Анализ конкуренции в сельскохозяйственном машиностроении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ конкуренции в сельскохозяйственном машиностроении



Как правило, практически все фирмы, занимающиеся производством тракторов, выходят на международный рынок и продвигают товар на рынках зарубежных стран, т.е. большинство фирм занимаются международным маркетингом. Всего в мире существует около 40 фирм, производящих трактора, но приблизительно 8 компаний контролируют 75-80 % рынка.

Наиболее полно заняты сегменты дорогих высококачественных, удобных машин и тракторов среднего класса достаточно надежных и практичных. Тракторы «МТЗ» на сегодняшний день располагаются в сегменте простых недорогих машин. Круг конкурентов в данном сегменте сужается. Главными конкурентами, также продающими недорогие, простые и достаточно надежные модели, являются фирмы «Зетор» (Чехия), «Урсус» (Польша) и предприятия из стран СНГ, как Харьковский завод.

Из всех наиболее «опасный» конкурент - фирма «Зетор». Если сравнить модели тракторов «МТЗ» и «Зетора», обнаружим, что по качеству и конструкции они примерно на одинаковом уровне, но последние слегка идут впереди. Как минус нужно отметить выше, чем у моделей «Беларусь» цены, но ниже цен ведущих фирм. Как плюс - широкое распространение тракторов фирмы «Зетор» на зарубежных рынках. Весьма опасным для «МТЗ» преимуществом чешской фирмы становятся проводимые переговоры между «Зетором» и такой могущественной фирмой как «Массей-Фергюссон», которая берет компанию под свой патронаж. Это может означать вливание дополнительных капиталов в «Зетор», следовательно, улучшение качества тракторов при том, что цены на товар этой фирмы останутся прежними, а значит, повышение конкурентоспособности моделей «Зетора» на мировом рынке, увеличение доли их продаж.

Ниже представлена характеристика основных производителей тракторов, являющихся конкурентами ПО «МТЗ» на рынке стран дальнего зарубежья:

Джон Дир один из крупнейших производителей тракторов, использующих производственную базу в Германии. Головной офис находится в Манхейме. Джон Дир имеет здесь большое производственное предприятие, завод по производству кабин и товарный склад запасных частей в Брухзале, недалеко от Нейделберга, обслуживающий Европу, Африку и Средний Восток, а также предприятие по производству комбайнов в Цвейбуркене.

Недавно компания установила новую производственную линию. Основательно переделана система материально-технического снабжения, большое внимание компания уделяет поискам комплектующих по низким ценам. Благодаря этим нововведениям Джон Дир в Манхейме успешно перестроился на выпуск более мощных тракторов.

Кейс принял решение, что в плане реорганизации и сокращения он закроет завод в Неуссе, где производятся сельскохозяйственные тракторы Максум и ряд дизельных двигателей. Тракторы этой модели планируется производить на заводе в Донкастерс (Великобритания).

Общим направлением деятельности фирмы является удержание объема производства в Германии на постоянном уровне путем увеличения прибылей от торговли.

Фендт уже подтвердил, что он более жизнестоек, чем предполагали другие производители в этой отрасли.

Это специфическая германская компания с очень независимой позицией. Она не вступила ни в какие совместные соглашения и следует в своем собственном направлении. Фендт уже процветал, когда торговля сократилась, мелкие арендаторы исчезли и европейская фермерская система прошла через радикальные реформы. В 2005 г. его оборот был 910 миллионов немецких марок и он произвел 7811 сельскохозяйственных тракторов. В июле 2006 г. он выпустил свой 500 000 сельскохозяйственный трактор, 260-сильный Варио 926. Из более чем 15-ти немецких производителей тракторов, существовавших в 1960 г., это - единственный, сохранившийся до нашего времени.

Причины этого основываются на общей философии компании, главная идея которой - постоянно уделять пристальное внимание тому, что фермер фактически делает, когда он на работе. Это определяет, какие машины ему нужны для работы. К тому же Фендт создает продукцию только в тех секторах, где высокая прибыль. В результате он выпускает 23% национального производства в денежном выражении, но только 17% в количественном выражении. Сельскохозяйственные трактора Фендт слишком большие (в европейском измерении) и дорогие.

Комфорт - это сильная сторона трактора компании Фендт, поэтому этой компании приходится применять новшества, чтобы выделиться из числа конкурентов. Примером может служить недавний запуск концепции Варио в очень большой серии 800, трансмиссия которой изменяется постепенно от гидростатической на рабочих скоростях до механической, когда скорость возрастает для транспортных перевозок. Даже в стандартных тракторах от 95 до 140 л.с. он предлагает трансмиссию типа турбошифт с 44 передними скоростями и максимальной скоростью 50 км/ч.

Дойц Фар был продан фирмой КХД АГ, производителем двигателей и оборудования, группе ЗАМЕ в 2005 году.

Когда период спада в сельскохозяйственном машиностроении, длившийся почти десять лет кончился, Дойц Фар даже не рассматривался конкурентами как серьезный противник. Эксперимент в Северной Америке с покупкой слабого местного производителя и попыткой экспорта дорогих европейских сельскохозяйственных тракторов через североамериканскую дилерскую сеть, оказался очень дорогостоящим и отвлек руководство от весьма важной проблемы - адаптации к резко сокращающемуся европейскому рынку.

Проблема КХД была в том, что ряд их тракторов был слишком дорогой и плохо совмещался с двигателями воздушного охлаждения. Дойц Фар оказался позади Фендта и Джон Дира, и создание им больших тракторов для получения необходимой доли на рынке тракторов свыше 100 л.с. было очень трудным.

В 2005 г. Дойц Фар был продан фирмой КХД АГ, производителем двигателей и оборудования, группе SAME.пережил недавние кризисные годы лучше, чем многие другие компании, но нельзя утверждать, что он был невосприимчив к колебаниям европейского рынка. Этой компании необходимо было найти партнеров, чтобы поддержать объем продукции в будущем. Он фактически получил контроль над Дойн, Фар в 2005 г. и родительская компания теперь называется SAME Дойц Фар Группа. С 2007 г. сельскохозяйственные тракторы производятся на заводе комбайнов Дойц Фар в Лауингере, в южной Германии, где так же будет базироваться администрация Дойц Фар. Разработка и совершенствование продукции Дойц Фар, однако, останется в Кологне. Через покупку компании Дойц Фар, SAME надеется на усиление собственных позиций на германском и других рынках путем использования хорошего имиджа Дойц Фар.проводит прогрессивную конструкторскую политику и, в дополнение к электронной трансмиссии, стремится оснащать электроникой всю свою продукцию.

Примечательно, что SAME имеет собственные дизельные двигатели и, таким образом, он собирается создать полный технологический цикл в своих тракторах, в соответствии со своими целями.

Количество сельскохозяйственных тракторов производимое другими компаниями снижается. Например, Мерседес-Бенц приостановил производство МБТрак. Объемы 1998 года состоят из производства небольших тракторов для виноградников марки Эйчер и небольших специализированных садовых тракторов марки Гутброд, Хако, Холдер и Кригер.

В отдельных развивающихся странах мира имеются тенденции к росту продаж тракторов (Индия, Китай и др.), однако потребители в этих странах в основном ориентированы на использование тракторов в диапазоне мощностей двигателей 30-80 л.с., хотя и здесь начинает прослеживаться тенденция к повышению спроса на более мощные тракторы. Доминирующим фактором при покупке трактора в этих странах является простота конструкции, его высокая надежность при невысокой культуре эксплуатации и низком уровне технического обслуживания, а кроме того - невысокая цена. Поэтому для этой категории стран ведущие тракторостроительные фирмы мира создают упрощенные, более дешевые тракторы, специально адаптированные к местным условиям.

Российские производители тракторов

Многие специалисты по изучению рынка утверждают, что в связи с низкой платежеспособностью как промышленных предприятий, так и агропромышленного комплекса, в России реального внутреннего рынка тракторов практически уже не существует. Чтобы выжить, тракторным заводам жизненно необходимо проводить активную экспортную политику, направленную на получение «живых» денег.

Развитие ситуации на Челябинском тракторном заводе (ныне ОАО «ЧТЗ») данный тезис вполне доказывает. Во второй половине 2007 года это крупнейшее машиностроительное предприятие России, специализирующееся последние десятилетия на выпуске тяжелых промышленных тракторов и оборонной продукции, получило федеральный заказ в размере 100 млрд. КИК. на производство в 2008 г. сельскохозяйственной техники. Вкупе с предложениями на поставку тракторов от нефтегазового комплекса это позволяло ЧТЗ надеяться на формирование вполне приличного портфеля заказов на 2009-2010 г.г. (примерно 5,5 тыс. машин) и привлечение 1 трлн. RUR инвестиций от «Газпрома» на техническое перевооружение производства.

Однако реальный ход событий очень быстро расставил все по своим местам: правительство вскоре «забыло» о госзаказе на нужды агросектора, не обеспечили обещанных закупок газовики и нефтяники, а экспортные поставки не компенсировали сбыта внутри ораны. В результате объем реализации продукции упал ниже критического уровня, и главный конвейер был остановлен в феврале 2008 г. в связи с началом в отношении ОАО «ЧТЗ» процедуры банкротства. На заводе было введено конкурсное управление и организовано товарищество кредиторов, которое с 1 апреля 2008 года загружает мощности предприятия за счет собственных товарных кредитов. Все финансовые потоки и расчеты за произведенную заводом технику проводятся через товарищество.

Заявку на участие в конкурсе по продаже имущества ведущего российского производителя тракторной техники подали РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», АО «Транс-нефть», нефтяной концерн «ЛУКОЙЛ», предприятия золото- и алмазодобывающей промышленности. Интерес к покупке предприятия проявили Автобанк и ряд крупных европейских фирм.

Нагляден и опыт АО Кировский завод (Санкт-Петербург). В 2006 году там было выпущено 885 штук 300-сильных «кировцев» более чем 22 модификаций. Из них всего 46 колесных тракторов усовершенствованной экспортной модели К-74408 было поставлено по контракту в Германию. Но выручка от продаж за рубеж значила для предприятия чуть ли не больше, чем поставка остальных 839 машин на внутренний рынок. И немудрено: стоимость экспортной модели составляла 110 тыс. DM.

Правда, в последнее время возобновились поставки «кировцев» в Казахстан в рамках межправительственного соглашения. Однако, хотя потенциальная емкость казахстанского рынка энергонасыщенных колесных тракторов оценивается в 7 тыс. машин в год уровень платежеспособного спроса в десятки раз ниже. Напомним, что в 90-е годы предприятие производило в среднем 23,5 тыс. «кировцев» в год и до 11 тыс. из них поставлялись в Казахстан.

В отличие от многих российских производителей, АО Владимирский тракторный завод, уже начиная с середины 2000-х годов, осуществлял активную (и достаточно успешную) экспортную деятельность.

В 2006 году, около 8086 владимирских тракторов было продано за рубеж. Из выпущенных в январе 2007 года 219 тракторов лишь 8 поступили в Россию, остальные были поставлены в Польшу, США, Венгрию. Свои перспективы предприятие связывает с заказами из США, Канады, Мексики.

В связи с этим разработка и освоение серийного выпуска новых тракторов на АО проводится в первую очередь с ориентацией на рынки дальнего зарубежья. Так, новая серия тракторов «2000» уже прошла испытания в Венгрии и Польше. В планах получение международного сертификата на них в Великобритании и США. В 2007 году закончились испытания трактора новой серии «3000» с трех цилиндровым двигателем в 45 л.с.

На внутреннем рынке, из продукции Владимирского тракторного завода, значительный спрос в первую очередь существует на тракторные двигатели. Традиционными их покупателями являются Липецкий, Ташкентский и Харьковский тракторные заводы.

Волгоградский тракторный завод (ОАО ВТЗ) в советские времена являлся крупнейшим российским производителем дизельных тракторов гусеничных ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-175, ВТ-130 и колесных ВТ-130К, а также крупнейшим предприятием ВПК. Завод постоянно расширяет гамму выпускаемых машин. Создан гусеничный трактор ВТ-100 и его модификации на основе унификации узлов и деталей с использованием передовых технологических решений.

В 2001 году объемы производства волгоградского завода составляли около 80 тыс. тракторов в год. В 2006 г. значение этого показателя снизилось до 3 582 шт. Но итогам 2007 года предприятие произвело около 4 тыс. тракторов.

Экспортные поставки позволяют лишь отчасти смягчить ситуацию. До 1 июня 2008 года Волгоградский завод должен был поставить в Ирак 250 тракторов. Стоимость контракта между российским внешнеторговым объединением «Трактороэкспорт» и министерством сельского хозяйства Ирака, включая предпродажную подготовку и последующее гарантийное обслуживание машин, составляет примерно 5 млн. 1180. В апреле 2008 г. в Ирак уже была отгружена первая партия из 100 тракторов ДТ-75.

В последнее время на рынках России и других небогатых стран набирает силу тенденция, когда ограниченные в средствах владельцы тракторов предпочитают не пересаживаться на новые, а модернизировать изношенные машины, заменяя в них жизненно важные узлы н агрегаты, особенно двигатели.

Этой ситуацией намерены воспользоваться производители дизельных двигателей на территории СНГ. В частности, Ярославское АО «Автодизель» планирует развивать поставки (в том числе и на экспорт) двигателей для переоборудования тракторов Т-150 производства Харьковского тракторного завода. Экспортная программа «Автодизеля» предусматривает продажу фирмам Сирии, Египта, Монголии, Вьетнама, Китая двигателей на общую сумму 11 млн. и80. При этом самый большой объем экспортных поставок планируется произвести в Египет - на 4,25 млн. 1180, в Китай - на 2,3 млн. и80, Монголию - на 1,15 млн. 1180.

Липецкий тракторный завод многие годы производил тракторы Т-40А и Т-40АМ, а затем трак юр ЛТЗ-55А с двигателями 50-55 л.с. В 2004 году, в результате модернизации, появились модели ЛГЗ-60АВ и МЗ-60АБ с двигателями водяного охлаждения мощностью 60 л.с. Рыбинского и Минского моторных заводов, которые были созданы под шлейф сельхозмашин и тракторов класса 1,4 т. На базе этих тракторов завод выпускает коммунальные машины КМТ-1, фронтальный погрузчик ПГТ-360, цепной траншейный экскаватор ЭТЦ-160Л.

В 2001 году рекомендован в производство, а с 2005 года изготавливается универсально-пропашной трактор ЛТЗ-155 класса 2,0 тонны с двигателем мощностью 150 л.с.

Все разработки на ЛТЗ осуществляются с целью создания на этом предприятии двух унифицированных семейств тракторов в диапазоне мощностей от 40 до 160 л.с.

Таким образом, из приведенного анализа предприятий-конкурентов, производителей тракторов, можно сделать вывод, что на рынке СНГ РУП «МТЗ» является основным производителем. Что же касается стран Европы, то там существует жесткая конкуренция, и заводу следует приложить значительные усилия, чтобы занять свое место на рынке тракторов в Европе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.02 с.)