Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и средства общенияСодержание книги Поиск на нашем сайте
План: 1. Классификация общения. 2. Структура общения и его функции.
1. Классификация общения
Общение как социально-психологический феномен – это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет различные формы проявления. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Классификации общения создаются по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.).
Классификация общения по направленности: гуманистическое и манипулятивное. Гуманистическое общение характеризуется доверием,взаимностью,открытостью,отказом от решения собственных проблем за счёт партнёра. Это общение ориентировано на ценности свободы и достоинства, по сути своей это творческое общение, основой которого является совместный диалог, основанный на признании неприкосновенности достоинства партнёра. В гуманистическом общении мотивация и цели не должны
противоречить средствам и результату.
Манипулятивное общение определяется как«общение,при котором к партнёруотносятся как к средству достижения своих целей». В такого рода общении человек не признаётся как самоценность, хотя ценными могут признаваться те качества, которые могут быть полезны для достижения чьих - либо корыстных целей. В манипулятивном общении человек, как правило, не уважает достоинства партнёра по общению.
Классификация общения по числу общающихся: межличностное, личностно-групповое и межгрупповое.
Межличностное общение –общение между двумя-тремя субъектами. Личностно-груповое общение –общение между одним человеком и группой. Межгрупповое общение –общение между группами. Классификация общения по содержанию: деловое и личностное.
Деловое общение –процесс взаимодействия людей,выполняющих совместныеобязанности или включенных в одну и ту же деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности.
Личностное общение –это обмен неофициальной информацией,сосредоточенное восновном вокруг психологических проблем человека внутреннего характера, тех
интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.
Классификация общения по контакту с собеседником: непосредственное и опосредованное.
Непосредственное (прямое) общение -это общением«лицом к лицу»,когда людинаходятся рядом и общаются без каких-либо промежуточных звеньев, например, при встречи.
Опосредованное (косвенное) общение –это общение,когда люди отдалены друг отдруга временем или расстоянием и общаются через посредника, например, обмен письмами.
Каждый вид общения имеет свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.
2. Структура общения и его функции
Под структурой объекта в науке понимается порядок устойчивых связейэлементов объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях.
Структура общения –это совокупность основных элементов,из которыхскладывается процесс общения.
Поскольку понятие “общение” является сложным, трудным является определение структуры общения. Известны различные подходы к проблеме структуры общения.
В психологической литературе Г.М.Андреева в структуре общения выделяет три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией междуобщающимися индивидами.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания другдруга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействиямежду общающимися индивидами (обмен действиями).
Логическим основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, познания друг друга и обмен действиями) является характеристикавыделение его относительно автономных компонентов: субъекты общения, цель, содержание и средства общения.
Субъектами общения являются живые существа,люди.
Цель общения –отвечает на вопрос«Ради чего существо вступает в актобщения?». По целям общение делится на биологическое и социальное.
Биологическое –это общение,необходимое для поддержания,сохранения и развитияорганизма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностныхконтактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида.
У животных цели общения не выходят за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных и многих других потребностей.
Содержание общения –информация,которая в межиндивидуальных контактахпередается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и т.д.
По содержанию общение может быть: 1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности). 2. Когнитивное (обмен знаниями). 3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями). 4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами).
5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). Средства общения –способы кодирования,передачи,переработки и расшифровки
информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств.
Различают вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства общения. Вербальные средства общения –речевые.Главным средством общения является
язык. Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Все знаки подразделяются следующим образом:
· интенциональные —специально производимые для передачи информации · неинтенциональные —непреднамеренно выдающие эту информацию.
В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения (акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека).
Вербальное общение чаще всего принимает форму разговора.
Невербальные средства общения –неречевые средства.Инструментом общенияявляется тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Неречевые средства могут быть сведены к кинетическим (движения тела), пространственным (организация межличностного общения) и временным характеристикам взаимодействия.
А.Пиз в своей книге "Язык телодвижений" приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38 %, а за счет невербальных средств - на 55 %.
Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения.
В этом контексте важно подчеркнуть роль социальной ситуации общения, в которой реализуется общение, прежде всего о присутствии других людей во время общения, которые изменяют этот процесс. В частности люди коммуникабельные быстро ориентируются в любой ситуации, получают удовольствие и чувствуют подъем от «работы на публику», а те, которые имеют трудности в налаживании контактов, теряются, действуют импульсивно, теряют контроль над своим поведением и тем, что говорят.
Под функциями общения понимаются те роли или задачи,которые выполняетобщение в процессе социального бытия человека.
Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга. Чаще всего выделяют в общении три функции: информационно-
коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную.
Информационно-коммуникативная функция заключается в любом обменеинформацией и охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Ее реализация имеет несколько уровней: на первом уровне осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений; третий уровень
связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).
Регуляционно-коммуникативная функция заключается в регуляции поведения.Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, т.е. происходит процесс взаимного налаживания действий.
Аффективно-коммуникативная функция характеризует эмоциональную сферучеловека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде.
Помимо перечисленных функций, общение выполняет еще одну важную функцию
– функцию социализации, которая заключается в том, что в процессе общения ребенок усваивает социальный опыт, у него формируются навыки взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.
Контрольные вопросы: 1. Какие выделяют виды общения? 2. Охарактеризуйте структуру общения. 3. Каковы основные функции общения?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.007 с.) |