Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блаженство и смерть как незнание блаженстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В «Куларнава-тантре» образом высочайшего блаженства является Шива. Блаженство (ananda) — это высшее состояние изначальной тождественности и слияния с Божеством, это апогей реализации принципа недвойственности, в ходе которого происходит освобождение от всего ограниченного и иллюзорного, обретается бесконечное чистое бытие. Истинное блаженство единства с Абсолютом становится критерием всего совершенного и предусматривает вечное освобождение отсансары — бесконечного повтора цикла однообразных страданий, опыт которых исключает особое состояние счастья и радости возвращения в изначальную целостность. Переживание спасительного блаженства, дающее возможность выйти из рокового круговорота потенциальной смерти, достигается с помощью тела человека: «блаженство — образ Абсолюта, заключенный в теле человека». В содержании «Куларнава-тантры» многократно подчеркивается значение человеческого тела. Тело — «храм Бога» и «лестница освобождения», сакральный микрокосм, в котором пребывают божественные Шива и Шакти. Тело само по себе совершенно, ему не нужен суровый аскетизм, культивация которого всегда являлась неотъемлемой частью индуистской религиозной практики. Тело дает возможность приобщиться к особому обряду — панчамакаре, включающего в себя сочетание пяти элементов, ведущих к освобождению: мадья (вино), мамса (мясо), матсья (рыба), мудра (жареные зерна), майтхуна (ритуальное соитие). Пять элементов панчамакары — это кула таттвы (основы бытия, первоэлементы, эманации силы Шакти), через наслаждение которыми происходит почитание Шивы и Шакти и, таким образом, познается священное Блаженство. Пройдя через ритуал панчамакары, садхак достигает духовного апогея, в котором его тело, предопределенное к смерти, становится телом блаженства, т.е. практически освобожденным от всего того, что характерно для сансары — однообразного рационально обусловленного бытия. «Нет мукти (свободы от влияния иллюзии) без бхукти (наслаждения)» — этот принцип становится основополагающим в учении кулы, под наслаждением может подразумеваться все то, что может произойти с садхакой, даже то, что приносит боль. В итоге, мир со всеми его несовершенствами и страданиями должен быть воспринят в благостном духе радости, все, что может воспрепятствовать этому, необходимо уничтожить. Учение кулы, с одной стороны, провозглашает священную вседозволенность в наслаждениях, а с другой — ограничивает ее, т. к. любое благое деяние, мотивы которого не связаны с богопочитанием Шивы, становится грехом, напротив, любое греховное действие, посвященное божеству, становится благочестивым. Тело, которое не знает истинного наслаждения и не реализует свой сотериологический (сотериология - богословское учение о спасении человека) потенциал, подвержено онтологической (онтология - учение о сущем, учение о бытие как таковом) печали и унынию. Культивация боли и телесного измождения при аскетических практиках все равно не вырывает человека из границ сансары, которая, в любом случае, остается циклом страданий. Безрадостное существование обречено на одиночество, страх и укоренение в незнании. Бытие совершенно и оно не может быть безрадостным, сопричастность истинному бытию — это истинное блаженство. Если человек не сможет пережить освобождающий опыт сакрального наслаждения при жизни в человеческом теле, то его жизнь снова станет однообразным вечным небытием, т. е. смертью. Таким образом, смерть можно определить как незнание блаженства, переживание которого становится опытом слияния с Абсолютом. Такая смерть — это, прежде всего, бессмысленное умирание тела, которое не в силах осуществить предначертанное, и бесконечно ограниченное временем начинает разрушаться, так и не приблизившись к своей высокой цели. Рассмотрение феномена смерти в «Куларнава-тантре» через аспекты троичного определения Абсолюта (sat — cit — ananda) дает нам возможность осознать, что любая неполнота реализации единства данных аспектов на протяжении жизни в телесной форме приводит к вечному умиранию, вечной актуальности смерти. Подводя итоги, необходимо отметить, что в содержании «Куларнава-тантры» нельзя увидеть заострение внимания на проблеме смерти как таковой, самое важное значение здесь имеет двойственность, которую необходимо преодолеть, чтобы заполучить возможность выхода из сансары. Не найти в «Куларнава-тантре» ни присутствия бога Ямы, ни воспроизведения образов и пространств загробного мира, ни описания соответствующих ритуалов жертвоприношения. Весь мир для практикующего Тантру уже мертв, т. к. он движим законом вечной неудовлетворенности смерти, да и сам посвященный, по факту принятия участия в особой инициации, уже является мертвецом. Для него смерть безразлична, потому что она растворена повсюду и все, что он видит, — это повсеместное состояние смерти. Признавая факт смерти мира и всего того, что есть в нем, тантрист больше не боится ее, он персонифицирует смерть и все время пытается уничтожить все ограничения, убить себя как нечто индивидуальное с помощью внутренних и внешних процессов. В «Куларнава-тантре» скрупулезно прописаны обряды для непосредственной практики переживания идентичности с Шивой и его Шакти, заостряется внимание на ценности именно чистого непосредственного опыта выхода из обыденности. Преодоление смерти в данной традиции начинается с факта воплощения: тело смерти должно стать телом блаженства и раствориться в мировом единстве — отсюда почитание тела как священного, что было ранее недопустимым, т. к. тело за его связь с нечистотами и смертью считалось проклятым, а сам инцидент воплощения — трагедией. Представления «Куларнава-тантры» о спасении, как о переживании блаженства и возвращении в изначальное состояние единства с Богом, можно соотнести с ведическими образами загробной жизни, которая представляется радостным пиром предков. Здесь мы не видим страха перед смертью и ее обожествлением, смерть уходит на второй план, в первом случае — по причине ее обыденности, во втором — вследствие ее ограниченной роли как дороги возвращения к предкам. Таким образом, учение школы кула и ее обращение к переживанию опыта всеобъемлющего единства внутри Божества позволяет разрешить кризис всеобщности смерти, нарастающий со времен Упанишад, получивший свое развитие в «Махабхарате», отображенный в пуранических текстах. В контексте «Куларнава-тантры» смерти можно дать следующее определение: смерть — это заключение сознания в бесконечной иллюзии двойственности, не дающей возможность вернуться в онтологическое единство с Абсолютом. Тайна смерти в средневековом индуизме представляет собой большой интерес для дальнейших исследований, прежде всего это связано с огромным количеством неизученных памятников, содержание которых, вероятно, даст возможность взглянуть по-новому на проблему смерти и ее место религиозной антропологии. Представления о загробном мире и загробной жизни в индуизме Загробная жизнь в индуизме делиться на два этапа. Первый, как мы уже знаем и представляем, называется сансарой. Второй - выходом из сансары. Стоит всё-таки напомнить и заострить внимание на том, что сансара в переводе с санскрита звучит как «странствование». Наряду с санскритом, сансара, переводиться как «перерождение» или «реинкарнация». По своей сущности это душа переселяется в другое тело. Механизмом, является карма (в переводе с санскрита - «поступок») — это закон реинкарнации души, суть которого при овладении хороших поступков, человек перерождается в хорошее перерождении, если преобладают плохие — то плохое перерождение. Индуисты говорят, что какая карма — такова сансара. Если тело здоровое и судьба счастливая — то человек имеет хорошую карму. Плохое перерождение — это растение, животное или больной человек. По мировоззрению индуистов, преступник становиться жертвой такого деяния, которое совершил. Всё это уже знакомо по предыдущей статье о буддизме. Как и у многих мировоззрений, в индуизме загробная жизнь делиться на Рай и Ад. Существует легенда, что Брахма когда творил вселенную из космического яйца, не стал создавать смерть. Брахма сотворил небо, землю и подземный мир, которые населяли добрые боги-«дэвы» и демоны злые - «асуры». Они были бессмертны, людей еще пока не существовало. Пока у богини Адити не родился безрукий и безногий Вивасват. Братья пожалели калеку и сделали ему конечности, так возник первый человек (по другим версиям слон). Вивасват недолго был человеком, постепенно он превратился в бога, который олицетворял солнечный свет. Но дети его, Яма, Ями и Ману, родились людьми, в результате чего лишились божественного дара. Страшная смерть им не грозила, так как Брахма, создавая мир, не предусматривал этого, в результате чего Земля, была переполнена людьми. Не выдержала Земля, такого, и обратилась к Брахме, с просьбой уменьшить количество жителей. Сложно такое представить, что Землю, волновало такое количество людей. Но мудрый Брахма, не стал выделять людей в определенную группу. Сначала он был зол и хотел убить всех, но потом смягчился по просьбе Шиву и создал Смерть, которая должна сдерживать рост населения. Она оказалась темноглазой женщиной в красном платье и венком из лотосов на голове, она была доброй. Сначала женщина рыдала и отказывалась исполнять свои обязанности, так как они наносят боль другим людям. В конце концов, Брахма пошел на компромисс, он слезы смерти превратил в болезни, а страсти и грехи причиной гибели живых существ. Смерть, таким образом, носит титул справедливости. Первой жертвой смерти стал Яма, сын бога Вивасвата. Он был первым человеком, который попал в загробный мир, где Агни управлял им. Он был очень одинок и с радостью отдал свое место Яме, чтоб самому стать посредником между людьми и богом. Яма основал новое загробное царство, которое расположилось на юге, под землей. Оно главное царство — «мир предков». Все кто прибывает сюда, подлежат суду, который совершается Ямой. Чтобы на него попасть, душа должна сделать долгий пусть, который занимает целый год. Здесь в огромном городе, Яма предстает в ярко-красном платье, с венцом на голове, в руках держа булаву и петлю из которой он вынимает душу умершего. Секретарь бога, Читрагупта, докладывает царю о земных деяниях каждого новоприбывшего, после чего Яма определяет ему место либо в раю, либо в одном из отделений ада. Некоторым в виде на жительство сразу отказывают и отправляют их обратно на землю для перерождения. Ад обозначается термином «нарака». Он имеет несколько отделений. Многие источники пишут, что существует 7 кругов ада. В каждом кругу определенное наказание. Их изнуряют бессонницей, заставляют обнимать раскаленное железо, варят в кипящем масле. Второй этап в жизни грешников, это попадание в 7 кольцо ада, туда отправляют только заядлых грешников, из которого выхода нет. Здесь души находятся до конца «дня Брахмы» и уничтожаются. Безрадостной бывает участь некоторых покойных, у которых прерывается род по мужской линии. В той же «Махабхарате» описывается некто Джараткара, праведник, предававшийся «суровым аскетическим подвигам». Подвиги эти были столь суровы, что Джараткара, научившийся полностью усмирять плоть, не имел потомства и засчитывал это себе в заслугу. Но однажды, странствуя по свету, аскет «увидел своих праотцев, висящих в глубокой яме ногами вверх, а головами вниз». Мучения старцев усугублялись крысой, «тайно живущей в той же яме». Выяснилось, что в яме (видимо, это был один из участков ада) истязаются предки героя, которые были столь же «суровы в обетах», как и сам аскет, по каковой причине они имели на всех лишь одного потомка, самого Джараткару. И теперь, если он не родит хотя бы одного сына, род их угаснет и посмертная судьба праотцев не сможет измениться к лучшему. Видя мучения старцев, Джараткара немедленно устыдился, снял с себя принятые обеты и воскликнул: «…я приложу старания к тому, чтобы жениться, о праотцы!.. И тогда родится потомство ради вашего спасения. Достигнув вечного местопребывания, радуйтесь, о мои отцы!» Джараткара сдержал слово, родил сына и «отправился на небо вместе со своими предками». Но поскольку в Индии всегда существовало множество аскетов, можно опасаться, что не одни лишь предки Джараткары, но и миллионы других жителей Питрилоки безвинно терпят мучения, расплачиваясь за воздержание своих потомков. Требование, чтобы жители Питрилоки не были бездетными — это бюрократическая придирка Ямы. Отправление души индуса в загробный мир, процедура сложная. Поэтому если человек, не имеет детей, то он может быть не уверен, что дальние родственники совершат этот обряд. Впрочем, бывает и обратная ситуация: заботливые родственники совершают похоронный обряд, провожая в царство Ямы человека, пропавшего без вести, а он через некоторое время возвращается домой. Это вызывает немалые затруднения, поскольку не только с юридической, но и с религиозной, и с социальной точки зрения человек этот становится подданным Ямы, а двойное гражданство в данном случае категорически запрещено. Требуется сложная система обрядов, воссоздающих весь жизненный цикл от зачатия и рождения до свадьбы, чтобы «покойный» мог снова стать полноправным членом мира живых. Стоит отметить, что существует и второй этап жизни души, которые вели праведный образ жизни. Их действие обозначается термином «мокша». Она действует и достигает цели, когда происходит слияние души с богом Брахмой, которая достигает вечного блаженства. Таким образом, загробная жизнь индуизма имеет свою древнюю историю, которая насыщена различными легендами и представляет для индусов ценность и веру, что их души сольются с великим богом-создателем мира Брахмой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.248 (0.01 с.) |