Основные разделы коммунальной стоматологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные разделы коммунальной стоматологии



 

 

Изучение уровня санации полости рта в популяции
Оценка эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний
Изучение эпидемиологии стоматологических заболеваний
Планирование программ профилактики стоматологических заболеваний

 


Основные разделы коммунальной стоматологии:

- изучение стоматологического здоровья общества;

- изучение эпидемиологии стоматологических заболеваний;

- планирование коммунальных программ профилактики

стоматологической помощи;

-  оценка ее эффективности;

 

Коммунальные программы помогают каждому человеку сформировать и обеспечить стоматологическое здоровье. Это больше, чем может позволить себе каждый индивидуум.

 

Например:

•  фторирование питьевой воды до концентраций, оптимальных для данной климатогеографической зоны, обеспечивает длительный кариеспрофилактический эффект для всего населения, особенно детского, независимо от социального положения и желания каждого индивидуума;

•  рекламная информированность пациентов любого отделения лечебного учреждения о заболеваемости зубов, слизистой оболочки рта, губ, челюстей может играть роль в формировании онконастороженности как самих пациентов, так же и у врачей других специальностей.

У обывателя и, к сожалению, у врачей других специальностей, да и у многих стоматологов существует стереотипное мнение, что стоматология связана с лечением зубов, поэтому орофарингеальная область оказалась практически не охвачена вниманием медиков. Безграмотность в вопросах онконастороженности орофарингеальной области привела к тому, что злокачественные опухоли рта выявляются в 60% случаев уже на 3 стадии рака, несмотря на то что область рта, губ, челюстей каждый человек видит ежедневно.

Профилактика (от греч. Prophylaktikos-предохранительный) представляет собой систему государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней.

Главная задача профилактики — изучить причины заболевания, его развитие,  лечение и закономерности сохранения здоровья, научиться управлять здоровьем населения.

Основные направления профилактики:

общественная, включающая систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальная, предусматривающая соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве.

Индивидуальная профилактика в стоматологии включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, рациональному "питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму "труда и отдыха, активному занятию "физической культурой и др.

Общественная профилактика в стоматологии  включает систему "социальных, "экономических, %BE)"законодательных, "воспитательных, F"санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебных мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения.

Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания, развитие здравоохранения, "образования, %80%D"культуры. Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья. Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев %82"государственного аппарата, медицинских учреждений и предприятий, где работает человек

 

ВОЗ классифицирует профилактические мероприятия с позиций первичной, вторичной и третичной профилактики.

Первичная
Вторичная
Третичная


Первичная профилактика — это система мер, направленная на предупреждение заболеваний путём устранения причин и условий их возникновения. Например, кариес возникает в результате частого потребления углеводистой пищи, плохого ухода за полостью рта, недостатка микроэлементов. Поэтому при разработке программ профилактических мер против кариеса будут стоять следующие вопросы:

 

1) Создание условий для полноценного формирования и минерализации твёрдых тканей зуба.

 

2) Обеспечение физиологических условий созревания твёрдых тканей зуба, стимуляция этого процесса при необходимости.

 

3) Устранение кариесогенных условий в полости рта (углеводистая пища, микрофлора, содержание микроэлементов в слюне).

 

 

Вторичная профилактика предусматривает мероприятия, направленные на раннее выявление заболеваний, их прогрессирование и предупреждение их осложнений и рецидивов.

 

Это уже является частью программы реабилитации, т.е. программой лечения заболеваний и вторичной профилактики. Вторичная профилактика считается эффективной, если удаётся стабилизировать процесс, не дать в дальнейшем рецидивировать. При проведении вторичной профилактики необходимо планирование на разных уровнях:

 

• Общегосударственном (фторирование воды, соли, выпуск лечебно-профилактических средств — паст, порошков);

 

• Групповом (обучение санитарно-гигиеническим мероприятиям в школах, детских садах, в группах для беременных, назначение фторпрепаратов, минеральных добавок, исключение (лучше сказать уменьшение доли) быстрых углеводов в детских садах);

 

• индивидуальном.

Третичная профилактика - комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) F"реабилитацию.

• Третичная профилактика-представляет собой систему мероприятий, направленных на реабилитацию стоматологического статуса методом сохранения функциональных возможностей тканей и органов челюстно-лицевой, обычно посредством замещения. На практике данные мероприятия осуществляются ортопедами и хирургами.

 

• Цель: восстановить жевательную функцию, речь и эстетику пациента.

 

Санация рта- плановая система лечения зубов и других органов полости рта, направленная на их сохранение и предотвращение осложнений. Санированной считается полость рта, когда у пациента вылечены все зубы, по показаниям произведено удаление зубов не подлежащих лечению, произведено лечение пародонта и слизистой оболочки полости рта.

 

Методы санации:
1. Организационные.
(Приказ № 670 от 1.01.1988 г. о комплексной программе профилактики).


-создание центра профилактики:  кафедры стоматологии детского возраста, в областной, городской детской поликлинике;
-отбор группы детей, подлежащих профилактике;
-последовательность проведения мероприятий;
-стоматологические профилактические осмотры и составление плана работы;
-подготовка оборудования, оснащения, документации;
-распределение кадров;
-выбор метода профилактики.
II. Санация организованного и неорганизованного населения.
Согласно приказу № 670 должна производиться 100% санация дошкольников, школьников, подростков, лиц, работающих на вредных производствах, беременных, ИОВ и ВОВ, учащихся колледжей и ВУЗов.
1. Централизованный.
Преимущества:
выше качество лечения и диагностики;
полная санация и комплексное лечение;
осуществление контроля за качеством лечения и динамикой заболевания;
наличие вспомогательных служб (физиолечение, R-обследование, процедурные кабинеты) улучшает качество лечения.
Недостатки:

затраты времени больного;
не достигается 100% санация.
2. Децентрализованный.
Санация в школах, детских садах, в/ч, училищах, роддомах.
Преимущества:
совместное динамичное наблюдение с педиатром;
помощь на месте, экономия времени;
динамическое наблюдение, если работает один врач весь год.
Недостатки:
неполноценная санация;
снижается качество лечения и диагностики;
сложности в осуществлении контроля за работой.
3. Бригадный метод.
Группа врачей со вспомогательным персоналом выезжает в село, в школы.
Преимущества:
оказываются сразу же все виды стоматологической помощи;
близко к больному;
применяются современные методы.

4. Комбинированный метод.
5. Участковый метод.

Диспансеризация.
Применение фтор и кальций содержащих препаратов.
Общеоздоровительные мероприятия.
Санпросветработа.
Лечебные мероприятия.
   

Занятие 2.Основы санитарно-противоэпидемиологического режима в стоматологии.

Вопросы, разбираемые на занятии:

· Ознакомление с режимом и структурой стоматологического отделения, инструментарием.

· Организация и оборудование стоматологического кабинета.

· Виды стоматологических установок.

· Освоение навыков использования стоматологических инструментов для осмотра рта. Оборудование. Инструментарий.

· Асептика и антисептика в стоматологии.

· Виды стерилизации стоматологического инструментария и наконечников. Профилактика ВИЧ-инфекции, туберкулеза, гепатита.

· Охрана труда и техника безопасности.

· Санитарно-гигиенические требования к помещениям и рабочему месту стоматолога.

Стоматологические медицинские организации – как бюджетные учреждения, оказывающие стоматологические услуги, так и негосударственные стоматологические клиники и кабинеты – обязаны соблюдать санитарные требования.

17 сентября 2010 года вступили в силу новые Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, – СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.05.2010 № 58. Пятая глава этого документа полностью посвящена санитарно-гигиеническим требованиям к стоматологическим медицинским организациям. http://www.e-stomatology.ru/director/prikaz/sanitarn_treb_070709.htm

  Требования к медперсоналу

Врач-стоматолог должен работать в сопровождении среднего медицинского персонала, осуществляющего обработку рабочих мест, дезинфекцию, а также в случае отсутствия централизованной стерилизационной предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинской техники и медицинского назначения.

При этом должны соблюдаться общие требования к условиям труда и личной гигиене медицинского персонала, предусмотренные в первых двух главах новых СанПиН.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.017 с.)