№ п/п
| Задание, цель
| Оборудование
| Проведение обследования
| Обучение
| Оценка действий ребенка
|
1.
| «ПРОКАТИ ШАРИК»
Цель: установление контакта ребенка со взрослым, оценка понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет.
| Желобок, шарик.
| Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!". Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: "Кати!". Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.
| Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2), как это надо делать.
| Принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
2.
| «ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ»
Цель: проверка уровня развития восприятия, умение устанавливать идентичность предметов.
| Коробка с мелкими игрушками (елочки, грибочки, матрешки) по 6 штук в каждой
| Взрослый ставит перед ребенком два подноса, кладет на один матрешку, на другой елочку. Затем просит ребенка разложить игрушки в таком же порядке.
| Показ и объяснение в случае затруднения.
| Принятие и понимание заданий, умение устанавливать идентичность предметов, целенаправленность действий.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
3.
| «КУБИКИ. БАШНИ ИЗ 3 КУБИКОВ»
Цель: выявление у ребенка способности к подражанию, организации его целесообразного поведения в продуктивной деятельности.
| Восемь кубиков одного цвета
| Взрослый дает ребенку 3 кубика и просит его по подражанию строить башню
| Сначала использует совместные действия, затем помогает выполнить задание по подражанию.
| Принятие и понимания задания, умения подражать действиям взрослого и действовать целенаправленно.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
4.
| «ПОКАЖИ КАРТИНКИ»
Цель: выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста.
| Предметные картинки: мяч, кукла, машинка
| Перед ребенком кладут картинки. Педагог спрашивает: 1. Покажи, где нарисован…?
2. Что это? Кто это?
| Если ребенок не выполняет задания, педагог показывает, как надо показать пальчиком на картинку.
| Принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, отношение к результату, результат.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
5.
| «ПИРАМИДКА»
Цель: проверка умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учетом их свойств, умение подражать взрослому.
| 2 пирамидки из 5-6 колец одного размера
| Взрослый на глазах ребенка снимает колечки со стержня и кладет их на поднос. Затем ребенку предлагается собрать пирамидку.
| Взрослый дает другую пирамидку ребенку, просит его снимать, а затем надевать колечки, выполняя действия по подражанию, обращая внимание на то, что на колечках есть дырочки.
| Принятие задания, умения подражать действиям взрослого, целенаправленность действий в определенной ситуации.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
6.
| «КУКЛА»
Цель: исследование особенностей восприятия, знание частей тела, понимание обращенной речи
| Кукла
| Покажи где у куклы глаза, рот, руки
| Показ на кукле
| Принятие задания, соотнесение частей тела, обучаемость, понимание обращенной речи.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
7.
| «СПРЯЧЬ КУБИКИ В КОРОБКУ»
Цель: выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия соотносящих действий.
| 2 коробочки четырехугольной формы одинакового цвета с крышками такого же цвета и формы, но разные по величине.
| Перед ребенком 2 коробочки, разные по величине и крышки к ним, на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой кубик в большую коробку, а маленький кубик в маленькую коробку и просит ребенка спрятать кубики, т. е. накрыть коробки крышками. При этом ребенку не объясняется, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы он самостоятельно закрыл каждую коробку соответствующей крышкой.
| Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: "Большой крышкой накрываем большую коробку, а маленькой - маленькую". Таким образом, в процессе диагностического обследования педагог показывает способ действия и фиксирует в слове свойство предметов (величину), на которое ребенок должен ориентироваться при выполнении задания. После обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.
| Принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
8.
| «КАК ГОВОРИТ»
Цель: выявление уровня понимания речевой инструкции, развития речи, наличия указательного жеста.
| Резиновые игрушки: кошка, собака, курица, корова.
| Взрослый ставит игрушки перед ребенком и просит взять ту или иную, и сказать как говорит это животное.
| Обучение 2-3 раза
| Принятие и понимание задания, выделение игрушки по слову, умение повторить звукоподражание.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
9.
| «СООТНЕСЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Цель: выявление поведения ребенка в определенной ситуации, умения соотносить игрушку с ее изображением.
| Игрушки (мячик, ложка, расческа, кубик) и соответствующие картинки
| Взрослый показывает поочередно игрушки, затем показывает ребенку картинку с изображением мячика и спрашивает: «Что это? Покажи на картинке»
| Соотнесение проводиться не более 3 раз.
| Принятие и понимание обращенной речи, уровень восприятия предмета, обучаемость.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
10.
| «ПОРИСУЙ»
Цель: понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат.
| Карандаш, бумага.
| Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят: "Порисуй".
| Обучение не проводится.
| Оценка действий ребенка: принятие задачи, отношение к заданию, оценка результата деятельности, понимание речевой инструкции, результат. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|