№ п\п
| Параметры развития
| Возраст детей
|
1 г. – 1,6 г.
| 1,6 г.– 2 г.
| 2 г. – 2,6 г.
| 2,6 г. – 3 г.
|
1.
| Крупная моторика
| Ходит самостоятельноБьет ногой по мячу. Бегает уверенно, не падая, огибая углы и делая резкие остановки. Вскарабкивается и садится на "взрослый" стул. Лазает по сооружениям на детской площадке.
| Свободно поднимается и спускается по лестнице, ставя ноги поочередно на каждую ступеньку. Самостоятельно влезает по лестнице на горку и съезжать с нее. Сохраняет равновесие и координацию в подвижных играх (бег, лазанье, прыжки).
| Прыгает со ступенек двумя ногами вместе. Играет в мяч с другими детьми, бросает мяч и ловит, по крайней мере, в половине случаев.
Стоит на одной ноге несколько секунд без поддержки. Из положения стоя перепрыгивает через невысокие предметы.
| Прыгает со ступенек двумя ногами вместе. Играет в мяч с другими детьми, бросает мяч и ловит, по крайней мере, в половине случаев.
Стоит на одной ноге несколько секунд без поддержки.
Из положения стоя перепрыгивает через невысокие предметы.
|
2.
| Мелкая моторика
| Предпочитает действовать ведущей рукой. Чертит каракули мелком или карандашом. Перелистывает страницы детской книжки (по одной). Отвинчивает и завинчивает крышки банок и бутылок
| Чертит каракули круговыми движениями. Строит башни из пяти и более кубиков. Держит мелок несколькими пальцами, почти как взрослый
| Пытается резать или режет маленькими ножницами. Строит башни из восьми и более кубиков.
Рисует или срисовывает вертикальные или горизонтальные линии.
Делает постройки из кубиков, такие как простой дом, мост или машину.
| Рисует или срисовывает полный круг, две пересекающиеся линии.
Кладет на место отдельные фрагменты в складной картинке.
|
3.
| Социальное развитие
| Просит содействия в чем-либо. Начинает помогать в домашних делах. Играет вместе с другими детьми.
| Иногда говорит "нет", если пристают. Обычно правильно реагируют на замечания. Проявляет привязанность к другим детям. Хочет спать с куклой, игрушечным медведем и т. д. Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить.
| Выражает жалобы словами. Здоровается ("Привет" и т. п.)
Говорит "Посмотри", когда хочет привлечь внимание к своим занятиям. Играет в активные игры с другими детьми. Предлагает свою помощь другим.
| Извиняется, сделав что-нибудь нехорошее. Обычно выполняет специальные указания во время групповых игр и ждет своей очереди
|
4.
| Развитие речи
| Говорит не менее двух слов, помимо "мама" и "папа". Отвечает на вопросы: "Как говорит собачка, киска?". Употребляет по крайней мере пять слов для обозначения разных предметов.
| Называет несколько знакомых предметов в книжке с картинками, употребляет не менее десяти слов. Правильно отвечает "да" или "нет" в ответ на простые вопросы.
Если предмет не нравится, говорит о нем: «Плохой», «Кака» и т. п.
| Просит: "Еще", "Еще один". Использует отрицание "не" в выражениях: "не надо", "не буду" и т. п. Употребляет по крайней мере одно из следующих слов:"я", "ты", "он", "она", "оно", "мне".
Говорит предложениями из двух, трех и более слов. Рассказывает, какое действие изображено на картинке. Говорит о своих вещах: "мой", "моя", "мое". Употребляет глаголы в прошедшем времени. ("Мячик упал").
| Задает вопросы, начинающиеся со слов "что", "где", "почему","когда", "как". Использует существительные не только в именительном падеже. Употребляет слова во множественном числе (окончания -и или -ы, глаголы в будущем времени.
|
5.
| Понимание речи
| По просьбе взрослых показывает минимум три части тела: нос, рот, руки или ноги.
Знает предлоги "на" и "с". Выполняет указания, состоящие из двух частей, например: "Пойди к себе в комнату и принеси мне. " Понимает значение по крайней мере трех из предлогов: "в", "на", "под", "у", "возле".
| Понимает, что значит "вверх" и "вниз", "один" (дает по просьбе именно один предмет) "все".
Должен правильно определять по названию хотя бы один цвет.
| Проговаривает свое имя. Показывает или называет больший из предметов. Понимает не менее шести слов, указывающих положение предметов: "в", "над", "на", "под", "у", "возле»,«сверху», «снизу", "выше", "ниже". Правильно определяет пол других детей (мальчик или девочка).
| Проговаривает свое имя. Показывает или называет больший из предметов. Понимает не менее шести слов, указывающих положение предметов: "в", "над", "на", "под", "у", "возле»,«сверху», «снизу", "выше", "ниже". Правильно определяет пол других детей (мальчик или девочка).
|
6.
| Самообслуживание
| Снимает туфли и носки. Пользуется маленьким ведерком или емкостью для переноски вещей. Открывая дверь, поворачивает ручку и тянет. Вытирает пролитую жидкость тряпкой или губкой.
Подает маме или папе пустую тарелку.
| Самостоятельно снимает расстегнутую рубашку или блузку. Расстегивает молнии.
Моет и вытирает руки. Ест вилкой и ложкой, почти не проливая.
| Сам умывает лицо и чистит зубы.
Наливает жидкость в чашку не проливая.
| Надевает рубашку или блузку самостоятельно. Моется в ванне почти без помощи. Правильно надевает туфли (правую - на правую ногу, левую - на левую).
|
Правильный уход, сбалансированное питание и посильные двигательные нагрузки необходимы для полноценного физического развития ребенка. Но интеллект тоже должен развиваться. Для формирования познавательных интересов и накопления знаний о мире нужно создать развивающую среду: вся окружающая обстановка должна вызывать у малыша желание каждый день совершать маленькие открытия. Поэтому выбор игрушек, спортивных комплексов, развивающих пособий должен быть продуманным и взвешенным.
Конечно, дети развиваются по-разному, в соответствии со своими "биологическими" часами. Но, тем не менее, существуют объективные параметры развития детей раннего возраста, на которые стоит ориентироваться