Методики для психолого-педагогического обследования детей 2-3 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики для психолого-педагогического обследования детей 2-3 лет



 

№ п/п Задание, цель Оборудование Проведение обследования Обучение Оценка действий ребенка
1. «ПОЙМАЙ ШАРИК» Цель: Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики. Желобок, шарик. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.   Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу. Принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
2. «СПРЯЧЬ ШАРИКИ» Цель: выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий. Оборудование: две (три) разные по величине коробочки. Две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету. Перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой за если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой — маленькую коробку». После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. Принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения — ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
3. «РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ» Цель: выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого. Две двусоставные (трехсоставные) матрешки. Взрослый дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение. Педагог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. Принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
4. «РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКУ» Цель: выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий. Пирамидка из трех (четырех) колечек. Педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. Принятие задания; учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результат. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
5. «НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ» Цель: выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции. Две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка). Перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же. Если ребенок не выполняет задание, то педагог показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест. Принятие задания; осуществление выбора; понимание жестовой инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
6. «ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ» Цель: выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета. Цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих. Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик». Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания. Принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
7. «СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ» Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. Две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник). Взрослый показывает ребенку две (три) части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку». В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно. Принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
8. «ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК» (молоточек или домик). Цель: выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу. Четыре (шесть) плоских палочек одного цвета. Перед ребенком строят из палочек молоточек или домик и просят: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может сконструировать молоточек (домик), педагог просит: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание. Принятие задания; характер действий (по подражанию, показу); обучаемость; результат; отношение к результату. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
9. «ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ» Цель: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку) Тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой — ложная. Перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, до которой он не может дотянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца тесемки, разведенные между собой на расстоянии 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесемки, то тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и таким образом подтянул тележку. Обучение проводится на уровне практических проб самого ребенка. Если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания; фиксируется также отношение к результату; результат. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
10. «НАРИСУЙ» (дорожку или домик). Цель: выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату. Карандаш, бумага. Ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят нарисовать дорожку (домик). Обучение не проводится. Принятие задачи и отношение к ней; оценка результата деятельности; понимание речевой инструкции; результат. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

 


Заключения и рекомендации

      

Обследование ребёнка раннего возраста завершается составлением заключения и вынесением рекомендаций.

В заключении содержатся обобщенные данные,  отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер. В случае выявления нарушения или группы риска по нарушению даются рекомендации по коррекции или компенсации данных нарушений.

 

Образец оформления

 

Дата________________                                     Уровень развития умений и навыков в пределах

                                                                              возрастной нормы. Группа риска по…

место для печати                                                    

                                                                             Рекомендовано:

                                                                             Воспитание и обучение в дошкольном образовательном

                                                                             учреждении.

                                                                              ________________________________________________

                                                                              ________________________________________________

                                                                              Специалист ЦДиК:   Фамилия, инициалы

 

Дата________________                                   Уровень развития умений и навыков незначительно ниже

                                                                            возрастной нормы. Нарушение зрения

место для печати                                                    

                                                                            Рекомендовано:

                                                                            Воспитание и обучение в дошкольном образовательном

                                                                            учреждении.

                                                                              ПМПК в…______________________________________

                                                                              ________________________________________________

                                                                              Специалист ЦДиК:   Фамилия, инициалы

Варианты заключений Варианты рекомендаций Примечания
Уровень развития умений и навыков соответствует возрастной норме Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении  
Уровень развития умений и навыков в пределах возрастной нормы                                                                Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении  
Уровень развития умений и навыков незначительно ниже возрастной нормы Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении                                                                         
Уровень развития умений и навыков ниже возрастной нормы Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении                                                                         
Уровень развития умений и навыков … возрастной нормы. Группа риска может быть по ЗРР, ЗПРР, речевому развитию, зрению, слуху, ОДА, поведению, дезадаптации к ДОУ Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении….  
Уровень развития умений и навыков … возрастной нормы. Нарушение ОДА, зрения,слуха Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении. ПМПК (срок прохождения)  

Работа с родителями

 

       Обследование ребёнка раннего возраста проводится совместно с его родителями (законными представителями). При этом важно соблюдать определенный алгоритм:

1. Специалист проводит краткую беседу с родителями.

2. Собираются анамнестические сведения о развитии ребенка. Уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.

3. Обследование ребенка. Изучается уровень познавательной деятельности и обследование речи.

Выбор методик обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях. Специалист обращает внимание на то, как ребенок входит в кабинет: держась за руку родителя; самостоятельно; охотно или неохотно. Отворачиваясь от нового взрослого; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимание.и т.д.

Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывают стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта ребенка с новым взрослым.

4. Даются рекомендации по уровню развития ребенка, изменению условий жизни и микроклимата в семье.

Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм работы с ребенком, навыкам семейного общения.

5. Результаты обследования заносятся в амбулаторную карту.

6. Если у родителей появляются вопросы, касающиеся развития и воспитания ребенка, специалист может рекомендовать обратиться к соответствующему специалисту на консультацию.

 

Консультации для родителей

 

«Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальные период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что в приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.036 с.)