С пением отступают болезни органов дыхания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С пением отступают болезни органов дыхания



С пением отступают болезни органов дыхания

Ученые пришли к выводу, что в процессе пения улучшается кровоснабжение голосовых связок, а также миндалин и многочисленных лимфатических узлов. В результате улучшается состояние иммунитета в ротовой полости. Поэтому у любителей петь гораздо реже болит горло и возникают простуды. К тому же при занятиях вокалом отступают частые бронхиты и даже заболевания легких.

Пение для оптимизма и прилива жизненных сил

Благодаря занятиям вокала приходит в норму работа нервной системы. Поэтому пение оказывает лечебное воздействие при эмоциональных напряжениях, депрессиях. Благодаря нему повышается настроение и ощущается прилив жизненных сил.

С пением головной мозг работает лучше

В процессе вокальных занятий головной мозг обогащается кислородом, поэтому начинает активнее работать. В результате улучшается память и концентрация внимания, легче воспринимается любая информация.

Пение – путь к красивой и молодой коже

Пение особенно может быть интересно для женщин, так как оказывает омолаживающее воздействие. После него на лице появляется здоровый румянец, проходят различные воспаления и высыпания, разглаживаются морщинки.

Пение в помощь беременным

Пение очень полезно беременным женщинам. У них появляются более здоровые дети. При пении плод лучше формируется и развивается, и ребенок становится спокойнее, когда слышит заботливую мелодию матери. Да и сами поющие женщины гораздо лучше переносят беременность и роды.

Однако, терапевтический результат от пения возможен только в случае правильного дыхания! Звук должен идти глубоко из груди, а не из горла. В процессе пения обязательно должна участвовать диафрагма, отделяющая грудную клетку от брюшины. Все это возможно только на базе дыхательной гимнастики Стрельниковой.


Гимнастика Стрельниковой. Задайте свой вопрос

В этой части я собрала самые распространенные вопросы по выполнению дыхательной гимнастики Стрельниковой. Ведь в любой методике очень важно учитывать все нюансы, чтобы она была по-настоящему действенной.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – не исключение. Она представляет собой не просто набор механически выполняемых упражнений. Каждое движение должно сопровождаться правильным вдохом и выдохом, особым дыхательным ритмом и необходимым в зависимости от самочувствия количеством повторений. Именно это мы сейчас и выясним.

Каким должен быть вдох?

Вдох всегда энергичен и активен

Вдох в гимнастике Стрельниковой должен быть резким и коротким. Он выполняется через нос и напоминает хлопок в ладоши. При этом он должен сопровождаться шумом. Рот в это время закрыт. Однако не следует специально сильно сжимать губы. Вы не должны чувствовать никакого напряжения.

Для того чтобы научиться правильно делать вдох, можно представить, как вы принюхиваетесь к запаху гари или дыма. Вдох также можно сравнить со шмыганьем носом.

Вдох выполняется только через нос

Обязательным условием гимнастики является вдыхание воздуха через нос. Когда Александра Николаевна вместе со своей матерью занимались разработкой упражнений, они убедились, что вдох через рот возможно делать, только находясь в помещении с сухим чистым воздухом. Если в процессе вдоха будут допускаться какие-то неточности, то горло начнет сильно пересыхать.

При прохождении воздуха через носовые полости он попадает в легкие очищенным от пыли и согретым, поэтому чистота и температура в помещении перестает иметь такое значение, как при дыхании через рот. Кроме того, вдох через нос получается более глубоким.

Вдох выполняется на эмоциях

Очень важна эмоциональная составляющая каждого вдоха. Александра Николаевна Стрельникова советовала вызывать при этом у себя ощущение ужаса, удивления или бурного восторга. Только в этом случае вдох делается правильно.

Выдох всегда пассивен

Он должен быть полной противоположностью вдоха. Выдох делается медленно и плавно, без рывков. При этом не нужно выталкивать из себя воздух, он должен выходить свободно. Нередко попытка сделать выдох энергичным приводит к сбою дыхательного ритма.

Упражнение «Полное дыхание»

Когда все типы дыхания будут освоены, смело переходите к технике полного дыхания. По сути дела оно объединяет в себе первые три типа дыхания.

Исходное положение: стоя или сидя с прямой спиной, руки вытяните вдоль тела. Полностью сфокусируйте внимание на процессе дыхания.

Сделайте медленный и плавный глубокий вдох. При этом руки разведите в стороны. Вы должны ощутить, как сначала воздух поступает в живот, который при этом выпячивается вперед, а жизненная энергия скапливается в солнечном сплетении. Затем воздухом наполняется нижний грудной отдел, и ребра раздаются в стороны, и наконец верхний грудной отдел – грудная клетка и ключицы поднимаются вверх. Теперь задержите дыхания на 1–2 удара пульса. Затем медленно и плавно выдохните, возвращая руки в исходное положение. При этом проследите, чтобы в первую очередь опустился живот, затем ребра и наконец ключицы. Представьте, как вместе с выдыхаемым воздухом уходят болезни, отрицательные эмоции (страх, усталость, ненависть, беспокойство и т. п.). Снова задержите дыхание (рис. 18).

Упражнение рекомендуется повторить 5 раз. При выполнении полного дыхания следите за тем, чтобы воздух входил в легкие и выходил из них без излишнего напряжения. Не стремитесь выполнить упражнение как можно быстрее. Полный дыхательный цикл (вдох – задержка – выдох – задержка) при правильном выполнении должен занимать примерно 10–15 секунд. В начале занятий вы можете выработать свой индивидуальный ритм. В соответствии с расчетами йогов для каждого человека существует свой индивидуальный ритм, связанный с датой рождения. Сознание позволяет человеку войти в свой дыхательный ритм и тем самым обрести гармонию с природой.

Полное дыхание и Аюрведа

В соответствии с Аюрведой выполнение техники полного дыхания должно быть строго индивидуальным для каждого человека.

...

Аюрведа – первая и самая важная для человека «наука о естественной жизни». Аюрведические методы оздоровления основаны на принципах целостности и гармонии между человеком и природой. Они рассматривают личность как многомерную систему, состоящую из тела, души и жизненной энергии – праны. Забота о физической материи представляется как начальная ступень духовного совершенствования.

В основе Аюрведы лежит понятие о том, что каждый человек принадлежит к определенному конституционному типу энергии (доши): Капха, Питта или Ватта. Преобладание той или иной доши закладывается в людях с рождения и влияет не только на их физическое и психическое развитие, но и на голос.

Капха – это доша слизи. Капха облекает жизнь в ее вещественные выражения. Она контролирует силу, выдержку и сдержанность и отвечает за глубокий и звучный голос, медленную и ритмичную речь. При ее дисбалансе появляются заболевания дыхательной системы и органов речи.

Питта – это доша огня. Она отражает идею трансформации в течение жизни и отвечает за энергетический обмен. Питта может влиять на тембр и силу извлекаемых звуков. При дисбалансе Питы голос становится напряженным, прерывистым, возникает риск надрыва голосовых связок.

Ватта – это доша ветра. Она заключает в себе идею мобильности. В человеке Ватта руководит скоростью речи, а также отвечает за звуковую частоту. При дисбалансе Ватты голос становится слабым, низким и ломанным.

Человек конституции Капха

Обычно имеет массивное, плотное телосложение. У таких людей маслянистая, гладкая кожа; волосы густые, с тенденцией к темному цвету. Эти люди обладают большой силой и выносливостью, все свои дела и движения делают медленно, методично. Для них характерно хорошее самообладание и миролюбие. Новую информацию такие люди воспринимают размеренно, не спеша, но надолго. Это – типичные флегматики (в европейской классификации темпераментов). Они, как правило, обладают спокойным, уравновешенным характером, медленно приходят в возбуждение или раздражение. Но если уж «заведутся», то потребуется время, чтобы их успокоить. Сон у людей типа Капха обычно глубокий и долгий, память также прочная и долговечная. Для них характерно медленное пищеварение, и благодаря этому умеренное чувство голода. Часто побочным эффектом заторможенного обмена веществ является накопление лишней жидкости в органах и тканях, явные и скрытые белковые отеки.

* * *

Люди с конституцией Капха должны чаще дышать правой ноздрей. При выполнении полного дыхания следует поставить указательный палец правой руки между бровями, а большой и средний пальцы – на правую и левую ноздрю соответственно. При вдохе откройте правую ноздрю, при выдохе – левую. Это упражнение вызывает горячительное действие в теле и поддерживает голосовые связки в тонусе.

Человек конституции Питта

Обычно имеет пропорциональное телосложение, отличается средним ростом и не слишком обильной мускулатурой. У таких людей, как правило, красноватый, медный или желтый цвет лица, тонкие шелковистые волосы рыжих оттенков, мягкие ногти. Обычно их называют «полнокровными» из-за тенденции к красноватому цвету лица и волос. Внешне таких людей легко узнать по многочисленным родинкам и веснушкам. Они предприимчивы, доводят начатое до конца, легко находят контакт с другими, некоторая резкость не мешает им становиться прекрасными ораторами. Обычно люди этого типа легко схватывают новую информацию и обладают средней памятью. Хотя у них есть тенденция к раздражительности и гневливости. Согласно представлениям врачей Аюрведы, в теле таких людей наблюдается избыток огня. Они не любят жаркую погоду. У них обычно хороший аппетит и активное пищеварение.

* * *

Люди конституции Питта должны во время дыхательных упражнений вдыхать левой ноздрей, а выдыхать – правой. Это упражнение оказывает охлаждающее действие внутри тела и делает голос мелодичным и естественным.

Человек конституции Ватта Имеет легкое, худощавое телосложение. У него отчетливо видны вены, сухожилия и суставы. У такого человека всегда холодный взгляд. Он все делает быстро, но при этом легко устает. Человек Ватта-конституции мгновенно схватывает и запоминает новую информацию. Правда, такая память недолговечна. Сон у таких людей, как правило, неглубокий и прерывистый. Они очень беспокойны и тревожны. Про таких обычно говорят: «До всего есть дело, суют свой нос во все дела».

* * *

Люди, обладающие конституцией Ватта, должны вдыхать и выдыхать попеременно обеими ноздрями. Это приносит состоянии равновесия и гармонии и делает голос грудным и сильным.

Дыхательная методика Кофлера для красивого голоса

Среди множества различных способов развития голоса я выделила также дыхательную методику Лео Кофлера, так как именно она помогла мне развить свой природный голосовой потенциал. Методика была разработана в 60-е гг. XIX века и получила название трехфазного дыхания. В основе ее лежат три принципа.

1. Непроизвольный, бесшумный вдох, который делается только через нос.

2. Выдох сознательно контролируется и выполняется звучно через плотно сжатые губы.

3. Задержка дыхания происходит естественно. Она длится пока, не появится желание вдохнуть.

Трехфазное дыхание выполняется в следующей последовательности: выдох-пауза-вдох и снова выдох-пауза-вдох. Между вдохом и выдохом пауза не осуществляется. Три фазы составляют дыхательный цикл, который у нетренированного человека достигает 16 раз в минуту, а у тренированного – около 8–10 раз в минуту.

Комплекс трехфазного дыхания включает в себя 6 упражнений. Их лучше всего выполнять сидя или лежа. Поза должна быть свободной и расслабленной так, чтобы вы не испытывали никакого напряжения. Упражнения можно выполнять также и в движении, например при ходьбе, беге, прыжках, наклонах туловища. Если во время занятия вы начинаете задыхаться, значит, следует подкорректировать продолжительность задержки дыхания (она может колебаться от 1,2 до 1,5 секунд). Переутомление недопустимо.

...

Внимание!

Гимнастику трехфазного дыхания не рекомендуется выполнять при высоком давлении, при кровотечениях или лихорадочном состоянии.

Упражнение «Пфф»

Исходное положение: сядьте, расправьте плечи, ноги слегка разведите в стороны, руки положите на колени. Если вам удобнее лечь, тогда ноги сведите вместе, руки вытяните вдоль туловища.

Вытяните губы вперед, словно собираетесь задуть свечу, сделайте равномерный выдох через рот. Воздух при таком выдохе выпускается не весь, поэтому не старайтесь сделать его длинным. При этом должен издаваться звук «пфф» (рис. 19).

Затем выдержите небольшую паузу, зафиксировав положение. Задержка дыхания должна быть естественной и не создавать дискомфорта. По первому позыву осуществите бесшумный и не очень глубокий вдох через нос за счет расслабления мышц грудной клетки и живота. Снова повторите вдох без паузы и т. д. Выполните дыхательный цикл 3–4 раза.

Упражнение «Ссс»

Исходное положение: сядьте, расправьте плечи, ноги слегка разведите в стороны, руки положите на колени. Если вам удобнее лечь, тогда ноги сведите вместе, руки вытяните вдоль туловища.

Растяните губы в улыбке, зубы сожмите, а кончик языка уприте в нижние зубы. Сделайте равномерный выдох со звуком «ссс», одновременно вращая руками по часовой стрелки и против (рис. 20). Затем выдержите небольшую паузу и по первому позыву сделайте вдох через нос. Повторите дыхательный цикл 3–4 раза.

Упражнение «Ччч»

Исходное положение: сядьте, расправьте плечи, ноги слегка разведите в стороны, руки положите на колени. Если вам удобнее лечь, тогда ноги сведите вместе, руки вытяните вдоль туловища.

Растяните губы в улыбке, зубы сожмите, а кончик языка уприте в нижние зубы. Сделайте равномерный выдох, только теперь со звуком «ччч» (рис. 21). Далее аналогично выдержите паузу и сделайте вдох через нос. Повторите дыхательный цикл 3–4 раза.

Упражнение «Жжж»

Исходное положение: сядьте, расправьте плечи, ноги слегка разведите в стороны, руки положите на колени. Если вам удобнее лечь, тогда ноги сведите вместе, руки вытяните вдоль туловища.

Губы вытяните вперед широкой трубочкой, зубы сожмите. На плавном выдохе произнесите «жжж», словно изображая жужжание шмеля (рис. 22). При этом звук не должен быть громким. Если вы положите ладонь на грудную клетку, то ощутите в ней вибрацию. Затем выдержите паузу и сделайте вдох через нос. Повторите упражнение 3–4 раза.

Упражнение «Ззз»

Исходное положение: сядьте, расправьте плечи, ноги слегка разведите в стороны, руки положите на колени. Если вам удобнее лечь, тогда ноги сведите вместе, руки вытяните вдоль туловища.

Растяните губы в полуулыбке. На выдохе произнеси звук «ззз» (рис. 23). Он должен быть низким, ровным и непрерывным. Затем выдержите паузу и сделайте естественный вдох.

На выдохе произнесите «пфф». Снова задержите дыхание и сделайте вдох. Повторите дыхательный цикл 3–4 раза.

Упражнение «Бы-бо-бэ»

Исходное положение: сядьте, расправьте плечи, ноги слегка разведите в стороны, руки положите на колени. Если вам удобнее лечь, тогда ноги сведите вместе, руки вытяните вдоль туловища.

Сделайте равномерный выдох, слегка наклонив голову назад, и одновременно произнесите звуки «бы-бо-бэ» (рис. 24), затем паузу и вдох по прежней схеме. Следующий выдох с аналогичными звуками совершите, опустив голову вперед. Так повторите 3–4 раза. Слоги можно со временем менять на «ма-мо-мэ», «на-но-нэ» и др.

Упражнения для открытия певческого голоса

Очень часто начинающие певцы сталкиваются с одной проблемой. Они не умеют управлять своими голосовыми связками. Поэтому звуки извлекаются глухие и обрывистые, а интонации меняются несвоевременно. Чтобы раскрыть свой голос и научиться им управлять можно выполнить еще один небольшой комплекс вокальных упражнений. Он состоит из двух частей. Для начала вам необходимо будет потренироваться в произношении звуков, а уже затем можно приступить к их пропеванию.

Упражнение «Расчитка»

Исходное положение: стоя или сидя, плечи расправлены, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища (или помогают произносить звуки во время упражнения), взгляд прямо перед собой (рис. 25).

Предварительно сделайте разминку для рта. В течение минуты слегка покусывайте губы, затем язык и внутренние стороны щек.

Теперь можно приступить к упражнению.

1. Для начала потренируйтесь в произношении гласных звуков. Следите за тем, чтобы звук был слышен во всей грудной клетке, гортань не сжималась, живот не втягивался и не напрягался:

● а, а, а, а, а, а, а, а, а, а, а, а, а, а, …

● ал, ам, ан, ар, ав, аб, аг, ад, аж, аз, ак, ах, лань, лай, мак, май, мать, нас, нам, наш, рай, край;

● у, у, у, у, у, у, у, у, у, у, у, у, у, у, …

● уг, ус, ум, уш, ук, ух, ут, уф, уд, уг, уб, уз, уц, уй, ул, лук, плуг, плут, клуб, мус, муть, муж, мур;

● о, о, о, о, о, о, о, о, о, о, о, о, о, о, …

● ог, ом, ол, он, ок, оп, оф, ох, оч, ож, од, ог, об, оз, оц, лом, лоб, лов, ложь, нос, моль, мост, мор;

● и, и, и, и, и, и, и, и, и, и, и, и, и, и, …

● ил, им, ин, ир, ив, иб, иг, ид, иж, из, ик, ип, ит, ищ, лить, лишь, мил, мир, миг, миф, низ, нить;

● е, е, е, е, е, е, е, е, е, е, е, е, е, е, е, е, …

● ел, ер, ев, еб, ег, ед, еж, ек, еп, ет, ер, ес, еш, еч, еф, лес, мель, смесь, здесь, нет, ель, есть, ем;

● ё, ё, ё, ё, ё, ё, ё, ё, ё, ё, ё, ё, ё, ё, ё, ё, …

● ёл, ём, ён, ёб, ёг, ёд, ёж, ёз, ёк, ёп, ёт, ёс, ёш, ёч, ёщ, ёф, ёх, лёт, лёг, мёд, нёс, рёв, вёл, цвёл, пёс;

● э, э, э, э, э, э, э, э, э, э, э, э, э, э, э, э, э, …

● эл, эм, эн, эр, эв, эб, эг, эд, эж, эз, эк, эп, эт, эс, эш, эч, эф, эх, экс, рэп, эра, эмаль, этаж, мэр, сэр,

● ы, ы, ы, ы, ы, ы, ы, ы, ы, ы, ы, ы, ы, ы, …

● ыл, ым, ын, ыр, вы, ыб, ыг, ыд, ыж, ыз, ык, ып, ыт, ыс, мыл, мыс, мышь, рысь, дым, сыт, цып;

● ю, ю, ю, ю, ю, ю, ю, ю, ю, ю, ю, ю, ю, …

● юл, юм, юн, юр, юб, юч, юд, юж, юз, юк, юп, ют, юс, юш, юх, юг, люфт, люд, люб, рюх, бюст;

● я, я, я, я, я, я, я, я, я, я, я, я, я, я, я, я, я, …

● ял, ям, ян, яр, яв, яб, яг, яд, яж, яз, як, яп, ят, яс, яш, яч, лязг, мять, рябь, ряд, вяз, бяз, тяп, пядь.

2. Затем потренируйтесь в произношении слогов, которые содержат звонкие и глухие согласные в сочетании с гласной:

● пкти, пктэ, пкта, пкто, пкты,

● бпти, бптэ, бпта, бпто, бпты,

● гкти, гктэ, гкта, гкто, гкты,

● вфти, вфтэ, вфиа, вфто, вфты и т. д.

Сочетания вы можете придумать самостоятельно, записать их и читать с листа.

3. После освоения звуков попробуйте произносить скороговорки. Делайте это сначала медленно, проговаривая каждую букву. Постепенно ускоряйте темп, не теряя четкости произношения.

● То ли Толя – кореш Коли, то ли кореш Толи – Коля. Коли Коля – кореш Толи, то и Толя – кореш Коли.

● Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы – вылавировали бы.

● На дорожках дрожки, В дрожках кошки и блошки, У кошек ложки, У блошек сапожки.

● Воровал варвар у варвара варево, Варвар у варвара варево воровал.

Вместо скороговорок можно также с выражением прочитать какое-нибудь литературное произведение. Не забывайте при этом правильно дышать – на ударные слоги делайте шумный вдох, на безударные выдох.

Упражнение «Распевка»

Исходное положение: встаньте или сядьте прямо, плечи расправлены, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища (рис. 25).

Попробуйте напевать различны слоги, состоящие из согласной и гласной. Например «ля-ло-лу-лэ» или «ма-мо-му-мэ» и т. д. При этом гласные вытягивайте на выдохе, пока хватает дыхания. Сначала напевайте монотонно. Затем попробуйте брать одни слоги на высокой ноте, другие на низкой. Даже если вы не музыкант, это будет несложно сделать. Можно пропевать одни звуки, представляя, например, как вы нежно общаетесь с близкими людьми, а другие – как вы командуете на работе. При этом вдох должен быть быстрым и шумным, а выдох протяжным и звучным.

Главное, не перестарайтесь. Как только почувствуете легкую усталость, сделайте передышку в 2–3 минуты. Затем снова повторите распевки. В общей сложности упражнение должно длиться 7–10 минут.

После того как вы освоите эти упражнения, можно потренироваться на песнях. Для начала выучите текст и мелодию и попробуйте попеть вместе с исполнителем. Обратите внимание на свободное пропевание звуков. Старайтесь широко открывать рот и протягивать гласные, особенно в окончании фраз. Мелодия должна литься плавно, а дыхание помогать извлекать правильные и четкие слова. Если что-то не получается, прорабатывайте эти места отдельно. Когда вы сможете легко и непринужденно исполнять песню, можно попробовать исполнить ее под фонограмму. Желательно при этом записать свой голос на диктофон, чтобы проследить свои ошибки и неточности. Не бойтесь своего собственного голоса. Со временем тренировок он будет звучат все чище и мелодичнее.


Как развить диапазон голоса?

От рождения каждому человеку присущ свой диапазон голоса. Это так называемые пределы, в которых колеблется звук. Диапазон зависит от общей массы голосовых связок – их длины, ширины и толщины. Чем больше вес голосовых связок, тем ниже голос. Именно поэтому диапазон мужских и женских голосов существенно отличается. У сильной половины человечества голосовые связки более плотные и толстые. Хотя и случаются исключения, когда мужчина может брать очень высокие ноты, а женщина, наоборот, говорить грубым голосом.

Кроме того, среди мужских и женских звучаний также можно выделить разные диапазоны. Мужские подразделяются на:

● бас (низкий),

● баритон (средний),

● тенор (высокий).

Аналогично среди женских голосов существует:

● контральто (низкий),

● меццо-сопрано (средний),

● сопрано (высокий).

Однако не каждый человек обладает богатыми вокальными данными и способен без подготовки брать высокие ноты, типа сопрано или тенора. Тем не менее, как профессионалы, так и любители могут научиться владеть своим голосом и развить его диапазон до желаемого уровня.

Как работает дыхательная гимнастика Стрельниковой

Гимнастика Стрельниковой позволяет развить диапазон голоса на основе правильного дыхания. Благодаря ему укрепляются голосовые связки. Они становятся более эластичными, что позволяет извлекать звук на разных высотах. Кроме того, при дыхании Стрельниковой легкие максимально наполняются воздухом. В результате выдох, на котором распевается фраза, получается естественным, без напряжения и рывков. Поэтому звуки на любой высоте получаются мелодичными и чистыми.

Как выполнять дыхательную гимнастику Стрельниковой

Основной комплекс выполняется как обычно утром и вечером по 30 минут. Упражнения должны идти в той же последовательности, что и при постановке голоса: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Шаги». В каждом упражнении необходимо выполнять «стрельниковскую сотню». Ритм движений выбирается в зависимости от самочувствия. Упражнения не должны вызывать дискомфорта. Вы можете начать с 8 вдохов-выдохов по 12 подходов или с 16 – по 6 подходов. Затем постепенно довести количество вдохов-выдохов до 32 с 3 подходами. Не забывайте делать передышки между сериями в 3–5 секунд.

После основного комплекса можно приступать к дополнительным упражнениям для развития диапазона голоса.

Дополнительные упражнения для силы голоса

Если у вас от природы тихий и неуверенный голос, то вокальные упражнения являются прекрасным средством для повышения его диапазона. С помощью них вы можете развить мышцы голосовых связок, подобно тому, как укрепляете мышцы пресса или ягодиц на фитнесе. Благодаря вокальным упражнениям ваш голос станет более глубоким, благозвучным и выразительным. Вокальные упражнения помогут расширить голосовой диапазон не только любителям, но и профессиональным певцам.

Вокальный комплекс для расширения диапазона голоса

Вокальный комплекс для диапазона голоса основывается на распевании гласных и согласных звуков при условии соблюдения правильного дыхания и осанки. Он состоит из 6 упражнений. На каждое из них вы затратите всего по 3–5 минут. Главное условие при выполнении упражнений – не задирать голову вверх, так как это усиливает растяжение гортани. Лучше всего помогать себе жестами.

Прежде чем приступить к дополнительному комплексу, определите свой изначальный диапазон голоса. Это границы, на которых он при повышении переходит в писк, а при понижении начинает хрипеть. С ними вам и придется работать. Вы можете даже записать свой голос на диктофон в самом начале занятий, а затем сравнить его с достигнутыми результатами. Уже через несколько недель вы сможете отметить расширение голосового диапазона.

Упражнение «Мычание»

Исходное положение: стоя или сидя, плечи расправлены, осанка прямая, взгляд прямо перед собой.

Сделайте шумный и короткий вдох носом. На выдохе протяните звук «мммммм». При этом губы должны быть плотно сомкнуты (рис. 29).

Одновременно положите руки на живот и почувствуйте сильную вибрацию.

Повторите упражнение 5 раз.

Чтобы поработать с диапазоном голоса, постепенно усиливайте громкость. Первый раз протяните звук «м» совсем тихо, затем – все громче и громче, насколько хватит сил.

Упражнение «Рычание»

Исходное положение: стоя или сидя, плечи расправлены, осанка прямая, взгляд прямо перед собой.

Сделайте шумный и короткий вдох носом. На выдохе поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и протяните звук «ррррр» (рис. 30). Повторите упражнение 5 раз. Затем передохните 3–5 секунд и пропойте, подчеркивая звук «р», следующие слова: роль, руль, ритм, рис, ринг, рубль, ковер, забор, топор, повар, сыр, товар, трава, дрова, крыло, сирень, мороз, тормоз. Старайтесь постепенно усиливать голос. Последние слова пропойте настолько громко, насколько сможете.

Упражнение «Жужжание»

Исходное положение: стоя или сидя, подбородок прижат к груди, спина прямая.

Сделайте шумный вдох и на выдохе начинайте тихо жужжать. При этом выдох делается настолько долго, насколько вам хватает дыхания. Затем делается небольшая пауза и шумный вдох. На выдохе голова слегка поднимается вверх. Вы продолжаете жужжать, но при этом немного повышаете тональность голоса. Далее снова следует небольшая пауза, шумный вдох и выдох. Голова поднимается еще выше. Вместе с ней вы продолжаете жжужать на более высоких тонах. Так продолжаете до тех пор, пока полностью не поднимите голову вверх (рис. 31).

Упражнение «Тарзан»

Исходное положение: встаньте прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч.

Сделайте глубокий вдох через нос. На выдохе сожмите руки в кулаки и громко пропойте звук «иииии». Одновременно постучите себя по груди кулаками, изображая из себя знаменитого героя Тарзана (рис. 32).

Затем сделайте передышку в 3–5 секунд. Продолжите упражнение аналогичным образом, пропевая по очереди звуки «ээээээ», «ааааа», «ооооо», «ууууу».

Вы должны почувствовать, как ваше дыхание становится свободным и вы заряжаетесь энергией.

...

Внимание!

Это упражнение необходимо выполнять в конце вокального комплекса только по утрам, так как оно обладает возбуждающим действием.


Как справиться с потерей голоса?

Потеря голоса является довольно распространенным явлением среди певцов, преподавателей, военнослужащих. Но она также может быть вызвана переохлаждением или неправильной работой органов дыхания при произношении. Все дело в том, что образование звуков происходит на выдохе, который колеблет голосовые связки. При неправильном дыхании он слабый и короткий, поэтому не наполняет легкие полностью воздухом. Чтобы компенсировать недостаток кислорода, приходится делать частые вдохи. Это приводит к тому, что во время речи или пения в легких начинает скапливаться лишний воздух и давить на голосовые связки. Человеку приходится говорить с усилием и напрягать связки. Они травмируются, в результате чего и пропадает голос. Если подобный процесс происходит постоянно, то на связках могут возникать узлы, которые уже требуют хирургического вмешательства.

Как работает дыхательная гимнастика Стрельниковой

Упражнения Стрельниковой помогают восстановить голос быстро и легко благодаря правильному дыханию. Дело в том, что на шумном вдохе легкие максимально наполняются воздухом. Это обогащает органы речевого аппарата кислородом и устраняет воспалительные и застойные явления. Выдох же по Стрельниковой получается долгим и свободным. Поэтому он не напрягает и не травмирует голосовые связки.

Как выполнять дыхательный комплекс Стрельниковой

Для восстановления голосовых связок в первую очередь необходимо выполнить основной комплекс Стрелниковой. Упражнения следует выполнять утром и вечером в следующей последовательности: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты» по 8 вдохов-выдохов за 12 подходов и «Шаги» по 32 вдоха-движения за 3 подхода с паузами в 3–10 секунд. Во время выполнения комплекса очень важно следить, чтобы вдох был быстрый и глубокий, а выдох естественным.

Затем можно приступить ко второй части занятия – дополнительным вокальным упражнениям для восстановления голоса.

Дополнительные вокальные упражнения для восстановления голоса

Вокальные упражнения для восстановления голоса позволяют удвоить эффект от гимнастики Стрельниковой. Они легко выполняются после основного комплекса и позволяют привести в норму голосовые связки, не травмируя их. Более того, приведенные вокальные упражнения являются прекрасной профилактикой охриплости и осиплости. Поэтому их можно выполнять в любое время вместе с упражнениями для развития голоса.

Комплекс вокальных упражнений для восстановления голоса

Вокальные упражнения для восстановления голоса следует выполнять сразу после гимнастики Стрельниковой, так же утром и вечером в течение 7–10 минут. Их нужно включать в занятия постепенно. В первый день следует добавить только 3 упражнения – «Полоскание горла», «Мычание» и «Мычание с мимическим массажем». Это необходимо, чтобы не перегрузить голосовые связки. Через три дня в занятия можно включить еще четыре упражнения «Бы-бы», «Вы-вы», «А-а-а-а-о-о-о-о-у-у-у-у», «Мам», похожие на распев. Таким образом, весь вокальный комплекс вы научитесь выполнять в течение недели. После окончания гимнастики важно полностью расслабиться на несколько минут.

Упражнение «Мычание»

Исходное положение: встаньте или сядьте прямо, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища или на коленях, взгляд прямо перед собой.

Сделайте неглубокий вдох носом. На выдохе помычите, постукивая кончиками пальцев по ноздрям (рис. 34).

Упражнение «Бы-бы»

Исходное положение: встаньте или сядьте прямо, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища или на коленях, взгляд прямо перед собой.

Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнести «бы-бы-бы-бы-бы», постукивая кончиками пальцев по верхней губе (рис. 36).

Упражнение «Вы-вы»

Исходное положение: встаньте или сядьте прямо, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища или на коленях, взгляд прямо перед собой.

Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнести «вы-вы-вы-вы-вы», постукивая кончиками пальцев по нижней губе (рис. 37).

Упражнение протяжное «Мам»

Исходное положение: встаньте или сядьте прямо, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища или на коленях, взгляд прямо перед собой.

Сделайте быстрый вдох носом и произнесите протяжное «мам», пока не закончится дыхания. При этом постукивайте себя кончиками пальцев по ноздрям (рис. 39). Затем нужно сделать перерыв в виде трех вдохов-выдохов. Снова наберите воздух носом и произнесите «мам». При этом голову поверните направо, постукивая кончиками пальцев по левой ноздре. Снова сделайте перерыв на три вдоха-выдоха и повторите упражнение в левую сторону. На следующий день выполните это же упражнение со слогом «мом», затем «мим», «мым», «мэм».


Как поставить четкую дикцию?

Довольно редко встречаются люди, которые от природы наделены правильной и грамотной речью. Не случайно во все временами ораторство считалось великим искусством избранных. Красивая речь необходима не только, чтобы с успехом выступать перед большой аудиторией. Она позволяет повысить самооценку, увеличивает шансы в поиске высокооплачиваемой работы, расположения к себе окружающих, заключения сделок, продвижения каких-либо товаров и т. д.

В современном мире развить дикцию, сделать свою речь чистой, плавной и отчетливой может практически каждый. Даже если человек обладает тихим и слабым голосом, он может научиться говорить так, что ему будут внимать с открытым ртом. Для этого и существуют дыхательные и звуковые упражнения.

Как работает дыхательная гимнастика Стрельниковой

Основной причиной плохой дикции является слабая подвижность нижней челюсти и неумение широко открывать рот. Поэтому звуки произносятся глухо, а слова кажутся скомканными и невнятными.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой позволяет развить речевой аппарат, укрепить голосовые связки. В результате речь становится громкой и чистой, а звуки отчетливыми. Фразы, произносимые на выдохе, получаются длинными и мелодичными.

Как выполнять дыхательную гимнастику Стрельниковой

Основной комплекс Стрельниковой выполняется как обычно утром и вечером по 30 минут. В него входят все 13 упражнений в следующей последовательности: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Ушки», «Повороты головы», «Малый маятник», «Большой маятник», «Перекаты правой ногой», «Перекаты левой ногой», «Передний шаг», «Задний шаг». Каждое из низ выполняется за 16 подходов по 8 вдохов-выдохов.

Если упражнения даются легко, то число подходов можно сократить до 3 по 32 вдоха-выдоха с паузами между ними в 3–5 секунд. В общей сложности за одну тренировку вы должны выполнить 1200–1300 вдохов-выдохов.

Когда основной комплекс будет освоен, приступайте к дополнительным упражнениям для развития речи. Только на основе правильного дыхания постановка правильной речи будет успешной.

Дополнительные упражнения для правильной дикции

Благодаря основному комплексу Стрельниковой вы подготовили свой речевой и дыхательный аппарат для работы с дикцией. Теперь можно приступить к ряду упражнений, которые разовьют подвижность нижней челюсти, укрепят мышцы неба, губ и языка, снимут речевые зажимы и помогут натренировать четкое произношение и справиться с глухим и сиплым звучанием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.165 с.)