Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История изучения проблемы общения
О психологии общения, как и обо всей психологии, можно сказать словами Германа Эббингауза: она имеет давнее прошлое, но короткую историю.
О социальной природе человека говорили еще древние мыслители, когда только складывались начала психологической мысли в русле философского знания. Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и др., а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах и др. Их наблюдения и суждения о человеческих взаимоотношениях, составляющие ценную часть философского наследия прошлых веков (Афоризмы Сенеки, Монтеня и др.) предвосхитили многие направления исследований человеческого общения, развиваемые психологами в наши дни.
История психологии общения как отрасли научного знания еще короче, чем история научной психологии. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического анализа оно стало только в XX веке. Наиболее интенсивно проблема общения разрабатывалась в 20-30-е гг. ХХ в.
Начиная с 20-х гг. социальная психология, в частности - психология общения, становится одним из ведущих направлений в развитии психологической науки в США, Англии, Германии, Франции и Японии. Широкий размах прикладных исследований в этой области поддерживался крупнейшими промышленными корпорациями и военными ведомствами, заинтересованными в практическом использовании социально-психологических закономерностей.
Концептуальные основы разработки проблемы общения в отечественной психологии связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И.Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Первые попытки осветить проблему общения среди отечественных ученых предпринял В.М.Бехтерев. Общение, писал он, служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. Он отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности. В.М.Бехтерев выделял два специфических вида общения: подражание
и внушение. Особенно важную роль в воздействии одного человека на другого в процессеобщения В.М.Бехтерев отводил бессознательному внушению идей, чувствований и ощущений, без опоры на логические формы убеждения и доказательства. Он выделяет условия, при которых такое внушение оказывается эффективным: единство настроения, переживаний людей, однородность собрания, его направленность на общую цель, наличие единой идеи. В.М.Бехтерев явился зачинателем разработки проблемы общения в отечественной психологии.
Затем интерес к проблеме общения снизился. Новый подъем наметился в 60-х гг. В это время В.Н.Мясищев рассматривал формирование личности и ее отношений под влиянием опыта общения с ближайшим и значимым социальным окружением. В отличие от других авторов, рассматривавших общение лишь как речевую коммуникацию, В.Н.Мясищев рассматривал общение целостно, «как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга». Большое внимание он уделял общению в психотерапии, в частности при лечении неврозов.
Проблеме общения значительное внимание уделял Б.Г.Ананьев. Он рассматривал общение как специфический вид деятельности и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Он писал, что общение определяет характер социальной детерминации индивидуального развития личности и участвует в формировании всей психической организации человека. Он рассматривал с количественной и качественной стороны вопрос об оптимуме общения, необходимого для нормального развития человека как личности, а также последствия дефицита в общении для этого развития.
В 1967 г. в своей книге «Социальная психология как наука» Б.Д.Парыгин выделил проблему общения в качестве предмета изучения социальной психологии. С этого времени и по сей день общение становится предметом интенсивного научного изучения.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.006 с.) |