для отдыха, организует экскурсии по Крыму и развлекательные мероприятия на территории комплекса.

Адрес ТОК "Судак": АР Крым, г. Судак, ул. Ленина, 89.

Среднесписочная численность персонала в 2011 г. составила 575 чел., фонд оплаты труда штатных работников - 12996,6 тыс. грн.

В настоящее время ТОК "Судак" - это современная престижная здравница Украины на 1084 мест, работающая круглый год, развитая лечебно-оздоровительная база, известный центр конгрессного туризма.

ТОК "Судак" находится на юго-восточном побережье Крыма, в г. Судак, на территории парка-памятника садово-паркового искусства, площадью 18 га. В парке собрана коллекция из 300 видов растений, многие из которых занесены в Красную Книгу. Украшением парка служат ландшафтные ансамбли и декоративные бассейны с фонтанами, каскадами, мостиком, гротами и островком влюбленных.

ТОК "Судак" относится к курортным учреждениям и имеет право осуществлять следующие виды деятельности:

Услуги по организации перевозок;

Деятельность санаторно-курортных организаций;

Медицинская практика.

Медицинский профиль здравницы - заболевания органов дыхания, кожи, периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта. В курсе лечебных процедур применяется единственная в Украине, уникальная минеральная сульфатно-гидрокарбонатная вода из местного источника, обладающая богатым многовекторным спектром терапевтического воздействия.

Лечебная база включает в себя:

·   бювет с минеральной сульфатно-гидрокарбонатной водой, рекомендуемой для питьевого лечения при заболеваниях печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, хронических заболеваний кишечника;

·         ингаляционная терапия;

·         аппаратная физиотерапия (гальванизация, лекарственный электрофорез, амплипульсотерапия, дарсонвализация, УВЧ-терапия, СВЧ-терапия, ультразвуковая терапия, светолечение видимым и ультрафиолетовым излучением);

·   функциональная диагностика (электрокардиография, исследование центральной и периферической гемодинамики);

·         неотложная медицинская помощь

·         водолечение (лечебные души, ванны с минеральной сероводородной водой, экстрактами хвои, шалфея, лаванды, полыни лимонной и др.), гидромассаж;

·         теплолечение (озокеритотерапия и парафинолечение);

·         стоматология (пломбирование композитными материалами и фотополимерами, зубопротезирование), ирригация десен морской водой;

·   лечебный массаж.

Опытные врачи составляют оздоровительные процедуры из числа разнообразных медицинские услуг: ингаляционная, лазеро-, физио-, гидротерапия, функциональная диагностика, тепло-, свето - и гальваногрязелечение, лечебный массаж, иглорефлексотерапия, механическая терапия с применением оборудования Hi-Master, Breeze azmer, NobleRex 101; стоматологическая помощь.

Двенадцать корпусов ТОК Судак располагают 1084 одно - и двухкомнатными номерами различной комфортности.

Корпус административный (4 этажа, 55 мест, 250 м до пляжа): 1-2-местные номера, 2-местные 2-комнатные номера. 1,2 этажи - лечебное отделение; 3,4 этажи - номерной фонд.

Корпус № 2 (5 этажей, лифт, 250 мест, 100 м до пляжа): 1-2-местные номера, 2-местные 2-комнатные номера.

Корпус № 3: 2-местные 2-комнатные номера "люкс".

Корпус № 4 (3 этажа, 140 мест, 60 м до пляжа): 1-2-местные номера, 2-местные 2-комнатные номера. Полностью реконструирован в 2011 г., все номера после ремонта.

Корпус № 5 (5 этажей, 180 мест, 50 м до пляжа): 2-местные 2-комнатные номера.

Корпус № 6 (8 этажей, лифт, 390 мест, 200 м до пляжа): 2-местные 1-2-комнатные номера.

Корпуса № 7 (2 этажа, лифт, 26 мест, 250 м до пляжа): 2-местные номера.

Корпус № 10 (3 этажа, 8 мест, 50 м до пляжа): 2-местные 3-комнатные номера.

ТОК "Судак" - лидер в сфере научного, делового и спортивного туризма. Здесь созданы все условия для проведения широкомасштабных и локальных конференций, симпозиумов, съездов, корпоративных встреч: конференц-залы (180, 200, 250 мест), зал "Содружество" (60 мест), крытый летний киноконцертный зал (1800 мест), клуб (600 мест), лекционные аудитории и классы, медиаоборудование, аудиоаппаратура, подключение к Интернету, выставочные площади, компактная охраняемая территория, трансфер.

На основе результатов анализа факторов макро - и микросреды функционирования ТОК "Судак" был проведен SWOT-анализ (рис. 2.1).

 

Сильные стороны Наличие собственной лечебной базы, в т. ч. бювет с минеральной сульфатно-гидрокарбонатной водой Наличие номеров класса "люкс" Развитая инфраструктура Предоставление услуг конгрессного туризма Высокая квалификация персонала Слабые стороны Низкий уровень комфортности части номерного фонда Недостаточное использование рекламы для продвижения санаторно-курортных услуг Недостаточно высокий уровень обслуживания клиентов
Возможности Выход на новые региональные и зарубежные рынки Развитие (улучшение) экономической ситуации в регионе и в стране в целом Увеличение платежеспособного спроса населения Реализация программ органов регионального и местного управления по развитию курорта Судак Угрозы Появление новых конкурентов и/или активизация деятельности существующих Инвестиционная политика государства, сдерживающая развитие рекреационного комплекса АР Крым Снижение темпов развития экономики

Рис. 2.1 Матрица SWOT-анализа

 

ТОК "Судак" обладает хорошо развитой инфраструктурой. На территории здравницы имеется: крытый плавательный бассейн с морской водой (четыре дорожки по 25 м.), тренажерный зал, спортивные площадки, теннисные корты, биллиардная, летний кино-концертный комплекс, кинотеатр, бизнес-центр, конференц-зал, библиотека, дискотека, косметический кабинет, парикмахерская, бары, рестораны "Шелковый путь", "Консул", "Фортеция", кафе "Зимнее", "Южанка", кофейня, оладийная, охраняемая автостоянка.

Собственный, мелкогалечный пляж ТОК "Судак", протяженностью 550 м, оборудован шезлонгами, зонтами, теневыми навесами, душем.

ТОК "Судак" - победитель Республиканских конкурсов "Крымская жемчужина" и потребительского рейтинга "100 лучших здравниц Крыма". Обладатель диплома "Лучший туристско-оздоровительный комплекс Украины".

Для исследуемого предприятия принципиальным является необходимость защищать свою позицию на рынке за счет более глубокого проникновения на рынок; предложения новых или улучшенных услуг; расширения рынка за счет выхода на новые региональные и зарубежные рынки.

Характеристика конкурентной среды. Основной конкурент ТОК "Судак" - Санаторий министерства обороны Украины на 1100 мест в г. Судак.

Медицинский профиль санатория министерства обороны Украины: системы кровообращение, органов дыхания не туберкулезного характера, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, гинекологических заболеваний.

Санаторий министерства обороны Украины обладает уникальной лечебно-диагностической базой. В двух корпусах размещаются отделения: физиотерапевтическое; функциональной диагностики; лабораторное; водогрязелечения; психотерапевтическое; стоматологическое; рентген; гинекологический и др. Широко используется климатолечение, морские, углекислотные и кислородные ванны, лечебные души, физкультура и массаж, лечение феодосийской минеральной водой, грязелечение с использованием целебных сакских грязей (озера Чокрак). Здравница располагает лодочной станцией, плавательным бассейном, отделением физкультуры, спортзалом для занятий зимой, летней спортивной базой с пятью теннисными кортами, силовыми тренажерами, волейбольными площадками. В распоряжении отдыхающих зимний клуб и летний кинотеатр.

К наиболее значимым конкурентным преимуществам ТОК "Судак", можно отнести: наличие высоко комфортабельных современных номеров класса "люкс", более развитую инфраструктуру, предоставление услуг конгрессного туризма, а также наличие бювета с минеральной сульфатно-гидрокарбонатной водой, которая используется для лечения желудочно-кишечного тракта.

К конкурентным преимуществам Санатория министерства обороны Украины можно отнести более развитую лечебно-диагностическую базу, возможность лечения системы кровообращения и гинекологических заболеваний.

Тактика реализации услуг. В структуре собственной реализации путевок выделяются две большие группы оптовых покупателей: внебюджетные фонды - 29-37% и промышленные предприятия - 28-38%. Туристические агентства пока обеспечивают 7-14% объема сбыта, при этом доля продаж лечения розничным покупателям очень невысока. Остальную долю составляет продажа санаторно-курортных услуг по обращаемости на месте.

Предприятие также широко применяет различные рекламные мероприятия для стимулирования объема продаж путевок, как на локальном, так и на региональном и международном рынках сбыта. С этой целью ТОК "Судак" размещает свою рекламу на телевидении и других средствах массовой информации, выпускает рекламные буклеты, брошюры и т.д. В целях рекламы ТОК "Судак" использует свой фирменный сайт.

Организационная структура управления. Частное акционерное общество "ТОК "Судак" является юридическим лицом со дня его государственной регистрации, осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с действующим законодательством Украины, АРК и Уставом Общества [36]. Общество ведет самостоятельный баланс, имеет расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, имеет фирменное наименование, знак для товаров и услуг, эмблему, фирменные бланки, штампы и печать со своим наименованием. Общество несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества в соответствии с действующим законодательством.

ТОК "Судак" имеет право планировать свою деятельность, определять стратегию и основные направления своего развития; совершать сделки, заключать соглашения (контракты), предусмотренные действующим законодательством Украины, в т. ч. соглашения купли-продажи, подряда, страхования имущества, перевозки, залога, хранения, мены, аренды, займа, поручения, комиссии и др.; приобретать имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.

Акционерами Общества являются юридические и физические лица, обладающие правом собственности на акции Общества.

Величина уставного капитала ТОК "Судак" составила 15 131 тыс. грн. на конец 2011 г. Уставный капитал общества оплачен в полном объеме и разделен на 60522,4 тыс. шт. простых именных акций номинальной стоимостью 0,25 грн. каждая. Собственниками акций являются юридическое лицо - резидент Украины (ООО "Торговый дом "Судак" - 99,61% уставного капитала) и 86 физических лиц (0,39 % уставного капитала) как резиденты, так и нерезиденты Украины, которые получили право собственности на акции в процессе приватизации или на вторичном рынке ценных бумаг. Частное акционерное общество может осуществлять только частное размещение акций.

Имущество Общества складывается из основных фондов и оборотных средств, а также ценностей, стоимость которых отражена в балансе Общества.

Управление Обществом осуществляют:

· Общее собрание акционеров;

· Наблюдательный совет;

· Правление Общества;

· Ревизионная комиссия.

Высшим органом управления является общее собрание акционеров Общества. Исполнительным органом Общества, который осуществляет руководство его текущей деятельности, является Правление. Правление избирается Общим собранием акционеров в составе семи членов на срок 5 лет. В состав Правления входят: председатель Правления, заместитель председателя Правления, члены Правления, главный бухгалтер. К компетенции Правления относятся все вопросы деятельности Общества, кроме тех, которые в соответствии с действующим законодательством, Уставом Общества или решением Общего собрания акционеров Общества отнесены к компетенции иного органа управления 36.

Председатель Правления определяет основные направления социально-экономического развития предприятия; устанавливает порядок распределения прибыли, получаемой в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия; устанавливает порядок образования и использования основных фондов. Для осуществления текущего руководства деятельностью комплекса Председатель правления назначает главного врача ТОК "Судак", с которым заключается контракт. Председатель Правления передает часть своих полномочий в компетенцию Главного врача комплекса на основании доверенности, выданной на три года и нотариально заверенной. Главный врач комплекса непосредственно подчиняется Председателю Правления, обеспечивает общее руководство коллективом и берет на себя решение принципиальных производственных задач, связанных с выбором портфеля заказов. Он же ведет оперативное управление предприятием. При решении этих задач руководитель при необходимости привлекает и других специалистов, поручая им выполнение конкретных заданий.

В пределах своих полномочий главный врач издает приказы, дает указания, обязательные для всех работников, поощряет и делает взыскания, утверждает Положение о структурных подразделениях, должностные инструкции и другие регламентирующие документы. Главный врач осуществляет также управление денежными средствами, распоряжается кредитами в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.

Главный врач действует от имени и по поручению предприятия, представляет его интересы во всех государственных органах, на отечественных и иностранных предприятиях, учреждениях и организациях, заключает договора, выдает доверенности, открывает в органах Государственного Казначейства Украины регистрационные и другие счета, пользуется правом первой подписи на финансовых, банковских и других документах. В пределах установленного фонда оплаты труда и граничной численности работающих главный врач ТОК "Судак" имеет право определять штатное расписание структурных подразделений и подавать его на утверждение в установленном порядке.

Решения по социально-экономическим вопросам, которые касаются деятельности предприятия, принимаются главным врачом с участием трудового коллектива или уполномоченных трудовым коллективом органов и отражаются в коллективном договоре. Коллективным договором также регулируются вопросы охраны труда, производственные и трудовые отношения трудового коллектива с администрацией санатория.

Руководители структурных подразделений - заместители главного врача - владеют всей ситуацией в своем отделе или службе в целом и являются связующим звеном с другими подразделениями организации и подчиняются непосредственно главному врачу ТОК "Судак". Каждый заместитель формирует в своем подразделении систему контроля, структуру подчиненности или иерархии и систему указаний.

Заместитель главного врача по технической части занимается обеспечением предприятия инвентарем и оборудованием, комплектацией материалов и т.п., следит за выполнением хозяйственной деятельности предприятия.

Заместитель главного врача по медицинской части обеспечивает эффективную работу медицинской службы по оздоровлению и предупреждения заболеваний отдыхающих.

Главный бухгалтер - начальник финансово-экономического отдела - подчиняется главному врачу ТОК "Судак" и, наряду с ним, несет ответственность за состояние финансового хозяйства, обеспечение денежными средствами потребностей комплекса, своевременное выполнение обязательств перед государственным бюджетом. Отвечает за сохранность вверенных ему денежных средств и ценностей, правильную постановку и достоверность бухгалтерского и финансового учета и отчетности, за законное экономическое и целесообразное расходование денежных средств должностными лицами санатория, соблюдением финансовой и штатно-тарифной дисциплины.

Главному врачу ТОК "Судак" подчинены также отдел кадров, инженер по охране труда и технике безопасности, зав. отделом культмассовой работы.

Ко всем работникам аппарата управления ТОК "Судак" предъявляются такие квалификационные требования, как высшее экономическое, инженерно-экономическое, юридическое или техническое образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Работники управляемой подструктуры должны иметь высшее образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее специальное образование и стаж работы по своей специальности не менее 3 лет.

Организационная структура ТОК "Судак" представлена в Приложении А.

Таким образом, частное акционерное общество ТОК "Судак" - это современная здравница Украины на 1084 мест, работающая круглый год, развитая лечебно-оздоровительная база, известный центр конгрессного туризма. Среднесписочная численность штатного персонала в 2011 г. составила 575 чел.

Адрес ТОК "Судак": АР Крым, г. Судак, ул. Ленина, 89.

Медицинский профиль здравницы - заболевания органов дыхания, кожи, периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта.

Конкурентными преимуществами ТОК "Судак" являются: высоко комфортабельные номера класса "люкс", развитая инфраструктура, предоставление услуг конгрессного туризма, а также наличие бювета с минеральной сульфатно-гидрокарбонатной водой, которая используется для лечения желудочно-кишечного тракта.

2.2 Анализ использования трудовых ресурсов ТОК "Судак"

 

А) Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. От обеспеченности санаторно-курортного учреждения трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем, своевременность и качество предоставленных услуг, эффективность использования медицинского оборудования, себестоимость услуг, прибыль и ряд других экономических показателей.

Проведем анализ обеспеченности ТОК "Судак" трудовыми ресурсами. Для этого фактическую среднесписочную численность работников в целом и по отдельным категориям необходимо сравнить с данными предыдущих периодов, найти абсолютное отклонение и определить причины изменения количества трудовых ресурсов. Результаты анализа за 2010-2011 гг. указаны в табл. 2.1.

 


Таблица 2.1

Среднесписочная численность персонала ТОК "Судак"

Показатели

Годы

Отклонение

  2010 г. 2011 г. абс. Тр, %
Весь персонал предприятия 601 589 -12 98,0
Производственный персонал 585 575 -10 98,3
в том числе:        
 - работники обслуги 481 478 -3 99,4
 - руководители, профессионалы и специалисты 56 53 -3 94,6
 - технические служащие 48 44 -4 91,7
Персонал, занятый в непроизводственной сфере 16 14 -2 87,5

 

Данные табл. 2.1 показывают, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. наблюдается сокращение среднесписочной численности персонала ТОК "Судак", как в целом, так и по отдельным категориям работников. Общая численность персонала сократилась на 12 чел. или на 2 % (98-100), в том числе, производственный персонал - на 10 чел., работники обслуги и технические служащие на 7 чел., руководители, профессионалы и специалисты - на 3 чел.

Б) Анализ структуры персонала

Результаты анализа структуры персонала ТОК "Судак" за 2010-2011 гг. представлены в табл. 2.2, графическая интерпретация структуры персонала в 2011 г. показана на рис. 2.2.

 

Таблица 2.2

Структура численности персонала ТОК "Судак", чел.

Показатели

Значение показателя

Структура, %

  2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г.
Весь персонал предприятия 601 589 100,0 100,0
Производственный персонал 585 575 97,3 97,6
в том числе:        
 - работники обслуги 481 478 80,0 81,2
 - руководители, профессионалы и специалисты 56 53 9,3 9,0
 - технические служащие 48 44 8,0 7,5
Персонал, занятый в непроизводственной сфере 16 14 2,7 2,4

 

Рис. 2.2 Структура персонала ТОК "Судак" в 2011 г.

 

Данные табл. 2.2 показывают, что в 2010-2011 гг. в структуре персонала ТОК "Судак" наибольший удельный вес составляет производственный персонал. В динамике доля производственного персонала незначительно увеличилась с 97,3 % до 97,6 %. При этом, доля работников обслуги возросла на 1,2 % (81,2-80,0), а удельный вес остальных категорий работников сократился, что можно оценить положительно.

Для характеристики движения рабочей силы ТОК "Судак" рассчитаем следующие показатели за 2012 г.:

а) коэффициент оборота по приему:

 

 Количество принятых на работу

= - -------------------------------------------------- - (2.1)

Среднесписочная численность работников  

252

= - ---- - *100 = 43,8 %

575  

 

б) коэффициент оборота по выбытию:

 

Количество выбывших

= - ----------------------------------------------------- - (2.2)

Среднесписочная численность работников  

262

= - ---- - *100 = 45,6 %

575  

 

в) коэффициент текучести (К тек):

 

 Выбыло по собственному желанию и за нарушение дисциплины

= - ---------------------------------------------------------------------------- - (2.3)

Среднесписочная численность работников  

 

Коэффициент текучести равен коэффициенту оборота по выбытию т.к. все увольнения работников были связаны с увольнением по собственному желанию и с увольнением по инициативе администрации (К тек = 45,6 %).

Результаты анализа показывают, что на предприятии ТОК "Судак" присутствует высокий уровень движения кадров, обусловленный спецификой работы санаторно-курортного учреждения, имеющей сезонный характер.

В) Анализ использования фонда рабочего времени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.109 с.)